В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Президента `Союза армян России` и Посла Доброй воли ЮНЕСКО А.А. Абрамяна Назад
Выступление Президента `Союза армян России` и Посла Доброй воли ЮНЕСКО А.А. Абрамяна
Заседание "круглого стола" на тему: "Национальная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы"

Уважаемые дамы и господа!

От имени "Союза армян России" и себя лично приветствую участников сегодняшней встречи. Национальная политика, присутствующие в этой сфере проблемы и перспективы всегда будут сохранять свою актуальность в политической системе многонационального государства. Укрепление международного авторитета, позиций и роли современного российского государства в международных делах во многом связаны с нашими достижениями в области развития демократии, институтов гражданского общества, обеспечения единства российского народа на основе многовековых морально-нравственных ценностей, а также упрочения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Исторически становление и развитие России происходило как многонациональное государство, как союз многих народов и культур. Россия защитила и спасла многие народы от гибели и исчезновения, приобщила их к богатому русскому языку и великой русской культуре, сыграла определяющую роль в стабильном развитии национальных культур и традиций нерусского населения страны, подняла уровень социально-экономического развития этих народов, выступала и фактически продолжает оставаться в роли гаранта безопасности народов постсоветского пространства. И, наконец, Россия сохранила и обеспечила многим народам национальные формы образования и возможность воз-рождения и создания независимого государства. "Основу духовности самого российского народа, - как отмечает Президент России В.В. Путин, - испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий". Существующие проблемы и определенного рода напряженность в межнациональных отношениях в нашей стране являются следствием ряда причин, связанных с распадом Советского Союза и целенаправленной деятельностью определенного рода деструктивных сил внешнего и внутреннего толка. Важно осознать, что ложные и ущербные идеи реализовать преимущества коренного народа над некоренными либо нацменьшинствами, могут привести к разрушению демократических основ российского государства и привести к очередному распаду самой России. С распадом Советского Союза в судьбе России возникла качественно новая политико-правовая ситуация в межнациональных отношениях. С одной стороны, центробежные политические процессы и системный экономический кризис привели союзное государство к развалу. С другой, - наличие конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, сложные экономические реформы в новосозданных государствах СНГ и рост социально-экономических показателей в России, а нередко проявления русофобии и эйфории прозападной ориентации местных национальных элит - способствовали стихийному росту миграционных потоков в Российскую Федерацию миллионов беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. По некоторым данным, в России сегодня около десяти миллионов нелегальных мигрантов. Это - люди, приехавшие в Россию из разных стран со своей культурой, со своими привычками, со своими традициями, которые часто не совпадают ни с менталитетом, ни с культурой, ни с традициями коренного населения России. Этим мигрантам необходимо адаптироваться к новым усло-виям проживания. И если они плохо адаптируются, то это часто приводит к конфликтам и противоречиям, которые обусловлены разными культурными традициями, мировосприятием, отношением в семье, к женщине, к труду. На этом фоне в России обострились вопросы трудовой и социально-культурной абсорбции мигрантов, их психологической и правовой адаптации, росла социальная и экономическая напряженность, возникали проявления ксенофобии и национализма в среде молодежи и отдельных лиц, обличенных властными полномочиями. Такая ситуация приводила нередко к росту так называемой этнической преступности, к фактам насилия по национальной причине. Российские власти не всегда успешно и настойчиво, но все же пытаются во взаимодействии с национальными организациями, национально-культурными автономиями, через религиозные институты повлиять на мигрантов, чтобы они более органично, безболезненно адаптировались к новым условиям. Обострение ситуации на Северном Кавказе, существующие здесь экономические проблемы, появление нетрадиционных религиозных течений под воздействием зарубежных неправительственных организаций, рост сепаратистских настроений и этнического экстремизма местных националистов в свою очередь привели к появлению русских беженцев внутри самой России. Значительное негативное воздействие на межнациональные и межконфес-сиональные отношения в нашей стране, на рост ксенофобии и этнического экстремизма стали оказывать объективные пробелы в сфере патриотического воспитания и образования молодежи.

Мы стали свидетелями и жертвами жестоких преступлений молодежного движения скинхедов. Странно и даже страшно, что в стране, победивший фашизм, находят почву и активизируются фашиствующие элементы, совершаю-щие массовые акции политического экстремизма. Нередко очевидные преступления по национальным причинам пытаются объяснить кризисными явлениями постсоветского времени. Участились случаи, когда уголовные санкции в этой сфере правонарушений и преступлений недостаточно жесткие. Эта проблема будоражит общественность очередными преступлениями против безвинных граждан, а средства массовой информации нередко занимают деструктивную позицию, предоставляя эфирное время и страницы печати тем же националистам. Вряд ли это можно обосновать свободой слова и демократией. Там, где отсутствует закон, начинается хаос и анархия, приводящие к развалу государства. На политическую арену продвигаются радикальные силы, которые используют национальный фактор лишь в качестве борьбы за власть и несут разрушительную политику для собственных народов.

Возможно, появление подобных неформальных движений, преследующих националистические цели, стали реальностью благодаря не только и не столько нашим внутренним проблемам, а скорее под воздействием подрывной и враждебной деятельности зарубежных неправительственных организаций и специальных служб. Последние пытаются разжечь в многонациональной Российской Федерации межнациональную и межконфессиональную рознь, то есть получить, как отмечает Президент России В.В. Путин, "односторонние преимущества и собственные выгоды". Иными словами, предпринимается очередная попытка разыграть старую национальную карту с целью обеспечения собственных интересов иностранных государств за счет развала российской государственности. Многие сегодняшние проблемы, возникающие в межнациональных отношениях, объясняются и тем обстоятельством, что после распада Советского Союза большинство этнических групп России пытаются найти свою идентичность. Из их числа нужно выделить, в первую очередь, самих русских, которые, будучи ядром не имевшей национальности советской империи, сегодня также стремятся определить собственное место в российском государстве, собственную идентичность, собственные интересы и цели и установить новые отношения с другими этническим группами, проживающими в России. Вся проблема в том, что идея согражданства или политической нации, которая присуща всем современным демократическим государствам, с большим трудом уживается сегодня в новых российских условиях. К идее согражданства и политической нации западные государства пришли в процессе многовекового развития. Мы также идем по пути развития демократических институтов и желаем добиться того, чтобы у нашего народа также понятие национальность означало согражданство, при котором все являются гражданами России и имеют государственную идентичность.

Для нас важно, чтобы при этом каждый гражданин сохранил свою этническую идентичность: русскую, армянскую, еврейскую, цыганскую, калмыцкую и т.д. Но пока что у многих представителей разных национальностей России есть конфликт между этими двумя идентичностями - этнической и государственной. Существуют круги, которые продвигают идею преимущества ко-ренных национальностей над некоренными, а это может разрушить демократические основы государства. Ведь каждый гражданин в современных демократических государствах имеет равные права с другими гражданами этой страны независимо от национальности, независимо от того, "коренной" он или "некоренной". Между тем, политическая роль современной России в глобальных и региональных отношениях становится все более весомой. Россия постепенно возвращает себе статус великой страны, несет ответственность по обеспечению безопасности в регионах традиционного присутствия и, прежде всего, на постсоветском пространстве. И в этом смысле восстановление полноценной интеграции стран СНГ при ключевом участии России приобретает новые формы и содержание, включая вопросы экономики, энергетики, безопасности, единства языкового и культурного пространства. Политическая роль русского народа, русского языка и многонациональной русской культуры имеет важное значение для укрепления российской государственности как в международных делах (например, в области интеграционных и партнерских связей со странами СНГ), так и в самой Российской Федерации. Русский мир и российская цивилизация выступают исторически сложившимся фактором международных отношений, традиционно позитивно влияют на укрепление мира и безопасности, способствуют сохранению и приумножению ценностей справедливости и добра, являются продолжением византийской цивилизации и выражением многонациональной культуры и многокон-фессиональных традиций. Учитывая, что многомиллионный русский мир - это гораздо широкое явление, чем сама Россия, повышается политическая ответственность российского государства в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития диалога культур на национальном и международном уровнях. Современное состояние взаимодействия органов власти, национальных общественных организаций, национально-культурных автономий и церкови пока что недостаточно эффективно для того, чтобы остановить ксенофобию, национальную и конфессиональную нетерпимость. С целью коренного перелома этих тревожных тенденций, государству, религиозным и национальным общественным организациям необходимо осуществить комплекс административных, организационных и информационных мероприятий. В этой связи принятие Концепции государственной национальной политики Российской Федерации приобретает особую политическую значимость в плане гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Важным направлением укрепления межнационального мира и согласия, политической стабильности и порядка в обществе является совершенствование правового регулирования в сфере государственной национальной политики. В соответствии с приоритетами развития государства, продекларированные в очередном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Феде-ральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г., на наш взгляд, необходимо:

1. Ужесточить административную и уголовную ответственность за совершение правонарушений и преступлений на национальной почве. При этом следует ужесточить уголовные санкции в отношении неформальных движений и организаций радикального толка, использующих экстремизм в качестве политической борьбы.

2. Рассмотреть возможность образования государственно-общественной структуры для мониторинга межэтнических отношений и профилактики экстремизма. В обязанности этой структуры необходимо передать контроль над расследованием всех преступлений, совершенных на национальной, расовой и религиозной почве, а также осуществление регулярных экспертиз печатных изданий с целью выявления публикаций, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию. Отчет о состоянии дел в данной сфере следует ежегодно представлять на пленарных заседаниях Государственной Думы или Совета Федерации России.

3. Осуществлять материальную и финансовую государственную поддержку положительно зарекомендовавшим общероссийским институтам гражданского общества, выполняющим социально значимые функции в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, которых следует сделать ассоциированными членами Общественной Палаты Российской Федерации.

4. Принять Постановления Правительства Российской Федерации о создании в субъектах Федерации домов и центров национальных культур, домов национальностей, домов дружбы народов Российской Федерации с финансированием их деятельности за счет бюджетных и внебюджетных средств.

5. Организовать специальную подготовку государственных служащих, включая сотрудников правоохранительных органов, в области культуры межэтнических отношений, этнопсихологии и особенностей организации работы в регионах со сложной межэтнической обстановкой.

6. Расширить сеть теле- и радиовещания для более полного и адекватного отражения культурного многообразия и богатства России, а также существующих проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения совре-менных положений науки о роли и значении межкультурного диалога в развитии общества и государства.

7. Создать Федеральную биржу труда для мигрантов и Ассоциацию профессиональных союзов для мигрантов по согласованию с ФМС РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МИД РФ, где предусмотреть образование филиалов этих организа-ций в регионах России с учетом экономической и демографической ситуации и востребованности трудовых мигрантов.

8. Осуществить комплекс мер для формирования социально-культурной и административно-правовой инфраструктуры размещения и адаптации трудовых мигрантов.

9. Создать школьные, общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации.

10. Ввести в программу образовательного процесса средних школ изучение предмета национальных культур народов России. Важнейшим составляющим государственной национальной политики должно стать повышение ответственности государственных органов власти и общественных организаций по воспитанию подрастающего и молодого поколения в духе патриотизма, дружбы народов и уважения национальной самобытности народов России. И это дело необходимо начинать с детского сада, школы и развивать через качественное образование в вузах и патриотическое воспитание в армии.

11. Проводить грамотную и эффективную национальную кадровую политику в административных структурах и, особенно, в правоохранительных органах с целью обеспечения присутствия национальных меньшинств в органах власти в соответствии с их личными и деловыми качествами, реализации принципов равноправия и дружбы народов России.

В силу объективных причин постсоветского периода многие народы бывшего СССР на территории России и других стран СНГ и Балтии оказались вне пределов исторической Родины, а некоторые из них (например, ассирийцы и курды) не имеют ее вообще. Их этнические общины представляют собой диаспору и, как правило, не имеют своих представителей в органах власти. Потенциал диаспоральных общин в России достаточно высок. При соответствующей организации, они способны внести весомый вклад в дело укреп-ления государственности и гражданского общества в Российской Федерации, выступить эффективным мостом дружбы и расширения многоплановых инте-грационных связей на постсоветском пространстве, способствовать сохранению и упрочению межнационального и межконфессионального мира и согласия в нашей стране, уважительному отношению к русскому и русскоязычному населению за рубежом, и к России в целом. Диаспоральный фактор в государственной национальной политики России может стать эффективным средством и механизмом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране и в сфере международных отношений. Именно через диаспоры мы смогли бы модерни-зировать процесс диалога культур и цивилизаций. Мы часто слышим и говорим о необходимости формирования общегосударственной программы национального развития. Однако разработка и реализация действенной Концепции государственной национальной политики Рос-сии вряд ли может быть полноценной и успешной без масштабного вовлечения в это общенациональное дело всех россиян, всех народов единой России и их представительных общественных институтов. На этом пути мы имеем положительный опыт взаимодействия отдельных этнических объединений и организаций с политическими партиями и органа-ми власти всех уровней, подающих пример цивилизованных отношений. Ре-альными делами они способствуют расширению интеграционных связей на постсоветском пространстве при решающем участии России, налаживанию традиционных связей с многочисленными русскими общинами в странах СНГ и сохранению здесь русского языка и культуры, содействуют укреплению международного авторитета России за рубежом через связь с неправительственными диаспоральными и международными организациями. В этом мы убедились на собственном примере создания и деятельности "Союза армян России", который за короткое время смог обеспечить процесс самоорганизации армянской общины и направить ее потенциал на решение созидательных задач на благо России и Армении. По нашей инициативе в 2003 и 2004 гг. были проведены "круглые столы" с участием представителей органов власти, общественных объединений и традиционных конфессий России по актуальным вопросам гармонизации межна-циональных отношений. Этот опыт, приобретенный практикой совместной деятельности, позволяет надеяться, что от степени взаимодействия ведущих политических и общественных сил в нашей стране во многом зависит успех всех наших начинаний в области поддержания межнационального мира, развития национальных культур и языков. Еще на один вопрос хотелось бы обратить ваше внимание. Мне часто за рубежом задают вопрос, касающийся состояния развития институтов гражданского общества в России, просят назвать общепризнанных российских обще-ственных лидеров, известных как в России, так и в мире. Важным моментом развития гражданского общества является широкое вовлечение в этот процесс политически ответственных граждан. Однако немаловажным аспектом в этой связи является формирование лидеров общественных организаций и движений, оказание им широкой поддержки со стороны органов власти всех уровней, предоставление постоянной возможности доступа к СМИ и особенно к телевидению. Популяризация и поддержание культуры диалога с руководителями общероссийских и региональных общественных объединений имеет неоценимое значение для укрепления институтов гражданского общества, в том числе для гармонизации межнациональных отношений. За такими лидерами сотни и миллионы наших граждан в России и соотечественников за рубежом. Их голос должен звучать регулярно, поскольку через них россияне оценивают единство нашего многонационального народа, имеют возможность получить объективную информацию о существующих проблемах и достижениях, перенимать по-зитивный опыт диалога культур и интеграционных процессов в СНГ в гуманитарной сфере. Тот факт, что сегодня мне, как руководителю "Союза армян России", предоставляется возможность участия в обсуждении соответствующего проекта Концепции, является выражением политической ответственности и дальновидности Партии "Единая Россия". Представляется целесообразным, что формирование национальной политики правящей Партии "Единая Россия" должно осуществляться при тесном взаимодействии и активном вовлечении крупнейших российских национальных общественных организаций, поддерживающих политику Партии. Возможно, для этого стоит превратить работу настоящего "круглого стола" в постоянный орган политической связи Партии и общества по столь актуальному вопросу, каким представляется национальная политика.

Док. 474255
Перв. публик.: 22.11.06
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 171

  • Абрамян Ара Аршавирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``