В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПОМОГАТЬ ИЛИ НЕ МЕШАТЬ? О СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Назад
ПОМОГАТЬ ИЛИ НЕ МЕШАТЬ? О СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
25 октября Министерство экономического развития обнародовало данные о развитии малого бизнеса в нашей стране и те меры, которые предлагаются со стороны правительства для поддержки малого бизнеса. Помогут ли эти меры решить проблемы малого бизнеса, поддержать его? Об этом дискутируют Иван Дмитриевич Грачев, председатель партии "Развитие предпринимательства", и Дина Владимировна Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".



- Итак, вчера было очень радостно сказано, что количество малых предприятий за последний год в нашей стране увеличилось на 10 процентов и составило 946 тысяч. Эта цифра может удовлетворить потребности российского общества, потребности российской экономики или еще нет?

ГРАЧЕВ: Прежде всего, в нормальной, хорошо развивающейся стране на душу населения их примерно в пять-десять раз больше, будь то Соединенные Штаты, будь то Япония, даже Польшу если взять, и то их будет примерно в пять раз больше, чем в России.

Вторая важная вещь. На самом деле максимальное число малых предприятий было примерно в 1995 году - это 960 тысяч зарегистрированных малых предприятий, некоторое время число малых предприятий вроде даже за миллион переваливало, потом пошла тенденция к спаду, связанная с тем, что налоговый пресс увеличился, административные барьеры росли. Вообще говоря, эта тенденция не переломлена, с моей точки зрения. На какую статистику опирается команда Минэкономики, трудно сказать. Субъективных ощущений нет таких. Нет молодежи, самое главное, среди новых, начинающих малых предпринимателей, если сравнить с 1990-ми годами, то, конечно же, ее намного меньше.

- Я думаю, что те меры, которые предлагает Минэкономразвития, вам знакомы. Дина Владимировна, с вашей точки зрения, подтолкнут они процесс, изменят ту тенденцию печальную, о которой сказал Иван Дмитриевич?

КРЫЛОВА: Вы знаете, сейчас в Минэкономразвития очень серьезно обсуждаются предложения, в том числе сделанные и "ОПОРой России". Они связаны с тем, что в отношении малого бизнеса должна проводиться продуманная государственная политика, которая будет иметь законодательное оформление, то есть должен быть принят рамочный закон о государственной политике по развитию предпринимательства, и все остальные части законодательства, имеющие отношение к предпринимательству, особенно малому и среднему, должны быть гармонизированы.

Но я хотела бы пару слов добавить относительно численности и статистики. Дело в том, что, к сожалению, в области малого и среднего предпринимательства цифры и реально происходящие процессы мало между собой связаны, поскольку иногда один хозяйствующий субъект для своей работы использует несколько юридических лиц, а иногда, наоборот, под одним юридическим лицом, пользуясь его счетом, фактически осуществляют деятельность различные хозяйствующие субъекты. И кроме того, у нас большое количество предпринимателей работают просто нелегально, потому что у них нет достаточных средств для того, чтобы вынести все издержки непроизводственные, связанные с государственным регулированием. И еще у нас есть большое количество индивидуальных предпринимателей, которые не входят в эту статистику, а они абсолютно такие же субъекты хозяйственной деятельности, просто они выбрали другую форму и зарегистрировались в виде индивидуальных предпринимателей. И среди них опять-таки большое количество людей, которые работают без регистрации. То есть у нас цифры - это одно, а то, что происходит на самом деле, это совершенно другое. А. В. Шаронов (замминистра экономического развития и торговли - Ред.) прекрасно это понимает и всегда подчеркивает, что у нас большое количество субъектов малого предпринимательства, к сожалению, находится в тени, и статистика носит очень приблизительный характер.

- Тогда есть повод поговорить, почему они находятся в тени. Вот вы сказали, что у них нет средств для того, чтобы вынести все непроизводственные издержки. Под этим вы подразумеваете то количество взяток, которые надо заплатить, например, разнообразным регистрирующим и контролирующим инстанциям, или нечто иное?

КРЫЛОВА: Вы знаете, что касается регистрирующих инстанций, если есть такое желание, сейчас вполне возможно зарегистрироваться самостоятельно. Это займет какое-то время, но значительно меньшее, чем занимало раньше. Это никаких проблем не составляет. Просто есть достаточно состоятельные предприниматели, которые открывают очередную фирму, и им дешевле по затратам рабочего времени просто заплатить сторонней организации, чем отрывать своих сотрудников от основной работы. Поэтому без всяких взяток, просто пользуясь услугами посреднических компаний, это можно сделать, можно сделать самостоятельно. А в основном издержки идут не в сфере регистрации, конечно же. Регистрация - это первый шаг, который предприниматель делает, а потом благополучно о нем забывает. Все кошмары начинаются после.

ГРАЧЕВ: С моей точки зрения, прежде всего налоги несуразные, огромные. Когда говорят, что у нас самый низкий в Европе налоговый пресс, любой нормальный предприниматель просто смеется. Если посмотреть опять-таки на цифры - это уже не статистика, это бюджет, - то у нас собирается иногда до 45 процентов от валового внутреннего продукта, и это при том, что уходят от налогов, есть льготы и т. д. А нормально для страны, которая растет, - не выше 30 процентов от валового внутреннего продукта. Грубо говоря, налогов должно быть не больше 30 копеек с рубля. То есть если эту вещь не сделать, то мечтать о том, что предприниматели выйдут из тени благодаря каким-то программам, абсолютно нереально.

Теперь относительно программ. Кстати сказать, я позитивно к тому, что делает Минэкономики, отношусь, прежде всего потому, что еще несколько лет назад у них был тезис о том, что малым предпринимателям не надо помогать. Кстати, некоторые коллеги из "ОПОРы" поддерживали этот тезис.

- Главное, чтобы были равные условия для всех граждан.

ГРАЧЕВ: Это мировой практике не соответствует. Любая нормальная страна, признав, что малый бизнес с точки зрения научных разработок, с точки зрения стабильности, с точки зрения стоимости одного рабочего места имеет огромные преимущества, помогает ему рождаться и расти. Будь то Китай, будь то Польша, будь то Соединенные Штаты.

КРЫЛОВА: Мы говорим о том, что если не можете помочь, то хотя бы не мешайте. Мы не говорим о том, что не надо помогать. Просто средства, которые выделяются, они достаточно мизерные, и мы не хотим, чтобы выделение мизерных средств на поддержку предпринимательства давало основания вмешиваться нещадно и создавать избыточное административное давление, которое свяжет предпринимателя по рукам и ногам. То есть это несоизмеримые вещи.

- Тогда давайте рассмотрим те меры, которые предлагает Минэкономразвития, и попытаемся спрогнозировать, как они скажутся на развитии малого бизнеса. Главное, о чем говорится, это создание бизнес-инкубаторов в регионах и облегчение доступа к кредитам вплоть до выкупа кредитного портфеля у банков. Это два основных направления, на которые делается ставка. Давайте оценивать, насколько они эффективны. И хватит ли выделяемых полутора миллиардов рублей для того, чтобы действительно что-то серьезное сделать?

КРЫЛОВА: Вы знаете, Минэкономразвития всегда подчеркивает, что это обкатка пилотных проектов. И, конечно, полтора миллиарда на всю страну - это, всем понятно, деньги совсем-совсем недостаточные. С другой точки зрения, у нас существовала все эти годы весьма неэффективная система поддержки, при которой и средств тоже выделялось мало, и то, что выделялось, расходовалось неэффективно. Поэтому самое главное сейчас - просто обкатать схемы эффективной поддержки, а уже под эту эффективную поддержку закачивать значительно более серьезные средства в последующие годы. Потому что если сама схема окажется опять-таки неэффективной, то значительная сумма просто будет выброшена непродуктивно.

ГРАЧЕВ: С моей-то точки зрения, сколько можно обкатывать?

- Мне тоже кажется, что с начала перестройки прошло достаточное количество лет.

ГРАЧЕВ: Первый закон на эту тему был сделан моей командой, другими командами в 1994 году. Он содержал и бизнес-инкубаторы, и гарантии государства, чтобы удешевить кредиты для малых предприятий, и льготное предоставление недвижимости, и таможенные льготы. То есть набор приемов, которые страны применяют для поддержки малого предпринимательства, он известен лет 100, наверное. В частности, обязательное участие в госзаказе. Так вот, с моей точки зрения, их надо прямо в законе прописывать, а не говорить, что мы некий рамочный закон опять выдумываем. Вот есть закон, напиши в нем, что 50 процентов госзаказа или 15 процентов будет отдано малым предприятиям, они тогда их получат. Или, например, сейчас бич для малых предприятий - это арендная плата. То есть от налогов ушли в тень, все нормально, а от арендной платы не уйдешь. Она растет страшными темпами.

- Бизнес-инкубаторы как раз и предлагают это решить.

ГРАЧЕВ: Ну что значат полтора миллиарда рублей для бизнес-инкубаторов? Это 50 миллионов долларов, это один инновационный инкубатор, на котором, вообще говоря, можно некоторые вещи только опробовать минимально. Понятно, что это не решение проблемы. А в то же время идет сейчас налог на недвижимость. Многие предприниматели еще не знают, что в следующем году аренда для некоторых - для тех, кто сидит на муниципальных и государственных площадях, - может вырасти в 50 раз, потому что с них начнут брать налоги на недвижимость со следующего года.

- Совсем безрадостная картина.

КРЫЛОВА: Вы знаете, у "ОПОРы России" немножечко другое ко всему происходящему отношение. Мы считаем, что в этом законе отражаются не только количественные характеристики, имеющие отношение к малому бизнесу. Должна быть некоторая дифференциация относительно того, кто же является объектом поддержки. И мы будем выносить свою позицию на рабочую группу, которую возглавляют Игорь Юрьевич Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы, и президент "ОПОРы России" Сергей Борисов, эта рабочая группа занимается реализацией антимонопольной политики и развитием малого предпринимательства.

И в конце ноября на заседании Совета по конкурентоспособности одной из тем, которую мы хотим осветить и, может быть, даже придать ей характер национального проекта, будет самозанятость граждан. Это тот самый микробизнес, который во всех без исключения развитых странах, где хоть как-то оказывается поддержка предпринимательству, является основным объектом, потому что именно с самого малого предпринимательства начинаются зарождение, рост и развитие бизнеса.

Радио "Маяк", 26 октября 2004 г.

Док. 474254
Перв. публик.: 26.10.04
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 194

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``