В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ослон: `Президент помог `Единой России`. Теперь очередь за партией` Назад
Александр Ослон: `Президент помог `Единой России`. Теперь очередь за партией`
В четверг ФОМ вслед за ВЦИОМом обнародовал результаты исследования об отношении россиян к решению Владимира Путина возглавить партийный список "Единой России". Большинством голосов (51%) граждане президента поддержали, а на самих выборах за ЕР собирается голосовать уже почти 60% избирателей. "Левада-центр" на этой неделе пошел еще дальше, отписав "единороссам" аж 68% голосов. О том, что значат все эти цифры и почему избиратели столь единодушны, обозревателю "Известий" Георгию Ильичеву рассказал создатель и руководитель ФОМа Александр Ослон.

вопрос: Александр Анатольевич, сейчас самый интересный вопрос: будет ли рейтинг ЕР расти и дальше и какими темпами?

ответ: Вообще-то на момент проведения нашего опроса (6-7 октября) половина из полутора тысяч его участников ничего не слышали о том, что в Москве был съезд "Единой России", а 40% понятия не имели, что Владимир Путин возглавил партийный список. Происшедшее на съезде еще не стало для общества фактом, эту информацию ему надо осмыслить, она должна обрасти толкованиями средств массовой информации, политологов, а главное, соседей, коллег по работе и членов семьи - главных экспертов для обычного человека. В любом случае при увеличении уровня информированности общества рейтинг ЕР получит прибавку.

в: Полутора месяцев, оставшихся до выборов, хватит?

о: Заведомо. На прошлой неделе он у нас составлял 36%, сейчас - 40%. Но это если считать от числа всех опрошенных. Если же говорить только о респондентах, намеревающихся участвовать в думских выборах, то среди них за ЕР собираются голосовать уже 59%, а еще больше - 62% - поддерживают решение Путина встать во главе партийного списка.

Сейчас мы только заметили тенденцию. Президент помог "Единой России" - это уже проявляется и будет проявляться дальше. Теперь очередь за партией. Я думаю, что рейтинг от числа всех опрошенных может вырасти еще на 10%. Особенно если начнут происходить информационные события, связывающие Путина с партией (а они будут происходить), а сама ЕР в ходе избирательной кампании будет интерпретировать выборы как референдум о поддержке "партии Путина". Тогда в массовом сознании связка между ними будет только укрепляться, что может повлиять уже и на рост рейтинга президента (сейчас он стабилен в пределах 52-55%).

в: Многие эксперты предрекали, что все будет наоборот и столь тесное сотрудничество с ЕР потянет рейтинг Путина вниз.

о: Эксперты хотят, грубо говоря, пооригинальничать, им ведь неприятно говорить очевидные вещи. Население любит Путина не потому, что он добрый или строгий, в списке или не в списке, а потому, что он является в глазах общества единственным гарантом того, что перемены к лучшему продолжатся. Поэтому только в экспертном уме могло возникнуть абсурдное предположение, что из-за ЕР народ Путина разлюбит. Отношение к нему сформировано годами, и, чтобы сломать, нужно очень сильно постараться. А президент еще и постоянно подтверждает те надежды, которые люди с ним связывают. Для них участие президента в деятельности партии означает укрепление всей властной конструкции: любой здравомыслящий человек понимает, что стол на четырех ножках устойчивее, чем на трех. И чем дальше, тем больше обществу будет ясно, что не только партия опирается на президента, но и президент - на партию, причем опора эта долговременная. Пока что вопрос о том, что будет после марта, когда Путин уйдет из Кремля, еще не находится в поле зрения массового сознания (хотя эксперты его давно обсуждают). Общество начнет задумываться об этом после думских выборов, а скорее всего, после Нового года.

в: В конце 1980-х наше общество сломя голову уносило ноги от однопартийности. Прошло 20 лет, и многим кажется, что ее нам сильно не хватает. Что, настроения так сильно переменились?

о: Присущая нашим экспертным умам лобовая трактовка "однопартийная система - это как КПСС, а многопартийная - настоящая демократия" не имеет ничего общего с тем, что на самом деле думают обычные, нормальные люди. Граждане, которые говорят, что однопартийная система лучше, вовсе не являются сторонниками советской модели, они просто хотят, чтобы партии не дрались между собой (чем они постоянно занимаются в главном источнике информации - телевизоре), а хоть в чем-то помогали им жить. А "многопартийщики" вовсе не все сплошь демократы, они просто считают, что для каждой группы населения - пенсионеров, студентов, крестьян должна быть конкретная партия, отстаивающая их интересы.

Но вообще-то проблема многопартийности является сегодня для общества фактором третьестепенного порядка. Может быть одна партия, но хорошая, а может быть много, но все плохие. А может быть и наоборот. Дело не в количестве, а в том, кто там, в этих партиях. Разве мы ожидали в 1990-е годы, что большинству населения будет нравиться один человек? Тогда такого человека не было, сейчас он есть. Все зависит от конкретной ситуации, вопрос не в принципах демократии, которые политологи почерпнули из учебников и истории, а в том, как люди все это понимают. Они политологические термины "одомашнивают", вкладывая в них понятный им смысл. Для обывателя слово "демократия" накрепко связано с теми конкретными людьми, которые первыми начали называть себя демократами. Люди эти уже давно мало кому нравятся, вот и демократия не нравится - но такова уж логика обыденного сознания.

Георгий Ильичев
газета "Известия"/www.izvestia.ru

Док. 474244
Перв. публик.: 12.10.07
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 153

  • Ослон Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``