Андрей Дементьев: Согласование стратегий развития транспортного машиностроения и железнодорожного транспортаНазад
Андрей Дементьев: Согласование стратегий развития транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта
Тезисы выступления заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Андрея Дементьева на совместном совещании Минпромэнерго России и Минтранса России по согласованию "Стратегии транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" и "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года"
Наша встреча проходит в преддверии нового инвестиционного и инновационного этапа развития промышленности и железнодорожной инфраструктуры. Во-первых, в соответствии с поручением Сергея Борисовича Иванова от 17 августа Министерство промышленности и энергетики РФ совместно с Министерством транспорта и ОАО "РЖД" приступает к реализации Стратегии развития транспортного машиностроения. Она рассчитана на период до 2015 года. Думаю что план мероприятий это наш совместный межведомственный план. Во-вторых, в ближайшее время на заседании Правительства будет рассмотрен проект Долгосрочной программы развития железных дорог в Российской Федерации, составной частью которой является Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Таким образом, вскоре заработает система стратегических решений, которая позволит сеять те инфраструктурные ограничения, которые могли сдерживать рост нашей экономики (и промышленности в том числе). Кроме того, в рамках современного понимания промышленной политики обновление транспортного парка и модернизация магистралей дают импульс и к развитию сопряженных с железнодорожным транспортом отраслей.
Минпромэнерго в этом комплексе не только отвечало за разработку Стратегии транспортного машиностроения, но и участвовало в работе по железнодорожной стратегии в плане ее координации с другими программами развития. В частности, с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, а также другими стратегиями развития отраслей, тесно связанных с железной дорогой.
Железнодорожная инфраструктура государства - это комплексный институт со своими системными проблемами. Их нельзя решить по отдельности: либо только за счет усилий в части строительства новых путей, либо только за счет создания новых видов техники.
Хочу подчеркнуть довольно высокий уровень согласованности рассматриваемых сегодня документов. Разработка Стратегии транспортного машиностроения проходила конструктивно, в тесном сотрудничестве и с производителями продукции транспортного машиностроения, и с основным потребителем - ОАО "РЖД", Минтрансом России, Минфином России, с представителями отраслевой науки.
Это крайне важно. С одной стороны, железнодорожники формируют спрос на продукцию отрасли. Долгосрочная картина по количественным и качественным показателем перспективного спроса крайне важна для предприятий транспортного машиностроения. Устойчивое обеспечение транспортных потоков может быть обеспечено только при появлении в необходимом количестве новой экономически и энергетически эффективной техники. Необходимо удовлетворить внутренний спрос на грузовые вагоны и ликвидировать дефицит пассажирских вагонов. Кроме того, при поддержке государства планируется увеличение объемов экспорта продукции отрасли.
Одним из важных направлений решения проблем отрасли является повышение качества выпускаемой продукции. Для этого в рамках реализации Стратегии подразумевается выделение государственных средств на проведение НИОКР. Это и есть инновационный подход и формирование высокотехнологичного облика российской промышленности. А для обеспечения долгосрочного планирования развития производств предусмотрено внедрение практики долгосрочных договоров между потребителями и производителями на поставку подвижного состава и оборудования.
В соответствии со стратегией при активном участии государства будет происходить обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
В результате реализации Стратегии доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке продукции транспортного машиностроения к 2010 году должна возрасти до 15%, а к 2015 году - до 18%. Объем экспорта российской продукции транспортного машиностроения в сопоставимых к 2010 году достигнет 33 млрд. руб., а к 2015 году - 40 млрд. рублей.
Таким образом, у нас есть реальная картина развития этого института на годы вперед. И это главный итог нашей совместной разработки.