Константин Косачев: попыток ставить Минск на колени нетНазад
Константин Косачев: попыток ставить Минск на колени нет
Во вторник в Москве начинаются переговоры России и Белоруссии о путях решения энергетического спора.
О его причинах и белорусско-российских отношениях в целом в интервью Би-би-си рассказал председатель комитета по международным делам Государственной думы России Константин Косачев.
Би-би-си: То, что происходит между Белоруссией и Россией, называют энергетическим спором. Но, по сути, спор уже давно перешел в политическую плоскость, правильно?
Константин Косачев: И да, и нет. Да, потому что все решения в Белоруссии, безусловно, принимаются на политическом уровне. Экономика Белоруссии не является рыночной, она по-прежнему носит советский командно-административный характер.
Командно-административная белорусская экономика, как от воздуха, зависит от сотрудничества с Россией
Константин Косачев
Как быть Европе?
Президент страны в состоянии (и пользуется этим правом) давать прямые указания хозяйствующим субъектам о том, как им вести себя с зарубежными, прежде всего, с российскими партнерами. Но экономическая подоплека этого спора для меня не менее очевидна.
Командно-административная белорусская экономика, как от воздуха, зависит от сотрудничества с Россией, от тех скрытых субсидий, которые страна все эти годы получала через льготные цены на газ и через возможность перепродавать российскую нефть, которую Белоруссия - единственная на постсоветском пространстве - получала без пошлины.
Она могла ее перепродавать в разы дороже, имея на этой нехитрой сделке до 4 млрд. долларов в год. Экономика в этом случае кричит так же громко, как и политика.
Би-би-си: Константин Иосифович, но почему она закричала сейчас? Об этом ведь было известно очень давно. И многие эксперты убеждали Кремль, что не надо так действовать, что это плохо выглядит и экономически представляет урон для России.
К.К.: Я думаю, причин две. Первая - стратегическое решение России перейти в отношениях со своими партнерами, вне зависимости от характера политических отношений, на рыночные принципы сотрудничества. Это отразилось, прежде всего, в отношениях по газу. В прошлом году - мы все помним так называемый газовый спор с Украиной.
События всего прошлого года показали, что это не было реакцией на тот или иной строй или режим на Украине. Это было попыткой ввести рыночные цены в отношениях между двумя основополагающими стратегическими партнерами.
В дальнейшем такие же принципы были предложены и Армении, и, в конечном итоге, Белоруссии.
Би-би-си: Но с Арменией у России нет договора о Союзе, пусть и формально существующего...
К.К.: Вы совершенно правы. Тут мы подходим ко второй причине, не менее важной, чем первая: в проекте создания союзного государства, увы, на протяжении последних лет нет никакого прогресса.
Руководство Белоруссии постоянно заверяет Россию в особом характере наших отношений, в твердом намерении создавать союзное государство. Но все это по-прежнему политические декларации.
Все наши попытки перейти к подписанию документов (о единой валюте, о едином эмиссионном центре) остаются благими пожеланиями. Фактор планов создания союзного государства перестает иметь самодовлеющее значение, которое он имел на протяжении всех последних лет.
Би-би-си: Означает ли это, что Россия таким образом признает, что союз не состоялся? Или это попытка, условно говоря, поставить на колени Лукашенко и заставить его пойти на создание союза? Многие отмечают, что для развития внутриполитической ситуации в России, для возможного продолжения политической карьеры президента Путина новый союз или конфедерация с Белоруссией могли бы оказаться удачным поводом.
К.К.: Думаю, что ни первое, ни второе не соответствует действительности. Это не является признанием со стороны России, что союз не состоялся. Симпатии по отношению к белорусскому народу в России безусловны.
Здесь [в российской позиции в споре с Минском] нет ни малейшего шантажа, ни малейшей попытки поставить кого бы то ни было на колени
Общественное мнение, очевидно, приветствует создание союзного государства. Для нас здесь соображения политической перспективы должны быть - во всяком случае, для меня, как для политика, очевидно - должны быть выше, чем бизнес-интересы, чем цены на газ и на нефть.
Я не думаю, что кто-то пытается поставить Белоруссию на колени. Есть предложение внятных, прозрачных условий сотрудничества.
Существуют две альтернативы: вы хотите получать газ по внутренним ценам, вы хотите получать нефть без вывозных пошлин - пожалуйста, эта возможность существует. Но только в том случае, если мы действуем как единое союзное государство с едиными условиями хозяйствования на всей его территории.
Есть и вторая альтернатива: вы по-прежнему дорожите суверенитетом и независимостью Белоруссии и, по выражению президента Лукашенко, не продадите этот суверенитет, эту независимость ни за какие нефть и газ. Ради Бога. Это ваш выбор.
Но тогда имейте в виду, что в таком случае условия нашего сотрудничества будут совершенно иными. На мой взгляд, здесь нет ни малейшего шантажа, ни малейшей попытки поставить кого бы то ни было на колени.