В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Дементьев: Президентская программа подготовки управленческих кадров Назад
Андрей Дементьев: Президентская программа подготовки управленческих кадров
Тезисы доклада Заместителя Министра промышленности и энергетики РФ А.В. Дементьева на Форуме участников Президентской кадровой программы

Уважаемые участники Форума!

На конференции, посвященной пятилетию реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, Был сделан доклад об основных результатах Программы подготовки управленческих кадров и перспективах ее развития. Уже тогда было ясно, что Программа доказала свою эффективность, и стала действенным инструментом подготовки ведущих управленцев страны.

В то время Программа являлась свидетельством того, что Правительство Российской Федерации готово вкладывать значительные бюджетные средства в подготовку молодых руководителей, вне зависимости от формы собственности, размера и отраслевой принадлежности предприятий, несмотря на острый дефицит финансовых ресурсов.

Сегодня, спустя пять лет, промышленное и энергетическое развитие страны вступило в новую - инновационную - фазу. Это стало возможным благодаря реализации системной национальной промышленной политики на основе принципов государственно-частного партнерства и долгосрочного стратегического планирования. Фактически сложилась новая управленческая реальность, которая требует от менеджеров специфических навыков. Поэтому тема подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела новое значение.

Сейчас какой бы стратегией, планом мероприятий, концепцией развития мы не занимались - везде одна из главных проблем - нехватка управленческих кадров. Эта проблема особенно остро стоит в сфере подготовки управленческих кадров для инновационных отраслей и сфер производства.

Одним из последних примеров формальных оценок состояния бизнес-образования в России стал очередной рейтинг по глобальной конкурентоспособности 2007-2008, опубликованный Всемирным экономическим форумом в начале ноября 2007 года. Россия занимает 58 место в Глобальном индексе конкурентоспособности в этом году, что незначительно лучше прошлогоднего результата. Из 12 факторов - слагаемых конкурентоспособности в качестве явных конкурентных преимуществ экономики России - выделялись такие, как "макроэкономическая стабильность", "высшее образование", "гибкость рынка труда", "размер рынка" и часть индикаторов, характеризующих "инновационный потенциал". По фактору "высшее образование" на фоне преимуществ России по общей развитости системы образования, качеству преподавания математики и естественных наук, а также по доле населения, получающего высшее образование, слабые стороны связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации.

Не обошла стороной кадровая проблема и госорганы. Ведь одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности национальной экономики является реализация последовательной и эффективной экономической политики, которая зависит, в первую очередь, от уровня подготовки и квалификации управленцев в государственных органах власти (как на высшем, так и на среднем уровне). Важнейшее требование к управленцу в условиях современной инновационной экономики - это способность не только встраиваться в существующие и стабильно функционирующие организационные структуры, но также самостоятельно их проектировать, реорганизовывать и управлять ими. То есть, та работа, которая прежде носила преимущественно бюрократический характер, в новых условиях требует от государственного управленца творческих навыков.

В связи с этим Министерство промышленности и энергетики реализует собственную программу подготовки кадров, которая вобрала в себя многое из опыта Президентской программы. Наша программа была задумана и стала реализовываться вместе со становлением и развитием Министерства. И поэтому каждое такое мероприятие отличается от предыдущих. В то же время каждый новый этап проектируется заново с учетом опыта предыдущего, целей и задач развития Министерства, промышленной и экономической ситуации.

При этом есть базовые принципы - основы этой Программы переподготовки, которые отлично зарекомендовали себя на протяжении всего времени ее реализации. Один из главных может показаться странным. Но, тем не менее, именно он определяет понимание деятельности Министерства. Этот первый принцип: эта система подготовки - не только образовательная. Для Министерства это ресурс для разработки и реализации приоритетных проектов промышленности и энергетики. Это своего рода мастерская, в которой могут вырабатываться действительно инновационные решения.

Второй принцип вытекает из первого. Сотрудники Министерства не слушатели Программы, а участники испытаний, в которых они могут освоить управленческие компетенции. Программа подготовки - направлена на выявление и формирование кадрового резерва Министерства способного участвовать в разработке и реализации проектов промышленного и энергетического развития.

Иными словами эта Программа должна обеспечить "выращивание" определенных управленческих качеств и строиться на базе проектов, которые ориентированы на будущее. Именно поэтому мы широко привлекаем людей из других госорганов и бизнес-структур к участию в нашей программе. Наша "мастерская", таким образом, становится еще и коммуникационной площадкой, на которой происходит реальное взаимодействие чиновников и бизнесменов. Это еще одна грань государственно-частного партнерства.

И третий принцип, который является требованием для участников Программы - это разработка проектов развития, с одной стороны основанных на глубоком понимании процессов деятельности Министерства, с другой - на современных трендах на российском и глобальном рынках. То есть эти проекты должны быть адекватными как текущей макроэкономической и промышленной ситуации, так и промышленной политике Министерства.

Проектные группы строят свою работу в рамках программно-целевого подхода, ориентированного на стратегическое видение и планирование, направленного на результат. Все разработки должны соответствовать четырем стратегическим целям Министерства - развитию конкурентоспособности, повышению эффективности ТЭК, развитию потенциала ОПК и созданию системы техрегулирования.

Отмечу тот факт, что проектные группы не создают продукт уже работающий в рамках Минпромэнерго, или наоборот никогда не осуществимый и более того абсолютно бессмысленный для выполнения.

Такова базовая концепция системы подготовки кадров Минпромэнерго. Это наш опыт решения проблемы инновационной подготовки кадров и, если хотите, один из результатов реализации Президентской Программы подготовки управленческих кадров.

Благодарю за внимание.


18.12.2007
http://www.minprom.gov.ru/appearance/report/64

Док. 473915
Перв. публик.: 18.12.07
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 151

  • Дементьев Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``