В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Дементьев: О развитии отечественной автомобильной техники Назад
Андрей Дементьев: О развитии отечественной автомобильной техники
Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Дементьева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта

Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые члены Комиссии и приглашенные!



Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной промышленности, как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.

В этой связи, вопросы развития отрасли и автомобильного рынка постоянно находятся в фокусе нашего внимания.

В мае 2005 года на заседании Правительства рассмотрены результаты реализации Сводного плана развития автопрома в 2002-2004 годах. Одобрен план мероприятий по реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России, утвержденной распоряжением Правительства в 2002 году сроком до 2010 года.

В рамках этих мероприятий Правительством было принято более 40 постановлений и решений, направленных на стабилизацию ситуации в автопроме и ее дальнейшее развитие.

В ходе первого этапа реализации Концепции проведена реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет ведущих предприятий отрасли, сделаны серьезные защитные шаги в таможенно-тарифной сфере, проведены необходимые подготовительные работы по переходу на европейские технические, экологические нормы.

В ходе второго этапа (2005-2008 гг.) создан благоприятный инвестиционный климат для масштабного притока капитала, введены производственные мощности по выпуску автомобилей иностранных брендов на сборочных предприятиях, в том числе при участии ведущих мировых производителей, обеспечен переход на экологические стандарты ЕВРО-3.

В настоящее время бизнесом и федеральными органами исполнительной власти разрабатывается перечень мероприятий последнего этапа Концепции на 2009-2010 годы и дальнейшую перспективу. Мероприятия направлены на развитие отечественного автомобилестроения, интеграцию его в мировое, повышение технических и экологических стандартов выпускаемой техники.

Реализация двух первых этапов Концепции дала свои положительные результаты.

В 2007 году объем продукции автомобилестроения, производимой в Российской Федерации, составил 23% от всей продукции машиностроении, а его доля в ВВП страны - около 2%.

Общее производство автомобильной техники в России составило более 2,2% от мирового выпуска автомобилей, в том числе по легковым - 2,6%, по грузовым автомобилям и автобусам - более 2%.

Сегодня Россия занимает 13-е место в мире по производству автомобилей.

Объем производства автомобильной техники в России в последние годы увеличивался на 8-10% ежегодно. В 2007 году в России изготовлено 1 млн. 664 тыс. автомобилей (рост 10,4% по сравнению с 2006 годом).

Значительный рост отмечен в 2006 и 2007 годах в каждом из секторов производства: производство легковых автомобилей выросло в среднем на 10%; грузовых автомобилей на 18%; автобусов на 6%.

В последние несколько лет спрос на автомобильную технику значительно опережал объемы производства российских автопроизводителей.

Общий объем продаж автомобильной техники в 2007 году в денежном выражении составил около 1триллион 634 млрд. рублей (70 млрд. долл.), что на 50% больше, чем в 2006 году.

Объем продаж легковых автомобилей в 2007 году достиг 2 млн. 746 тыс. штук. (на 30,6% больше, чем в 2006 году).

Качественно изменился рынок легковых автомобилей. Вектор спроса сместился в сторону более дорогих машин. Вырос потребительский спрос на машины более высокого технического уровня и качества. На первичном рынке доля машин, стоимостью от 10 до 20 тыс. долл., возросла более, чем в 2 раза. Одновременно почти на 30 % снизилась доля продаж легковых автомобилей стоимостью до 10 тыс. долл. Можно с уверенностью утверждать, что легковой автомобильный рынок России и в ближайшем будущем будет достаточно динамично развиваться по мере роста реальных доходов населения в связи с тем, что количество машин на 1000 жителей (в 2007 году - около 207 автомобилей) пока находится на низком уровне и по сравнению с другими странами (450-600 авт. на 1000 жителей) и потребности в обеспечении личным автотранспортом еще далеко не удовлетворены.

Объем продаж грузовых автомобилей в 2007 году достиг 382,4 тыс. шт. (на 3,1% больше, чем в 2006 году). Объем продаж автобусов в 2007 г. составил 89,7 тыс. шт., (на 8% больше, чем в 2006 году)

Несмотря на динамичное развитие российского автомобильного рынка, большой проблемой является старение автомобильного парка. На легковые автомобили старше 10 лет приходится около половины (48,3%) парка. Аналогичная картина складывается с грузовыми автомобилями и автобусами.

Сегодня для обеспечения безопасности движения и пассажирских перевозок нужны меры стимулирующие омоложение парка автомобильной техники старше 10 лет и его оснащения более современной, качественной и безопасной техникой.

Действенным механизмом омоложения автомобильного парка может стать разрабатываемый механизм цивилизованной системы продаж новых автомобилей с зачетом стоимости старых.

Наша главная задача в автомобильном секторе заключается в создании максимально благоприятных условий позиционирования на рынке российских производителей.

Сегодня общие производственные мощности по выпуску автомобильной техники в России составляют 2 млн. 65 тыс. штук в год.

Мощности по производству грузовых автомобилей составляют около 325 тыс. шт. в год, автобусов около 113 тыс. шт.; легковых автомобилей- 1627 тыс. шт.

Существующие мощности не обеспечивают потребности внутреннего рынка.

На слайде 10 показаны производственные мощности основных предприятий автомобилестроения на 2008 год и потребности рынка автотранспортных средств в 2010-2020 годах.

Проблема усугубляется невысокой эффективностью автомобильного производства на большинстве отечественных предприятий, связанной, в частности, с моральным и физическим износом оборудования. Степень износа основных фондов предприятий превышает 60% (в передовых странах - не более 25%). Обновление основных Фондов не превышает по данным Росстата 3% в год.

Из приведенных данных следует, что существующий производственный потенциал российского автомобилестроения недостаточен для удовлетворения рынка легковых автомобилей и автобусов большой вместимости, а в перспективе и для удовлетворения потребностей рынка в грузовых автомобилях.

Нужны меры по стимулированию развития и созданию новых мощностей по производству современной автомобильной техники. В том числе, возможно, на основе частно-государственного партнерства.

И, конечно, необходима взвешенная политики при рассмотрении ввозных таможенных пошлин.

На первом этапе свою положительную роль сыграла "промышленная сборка", развернутая в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 г. No 166 и трехсторонним приказом определяющим понятие "промышленной сборки" и условия реализации проектов, основной задачей которой было замещение импорта автомобилей и трансферт современных технологий. В настоящее время заключено 24 соглашения по сборке автомобилей на территории России. Реализация соглашений в рамках этого режима позволит уже к 2012 году создать новые производственные мощности по выпуску свыше 1,5 млн. шт. автомобилей в год. Общий объем инвестиций в сборочные производства составит более 105,0 млрд.руб. (4,5 млрд. долл. США). Будет создано около 47 тысяч новых рабочих мест.

Несомненно, с поставленными задачами в плане удовлетворения потребностей населения в современной автомобильной технике и замещения импорта "промышленная сборка" справилась. Однако, ориентация только на "промсборку" не сможет полностью решить задачу развития отечественного автопрома. Наша задача чтобы добавленная стоимость, получаемая в процессе производства автотранспотрных средств, создавалась у нас в стране, и полученные средства шли на дальнейшее развитие отрасли.

Поэтому, с целью оптимизации мощностей по производству автомобилей и компонентов, стимулирования развития их внутри страны, совместным приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 11 сентября 2007 г. подписание новых соглашений по "промышленной сборке" моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов после 10 ноября 2007 года прекращено, за исключением инвесторов подписавших до этой даты с Минэкономразвития России меморандумы о намерениях.

Производство компонентов сегодня остается ключевой проблемой российского автопрома. Решение этой задачи позволит повысить технический и технологический уровень выпускаемой автомобильной техники и ее конкурентоспособность.

В мире уже с 80-х годов началась реструктуризация производства. Деятельность предприятий ведущих мировых производителей автомобилей сводится только к сборочному производству, а поставщики комплектующих становятся независимыми производителями автокомпонентов и ранжируются при этом на уровни. В России этот процесс еще только в начальной стадии.

Производство компонентов на территории России должно стать более выгодным. И с помощью таможенных тарифов мы должны создать такие условия.

На фоне стремительно растущего рынка обостряется проблема технологического отставания отечественной промышленности от передовых стран и как следствие этого отставания низкий технический уровень выпускаемой продукции. Сравнение технического уровня отечественных предприятий автомобильной промышленности России с зарубежными предприятиями показывают следующее:

- энергоемкость российской автомобильной промышленности существенно выше средних мировых значений

- уровень трудоемкости в автомобильной промышленности России существенно превышает аналогичные показатели в развитых странах.

Рост доли оплаты труда в стоимости продукции российской автомобильной промышленности, наряду с приближением цен на продукцию (услуги) естественных монополий к мировым, ведет к потере конкурентоспособности производства.

Уже в обозримой перспективе по ряду важнейших технологических направлений отставание может стать необратимым, что сделает вполне реальной угрозу потери Россией способности разрабатывать и производить современную наукоемкую высокотехнологичную продукцию и в первую очередь автокомпонентов и обеспечивать национальную безопасность на необходимом уровне. Таким образом, складывающаяся ситуация грозит усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Одним из инструментов повышения технического уровня выпускаемой техники служит техническое регулирование.

В соответствии со специальным техническим регламентом автомобили, не соответствующие техническим нормативам выбросов вредных веществ экологического класса 3, с 1 января 2008 года не могут быть выпущены в обращение на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года No 118 утвержден технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".

Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. No 1930-р, предусмотрено в октябре 2008 года внесение в Правительство Российской Федерации проекта технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств".

На переходный период, до вступления в силу технических регламентов, проведена актуализация действующих "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов". Изменения No 1 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" утверждены приказом Ростехрегулирования (зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2007 года). В Правила включены новые, более прогрессивные международные и национальные требования, которые в дальнейшем войдут в состав соответствующего технического регламента, но уже и сейчас позволяющие обеспечить повышенные требования безопасности, предъявляемые к автотранспортным средствам.

Одной из актуальнейших задач является создание научно-технического задела по перспективной автомобильной технике, ее комплектующим и технологиям их производства.

Сегодня немало делается в этом направлении. Так из средств государственного бюджета финансируются такие работы, как:

- транспортное средство с энергетической установкой на базе топливных элементов, работающих на водороде;

- грузовой автомобиль с комбинированной энергетической установкой имеющий в своей основе вместо батареи топливных элементов двигатель-генераторную установку, питаемую синтез-газом, который производится из возобновляемого сырья - метанола непосредственно на борту автомобиля;

- двигатель на этанол-водородных топливных композициях;

- бесконтактных вентильных электродвигателей мощностью от 90 Вт до 500 Вт для электропривода вентиляторов, насосов и исполнительных механизмов систем электрооборудования и электроники взамен механических и ременных приводов от ДВС и многое другое.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база на 2007-2011 годы" выполняются работы по темам:

- развитие технологий и конструкций энергоустановок с перспективными экологическими показателями;

- разработка технологии создания комбинированных энергоустановок на базе двигателей внутреннего сгорания, в том числе с регулируемой степенью сжатия, и электрохимических генераторов.

В рамках выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения в машиностроении реализуется проект "Создание семейства двигателей для грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям к выбросам вредных загрязняющих веществ Евро-2, Евро-3, Евро-4". Основной целью проекта является создание и реализация конкурентоспособных дизельных двигателей для грузовых автомобилей нового поколения, обеспечивающих выполнение перспективных международных норм по токсичности отработавших газов.

Выполненный в 2007 году объем работ позволил предприятию перейти с 1 января 2008 года на выпуск двигателей уровня Евро-3, а также подготовить научно-техническую базу для завершения работ по доведению данного двигателя до уровня Евро-4.

В рамках реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения "Разработка и освоение серийного производства семейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных средств различного назначения" с ОАО "Заволжский моторный завод", завершены приемочные испытания дизельного двигателя рабочим объемом 2,24 л. Организовано производство в цехе малых серий позволяет выпускать 7000 дизелей в год.

На базе конструкции дизельного двигателя рабочим объёмом 2,24л экологического класса 3 разработана конструкторская документация на двигатель экологического класса 4.

Кроме того, научные исследования и прикладные разработки для автотранспорта нового поколения предусматриваются также в федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", которая реализуется Минобрнауки России.

Программой Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года", утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2005 г. No 27, предусмотрено создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей международным современным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.

Деятельности предприятий - участников Программы обеспечила готовность основных предприятий-участников Программы к переходу на серийный выпуск автомобилей уровня экологической безопасности ЕВРО-3 с 1 января 2008 года, т.е. в срок, установленный Специальным техническим регламентом.

В части касающейся техники для военных нужд следует отметить, что Военная автомобильная техника (ВАТ), является средством подвижности более 1500 образцов вооружения и военной техники и во многом определяет уровень боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Существующий автомобильный парк Вооруженных сил в основном удовлетворяет современные потребности войск. Однако, в силу обстоятельств, сложившихся в последние годы, наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества образцов ВАТ с длительными сроками службы. В настоящее время автомобили со сроком службы более 12 лет составляют около 75% парка.

Автомобильной промышленностью Российской Федерации по заказу и техническим заданиям Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России были разработаны, испытаны и приняты на вооружение новые перспективные образцы автомобилей УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, Урал, КамАЗ. Эти образцы не только находятся по своему техническому совершенству на уровне современных и перспективных зарубежных аналогов, но и по отдельным показателям превосходят их. Однако в силу сложившейся ситуации так и не были поставлены на производство (УАЗ-3172, ГАЗ-3301, ГАЗ-3932, ГАЗ-3933, ЗИЛ-4334, ЗИЛ-4334.10 и др.).

Существующее стремление ряда отечественных заводов к использованию импортных комплектующих создает предпосылки к затруднительному их применению в войсках, нарушению системы снабжения и, в целом, системы автотехнического обеспечения ВС РФ (техническое обслуживание, ремонт и др.).

Основные направления по созданию ВАТ нового поколения определены Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2007 - 2015гг.

В соответствии Планом мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006 - 2007 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 декабря No 1695-р., разработывается программа "Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок" на 2010 - 2014 годы, целью которой является создание, развитие и внедрение новых прогрессивных технологий, обеспечивающих к 2015 году относительное снижение потребления моторных топлив нефтяного происхождения не менее чем на 10%, уменьшение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов от автотранспорта в окружающую среду не менее чем на 11,5% .

Недостаточные инвестиции в отрасль, наряду с имеющимися положительными результатами, сегодня остаются сдерживающим фактором развития отечественной автомобильной промышленности. Их объем в основной капитал по отрасли в 2007 году составил 36,5 млрд. руб., или 4,7% от объема инвестиций в обрабатывающих отраслях промышленности.

При росте инвестиций в 1,7 раза по сравнению с 2006 годом их объемы отстают (7#8209;10% от необходимого) от объемов инвестиций, которые направляются в производство ведущими зарубежными странами.

Зарубежная практика подтверждает постоянную государственную поддержку развития национальной автомобильной промышленности (например, "Фиат" получил 1,7 млрд. долл. США (39,7 млрд.руб. ) на развитие предприятий по производству автомобилей и двигателей в Италии; "Форд" получил 45 млн. долл. США (1050,3 млрд.руб.) на развитие производства двигателей в Испании, а также на НИОКР по проблемам экологии и энергосбережения; "БМВ" получил 32 млн. долл. США (746,9 млрд.руб.) на развитие автомобильного производства в Австрии и др.).

Одной из проблем является значительная импортная составляющая в продукции автопрома, которая продолжает расти. Доля импортных материалов в общих затратах на производство автомобильной промышленности в целом выросла с 7,4% в 2005 г. до примерно 9,0%т в 2006 г. и до 14,0% в 2007 году.

В части освоения производства новых прогрессивных материалов, в Минпромэнерго России, с участием металлургических предприятий, производителей автомобилей и отраслевых институтов реализует "Межведомственную программу работ по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для ОАО "АВТОВАЗ" на период 2005-2010 годы".

Выполненные в 2007 году работы по программе позволили ОАО "АВТОВАЗ" использовать отечественную металлопродукцию, полностью удовлетворяющую требованиям, предъявляемым к качеству продукции, как для производства серийных автомобилей, так и автомобилей нового поколения.

В 2007 году Минпромэнерго России совместно с ОАО "АВТОВАЗ" разработало "Межотраслевую программу работ по освоению новых видов химических и нефтехимических материалов, улучшению качества и увеличению объемов производства для ОАО "АВТОВАЗ" на период до 2015 года". Данная программа должна стать основой для расширения и увеличения объемов химических материалов на всю автомобильную отрасль, с учетом вновь создаваемых автомобильных производств.

Ситуация складывающаяся в автопроме показывает, что в ближайшем будущем и среднесрочной перспективе в качестве первоочередных мер, стимулирующих развитие автопрома, следует рассмотреть:

1. Создание благоприятных условий для организации производства автомобильных комплектующих изделий, и в первую очередь в области тарифно-таможенного регулирования.

2. Корректировку ставок ввозных таможенных пошлин на новые легковые и грузовые автомобили экологического класса ниже Евро 5.

3. Корректировку ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и материалы, с учетом наличия или отсутствия их производства в России.

4. Стимулирование выбытия из эксплуатации автомобильной техники старше 10 лет, особенно для перевозки пассажиров.

5. Принятие правовых норм по обеспечению утилизации автомобильной техники и защиты окружающей среды от несанкционированного захоронения отходов утилизации.

6. Создание научно-технического задела по перспективной автомобильной технике и технологиям её производства.

7. Создание равных конкурентных условий для производителей автомобильной техники и компонентов работающих на территории Российской Федерации.

По прогнозам рост покупательной способности населения России, приведет к дальнейшему увеличению спроса на легковые автомобили до 4,7-5,2 млн. шт. в 2020 году.

Перспективная потребность в грузовых автомобилях, рассчитанная на основании прогноза развития грузоперевозок, установленного в "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" составит 520-550 тыс. шт. в 2020 году.

Прогнозируемый, в "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года", рост подвижности населения позволяет ожидать увеличения спроса на автобусы 120-125 тыс. шт. в 2020 году.

Принятие мер, стимулирующих организацию и расширение выпуска автомобильной техники и автокомпонентов, переоснащение действующих отечественных предприятий, создание новых перспективных модельных рядов автомобильной техники, создание новых производств должно обеспечить удовлетворение потребности страны в автомобильной технике.

При этом стоимость выпускаемой продукции в основном должна быть произведена на территории Российской Федерации, а экспорт занимать весомую часть в объеме производства.

И только реализация поставленных, амбициозных задач интенсивного развития автомобильной промышленности России позволит ей не только выжить, но и перейти от удовлетворения потребностей растущего внутреннего спроса к экспортной экспансии.

В заключении хочется отметить, что России жизненно необходима автомобильная промышленность.

Наша автомобильная промышленность живет в условиях жесткой конкуренции, и от того, какую стратегию поведения выберет бизнес и какие условия мы ему создадим, зависит будущее отрасли: либо мы сдадим позиции импорту, либо будем производить современные отечественные автомобили.


25.04.2008
http://www.minprom.gov.ru/appearance/report/73

Док. 473890
Перв. публик.: 25.04.08
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 105

  • Дементьев Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``