В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью радиостанции `Эхо Ростова` Назад
Интервью радиостанции `Эхо Ростова`
Эрик Соловьёв:- Человек Театра Вячеслав Кущёв сегодня в нашей студии, отмечаем Международный День Театра. Вячеслав Митрофанович, для Вас дата важная?

Вячеслав Кущёв:- Да, важная. Я всегда к Дню Театра отношусь как к событию.

Э.С.:- В наше время, как мне кажется, я не знаю, разделите Вы это моё мнение, или нет, всё больше происходит театрализация обыденности нашей. Не говоря уже про хэппенинги и перфомансы художников, к такого рода явлениям можно отнести различные митинги, шествия, фруктово-цветочные революции даже. Это требование времени, это дух времени?

В.К.:- Вы знаете, я думаю, что это, скорее всего, просто профессионализм. Те политтехнологи, которые приходят сегодня на российскую арену, берут всё лучшее, что создано человечеством, в театр - это порождение человечества. И очень большая ошибка многих общественных деятелей - недооценивать роль и значение театра.

Э.С.:- Шекспир по-прежнему прав?

В.К.:- Шекспир абсолютно прав. Вы понимаете, ведь ежедневно, мне трудно сказать, сколько, но я думаю, десятки, может быть, сотни тысяч театров во всём мире показывают комедии и трагедии. И в них даны срезы, даны модели человеческого общества, личности, какие-то очень серьёзные общественные пласты. Театр учит. Но научил ли? Это уже другой вопрос.

Э.С.:- Путь к театру на Вашем личном опыте с чего начался? Вначале мы выступаем как зрители? Или что-то появляется ещё до зрительского опыта?

В.К.:- Я думаю, до зрительского опыта. Человек - существо, которое тянется к прекрасному, к необычному. И крошечный ребёночек, появляясь на Земле, эти же самые качества в своей сущности носит. И, конечно, сначала ему интересна картинка, интересна мелодия. То есть, чувственное восприятие. И через чувственное восприятие он идёт к разуму, к выводам, к осмыслению жизни и действительности.

Э.С.:- А как театр появился в Вашей жизни?

В.К.:- В моей жизни, по-моему, он был всегда.

Э.С.:- Ещё до рождения?

В.К.:- Нет, с рождения. Вы знаете, я уже как-то говорил о том, что в те далёкие пятидесятые годы театральные постановки ставились во дворах. И мы, мальчишки, девчонки, вместе со взрослыми, прямо в нашем дворе по Бельского 47 эти постановки создавали и играли в них. Поэтому мне трудно сказать. В моей жизни он был и есть всегда, всегда и будет.

Э.С.:- Есть ещё такая замечательная профессия как театральный критик. Когда смотришь спектакль и потом анализируешь, видимо, в этом есть начало вот этого критического пути. Но результаты здесь для самих театральных деятелей могут быть полярными. Я думаю, что все мы любим, когда нас хвалят. Вот, у меня, например, установка к театрам провинциальным - очень мягкое и доброжелательное отношение. Но если этот театр уже своими работами доказывает, что это не провинциальный театр, то здесь, конечно, не то, чтобы судишь его по какой-то высокой мерке, а отношение становится другим. Как Вы к критике театральной относитесь?

В.К.:- Вы несколько пластов очень важных и интересных вопросов задали сразу. Но само понятие "провинция", "провинциальный театр" всегда почему-то ассоциировалось с какой-то обидой, очень неправильно. Я отношусь к этому по-другому. Например, сегодня утром я проводил, я считаю, выдающихся критиков. Я могу назвать фамилии: Нора Григорьевна Потапова, Елена Всеволодовна Третьякова, это люди, которые пишут очень серьёзные, большие статьи, очень хорошо знают театральный процесс в России и не только в России.

Э.С.:- То есть, это уже театроведы, по сути.

В.К.:- Да. И мы вчера разразились большим спором. Потому что уже прозвучали премьеры, было какое-то время немножко расслабления, и мы по-разному на эти процессы смотрим. На одни и те же процессы, которые происходят в театральной жизни. И критика - это, всё-таки, немножко извращённый взгляд, я им вчера об этом говорил. Для них важно не осознание действительности, а новое слово в театральном процессе, они на этом помешаны, повёрнуты! Вот возьмите "Золотую маску". Есть такое понятие, "масочный" спектакль. Вот, у нас, например, есть спектакль "Мадам Баттерфляй", это работа, которая бесконечное количество раз приглашается за рубеж и будет приглашаться, это вечная история с фантастической красотой музыки.

Э.С.:- Но спектакль не "масочный"?

В.К.:- Это не "масочный" спектакль, потому что он традиционный. Вот он просто хороший, традиционный. А вот если этот спектакль взять, и Чио-сан будет секретарём, а Шарплез будет её шефом, каким-нибудь предпринимателем, нефтяником - вот уже масочный спектакль, это уже "интересное слово в театральном процессе"! Я немножко утрирую, но это на самом деле так. Поэтому критика очень важна для осмысления театрального процесса. Но критика критике рознь.

Э.С.:- Вот, кстати, говоря о "Маске", раз мы о ней вспомнили, спектакль, который в двух номинациях её получил, как раз сложно отнести к масочным, потому что там было всё, что отличает профессионально, качественно сделанный спектакль без превращения героев Верди в чеченских боевиков и тому подобного. Вячеслав Митрофанович, есть ведь ещё театры: театр политический, театр военных действий, например. Как театральность проявляется в той же политике? Вы наблюдаете эту деятельность тоже достаточно плотно.

В.К.:- Интереснейший вопрос. Вот это подтверждение начального нашего разговора. Понимаете, театр - это такой инструмент, владея которым можно завоевать умы и сердца. Это инструмент необычайной мощи и силы. И не случайно укоренились такие понятия, как театральный процесс, театральность в общественной жизни или какие-то другие явления. Действительно, политтехнологи, которые наблюдают и схватывают эти очень серьёзные, сложные и, в то же время, очень тонкие процессы - люди необычайно одарённые. И они переносят их. Ведь театр, понимаете, какое-то несчастное, очень короткое время может на сцене одним коллективом в двадцать, тридцать, сорок человек перенести человека из одной эпохи в другую. И настолько воздействует на ум, сердце, чувства человека. Общепринято, когда говорят: "Театр очищает", "Театр возвышает", а я думаю, прежде всего, театр даёт возможность показать, какие на самом деле мы. И вот люди, которые умело этим инструментом пользуются, добиваются фантастических результатов.

Э.С.:- И, мне кажется, в применении к политике эти элементы театрализации, естественно, носят манипулятивный характер, но зачастую мы не можем к ним отнестись достаточно позитивно, хотя бы из-за того, что вместо реальной жизни выстраивается некая условность. И люди, которыми манипулируют, становятся пешками в этой игре.

В.К.:- В Новейшей истории России на политической арене столько таких политиков с очень звучными, яркими именами, которые эпатировали, которые это делали приёмами театра. И они достигли колоссального эффекта. Они, стартовав с абсолютного нуля в начале девяностых, сегодня стали очень влиятельными, авторитетными общественными деятелями. Но начинали-то они с эпатажа. Начинали они с артистической деятельности.

Э.С.:- Актёр или режиссёр, всё-таки? Вот такие политики - больше актёры. Есть политики, которых, может быть, видят и слышат мало и редко, но которые определяющее влияют на ситуацию. Но они в тени, режиссёры. А для театра режиссёр или актёр является, в Вашем представлении, мы сейчас убираем конкретные должности Вячеслава Кущёва, а для театрального деятеля Вячеслава Кущёва какая из этих позиций, всё-таки, является доминирующей?

В.К.:- Я думаю, здесь всё зависит от личности. Очень часто личность актёра намного глубже, чем личность режиссёра, и тогда умный режиссёр идёт за артистом. Он многое меняет в своей концепции, он выстраивает другие мизансцены, он может даже, в конечном счёте, поменять концепцию спектакля, если он увидел, что перед ним состав артистов, которые могут значительно больше того, что он придумал и больше того, что он им может предложить. Но это только умный режиссёр. А иногда он начинает "ломать" актёра, и результат плачевный. Актёр внутренне сопротивляется. У актёра всегда эмоции превалируют над разумом, как правило, потому что у него чувственное начало, потому что он творец, он художник. Но художник - это, как правило, человек, который видит чуточку дальше обычного человека. Он может предвосхитить будущее даже неосознанно, но чувственно. И поэтому кто главенствует в спектакле, режиссёр или художник - это, опять-таки, зависит от личностей.

Э.С.:- Вячеслав Митрофанович, а Вам ближе трагедия или комедия по своей сути? Вот я, кстати, задумался над этим вопросом. Естественно, в юности, а может быть, и не естественно, я тяготел к трагедии, комедию воспринимая как нечто дешёвое, нечто вульгарное, даже, нечто неинтересное. Но потом осмысление продолжалось таким путём, что комедия была переосмыслена мною и возведена как более высокий жанр, чем трагедия.

В.К.:- Вы знаете, я за умность в спектакле и в любом творчестве. Очень часто комедия даёт больше уму и разуму, чем трагедия. Но это, ещё раз я говорю, от того, что происходит в этой комедии. Комедия не для пустого смеха и пустословия, а с глубоким смыслом мне по сердцу и душе.

Э.С.:- Сегодняшний день воспринимается более комедийно или драматично? Кого больше всего поздравлять надо в Международный День Театра?

В.К.:- Его Величество Актёра и весь огромный творческий потенциал актёрского цеха во всей России, во всём мире. Актёрская жизнь во все времена была сложной. Актёр, театр никогда не жил сытой, спокойной, благополучно жизнью. Но это, наверное, и находится в природе театра. Потому что вот эта неудовлетворённость тем, что есть, заставляет человека идти в театр. Если бы всё было хорошо, кого высмеивать, почему плакать? Наверное, не было бы театра, но театр - это как жизнь. Он многообразен в своих проявлениях и, я думаю, в равной степени мы любим и играем и комедию, и трагедию. А поздравим Его Величество Театр.

Э.С.:- Но ведь хоронили-то за оградой церковной в своё время. Чего же всё-таки больше в этом актёрском, лицедейском проявлении?

В.К.:- А боялись. Всегда боялись правды. Вы посмотрите, ведь в образ юродивого вписан, как правило, умнейший, гениальнейший человек, который может поднять глаза, поднять голову и выступить против царя. И шут. Шекспировский, шиллеровский.

Э.С.:- Да и наш. Отечественный, родной, годуновский.

В.К.:- И наш. Человек, который может поднять голос против власть имущего - это человек, который поднимал в те времена и голос против Бога. Это смелый человек.

Э.С.:- А в наше время театрализации жизни, политтехнологий эта актёрская составляющая до сих пор востребована?

В.К.:- Безусловно.

www.echorostova.ru

Док. 473889
Перв. публик.: 27.03.06
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 139

  • Кущев Вячеслав Митрофанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``