В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Дементьев: О состоянии отечественного энергетического машиностроения Назад
Андрей Дементьев: О состоянии отечественного энергетического машиностроения
Тезисы доклада и.о. заместителя Министра Андрея Дементьева на парламентских слушаниях, посвященных законодательному обеспечению развития энергетического машиностроения

Уважаемые коллеги!

Целевые направления развития энергомашиностроения РФ должны соответствовать приоритету, четко обозначенному в прошлогоднем Послании Президента России - реализация второй масштабной электрификации страны. Строительство новых станций, модернизация уже существующих, расширение сетевой инфраструктуры - это задачи, осуществление которых уже началось.

Правительство России активно работает над поставленными в Послании Президента задачами - 22 февраля текущего года Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики одобрена распоряжением Правительства.

Одной из задач реализации Генеральной схемы является 100% обеспечение энергетическим оборудованием предусмотренных к строительству и модернизации генерирующих объектов.

Ввиду этого:

1. Во-первых, и это самое главное, потребности внутреннего рынка не могут быть удовлетворены без привлечения этой отрасли. Это значит, что мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить потенциал отрасли и обеспечить импульс развития российского энергомашиностроения.

2. Во-вторых, энергетическое машиностроение имеет все шансы продолжать укреплять позиции на внешних рынках, прежде всего, развивающихся стран.

3. В-третьих, развитие отрасли невозможно без сохранения технологий, научной школы, соответствующих международным стандартам качества и надежности продукции в сочетании с невысокой ценой. Эти параметры становятся конкурентными преимуществами продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Задача государства состоит в создании условий, стимулирующих динамичное развитие отрасли с учетом потенциала заложенного в Генеральной схеме.

При формировании перспектив технологического развития электроэнергетики были применены следующие принципы:

максимально возможное развитие доли атомной и гидрогенерации;

переход на высокоэффективные технологии сжигания топлива и обеспечение роста выработки электрической энергии на угольных станциях по отношению к газовым;

строительство новой газовой генерации с использованием газотурбинных и парогазовых технологий.

Все вводы новых электростанций на газе, планируется осуществлять для комбинированной выработки электроэнергии и тепла.

Это позволит выйти на уровень мировых промышленных образцов с коэффициентом полезного действия 50-60% для газового цикла и 42-46% для угольного: на настоящий момент коэффициент полезного действия тепловых электрических станций на газе составляет 38,50% против 40% у мировых образцов, коэффициент полезного действия парогазовых установок 51-52% против 54-55% и коэффициент полезного действия тепловых электрических станций на угле 34,20% против 37-40%.

В соответствии с Генсхемой потребность во вводах генерирующих мощностей, включая вводы для замены на существующих электростанциях, для базового варианта в период 2006-2020 годов в целом по России составят 186 ГВт.

В базовом варианте электропотребления планируется ввести в эксплуатацию:

25,9 ГВт установленной мощности на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях;

32,3 ГВт на атомных электростанциях;

53,9 ГВт на тепловых электрических станций на угле и 74 ГВт на газе, с учетом вывод из эксплуатации неэффективного газового оборудования в объеме 39,9 ГВт.

Потребности в инвестициях на развитие электрогенерации в 2006-2020 годах для базового варианта составят 11,6 трлн.руб.

Таким образом, по предварительным оценкам в период с 2006 по 2020 год объем российского рынка генерирующего оборудования составит 6-8 трлн.руб., в том числе 1,5 трлн.руб. по проектам малой энергетики (развитие малой энергетики Дальнего Востока и Юга России).

При этом потребности гидрогенерации и атомной энергетики теоретически могут быть полностью обеспечиваемы существующими возможностями отечественной промышленности, но с учетом процессов реформирования атомной отрасли.

Чего пока нельзя сказать об обеспечении энергетическим оборудованием тепловой генерации.

Ввиду приоритетного развития тепловой генерации потребности в таком генерирующем энергетическом оборудовании на период 2006-2020 гг. по базовому варианту могут быть представлены следующим образом.

В части газовой генерации до 2020 года должно быть введено 177 блоков различного типа общей мощностью 56,9 ГВт. Наиболее востребованными будут блоки ПГУ-800, -450 и -400. При этом основной ввод придется на 2011-2015 годы. До 2010 года потребности энергетики в оборудовании будут приходиться на газовые установки.

Также определенным спросом будут пользоваться блоки малой мощности - до 100 МВт.

На угольных станциях потребуется ввести 122 блока общей мощностью 45,1 ГВт, причем основной ввод будет осуществлен также в 2011-2015 годах.

Основные закупки будут приходиться на блоки типа К-660-300, К-330-240 и Т-115-130. 8 блоков мощностью 900 МВт каждый будут построены с использованием технологии суперсверхкритических параметров пара (ССК).

Всего на тепловых электростанциях должно быть введено 317 блоков общей мощностью 103,5 ГВт.

Таким образом, потребности в энергетических котлах, газовых и паровых турбинах представлены на слайде в виде следующих показателей:

По энергетическим котлам: в первую пятилетку потребуется 55 котлов, в следующую - почти втрое больше, в 2016-2020 годах - 81 котел. Проводя оценку покрытия указанных потребностей возможностями отечественного энергетического машиностроения в случае ориентации поставок исключительно на внутренний рынок следует отметить, что острый дефицит возникает уже начиная с 2011 года.

Основная проблема возникает в обеспечении потребностей энергетики газовыми турбинами - они не покрываются ни в текущую пятилетку, ни в последующие, причем сейчас отечественное энергомашиностроение может обеспечить лишь 20-25% потребностей. Как видно на диаграмме в дальнейшем ситуация ухудшается. Таким образом, дефицит может быть покрыт только при условии развития производственных мощностей отечественных предприятий или с помощью импорта.

В настоящее время ситуация с поставками отечественных паровых турбин не так критична. Сейчас российская продукция полностью покрывает потребности тепловой энергетики. В период 2011-2015 годов возникшие проблемы могут быть решены как за счет поставок импортного оборудования, так и за счет текущего развития производственных мощностей.

Намечается тенденция увеличения объемов производства продукции энергетического машиностроения для внутреннего рынка по отношению к сохраняющимся объемам экспорта (в процентах долей):

Энергетические котлы: с 50/50 % в 2006 г. до 80/20 % в 2008 г.

Энергетические турбины: с 30/70 % в 2006 г. до 40/60 % в 2008 г.

В последние 5-7 лет в России наблюдается устойчивый рост уровня потребления электроэнергии. В среднем ежегодно прирост составляет около 3%.

Соответственно в энергетическом машиностроении в последние годы также наметились тенденции роста объемов производства основной номенклатуры продукции.

Так, в 2007 году объем производства газовых, паровых и гидравлических турбин составил более 2 ГВт по каждому виду, что по отношению к 2006 году выше на 130%; производство паровых котлов для энергетики выросло в 1,5 раза и составило 2679 т.пар/час, а количество котлов-утилизаторов более чем в 2 раза - 680 т.пар/час.

Объем производства в отрасли энергетического машиностроения в 2007 году в денежном выражении составил 65,2 млрд. рублей. Причем доля экспорта составила 20-25% от общего объема - 15,5 млрд. рублей.

К системным проблемам отрасли относятся следующие:

1. Отсутствуют гарантированные долгосрочные заказы, что в ближайшие годы не позволяет приступить к подготовке масштабному развитию производственных мощностей предприятий отрасли;

2. По показателям качества и сервиса российские компании проигрывают в конкурсах иностранным поставщикам, необходим переход на новую технологическую платформу (переход на суперкритические параметры пара в угольных энергоблоках, разработка парогазовые установок с коэффициентом полезного действия до 60%, газификация в твердых топлив и обогащение углей);

3. Неспособность отраслевых предприятий противостоять ценовой политике азиатских производителей (пример Китая);

4. Слабая конкуренция между отечественными производителями (например, рынок газовых турбин большой мощности, на котором присутствуют только ОАО "Силовые машины" и НПО "Сатурн").

Развитие энергомашиностроения в части увеличения поставок на внутренний рынок не должно способствовать уменьшению или потери доли экспорта и доли на внешних рынках. Поэтому следует предусмотреть также мероприятия, обеспечивающие создание конкурентоспособной продукции на уровне передовых мировых образцов.

В соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года No 316-р, Минпромэнерго России до декабря этого года должно разработать и представить в Правительство Российской Федерации стратегию развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2009 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года.

Разрабатываемые механизмы государственной политики в области энегомашиностроения должны содержать ряд мер инновационного, технологического таможенного и нетарифного характера, в том числе формирующих принятие законодательных мер, обеспечивающих приток инвестиционных ресурсов в развитие новых энергоэффективных технологий энергетики в условиях ограниченной конкурентоспособности продукции и услуг российских предприятий.

Основной чертой предлагаемых мероприятий должно стать такое распределение условий финансирования проектов между государством и частными инвесторами, при котором будет обеспечиваться наиболее эффективное снижение инвестиционных рисков.

Основой для принятия государством решений в данной области должно стать формирование отраслевого перечня приоритетных технологий, обеспечивающих сокращение отставания от передовых мировых образцов. В него, несомненно, войдут следующие перспективные технологии: переход на суперкритические параметры пара в угольных энергоблоках, разработка парогазовые установок с коэффициентом полезного действия до 60%, газификация в твердых топлив и обогащение углей.

Именно по этим направлениям необходимо обеспечить первоочередное финансирование НИОКР.

Задачу стимулирования инвестиций в закупки российского оборудования предлагается осуществлять в тесной взаимосвязи с аналогичными мерами предлагаемые государством в области инвестиционной и инновационной политики в энергетике.

2. Газотурбинное двигателестроение

Устойчивость экономического роста основана на инновационной модели развития. В условиях глобальной конкуренции на рынке высоких технологий побеждает та страна, чьи производители комбинируют научно-технологические компетенции одновременно по двум и более передовым направлениям.

Например, мы планируем вписать в проект развития энергомаша Стратегию по развитию газотурбинного двигателестроения. Эта Стратегия охватывает, в основном, направления работ в рамках авиационной промышленности. Это своего рода "стратегия в стратегии". При ее разработке мы опирались на предложения экспертов авиастроительного комплекса и сумели увидеть интерес энергетиков.

В ходе разработки стратегии развития газотурбинного двигателестроения, мы смоделируем свой инновационный потенциал на десятилетия вперед. Это может стать ориентиром для аналогичной модернизации не только авиационной промышленности, но и в судостроении, а также в транспортном машиностроении.

Поэтому мы будем рассматривать целевую программу по развитию двигателестроения в авиационной промышленности как целевую стартовую программу, содержащую в себе предпосылки для последующего расширения - в масштабе всего энергомашиностроения.

3. Энергоэффективность

Не забыли и про то, что существенное влияние на качество разрабатываемого оборудования окажут меры по стимулированию энергоэффективности.

Основным законопроектом, который может дать наиболее существенный толчок развитию энергоэффективности и энергосбережению в Российской Федерации, является законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".

Действующий Федеральный закон "Об энергосбережении" был принят в 1996 году. В целях реализации этого Закона до 2000 года годы были утверждены несколько государственных стандартов по энергосбережению, начата работа по энергоаудиту потребления ТЭР на предприятиях, составлению энергетических паспортов.

Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении" предусматривает новые нормы, связанные с созданием системы нормирования энергоэффективности, усилением государственного управления энергосбережением, внедрением механизма проведения энергетических обследований. Предложено также создать государственный энергетический реестр для контроля за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и реализацией энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время этот законопроект проходит стадию межведомственного согласования.

Разрабатывается ряда национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения.

Определенную модификацию спроса на энергомашиностроительную продукцию повлекут и принятые в ноябре прошлого года поправки к закону "Об электроэнергетике" (250-ФЗ от 4 ноября 2007 г.), направленные на развитие энергетики на возобновляемых энергоресурсах.

Существенную роль в развитии энергомашиностроения сыграет и закон "О теплоснабжении", разрабатываемый в настоящее время Министерством.

Безусловно, законодательные меры регулирования и модификации рынка энергомашиностроительной продукции должны быть поддержаны и мерами, направленными на непосредственное развитие отечественного производства. Речь идет о том, чтобы обеспечить законодательную и иную поддержку полного инновационного цикла в энергомашиностроении - от НИОКР до выхода на рынок.

Отличительной тенденцией развитых стран (США, Великобритании, Франции и Германии), а также быстроразвивающихся стран (Китае и Индии), является то, что практически все критические важные НИОКР, проводимые в области энергомашиностроения, финансируются на принципах государственно-частного партнерства (чаще всего на паритетных началах).

У нас есть успешный пример такой деятельности - это разработка и освоение компанией "Силовые машины", по заказу Минпромэнерго России, производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощности более 200 МВт. Объем финансирования из государственного бюджета составил 400 млн. руб.; внебюджетное финансирование - 572 млн. руб. В результате выполнения проекта создано и освоено производство семейства высокоэффективных парогазовых установок нового поколения мощностью 230, 325 и 450 МВт.

В августе прошлого года был принят ряд поправок в законодательство, направленный на развитие инновационной деятельности. Уверен, необходимо продолжать движение по этому пути.

Минпромэнерго России в марте текущего года сформировало и своим приказом утвердило рабочую группу по разработке Стратегии развития энергетического машиностроения, и комплекса первоочередных мер по ее реализации. В состав группы вошли представители российских компаний, научного сообщества, представителей федеральных органов исполнительной власти. Приглашаем продолжить сотрудничество.

Спасибо за внимание!

12.05.2008
http://www.minprom.gov.ru/appearance/report/74

Док. 473886
Перв. публик.: 12.05.08
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 99

  • Дементьев Андрей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``