В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правительство не готово стать правопреемником пирамид Назад
Правительство не готово стать правопреемником пирамид
Наводнившие было Москву слухи о том, что вкладчикам рухнувших коммерческих структур явился новый "спаситель" в лице Городской Думы, заронили среди страждущих и новые надежды. Согласно слухам, не кто-нибудь, а сама всероссийская законодательная власть уполномочила московское правительство взять на себя обязательства "тибетов", "чар" и прочих "м-м-м". Чего же ожидать обманутым вкладчикам на этот раз, какие воздушные замки строить по поводу возврата своих эфемерных сокровищ? Ответ на этот и другие вопросы мы попытались отыскать у членов правительства.

Раз в слухах фигурировали власти московские, туда мы и отправились в первую очередь. Увы, чиновники, с которыми нам пришлось пообщаться в городской Думе, от наших вопросов открестились.
В частности, служащий юридического отдела департамента правительства Москвы (пожелавший остаться инкогнито) оказался явно не в курсе последних правительственных веяний, заявив, что "государство не отвечает ни по каким долгам, за исключением долгов тех компаний, в капитале которых имеет свою долю".
Однако на днях Виктор Черномырдин, выступая на открытии избирательного блока "Наш дом - Россия", решительно заявил, что "... правительство несет-таки ответственность перед обманутыми клиентами недобросовестных структур".
Бесконечные служащие московской мэрии затруднились вспомнить какие-либо распоряжения на этот счет городской законодательной власти. Большинству из тех, к кому мы обратились с вопросами, сказать было просто нечего.
К нашему удивлению, "несколько слов" на интересующую нас тему нашлось у российских законодателей.
С нами любезно согласились побеседовать председатель Комитета по труду и социальной поддержке Госдумы Сергей Калашников и председатель Оргкомитета по банкам Госдумы Павел Медведев.
Ольга Казанская: Сергей Вячеславович, не могли бы вы прокомментировать, насколько появившиеся слухи соответствуют действительности? Примут ли правительства России или Москвы на себя обязательства перед вкладчиками обанкротившихся компаний (а пострадавших от них на сегодняшний день насчитывается около 30 млн человек)?
Сергей Калашников: В любом слухе больше выдумки, чем правды. Начнем с того, что Дума при всем желании не может давать указания какому бы то ни было правительственному органу. Единственный способ воздействия в такой ситуации - Закон. Я буду краток: никаких законов на этот счет Дума не принимала.
О.К.: Тогда поставим вопрос по-другому. Что предпринимает Дума для того, чтобы смягчить последствия крахов финансовых пирамид? Ведь подобные структуры возникли не на пустом месте. Их расцвету, в частности, способствовало и слабое законодательство - а за него прямо отвечает та ветвь власти, которую представляете лично вы.
С.К.: Большой шаг уже сделан. О чем можно судить хотя бы потому, что от явной апатии к начавшим рушиться пирамидам и их вкладчикам ("это - ваши проблемы"), мы пришли сегодня к осознанию того, что просто так от их проблем не отмахнешься. Думой уже принят акт, в котором содержится требование к Генеральной прокуратуре создать отдельную следственную группу. Ее задача - расследовать акты мошенничества в валютно-финансовой сфере.
Кроме того, Министерство юстиции рассматривает вопросы о том, чтобы облегчить процедуру обращения потерпевших граждан в суды, а следственным органам разрешить вмешиваться в дела компаний на ранней стадии их банкротства.
Последнее положение позволит правоохранительным органам в случае наличия даже одного судебного иска наложить арест на имущество компании, не дожидаясь его окончательного разбазаривания. Еще одно направление деятельности заключается в ужесточении порядка лицензирования.
Что же касается непосредственно интересов вкладчиков, уже испытавших на себе эффект преступной деятельности пирамид, то смягчить удар мы можем только одним способом. А именно: максимально интенсивным поиском ценностей и капиталов, которые исчезли вместе с компаниями. Перефразируя известные слова, можно сказать - деньги не горят.
Что же предполагается сделать в этой связи? Мы намерены подключить к сотрудничеству все способные помочь нам международные и иностранные органы, начиная с Интерпола и заканчивая администрациями офшорных зон, и таким образом вернуть часть денег. Конечно, не надо питать иллюзий по поводу того, что эффективного сотрудничества удастся легко добиться.
Во-первых, незамедлительно возникнут вопросы межправительственной этики. А во-вторых, мы сами, со своей стороны, до сих пор не можем остановить вывоз капитала из страны, не говоря уже о том, чтобы активизировать его поиск.
Я ни в коей мере не отрицаю того факта, что государство обязано быть солидарным с потерпевшими и компенсировать хотя бы отдельным категориям граждан их вклады. Конечно же, не в рамках тех дивидендов, которые были обещаны.
В то же время необходимо подчеркнуть, что идея компенсации потерянных вкладов - пока абсолютно "сырая". Я категорически заявляю: на сегодняшний день правительство не готово к конкретным шагам и ничего немедленно предпринимать не собирается.

Журнал "Деньги" No 22(32) от 07.06.1995

Док. 473738
Перв. публик.: 07.06.95
Последн. ред.: 11.08.08
Число обращений: 467

  • Калашников Сергей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``