В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Митрополит Агафангел возглавил торжества по случаю празднования 200-летия Свято-Троицкого Одесского собора Назад
Митрополит Агафангел возглавил торжества по случаю празднования 200-летия Свято-Троицкого Одесского собора
Не успели утихнуть торжества по случаю 200-летия основания Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора, которое широко отмечалось горожанами 25 мая 2008 года, как вновь православные одесситы с особой радостью встретили новый юбилей - 200-летие освящения Свято-Троицкого Одесского собора, который отмечается в день Пятидесятницы. Отпраздновать этот знаменательный юбилей собралось такое количество верующих, что их не вместил собор: многие стояли на улице, желая хотя бы услышать богослужение через специально установленную аппаратуру.

Поэтому, когда под праздничный колокольный звон Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский прибыл к собору, то ему пришлось затратить немало времени, чтобы, благословив собравшихся, войти под украшенные зеленью своды церкви. Здесь его встретили традиционными хлебом и солью, букетами цветов. Затем к Владыке с проникновенной сердечной речью обратился настоятель собора протоиерей Виктор Петлюченко. Он подчеркнул, что "народ Божий ликует, встречая своего любимого архипастыря в праздник Святой Троицы в Свято-Троицком соборе, который сегодня отмечает 200-летний юбилей.

Мы счастливы видеть Вас, дорогой Владыка. Вы войдете в историю Свято-Троицкого собора, где сияют имена ваших славных предшественников по одесской кафедре: митрополита Гавриила (Банулеско-Бодони), заложившего в 1795 году первый храм в честь Святой Троицы, архиепископа Афанасия (Иванова), много сделавшего для сооружения этого собора, архиепископа Платона (Любарского), освятившего этот храм 200 лет назад.

В сей нареченный и святый день мы просим Вас, наш дорогой архипастырь и отец, вознести о нас ко Господу Ваши святительские молитвы".

Благоговейно приложившись к соборным святыням, Его Высокопреосвященство, облачившись в праздничное архиерейское одеяние, совершил торжественную Божественную Литургию. Ему сослужали Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, клирики собора и представители городского духовенства.

Во время входа с Евангелием митрополит Агафангел наградил клириков собора архипастырскими грамотами, а о. настоятель и руководитель воскресной школы были удостоены медалей преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени. Вручая эти награды, Его Высокопреосвященство отметил, что "сегодня ликует одесская земля, светло празднуя день Святой Троицы и 200-летие этого Свято-Троицкого собора. В этих стенах на протяжении двух веков возносились молитвы, сюда приходили множество поколений одесситов. Собор соединил навеки единой православной верой русский, украинский и греческий народы. Сюда приходили славные предки нынешних греков, которые здесь получали благословение на борьбу за независимость от мусульманского ига. И сегодня сюда приходят люди разных национальностей, чтобы получить помощь Божию, утешение в своих скорбях и печалях".

В ходе богослужения по благословению Владыки было совершено поминовение усопших архипастырей и пастырей, чьи имена вписаны в историческую летопись Свято-Троицкого собора.

После завершения богослужения, которое проходило под благозвучные распевы взрослого и детского хоров, причем часть песнопений исполнялась на греческом языке, митрополит Агафангел совершил чин освящения памятного Креста, сооруженного в честь этой знаменательной даты перед входом в собор.

Затем Владыка обратился к верующим с архипастырским словом: "Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с праздником Святой Троицы. Днесь благодать Святого Духа нас собрала. "Пятидесятницу празднуем и Духа Святаго пришествие" - победно торжественным гимном воспевает Святая Церковь сегодняшний праздник. Для Церкви Христовой особенно велик этот день, ибо это день ее рождения, основание которой положил Сам Господь наш Иисус Христос.

Воистину ликует ныне православная Одесса молитвенно и торжественно празднующая 200-летний Юбилей одного из старейших храмов Южной пальмиры - в честь Святой Живоначальной Троицы.

В Православии храм Божий - это место, куда стекаются люди, чтобы предстать перед Создателем для славословия Его Святого Имени, для благодарения за Его неизреченные блага, для получения благословения.

Храм Божий есть место благодатного Божия присутствия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище, волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает обиженный и жалобу свою возносит ко Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К этой Священной трапезе прибегает тот, кто восходит к будущей жизни и желает насыщаться бессмертной Трапезой на Небе. "Один день во дворах Твоих лучше тысячи" (Пс. 83, 11).

В храме мы приносим Богу свои молитвы и возвращаем Ему свои сердца такими, как они Им созданы. И потому дом этот называется "домом молитвы" (Мф. 21, 13). В нем открываем душевные раны свои Врачу душ и телес и исцеляемся Его благодатью; и потому храм называется духовной врачебницей. В нем совершаем духовный пир таинственного Причащения и утоляем тот голод души, который несравненно опаснее телесного; и потому жертвенник нашего приношения называется трапезой Господней. В нем успокаиваем дух, утомленный суетой мира сего, когда слышим утешительное приветствие Отца Небесного: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас" (Мф. 11, 28).

Поэтому, естественно, наши предки, созидая Отечество, строя города и селения, думали в первую очередь о Доме Божием, о храмах, которые часто возводили прежде собственных жилищ. А сколько в мире было гонимых и обиженных! Нужда, опасность, голод и холод срывали людей с насиженных мест, заставляли покидать свою Родину и искать пристанище "на стране далече".

Более двухсот лет назад в северном Причерноморье утверждается Российская Империя. Строятся крепости и города и среди них Одесса, город на берегу Черного моря, ставший родиной для людей многих национальностей, среди которых греки-беженцы от турецкого геноцида.

10 июля 1774 года, за двадцать лет до основания Одессы, в Кучук-Кайнарджи, при заключении мира с Турцией Российская Империя потребовала от Порты: "христианский закон не будет подвержен ни малейшему притеснению, так как и церкви оного; ниже будет препятствовано к перестраиванию или направлению оных; люди же в них служащие, равным образом, не имеют быть оскорбляемы, ниже притесняемы" (Артикул 17, статья 2 Договора).

"Императрица Екатерина II,Петру Великому, прорубившему окно в Европу, сама на юге своей обширной империи - по выражению составителя описания истории Свято-Троицкой церкви г. Одессы к 100-летию храма, ктитора Леонида Россолимо, - прорезала не окно, а широкую дверь на юг и к Босфору: Эта дверь открыла широкий путь к южным морям, ко всем заселяющим побережье этих морей народам и племенам - через эту дверь проникла на юг и на восток громкая слава о великой славянской расе, носительнице Православия и всех священных заветов Церкви Христовой" (Греческая церковь Св. Троицы в Одессе. Сост. Л. Россолимо. Одесса, 1908., с. 6).

Вскоре, после открытия этих широких дверей обильным потоком масса первых поселенцев, до этого населявших лазурные берега Черного и Средиземного морей, влилась в строящиеся города и села северного Причерноморья.

Эти народы влились свободным потоком, хорошо понимая, что за пределами открытых дверей их ждет не темная атмосфера турецкого владычества, а теплое и светлое радушие единоверной славянской нации.

Во главе этих поселенцев, через открытые двери на юге Империи в первую очередь пришли те, которые шли не как незнакомые гости, а как братья к братьям. Они поселялись свободно и радостно потому, что их предки пришли в далекую Киевскую Русь под Знаменем Православия, а раз предки приходили с этим Знаменем, потомки же пришли совершенно свободно к своим братьям во Христе.

Особое попечение в устроении православного бытия Одессы проявил Митрополит Киевский, экзарх Молдо-Влахийский и Кишиневский Гавриил (Банулеско-Бодони), один из крупнейших деятелей отечественного православия. Преобразователь Новороссийского края, он строил училища, и монастыри. Митрополит Гавриил участвовал в сооружении первых храмов, устроил маяк, основал Свято-Успенский Патриарший Одесский монастырь.

В 1795 году адмиралом де-Рибасом в Одессу был приглашен митрополит Екатеринославский Гавриил, который и заложил первый камень в фундамент новой Греческой церкви на пересечении Екатерининской и Троицкой улиц.

Вскоре, после основания Одессы, по указу Императрицы Екатерины II попечителю греков полковнику Афанасию Кес-Оглу было передано 15000 рублей для обустройства греков, решивших поселится в городе, и 19 апреля 1795 года - 2000 рублей для строительства церкви Святой Троицы, которую планировалось построить за три года. Греческий архимандрит Дионисий (Делаграмат) ": с разрешения Митрополита Гавриила, по шнуровой книге, выданной ему 20 октября 1797 года из походной конторы Митрополита, произвел среди знатных греков и других инородцев, а также в других городах Российской империи денежный сбор на построение храма для прибывающих в Одессу эллинов и собрал для этой цели 2250 рублей" (там же, с. 8).

В 1804 году была заложена нынешняя каменная церковь, рядом с прежней - деревянной. Первый камень в основание храма 29 июня заложил архиепископ Новороссийский Афанасий (Иванов), который духовно окормлял Новороссийский край в 1803 - 1805 годах.

Храм строила вся Одесса, в том числе - одесситы-греки.

28 мая 1808 года по старому стилю, архиепископ Екатеринославский и Таврический Платон (Любарский), под духовным началом которого находилась Одесса в 1805 - 1811 годах, совершил освящение и возглавил первое богослужение в Свято-Троицком храме.

Большая заслуга в созидании храма принадлежит первому настоятелю, протоиерею Иоанну Родеусу (1799 - 1831).

Свято-Троицкий храм становится духовным центром одесских греков, вдохновляя их на освободительную борьбу за освобождение Греции от власти инославных, иноземных поработителей. Поэтому и носил этот храм наименование - "Греческий".

С 1821 по 1851 годы здесь покоились мощи великого греческого священномученика Константинопольского Патриарха Григория V, замученного турками. 17 апреля 2000 года священномученик Патриарх Григорий Украинской Православной Церковью был внесен в диптих святых.

В годы безбожных гонений (в 1936 г.) храм был закрыт.

С 1941 года Свято-Троицкая церковь снова стала местом молитвы, духовного окормления и укрепления православных одесситов в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

В 1954 году между патриархами Московским и всея Руси Алексием I и Александрийским и всея Африки Христофором II была достигнута договоренность об учреждении в Одессе, при Свято-Троицком храме подворья - Представительства Александрийского патриарха при Патриархе Московском и всея Руси.

Духовному сокровищу Одессы - храму Живоначальной Троицы определена была особая роль: быть духовным центром общения братских православных церквей и народов, укрепления мира между странами и континентами, становления Православия во всем мире. В этом святом храме и до настоящего времени совершаются молитвы в особо важные даты в жизни братского греческого народа.

Более сорока лет, с 1956 по 1999 год Свято-Троицкая церковь являлась храмом Подворья Александрийской Православной Церкви в Одессе.

25 марта 1997 года, в день государственной независимости Греции, в Свято-Троицкой церкви состоялось событие, имеющее большое значение, как в церковной, так и в государственной жизни, в русле международных отношений. В этот день состоялось освящение надгробия с вложением частицы святых мощей священномученика Патриарха Григория V.

Свято-Троицкий храм в разное время носил разные названия: с 1808 по 1908 годы - Греческая Троицкая церковь; с 1908 по 1936 годы - Свято-Троицкая (Греческая) церковь; с 1936 по 1941 годы - храм был закрыт богоборческой властью; с 1941 по 1956 годы - Свято-Троицкая церковь; с 1956 по 1999 годы - Свято-Троицкий храм Александрийского подворья; с 1999 года по 2006 год - Свято-Троицкий храм, Одесской митрополии Украинской Православной Церкви. С 4 января 2006 года древний Одесский храм именуется "Свято-Троицким Собором".

Сегодня он красив и торжественен. Свой 200-й юбилей со дня освящения и первой Божественной литургии собор встречает престольный праздник Святой Троицы, в день Господень, великий и славный, в расцвете духовных сил, с благочестивым, трудолюбивым клиром, с преданным Святому Православию народом Божиим, с хорошей Воскресной школой.

В день Пятидесятницы мы вспоминаем всю промыслительную заботу о нас Святой Троицы. И, прославляя Ее всегда, а в этот день особенно, вспоминая великие дары любви, которые посланы Святой Троицей нам во спасение, помолимся, чтобы Господь и на нас простер благодать Духа Святаго, чтобы она осенила наши сердца, наши души Своим Божественным дыханием.

Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас с этим замечательным юбилеем. Благодарю всех, кто всегда посещает этот святой храм и тех, кто сегодня молился с нами, разделял наше церковное торжество, принимал участие в молитве, кто вносит свою лепту на содержание и благоукрашение этого святого храма.

Да будет благоприятным и спасительным ваше служение Господу Богу Славы в Свято-Троицком соборе Одесской митрополии!

Пусть юбилейный Крест, воздвигнутый у входа в собор и освященный сегодня нами, напоминает всем о светлых днях нашего торжества!

Да благословит Господь ваши дальнейшие труды в Церкви Бога жива, которая "столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3, 15).

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе"!

На богослужении присутствовал и молился Генеральный консул Греции в Одессе Эммануил Пападогьергакис

Затем в честь митрополита Агафангела был дан торжественный прием, на котором присутствовал и высокопоставленный греческий дипломат. Открывая это мероприятие, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что "сегодня с нами в храме молился и Генеральный консул Греции в Одессе г-н Эммануил Пападогьергакис, который только вчера прибыл на нашу гостеприимную землю и сегодня приступил к своим обязанностям. Я рад, что первое дело, в котором Вы участвуете, как представитель дружественной Греции, - это праздничное богослужение в этом соборе, который тесно связан с освободительной борьбой греков за независимость.

Как говорит поговорка, друзья познаются в беде. И когда греческому народу угрожало окончательное уничтожение от турок, русский народ пришел на помощь Греции. Здесь, в Новороссийском крае, под надежной защитой русских императоров, греки смогли собрать силы и начать новый этап борьбы за независимость. Одесса стала малой родиной для многих греков.

Мы рады, что сегодня Вы, г-н Генеральный консул, как ранее и все Ваши предшественники на этом дипломатическом поприще, прибыли на богослужение, молились вместе с нами. Это единство веры способствует развитию наших добрососедских связей.

Приветствуя Вас со столь знаменательным вступлением в должность, я верю, что Ваша дипломатическая миссия будет направлена на дальнейшее укрепление дружбы между народами Украины, России и Греции, на процветание братских связей между украинской и греческой православными церквями".

В ответном слове Генеральный консул Греции в Одессе г-н Эммануил Пападогьергакис подчеркнул, что "еще древние греки говорили, что "дружба сильнее родства". Ведь родственников не выбирают, а друзей можно выбрать. Греция уже более 2500 лет назад выбрала дружбу и сотрудничество с эти краем. Вспомним, что здесь было древнее греческое поселение Ольвия. А затем христианство еще сильнее соединило наши народы единой верой.

В трудные для Греции времена Одесса приняла наших предков. Здесь они обрели вторую родину. Одесса - город-побратим Пирею. Хорошие связи у Одесской и Фивейской митрополий.

Хочу заверить всех, а особенно уважаемого митрополита Агафангела, что все то время, пока я буду в Одессе, я буду работать над укреплением дружбы между нашими странами и нашими народами".


http://www.pravoslav.odessa.net/news/2008/150608.html

15.06.2008


Док. 473480
Перв. публик.: 15.06.08
Последн. ред.: 09.08.08
Число обращений: 83

  • Агафангел (Саввин Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``