В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МИТРОПОЛИТ АГАФАНГЕЛ ВОЗГЛАВИЛ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СОБОРА ОДЕССКИХ СВЯТЫХ Назад
МИТРОПОЛИТ АГАФАНГЕЛ ВОЗГЛАВИЛ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СОБОРА ОДЕССКИХ СВЯТЫХ

МИТРОПОЛИТ АГАФАНГЕЛ ВОЗГЛАВИЛ ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СОБОРА ОДЕССКИХ СВЯТЫХ
5 июля Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский прибыл в Свято-Успенский Одесский кафедральный собор, чтобы возглавить Всенощное бдение накануне праздника Собора Одесских святых. Множество прихожан под прекрасное пение архиерейского хора внимали святительским молитвам своего архипастыря, который, в сослужении более 30-ти священнослужителей, совершал торжественное богослужение.
Вслушиваясь в умилительные распевы стихиры на "Господи воззвах" на Велицей вечерни из службы Собора Одесских святых, "Ликуй ныне, богоспасаемый граде Одессо, яко лучами солнечными просвещаемый чудотворным образом Касперовским; се бо богомудрый Иннокентий со твердыми во мучениих Анатолием и Геннадием, пречудный Гавриил храмостроитель и дивный в чудотворениих Иона со преподобным отцем Кукшею, яко звезды небесныя сияющи, присно молятся спастися граду нашему и всем верою живущим в нем", верующие, собравшиеся под сводами земного храма, духом переносились в Небесный Иерусалим, где ныне пребывают эти дивные угодники Божии.
После завершения вечернего богослужения митрополит Агафангел обратился к верующим с архипастырским словом. Сердечно поздравив всех собравшихся с этим замечательным праздником, Владыка, в частности, отметил, что "уже третий раз мы собираемся в сей знаменательный день, чтобы почтить память одесских святых. В 2006 году Определением Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви церковные святцы пополнились новым праздником - в честь Собора Одесских святых, который отмечается с тех пор в третью неделю по Пятидесятнице.
Созидаемая трудами выдающихся архипастырей, среди которых особое место занимает "Златоуст земли Русской" святитель Иннокентий (Борисов), Одесская кафедра явила и в годы огненных испытаний, обрушившихся на Церковь в начале неспокойного XX века, плеяду твердых исповедников Православия, чьи имена сияют небесным светом во мгле безбожия и отступничества. Это священномученики митрополит Анатолий, архиепископы Онуфрий и Прокопий, епископы Гермоген, Антоний, Парфений, Дионисий и Никодим, пресвитеры Павел и Анатолий, преподобномученики архимандрит Геннадий и иеромонах Владимир, мученики Леонид и Иоанн, своим страданием запечатлевшие веру во Христа и сумевшие противопоставить всеобщей лжи, предательству и богоотступничеству твердую веру, искренность и верность. Они служат нам похвалою. Через них мы приносим жертву благодарности Господу. Среди великого испытания скорбями мы преизобилуем радостью (2 Кор. 8, 2) и восклицаем вместе с Иоанном Златоустом: "Благословен Бог! И в наш век произросли мученики, и мы удостоились видеть людей, заклаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь. Мы удостоились видеть людей, ратующих за благочестие, побеждающих, увенчаемых... и мы имеем теперь у себя этих венценосцев" (Беседа 3-я на первую книгу Паралипоменон). Нам суждено было быть свидетелями их чудных дел, любви, служения, веры и терпения (Апок. 2, 18), и на нас лежит священный долг возвестить о них миру, проповедовать на кровлях о том, что мы видели своими очами, что осязали наши руки (1 Ин. 1, 1).
В их подвигах Сам Господь являет Свою благодатную силу. Смертью мучеников разверзаются небеса, и живущие на земле по молитвам святых воспринимают пример их жизни и их благодатную помощь в стоянии за истину. Сонм мучеников - это свидетельство истинности нашей веры и святости Церкви.
Их молитвами и небесным заступничеством Одесская земля восстала из пепла злолетия, и трудами выдающихся архипастырей, их преемников укреплено было Православие на нашей земле. Несмотря на всевозможные трудности и препятствия, возводимые врагом человеческого спасения, Одесская епархия и в тяжелые времена государственного атеизма, соединяемого с молчаливым гонением на Церковь, продолжала оставаться для всех ищущих спасения светоносным маяком, сияющим светом Божественной благодати. Этот нетленный тихий свет благости Божией, преодолевший мрак адской злобы, сподобил нас, верных чад церковных, стать сонаследниками подвигов и трудов наших славных предшественников. И в нынешний период исторического бытия, период сложный и одновременно благодатный, Господь сподобил всех нас стать Своими сотворцами и соработниками, созидающими на недвижимом основании, которое заложили великие подвижники Одесской земли, величие и славу нашей Святой Церкви.
Это величие мы усматриваем в сотнях храмов, восстающих из руин и осеняющих нашу землю златокованными крестами, в новооткрывшихся монастырях, где лампада монашеского жития затепливается рукой боголюбивого инока, в возвращении в лоно Матери-Церкви сотен тысяч людей, некогда отторгнутых ненавистью греха и коварством, в возрождении богословской науки, совершающемся в стенах духовной семинарии, в прославлении Собора Одесских святых, ныне предстоящих у Престола Благости Божией. Это величие осеняет нашу землю и наш град все тем же светом, светом веры, надежды и любви, светом благодати Божией, сохраняющей всех верных чад Церкви от бед, искушений и соблазнов и являющейся залогом того, что и на будущее время Господь укрепит всех нас в незыблемом стоянии в Истине, в верности святым канонам и единству Святой Церкви".
На следующий день 6 июля Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил праздничную Божественную Литургию в Свято-Успенском Одесском кафедральном соборе. Владыке сослужили многочисленных священнослужителей городских храмов и монастырей.
Во время богослужения Его Высокопреосвященство совершил диаконскую хиротонию выпускника Одесской духовной семинарии Олег Самохвалов.
Затем был совершен праздничный Крестный ход и отслужен торжественный молебен, после которого митрополит Агафангел обратился к верующим с архипастырским словом. Он отметил, что сегодня, наряду с праздником Собора Одесских святых мы почитаем Божию Матерь в ее дивном чудотворном Владимирском образе. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".
В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Проезжая Владимир суздальский, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября).
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!". В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю - 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году, когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Этот день мы сегодня и отмечаем. Великий князь Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах - так называемое "стояние на Угре" - и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
И в 1521 году Божия Матерь спасла нашу землю от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Перед иконой Божией Матери "Владимирская" совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов. Таким образом неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле нашей через Свою святую икону "Владимирская". Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Свято-Русской земли обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице. И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в те далекие времена, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему - Господу Иисусу Христу. Аминь"


http://www.pravoslav.odessa.net/

Док. 473354
Перв. публик.: 05.07.08
Последн. ред.: 08.08.08
Число обращений: 89

  • Агафангел (Саввин Алексей Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``