В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В целях обеспечения верховенства закона и принципа справедливости Назад
В целях обеспечения верховенства закона и принципа справедливости

Остались считанные дни до самого великого и самого дорогого праздника - 17-летия независимости нашей Родины. По всей стране идет активная подготовка к празднованию этой великой даты. Пройденный за эти годы нашим народом сложный и исторический путь вызывает восхищение.

Конечно, эти достижения дались нелегко. В их основе лежит дальновидная и мудрая политика главы нашего государства. Если в начальный период реформ основное внимание концентрировалось на выводе страны из экономического кризиса, оставшегося от старой тоталитарной системы, определении стратегических направлений развития и создании соответствующих экономических, социальных, политических, духовных и правовых основ, то, начиная с нового века, приоритетное значение приобрела политика либерализации всех сфер государственной и общественной жизни. Первый этап, вобравший в себя реформы и преобразования, связанные с формированием основ национальной государственности, оставил глубокий след в жизни страны и народа как переходный период. А последующему этапу присущи стабильное развитие экономики, целенаправленное реформирование политической жизни, законодательства, судебно-правовой системы и общественно-гуманитарных сфер.

Надо отметить, что пять принципов, положенных в основу формирования нового государства и общества, полностью себя оправдали. Опираясь на эти принципы, удалось претворить в жизнь идею "От сильного государства - к сильному гражданскому обществу". В результате создана экономическая основа гражданского общества, в политической жизни страны утвердилась многопартийность, усовершенствована деятельность негосударственных структур, общественных организаций и органов самоуправления, ускорились темпы реформ в судебно-правовой и культурно-духовной сферах.

Защита прав и интересов личности и семьи, повышение правовой культуры населения - все эти важные условия строительства демократического правового государства и гражданского общества находились в центре внимания, что, несомненно, принесло свои положительные результаты. Причем в данном процессе учитывались исторически сложившиеся национальные и культурные особенности нашего народа.

Придаваемое с первых лет независимости большое значение верховенству закона, иными словами, равенству граждан перед законом и введение этого положения в число пяти принципов создали основу для глубокого реформирования и либерализации судебно-правовой системы как важной составной части формирования правового государства. В результате был создан эффективный механизм по обеспечению прав и свобод человека, неприкосновенности личности и других законных интересов граждан. Все эти вопросы явились основной целью осуществляемых под руководством Президента Ислама Каримова последовательных реформ. Специализацию судов, создание судов по гражданским и уголовным делам, освобождение судов от обязанностей исполнения судебных решений можно отнести к некоторым аспектам проводимых реформ.

Необходимо отметить, что подобные позитивные преобразования в судебно-правовой сфере сыграли важную роль в общественно-политической жизни страны.

Успешно решается задача по преобразованию судов из карательного и защищающего лишь государственные интересы органа в орган по обеспечению верховенства закона и защиты прав человека.

В связи с либерализацией уголовных наказаний в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан были внесены изменения, что ознаменовало начало нового этапа в судебно-правовой сфере. Реформирована классификация преступлений. 75 процентов составов преступлений переведены в категорию не представляющих большую социальную опасность и нетяжких преступлений, и лишь 25 процентов включены в категорию тяжких и особо тяжких преступлений. Расширен ряд норм, по которым в случае полного покрытия лицом, совершившим экономическое преступление, нанесенного материального ущерба к нему не применяется мера наказания в виде лишения свободы. После принятия данных изменений назначение судами наказаний в виде лишения свободы в 2007 году сократилось почти на 20 процентов в сравнении с 2000 годом.

Отмена смертной казни и передача судам права на выдачу санкции о заключении под стражу в соответствии с указами Президента страны от 1 августа 2005 года "Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан" и от 8 августа 2005 года "О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу" стали важным историческим шагом на пути построения демократического правового государства, справедливого гражданского общества.

Право на жизнь, закрепленное Международным пактом о гражданских и политических правах, неотъемлемо для каждого человека, и оно защищается законом. Это положение нашло полное отражение в указе Президента. Следует подчеркнуть, что в основе процесса, связанного с отменой смертной казни, лежат глубокий гуманизм и великодушие. В этой связи указ Президента был встречен с большим воодушевлением не только нашим народом, но и мировой общественностью.

Процесс отмены смертной казни требовал проведения широкой разъяснительной работы среди населения. Исходя из этого, соответствующими министерствами, организациями и ведомствами, в частности, судами были осуществлены мероприятия по обеспечению выполнения задач, намеченных в указе.

Распоряжение Президента Ислама Каримова от 29 июня 2006 года "О дополнительных мерах по подготовке законодательных, нормативно-правовых актов, подлежащих принятию в связи с отменой смертной казни в Республике Узбекистан" расширило возможности для разъяснения населению вопросов, связанных с отменой смертной казни. Согласно итогам проведенного опроса, осуществленного Центром изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр", 92,2 процента опрошенных указали, что полностью одобряют и поддерживают Указ Президента Ислама Каримова "Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан". Это служит ярким свидетельством полной поддержки населением социально ориентированной и гуманистической политики Президента страны, в частности, по либерализации уголовно-правовой сферы.

Важным шагом на пути обеспечения неприкосновенности личности явилась передача судам санкции на заключение под стражу. Этот процесс будет осуществляться на основе тщательно проведенной подготовки. Закон "О внесении изменений и дополнений в связи с передачей судам санкции на заключение под стражу", принятый на основе Указа главы государства "О передаче судам санкции на заключение под стражу", стал надежной гарантией эффективной защиты прав и законных интересов граждан, подвергшихся уголовному преследованию, на досудебном этапе уголовного процесса.

Это способствовало также усилению ответственности следователей и прокуроров за применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, повышению статуса судебной власти, самое главное, укреплению независимости судов, надежной защите конституционных прав граждан. Внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, законы "О судах", "О прокуратуре" и ряд других законодательных актов. При этом большое значение имели изучение и анализ зарубежного опыта.

Недавно Центр по изучению общественного мнения "Ижтимоий фикр" провел социологический опрос, связанный с Указом Президента "О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу". Было выявлено, что 90,3 процента населения страны поддерживает данную законодательную инициативу главы государства.

Следовательно, идея Президента страны становится народной, широкая общественность поддерживает реформы.

Как отмечал Президент Ислам Каримов в докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005 года, учреждение в судебной практике института примирения стало важным фактором укрепления законности. Настоящий институт, являясь эффективным средством либерализации правовых отношений, создает широкие возможности для надежной защиты прав пострадавших, освобождения от уголовной ответственности.

Наш народ умеет прощать тех, кто по ошибке встал на преступный путь. Включение в законодательную систему института примирения явилось истинным проявлением великодушия. Он уже использован по отношению к семидесяти одной тысяче человек. Самое важное - институт примирения, наряду с демонстрацией гуманистической сущности законодательства нашей страны, способствует созданию у людей мнения о том, что судебная система является гарантией защиты прав человека.

Невольно вспоминается о том, какие горести и несправедливости выпали на долю нашего народа в советское время. В тот сложный период тысячи наших соотечественников попали под следствие по обвинению в причастности к так называемым "узбекскому делу", "хлопковому делу", они перенесли немыслимые страдания.

В то время не могло быть и речи о достоинстве человека, защите его чести. В республике немало семей до сих пор не могут забыть то время. Независимость, мужество и стойкость Президента Ислама Каримова спасли наш народ.

Благодаря введению в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы апелляционного института и внедрению его с февраля 2001 года в судебную практику уголовные и гражданские дела стали решаться в установленные сроки. Реформирование института кассации явилось важным этапом в защите прав и интересов граждан.

В результате реформ, осуществленных в судебно-правовой системе нашей страны, из года в года уменьшается число судимостей. Так, в первом полугодии 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года их число сократилось на 15,7 процента. Это - результат либерализации уголовных наказаний и широкомасштабной разъяснительной работы среди населения. Действительно, рост правовой культуры и правового сознания является одним из важных условий построения правового демократического государства.

Недавно принятое постановление главы государства "Об образовании исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы" необходимо рассматривать как логическое продолжение глубоких демократических реформ. Постановление по своей сути направлено на совершенствование правоприменительной и судебной практики, укрепление независимости судов и повышение их статуса, обеспечение верховенства закона, повышение эффективности деятельности по защите прав и свобод человека.

Особое внимание в нем уделяется решению основных задач судов, а именно: дальнейшей либерализации и демократизации судебно-правовой системы, анализу состояния обеспечения независимости судебной власти, созданию структуры, призванной готовить предложения. Перед новым исследовательским центром стоит ряд важных задач. К их числу относятся налаживание широкого сотрудничества с зарубежными судами, глубокое изучение общепринятых норм и принципов международного права и их имплементация в национальное законодательство.

Кроме того, создание исследовательского центра является важным фактором дальнейшего использования Верховным судом Республики Узбекистан права законодательной инициативы, определенной статьей 83 Конституции страны.

В целях реализации задач, указанных в данном постановлении, в настоящее время идет активная работа по укомплектованию центра высококвалифицированными кадрами, имеющими достаточный опыт в судебно-правовой и информационно-аналитической сфере. Ведется разработка программы центра, рассчитанной на 2008-2009 годы.

Словом, можно констатировать, что осуществляемые в судебно-правовой сфере нашей страны реформы направлены на обеспечение защиты прав человека. Система справедливого судейства является надежной гарантией защиты прав и свобод человека, прочным фундаментом будущего независимой страны.





http://www.press-service.uz/

Док. 473173
Перв. публик.: 05.08.08
Последн. ред.: 08.08.08
Число обращений: 34

  • Каримов Ислам Абдуганиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``