В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Во имя сохранения мира и укрепления независимости Узбекистана Назад
Во имя сохранения мира и укрепления независимости Узбекистана


Каждый новый день приближает нас к главному празднику страны. Величественный дух независимости живет сегодня в сердце каждого узбекистанца, вызывая чувство бесконечной гордости за любимую Родину. Ибо именно независимость позволила Узбекистану громко заявить о себе на весь мир. За короткий для истории срок он прочно занял свое достойное место в мировом сообществе.

Это стало возможным благодаря осуществляемой под руководством Президента Ислама Каримова всесторонне продуманной, взвешенной, а главное - миролюбивой внешней политике. Инициативы лидера Узбекистана, направленные на обеспечение мира и стабильности на земле, дальнейший прогресс всего человечества, получают заслуженное признание и высокую оценку ведущих политиков всех стран. В настоящее время Узбекистан имеет со многими государствами прочные дипломатические отношения, основанные на взаимовыгодных условиях.

Эффективное решение всех задач, стоящих перед страной в сфере внешней политики, трудно представить без участия парламента. Высший законодательный орган вносит определенный вклад в разработку правовых основ внешнеполитического курса государства. С формированием двухпалатного парламента заметно повысилась эффективность его деятельности в области международных отношений.

Важной составляющей этой деятельности является ратификация, денонсация международных договоров или присоединение к ним, причем не в виде постановлений, как было раньше при однопалатном парламенте, а в виде законов.

Понятие "международные договоры" существует с самых древних времен. Они служат важной основой правового обеспечения мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества между разными государствами. Узбекская государственность с тысячелетней историей также всегда пользовалась международными договорами в целях реализации национальных интересов нашего народа. Особенно в средние века, когда на нашей земле располагалось одно из крупнейших и сильнейших государств мира, созданное великим предком Амиром Темуром. Даже самые сложные проблемы тогда решались без применения оружия и кровопролития, а путем заключения и исполнения международных договоров.

В своей новейшей семнадцатилетней, истории наше государство использует международные договоры в качестве эффективного и мощного юридического инструмента. До сегодняшнего дня Узбекистан присоединился к 300 многосторонним международным договорам, конвенциям и соглашениям. Все они направлены на расширение и укрепление взаимовыгодных партнерских связей Узбекистана с зарубежными странами.

Международный договор Республики Узбекистан - это равноправное и добровольное соглашение, заключенное о правах и обязанностях в области международных отношений с одним или несколькими государствами, международной организацией либо другими субъектами международного права. Правовой основой для регулирования отношений при этом служит Закон "О международных договорах Республики Узбекистан", действующий с 1995 года. Однако теперь возникла необходимость внесения в него изменений и дополнений, исходя из современных условий. И такой новый закон о внесении изменений на днях принят Законодательной палатой.

Его близость к действующему закону по содержанию вполне естественна, так как оба текста основываются, прежде всего, на Венской конвенции "О праве международных договоров", подписанной 23 мая 1969 года и ратифицированной Узбекистаном 24 февраля 1995 года. Основное различие нового закона от действующего заключается в том, что согласно ему международные договоры осуществляются на основе общепринятых норм и принципов международного права и Конституции Республики Узбекистан. Это соответствует требованиям законов о регламентах Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. Вторая часть статьи 2 действующего закона отражена в статьях 6 и 7 нового закона. Данная норма предусматривает, что к разработке законов и подзаконных актов, служащих инструментом регламентации порядка внесения международных договоров в законодательство Республики Узбекистан, их реализации и изменению, могут быть привлечены соответствующие министерства, ведомства или государственные комитеты.

При этом заслуживает внимания международный опыт по внедрению международных договоров в национальное законодательство. В некоторых государствах, например, в Великобритании, Литве и Польше, международные договоры вносятся в национальное законодательство напрямую и с момента его подписания становятся неотъемлемой частью национального законодательства. А в Республике Узбекистан, хотя приоритет международного права над национальным законодательством определен в Конституции, международные договоры не вносятся в национальное законодательство без их ратификации высшим представительным органом. Такой опыт имеется во многих других странах, к примеру, в Латвии, Ирландии, Чехии, Хорватии, Франции, Финляндии и России.

Разработанный новый Закон о внесении изменений и дополнений в Закон о международных договорах отличается от действующего по структуре: в нем на шесть статей больше, чем в действующем законе, а в девяти статьях отражены совершенно новые концептуальные нормы. В закон внесены также важные новшества, считающиеся составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Так, существуют нормы о том, что при возникновении несоответствия между действующими законами Республики Узбекистан и международными документами приоритетную юридическую силу имеют международные договоры. Эта норма исходит из содержания статьи 26 Венской конвенции. Значит, правило международного договора может стать основой для создания, изменения или отмены определенных правовых отношений. Иначе говоря, международный договор является источником правового регулирования.

Еще одна особенность закона связана с порядком ратификации и правового оформления договоров. В нем указано, что международные договоры ратифицируются принятием Законодательной палатой соответствующего закона, который затем одобряется Сенатом и подписывается Президентом Республики Узбекистан. Утверждение международных договоров законами, имеющими высшую юридическую силу, поднимает на новый качественный уровень и силу воздействия этих договоров.

Международные договоры, как источник международного права, не только координируют вопросы политической, экономической, научно-технической и культурно-гуманитарной сфер между государствами, но и определяют общие цели развития законодательства в той или иной области, вносят правовые стандарты и таким образом превращаются в отдельную часть национального законодательства.

Возрастающая активность Узбекистана на международной арене, расширяющиеся связи с зарубежными государствами требуют сегодня от нас высокого профессионализма, умения анализировать и прогнозировать развитие международных отношений. Это, в частности, имеет большое значение и в вопросах, связанных с международными договорами. И депутаты Законодательной палаты, осознавая огромную ответственность перед народом, вносят свой вклад в обеспечение мира, спокойствия, национальной безопасности и укрепление завоеваний независимости Республики Узбекистан.






http://www.press-service.uz/

Док. 472979
Перв. публик.: 02.07.08
Последн. ред.: 08.08.08
Число обращений: 48

  • Каримов Ислам Абдуганиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``