В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Воронин: `Приднестровский конфликт - это противостояние между европейскими ценностями и последним ГУЛАГом в Европе` Назад
Владимир Воронин: `Приднестровский конфликт - это противостояние между европейскими ценностями и последним ГУЛАГом в Европе`
Президент Молдовы Владимир Воронин считает сегодняшнюю стадию решения приднестровского вопроса последним этапом в напряженной полемике между демократией и авторитаризмом, между европейскими ценностями и ценностями последнего ГУЛАГа в Европе. Об этом он заявил, выступая с докладом "Решение "замороженных" конфликтов в Восточной Европе. Молдавская модель" на саммите глав государств Балтийско-Черноморского региона в Вильнюсе.

"Сегодняшняя стадия решения приднестровского вопроса - это уже не столкновение эгоизмов, не бессмысленная брань или алчная борьба за территорию. У приднестровского конфликта иное политическое измерение. Нет ни национальных, ни конфессиональных, ни бытовых противоречий между людьми, живущими по обоим берегам Днестра. Они отличаются сегодня друг от друга только тем, что жители Приднестровья не имеют доступа ни к правосудию, ни к нормальной политической жизни, ни к средствам массовой информации, ни к современной предпринимательской деятельности. А потому то, что мы вместе с вами сегодня наблюдаем - это лишь последний этап в напряженной полемике между демократией и авторитаризмом, между европейскими ценностями и ценностями последнего ГУЛАГа в Европе. Очевидно, что в такой постановке мы как никогда близки к решению вопроса", - подчеркнул Владимир Воронин. Он отметил, что молдавская модель разрешения "замороженных" конфликтов складывается из трех важнейших компонентов.

"Во-первых, несмотря на то, что в основе конфликта на Днестре не было межнациональной составляющей, важно было в максимальной мере гармонизировать межэтнические отношения в Молдове. В первую очередь потому, что именно эта сфера стала предметом постоянных спекуляций и формирования ложных и искусственных идентичностей, направленных на дальнейшее дробление гражданского единства в стране. В 2001 году мы приняли закон о национальных меньшинствах, а в 2003 году при содействии Совета Европы концепцию национальной политики. Молдова признала себя официально полиэтничным государством, страной, которая готова развиваться на основах национального, языкового и культурного разнообразия. Это был первый этап нахождения поистине европейского основания для гражданской консолидации, исключающего в принципе развитие идей ксенофобии или национальной исключительности. Во-вторых, избрание пути европейской интеграции в качестве общенациональной стратегии, подписание двустороннего плана ЕС-Республика Молдова, определило список инструментов урегулирования. Главный из них "урегулирование через демократию" - был предложен президентом Украины Виктором Ющенко. Важно, что этот план был безоговорочно и единогласно поддержан молдавским парламентом.

В новом смысловом и идейном контексте урегулирования появились новые авторитетные участники: Соединенные Штаты Америки и Европейский союз. В продолжении плана президента Украины молдавский парламент столь же единогласно принимает важнейший документ - Закон об основных положениях статуса Приднестровья. Все партии Молдовы впервые за прошедшие 13 лет конфликта приходят к консенсусной позиции по Приднестровью.

Ее суть в том, что Приднестровье должно быть автономией, у него должен быть свой законодательный орган, своя Конституция, своя символика, три официальных языка - молдавский, украинский и русский. Чрезвычайно важно и то, что политическое общество Молдовы в этом законе отвергло использование любых силовых методов урегулирования, равно как попытки обеспечения урегулирования чьим бы то ни было долгосрочным военным присутствием.
Политическое общество Молдовы избрало постоянный нейтралитет своего государства в качестве главного аргумента гражданской консолидации и установления региональной безопасности.

В-третьих, демократическая солидарность Европейского союза, Украины и Молдовы позволили приступить к декриминализации приднестровского региона. Установление мониторинговой миссии ЕС на приднестровском участке молдавско-украинской границы, установление транспарентного международно-признанного контроля на этом участке границы со стороны Украины и Молдовы, создание льготных условий для легализации приднестровского бизнеса явились важнейшим системным решением", - заявил Владимир Воронин.

"Да, мы видим сколь патологична реакция на эти решения со стороны властей Тирасполя. Самоблокада, самоизоляция, репрессии против приднестровского бизнеса, препятствование его легализации - все это не может продолжаться вечно. У авторитарного режима все меньше и меньше простора для маневра, с каждым днем он все ярче и демонстративнее проявляет свою природу, свою враждебность интересам большинства людей Приднестровья. И эту враждебность уже невозможно ни скрыть, ни придать ей респектабельности", - сказал молдавский президент.

"Я полагаю, что в подобного рода подходах формируется новый почерк и новая гуманистическая логика государственного строительства. Вся прошлая история знает не мало примеров того, как исключительно в войнах и кровавых конфликтах рождались новые государства. И казалось, что по-другому не бывает в принципе. Но, видимо, пришло время доказать, что в XXI веке государства способны обрести свое гражданское единство только на путях демократии, терпимости и интегральных ценностей. Искренне убежден, что Молдова скоро станет именно такой страной", - отметил в заключение Владимир Воронин.

04.05.2006
http://www.regions.ru/news/1974580/

Док. 472829
Перв. публик.: 04.05.06
Последн. ред.: 08.08.08
Число обращений: 263

  • Воронин Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``