В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самарканд - на перекрестках культур Назад
Самарканд - на перекрестках культур
Древнейшие города нашей планеты, расположенные на благословенной узбекской земле, такие как Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент - свидетели многих событий, оставившие заметный след в мировой истории.

Изучая историю развития Узбекистана с древнейших времен до наших дней можно составить определенную летопись развития человеческой цивилизации. И поэтому, вполне понятен непреходящий интерес исследователей, да и просто любителей мировой истории к изучению древнейших городов, памятников архитектуры и культуры, расположенных на территории нашего государства и имеющих общепланетарное значение.

Недавно по каналу ведущей японской телерадиокомпании "TBS" был продемонстрирован получасовой документальный фильм "Самарканд - перекресток культур", созданный кинематографистами страны "Восходящего солнца" под эгидой ЮНЕСКО, при содействии информационного агентства "Жахон" и Посольства нашей страны в Японии. Картина посвящена 2750-летнему юбилею города Самарканд.

Фильм знакомит японских телезрителей с богатой историей Самарканда, города - колыбели развития человеческой цивилизации. Создатели фильма отмечают, что благодаря необыкновенно чистому воздуху, обилию воды и плодородному оазису, удивительной гармонии человека и природы, Самарканд всегда обладал особой притягательной аурой. Самарканд - это свидетельство величия и необыкновенного мастерства и трудолюбия узбекского народа.

Авторы фильма с восхищением демонстрируют зрителям удивительные по красоте замечательные памятники архитектуры Самарканда, с кружевными, красочными и неповторимыми орнаментальными рисунками и изображениями, созданными в период расцвета восточного средневекового искусства.

В фильме отмечается, что еще в 7 веке до нашей эры г.Афросиаб, вплоть до монгольского нашествия, являлся самым известным и прославленным торговым и культурным центром Востока. Об этом свидетельствуют и найденные в Афросиабе, в ходе археологических раскопок греческие монеты, древние фрески.

Создатели картины с восхищением описывают бесценные архитектурные памятники Самарканда - площадь "Регистан", Бибиханум, Шахи Зинда, Хаджа Ахрара, мавзолей Амира Темура, обсерваторию Улугбека и др.

Камера словно плывет по древним изумительным по красоте стенам и куполам памятников, созданных умелыми руками средневековых зодчих. Поражает в работе японских кинематографистов нестандартный подход при подаче изобразительного ряда монументов Самарканда. Благодаря этому, казалось бы, уже многократно раз виденные строения, приобретают новые, неповторимые облики. Высвечиваются новые архитектурные детали архитектурных строений, поражающие своей филигранной техникой, яркой игрой красок.

Фильм имеет и прекрасное звуковое оформление. Спокойный, неторопливый дикторский текст, повествующий об истории развития древнего города, органично дополняется узбекскими национальными музыкально-инструментальными и вокальными мелодиями.

Японский народ, удивительно бережно относится к собственной культуре, находится в неустанном поиске своих исторических корней. Он сумел во многом восстановить секрет изготовления древних исторических керамических изделий, тканей, бумаги, натуральных красителей. Сегодняшний технологический прогресс своей страны японцы во многом связывают, и думается небезосновательно, с тем, что в его основе лежит неотделимая связь со своими национальными корнями, традициями и обычаями. Специальные передачи, демонстрируемые ежедневно по каналам японского телевидения могут часами рассказывать, например, про традиционные механические куклы каракури, впервые появившиеся в Японии в конце эпохи Эдо, в начале 1800-х годов.

Именно подобное бережное отношение к своим историческим и культурным ценностям японцы увидели и в Узбекистане, народ которого сумел сохранить секрет изготовления натуральных красок и декоративных плиток и создать несравненное по красоте бесценное голубое ожерелье Самарканда.

Японские кинематографисты, повествуя о Самарканде, раскрывая тему за темой, словно нанизывают одну драгоценную жемчужину за другой.

Вот они рассказывают о том, как великий Мирзо Улугбек создал в Самарканде медресе, в котором могли получать прекрасное образование и вести научные исследования того времени люди разного социального положения и, где он сам читал свои лекции. О том, как Улугбек сумел создать уникальную обсерваторию, где великий ученый изучал расположение звезд и сумел создать точнейшую для того времени карту звезд, определил измерение азимута, которые до сих пор удивляет специалистов своей точностью и безгрешностью.

Шаг за шагом японские кинематографисты демонстрируют то, как сегодняшние самаркандские мастера восстанавливают секреты производства знаменитой самаркандской бумаги, которым они владели еще с середины 8 века. Авторы фильма при этом отмечают, что Европа обязана искусству изготовления бумаги именно Самарканду.

Отражением всех существующих красок узбекской земли является Сюзане. Заключительные кадры этого фильма японских кинематографистов сделаны на одном из узбекских базаров. Развешанные здесь повсюду сюзане, с яркими и разнообразными рисунками - это своеобразное отражение культурного взаимообмена существующего со времен "Великого шелкового пути". Не это ли связь времен, народов и поколений? Так же как и фильм - "Самарканд - на перекрестках культур", созданный, словно в подтверждение сказанному, при непосредственном содружестве Японии и Узбекистана.








http://www.press-service.uz/




Док. 472468
Перв. публик.: 14.01.08
Последн. ред.: 07.08.08
Число обращений: 105

  • Каримов Ислам Абдуганиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``