В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С чего продолжается `Родина` Назад
С чего продолжается `Родина`
Ровно год назад, 11 августа, депутат Госдумы Сергей Глазьев объявил о начале формирования левопатриотической коалиции, на основе которой затем был учрежден избирательный блок "Родина". Блок, созданный как альтернатива КПРФ, прошел в Думу и сформировал там свою фракцию. К августу 2004 года "Родина" не только избавилась от своего первого лидера, но и превратилась в партию вождистского типа, чрезвычайно похожую на КПРФ.
Без поддержки "сверху" инициатива Сергея Глазьева вряд ли имела бы шансы на успех. В Госдуме первого созыва Глазьев запомнился тем, что, возглавляя фракцию Демпартии России, так выстроил отношения со своими депутатами, что к концу созыва во фракции осталось всего шесть человек. На думские выборы 1995 года он пошел в составе Конгресса русских общин (КРО), который считался одним из фаворитов, но в итоге не преодолел пятипроцентный барьер. В 1999 году Глазьев баллотировался в Думу уже по списку КПРФ и именно при поддержке этой партии впоследствии поставил политический рекорд в индивидуальном зачете, заняв третье место в первом туре губернаторских выборов в Красноярском крае в 2001 году.
Но в 2003 году от Сергея Глазьева ждали уже гораздо большего: к проекту левопатриотического блока на начальной стадии подключился известный политтехнолог Марат Гельман, работавший заместителем гендиректора "Первого канала". Из этого факта наблюдатели тут же сделали вывод, что глазьевский блок протежируется Кремлем. И хотя президентские политтехнологи параллельно патронировали еще как минимум пять предвыборных проектов левого и патриотического толка, блок Глазьева сразу оказался в числе наиболее перспективных.
24 августа на форуме "Выборы-2003", устроенном в Манеже Центризбиркомом, 15 партий и движений подписали договор о создании патриотической коалиции. Три из них были выбраны для формирования избирательного блока: Партия российских регионов во главе с одним из бывших лидеров КРО Юрием Скоковым, партия "Народная воля" Сергея Бабурина и Социалистическая единая партия России, выросшая из движения Алексея Подберезкина "Духовное наследие". Коммунисты сразу же назвали эту коалицию "маргинальной" и высказали подозрения, что она "создана по заказу Кремля, чтобы помешать КПРФ". Но 14 сентября прошла учредительная конференция блока "Родина", по итогам которой в его списках оказалось немало видных патриотов: член ЦК КПРФ генерал Валентин Варенников, экс-министр обороны генерал Игорь Родинов, избиравшийся в Думу в 1999 году от КПРФ, экс-командующий ВДВ генерал Георгий Шпак, лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин, профсоюзный деятель Олег Шеин, глава Национального резервного банка Александр Лебедев и Виктор Геращенко, который за полгода до этого лишился поста председателя Центробанка.
По ходу агиткампании у "Родины" появились сразу два "лица" - сам Глазьев, возглавлявший блок, и Дмитрий Рогозин, руководивший избирательным штабом. К концу избирательной гонки представить "Родину" без Рогозина было уже невозможно: начав активно пропагандировать в теледебатах программу блока, опытный полемист Рогозин быстро превзошел добросовестного, но скучноватого для простых избирателей ученого-экономиста Глазьева. А российско-украинский спор вокруг косы Тузла на время сделал Рогозина едва ли не главным патриотом России.
С этим тандемом лидеров "Родина" и прошла в Госдуму. Полученные новорожденным блоком 9% голосов стали не меньшим сюрпризом, чем провал "Яблока" и СПС. Но поделить этот успех на двоих лидеры "Родины" так и не смогли. Правда, поначалу руководящие посты были поделены по-братски: фракцию возглавил Глазьев, а Рогозин стал вице-спикером Госдумы. Но начавшаяся в декабре 2003-го президентская кампания развела их по разным углам предвыборного ринга. Кремлю на этих выборах для создания видимости борьбы и повышения явки избирателей были необходимы кандидаты, имеющие разные политические взгляды, но не представляющие опасности для фаворита кампании Владимира Путина. Рогозин охотно выполнил эту установку: заявил о поддержке Путина и инициировал выдвижение от "Родины" безобидного Виктора Геращенко. Правда, блок не смог соблюсти всех бюрократических формальностей, и ЦИК был вынужден отказать Геращенко в регистрации. А вот Глазьев, с которого, по утверждению кремлевских источников "Власти", при учреждении "Родины" взяли обязательство не выдвигаться в президенты, играть по правилам не захотел и пошел на выборы как самовыдвиженец, рассчитывая получить 20-25% голосов и стать главным кандидатом в преемники Путина на выборах-2008.
После такого "предательства" крушение Глазьева было предопределено. 15 февраля Рогозин провел съезд Партии российских регионов (ПРР), на котором партия переименовалась в "Родину". 19 февраля Минюст зарегистрировал новое название ПРР, лишив тем самым Глазьева всех прав на раскрученный в ходе думских выборов брэнд. А 3 марта экс-лидер блока потерял и пост председателя думской фракции: ее новым лидером стал Дмитрий Рогозин, уступивший кресло вице-спикера Сергею Бабурину. Глазьеву же, который благодаря контрпропагандистским усилиям федеральных телеканалов получил на выборах 4,1% голосов, осталось лишь переименовать свой Народно-патриотический союз "Родина", не успевший получить статус партии, в движение "За достойную жизнь" и рассчитывать на то, что избиратели на будущих выборах будут ориентироваться не на знакомый логотип "Родина", а на столь же знакомую фамилию "Глазьев".
У "Родины" же тем временем началась совсем другая жизнь. Кремль, рассматривающий ее как "запасную партию власти" на случай серьезных экономических потрясений, разрешил ей в полной мере демонстрировать свою оппозиционность и критиковать любых представителей исполнительной власти, кроме президента,- благо на прохождении законопроектов через Думу, которую полностью контролирует "Единая Россия", это никак не сказывается. В итоге Рогозин не только стал одним из самых активных критиков ключевого правительственного законопроекта о монетизации льгот, но и объявил в начале августа о создании координационного совета по взаимодействию с фракцией КПРФ, что для "Родины" времен Глазьева было бы немыслимо.
А главный итог минувшего года заключается в том, что "широкая патриотическая коалиция", создававшаяся как альтернатива вождистской и заорганизованной КПРФ, спустя всего двенадцать месяцев превратилась в такую же вождистскую партию "Родина", выстроенную по тем же принципам жесткого партийного единоначалия. Впрочем, как справедливо заметил в свое время бывший премьер Виктор Черномырдин, в России какую партию ни создавай, в итоге все равно получается КПСС.
ВИКТОР ХАМРАЕВ
(Ъ)kommersant.ru

Док. 472292
Перв. публик.: 09.08.04
Последн. ред.: 07.08.08
Число обращений: 221

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``