В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Сигал предлагает 5 шагов на пути создания малого предприятия Назад
Павел Сигал предлагает 5 шагов на пути создания малого предприятия
Дао Сигала
В развитых странах основой процветания экономики справедливо считается малый бизнес, ведь его доля в производстве ВВП, как правило, составляет около 50%. Есть и экономики, где этот показатель существенно выше. Например, в Китае это более 60%. Россия не может похвастаться такими цифрами. Доля наших малых предприятий в производстве валового продукта - около 13%. И, как ни печально, надо признать, что рассчитывать на существенное усиление роли малого бизнеса не приходится.

По данным Росстата за последние 8 лет доля доходов населения от предпринимательской деятельности сократилась с 15 до 10%, а доходы от оплаты труда за тот же период выросли с 63 до 70%. Это ясно свидетельствует о вымирании малого бизнеса. Как неоднократно подчеркивали представители различных общественных объединений предпринимателей, при зарегистрированных 5 млн. малых предприятий и ПБОЮЛов действующими на данный момент можно признать менее миллиона. Не обнадеживают и данные социологов. При общем положительном отношении населения к идее предпринимательства, по данным Фонда "Общественное мнение", лишь около 30% хотели бы открыть собственное дело, 19% сделали бы это, если бы располагали достаточными свободными средствами и лишь 5% планируют создать бизнес на горизонте 3-5 лет. Но это только планы. Как свидетельствует статистика Института сравнительных социальных исследований, реально в России малых предпринимателей лишь 2,5% от общей численности населения.

Главные препятствия на пути к созданию бизнеса, по мнению россиян, - это трудности накопления первоначального капитала, административное давление и чрезмерный уровень налогообложения.

И все же желающие заняться предпринимательством есть. В основном это молодежь, и, естественно, наибольшая концентрация будущих бизнесменов наблюдается в ведущих экономических вузах страны.

П. Сигал15 апреля в Государственном университете Высшая школа экономики стартовала серия мастер-классов вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Павла Сигала, ориентированная как раз на таких "студентов-энтузиастов".

Цель занятий, как сказал сам Сигал, рассказать молодым специалистам, что необходимо для создания успешного бизнеса, и каковы правила его функционирования на начальном этапе.

Начал он свою первую лекцию с небольшого введения - откуда есть пошел современный российский бизнес. В классификации Сигала присутствует три типа бизнесменов и два типа бизнеса. Бизнесмены - это бывшие комсомольские и партработники, бандиты, и техническая интеллигенция. Бизнес - либо созданный первыми на волне приватизации (в основном крупный), либо вторыми с нуля (малые и средние предприятия). Себя Павел Абрамович, конечно, причисляет к последним.

- С большинством современных проблем малого и среднего бизнеса вам придется столкнуться. Не стоит рассчитывать, что к моменту, когда вы будете организовывать свое дело, их уже решат. Хоть и говорят наши первые лица о необходимости поддержки малого бизнеса, создании для него максимально комфортных условий, ничего особенно не меняется, - предупредил Сигал слушателей.

Одна из главных проблем, с его точки зрения, состоит в специфически российском понимании известного выражения "Деньги любят тишину".

- У нас считают, что все должно быть тихо, скрыто, непрозрачно, неофициально, но это не так! Ни один инвестор в такие "тихие заводи" по доброй воле не пойдет!

А результатом такого отношения, заметил Сигал, стало то, что наиболее популярной у выпускников школ стала не карьера банкира, экономиста или юриста, а чиновника или сотрудника правоохранительных органов - ФСБ или МВД.

- Надеюсь, что вы, собираясь вести бизнес, все же не считаете удовлетворительной нынешнюю ситуацию, - заметил лектор, - Иначе мне пришлось бы читать лекцию на совсем другую тему - как правильно "занести", кому, и как при этом не попасться...

- А действительно, как? - шепотом произнес кто-то из слушателей.

Студенты ГУ-ВШЭ на лекции П.Сигала

Сигал сделал вид, что не расслышал.

- Итак, вы решили открыть бизнес, - продолжил он. - Сразу предупреждаю: по данным мировой статистики, успешно вести бизнес и подняться до уровня крупных компаний, начав с малого, способны 2-3% людей. Это талант, а бизнес - это искусство, им надо жить, гореть, постоянно о нем думать... Но предположим, что здесь собрались именно такие люди. С чего начать?

Павел Сигал предлагает 5 шагов на пути создания малого предприятия:

1. Бизнес может быть любой, даже самый примитивный, но в его основе должна быть ИДЕЯ.

2. Надо понять, какова твоя ПРЕФЕРЕНЦИЯ в бизнесе, где уже действуют другие предприниматели.

- Преференция может быть любой. Это и папа в мэрии, и друг в милиции, и хороший стартовый капитал, - пояснил Сигал. - А лишних бизнесов, если есть преференция, не бывает. Даже в США ежегодно организуется 2 млн. новых компаний, многие разоряются, но многие и выживают. В России же ненасыщенность бизнес-поля просто чудовищная.

3. Необходимо определить, какова будет ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА бизнеса.

- Учтите, чем больше у вашего бизнеса будет учредителей, тем меньше он будет эффективен, но это не значит, что бизнес надо начинать исключительно в одиночку. Во многих сферах деятельности без партнеров не обойтись.

4. Необходимо не просто продумать, а именно решить вопросы регистрации, аренды офиса, его расположения, персонала и т.д. СТАРТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОРОГИМ!

- Учтите, что при общении с партнерами, инвесторами и клиентами оценивать будут не вашу внешнюю атрибутику, а вашу преференцию.

5. РЕГИСТРАЦИЯ, АРЕНДА ОФИСА, НАБОР ПЕРСОНАЛА и т.д. На этом этапе уже нужны деньги.

Вторую часть лекции Павел Сигал посвятил тому, где эти самые деньги найти. Речь пошла о потенциальных инвесторах и правилах общения с ними.

- Вас учат, что главное - это хороший бизнес-план, и тогда с инвестором проблем не будет. Это не так. Для инвестора важно, сможете ли вы реализовать идею. Ему нужны гарантии возврата средств. Соответственно, вы должны продемонстрировать, что у вас уже что-то есть. Если затеваете швейное производство, то необходимо представить образцы продукции или хотя бы эскизы будущей коллекции, взглянув на которые, понимающие люди смогли бы сказать, будет ли это пользоваться спросом, попадает ли в модные тенденции и т.д. А бизнес-план - это только вспомогательный инструмент.

По мнению Сигала, если кроме голой идеи ничего нет, то ее лучше приберечь, поскольку нормального венчурного инвестирования в России пока нет.

Не рекомендует Сигал обращаться к таким инвесторам, как муниципальные и региональные бюджеты (большинство из них дотационны, а значит получить из них деньги нереально).

- Не стоит рассчитывать и на банки, получение крупного кредита под идею возможно, но только в голубых мечтах. Большинство банков честно предупреждает, что start-up не кредитует. Небольшой шанс есть только в мелких региональных банках, где от менеджера до владельца не так далеко - вдруг владелец окажется неподалеку, когда вы будете убеждать менеджера.

Значительно более перспективны корпоративные инвесторы. Шанс на получение инвестиций особенно увеличивается, если новый бизнес попадает в число профильных для компании-инвестора.

- Но есть и большой минус. Корпоративный инвестор наверняка захочет войти в число учредителей, возможно даже с решающим голосом, - предостерег Сигал.

П. СигалОн отметил и то, что о корпоративном инвесторе надо всегда тщательно наводить справки, не стоят ли за ним правоохранительные органы или бандиты, что по степени риска равнозначно. И те и другие не умеют цивилизованно вести бизнес.

Павел Сигал уточнил свою мысль:

- В один прекрасный момент, когда ваш бизнес уже разовьется и начнет приносить доход, вам могут сказать "вас тут не стояло".

Наиболее перспективный источник финансирования, по мнению вице-президента ОПОРы, - это частный инвестор. Главный плюс в том, что он принимает решения лично, и у начинающего бизнесмена больше шансов его убедить.

- Ну и, наконец, любой инвестор задаст вам вопрос, а что вы вложите в бизнес. И речь не о вашей идее, а о вполне конкретных материальных активах и, в том числе, деньгах. Надо быть готовым чем-то рисковать самостоятельно. Ко мне как-то пришел начинающий бизнесмен и долго убеждал, что его бизнес точно "пойдет" и будет прибыльным, я задал ему этот вопрос, он, как водится, начал говорить, что у него нет денег. Я предложил ему продать квартиру и вложить эти деньги в бизнес. "А что же я буду делать, если бизнес не пойдет?" - озадачился он. Ну, я его и отправил подумать... Пока он ко мне не возвращался, - улыбаясь, подвел своеобразный итог лекции Павел Сигал.

Дмитрий Европин

Источник информации: OPEC.RU

Док. 471396
Перв. публик.: 16.04.08
Последн. ред.: 06.08.08
Число обращений: 138

  • Сигал Павел Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``