В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема управления инвестициями оборонных проектов России Назад
Проблема управления инвестициями оборонных проектов России



Д.ЛОВЦОВ, доктор технических наук, профессор Академии военных наук, полковник

М.БОГДАНОВА, кандидат экономических наук

Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется качественным совершенствованием существующего вооружения и военной техники (ВВТ) и созданием новых перспективных систем оружия, отличающихся стратегической мобильностью, маневренностью и надежностью. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой наиболее качественный компонент экономики страны и является организационно-экономической системой, включающей органы государственного управления, промышленные предприятия, научные и проектные организации, предназначенные для выполнения оборонных исследований и создания ВВТ.


Наукоемкие технологии: вчера и сегодня
Неустойчивое и недостаточное финансирование оборонной промышленности России в 1991-1999 гг. в условиях проводимых реформ привели к утрате ряда наукоемких прогрессивных технологий, созданных в ОПК, свертыванию работ по перспективным ВВТ и оттоку квалифицированных кадров (до 40% численности) из научных и проектных организаций, к прекращению использования уникального оборудования и испытательных баз. Эти обстоятельства привели к отставанию России от мирового научно-технического уровня как в сфере оборонных технологий, так и в гражданской сфере экономики, что представляет существенную угрозу национальной безопасности страны.

В данных условиях становится актуальной проблема управления инвестициями проектов создания и развития перспективного ВВТ с целью более эффективного использования ограниченных ассигнований, выделяемых из государственного бюджета. Причем, поскольку продукция оборонных отраслей промышленности является намного более (примерно в 20 раз) наукоемкой, чем гражданская продукция всех других отраслей народного хозяйства, то особое значение приобретает эффективность финансово-экономического обеспечения НИОКР по ВВТ.

Сравнительный анализ (табл. 1) военных расходов на НИОКР России и США в 1992-1999 гг. показал1, что уже к 1992 г. Россия имела критическое (на 7-15 лет) технологическое отставание от США практически во всех областях науки и техники, имеющих ключевое значение как для создания перспективных образцов ВВТ, так и для развития гражданских видов техники (радиоэлектронная элементная база, программное обеспечение, имитация и моделирование, искусственный интеллект и робототехника, высокоточная локация, воздушно-реактивные двигатели, композиционные материалы, высокотемпературная сверхпроводимость, биотехнологии). Паритет имел место лишь по системам направленной энергии и в области высокоэнергетических материалов (пороха, ракетные топлива и взрывчатые вещества), а преимущество России наблюдалось только в технологиях создания импульсных источников энергии. Таблица 1




В настоящее время ситуация практически не только не изменилась к лучшему, но и получила дальнейшее негативное развитие. Одной из причин сложившегося положения является сокращение доли бюджетных ассигнований на развитие научно-технологической базы по отношению к общим средствам, выделяемым на НИОКР. Таблица 2

Программа научно-технического задела



Если в 1992 г. эта доля составляла около 20%, в 1993 г. - 17,9%, то в настоящее время она составляет немногим более 10%. Следует отметить, что до-ля средств, выделяемых на развитие научно-технической программы Министерства обороны США составляет в среднем 30-40% от общих затрат на НИОКР. Кроме того, уровень расходов на НИОКР в России не превышает 5-10% военного бюджета, тогда как в ведущих странах НАТО этот уровень поддерживается достаточно высоким: 10-13 %. Программа разработки и поставок ВВТ




Технологии "двойного применения"
Министерством обороны (МО), государственными учреждениями и предприятиями оборонных отраслей промышленности предпринимаются попытки решения проблемы управления инвестициями НИОКР в стране на основе интеграции военной и граждан-ской сфер экономики. При этом наиболее экономичным способом поддержания оборонного научно-технического и технологического потенциала России считается путь интенсивного развития базовых военных технологий "двойного применения" (т.е. применяемых и в военных, и в гражданских целях).

Удельный вес технологий "двойного применения" составляет более 70% среди всех наукоемких технологий ОПК (табл. 2), причем 35-55% технологий, разработанных в ходе выполнения государственных оборонных заказов, имеют высокий коммерческий потенциал. Согласно прогнозу, на период до 2005 г. ежегодные потребности в гражданской продукции ОПК составляют: на внутреннем рынке 10-16 трлн. руб., на внешнем - 0,75-1,2 млрд. долл. (при условии преодоления конкуренции со стороны США, Японии и некоторых других стран, заполнивших своей продукцией эти рынки, что можно обеспечить за счет использования передовых технологий и мер государст-венной защиты от экспансии зарубежной продукции).

Естественно, что развивать все технологии, имеющие первостепенное значение для экономического развития страны, не под силу любому государству, каким бы экономически мощным и развитым оно не было. Поэтому особую государственную поддержку должны получать, в первую очередь, техника и технологии "двойного применения", являющиеся, как правило, наукоемкими и дорогостоящими.

Кроме того, двойные технологии обладают сущест-венными преимуществами перед чисто военными и гражданскими технологиями, заключающимися в том, что:

позволяют стимулировать их разработку и сокращать срок внедрения, а также трансформацию военных и гражданских технологий вследствие быстрой оборачиваемости денежных средств, вложенных в двойные технологии;
уменьшают технологический разрыв между военными и гражданскими секторами экономики, что позволяет при необходимости использовать в интересах ОПК потенциал всей промышленности государст-ва как единого технологического и военно-промышленного комплекса;
дают возможность оптимизировать и свести к минимуму затраты госбюджета и внебюджетных фондов на поддержание научно-технического и промышленного потенциалов, а также затраты на выпуск продукции с учетом изменяющихся условий;
дают возможность уменьшить военные расходы на создание научно-технического задела, имеющего двойное назначение, и сконцентрировать усилия на разработке чисто оборонных технологий с целью создания новых перспективных образцов ВВТ.
Основными предпосылками интенсификации развития и распространения технологий "двойного применения", по мнению военных экономистов, являются:

демилитаризация экономики и осуществление структурных сдвигов;
диверсификация промышленного производства, научных разработок и исследований на предприятиях и в организациях народнохозяйственного и оборонно-промышленного комплексов;
взаимодействие органов государственной власти с заказчиками, между собой и другими субъектами хозяйственных отношений на новой законодательной основе;
сохранение и эффективное использование имеющихся научного, технического, технологического и производственного потенциалов в новых экономических условиях;
изменение подхода к организации и финансированию НИОКР;
коммерциализация научных организаций и предприятий ОПК, освоение ими новых приемов деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.
Вместе с тем в настоящее время не созданы рациональные организационные механизмы передачи двойных технологий ни из военных отраслей в гражданские, ни из гражданских отраслей в военные, ни даже между ведомственными отраслями военного производства. В основном опыт распространения двойных технологий касается лишь случаев их использования для гражданской продукции, производимой параллельно военной на конкретном оборонном предприятии. При этом практически отсутствуют:

единая система отбора двойных технологий, разработанных в ОПК, для передачи в народное хозяйство;
эффективный формально-методический аппарат экономической оценки двойных технологий как объ-ектов продажи в рыночных условиях;
адекватная сложившимся экономическим условиям система информационного обеспечения развития, распространения и внедрения технологий "двойного применения".
Кроме того, сложность и многоаспектность проблемы управления инвестициями оборонных проектов обусловливается необходимостью учета влияния таких факторов, как степень неопределенности и риск, качество, стоимость, ошибки планирования и ценообразования, работа с участниками и заинтересованными сторонами проекта, организация проектных коллективов, заключение контрактов, координация принятия решений, разрешение конфликтов, программно-техническое обеспечение, человеческий фактор и др.


Методология "Управления проектами"
Решение рассматриваемой проблемы представляется возможным на основе эффективной современной методологии "Управления проектами" (Project Mana-gement), которое можно определить как искусство и науку координирования финансовых средств, материалов, оборудования, людей и графиков для выполнения определенного проекта в заданные сроки, в пределах бюджета и удовлетворения условий заказчика (потребителя).2

За достижение целей оборонного проекта отвечает небольшая группа проектных менеджеров, основная задача которых заключается в сбалансированном обеспечении скорейшего внедрения (оборота) технологических достижений, имеющихся в различных отраслях народного хозяйства, и режима государст-венной безопасности, коммерческих и правовых интересов авторов, работодателей и заказчика при передаче (продаже) технологий как объектов интеллектуальной собственности.

Для достижения целей проекта и выполнения ключевых функций можно использовать известные формализованные методы и средства, основными из которых являются, в частности, матричная организация работ (функциональные менеджеры частично или полностью подчинены проектному менеджеру), программно-целевое управление, сетевое планирование и управление, макроэкономические методы (государст-венное регулирование цен, налогов, кредитов, лицензий и др.), новую информационную технологию и др.

Согласно методологии "Управления проектами" взаимосвязанная совокупность приоритетных организационных задач, обеспечивающих принципиальное решение рассматриваемой проблемы, включает:

проведение комплекса работ по систематизации, обобщению, военно-технической экспертизе и отбору (по критерию научно-практической значимости и конкурентоспособности) базовых технологий двойного применения, начиная со стадии планирования и оценки результатов НИОКР;
создание централизованной межотраслевой проблемно-ориентированной экспертной информационной системы, включающей интегрированную базу данных и знаний по технологиям двойного применения, созданным в ОПК;
реализацию рационального распространения и внедрения перспективных технологий в гражданские и оборонные отрасли промышленности;
законодательное урегулирование отношений между собственниками разработок и проектов, заказчиками и инвесторами;
государственный контроль за распространением стратегически важных технологий (трансфером и экспортом).
На уровне научно-исследовательских учреждений МО представляется необходимым (для повышения эффективности использования и выявления основных направлений инвестиционной политики в области технологий "двойного применения") проводить целенаправленную работу в рамках государственного оборонного заказа с привлечением специализированных организаций (например, центров "двойных технологий", конверсионных центров, государственных информационных центров: ВИМИ, ВИНИТИ РАН, ВНТИЦ и др.) по:

определению приоритетных и наукоемких направлений научно-технического прогресса;
созданию и сопровождению собственной экспертной информационной системы по технологиям "двойного применения";
сравнительному анализу технико-экономических показателей разработанных двойных технологий и передовых достижений в стране и за рубежом на основе создания и применения новых эффективных методик экономической оценки;
технико-экономическому обоснованию и анализу внутреннего и внешнего рынка для принятия управляющих решений в области разработки, освоения и реализации технологий "двойного применения";
формированию согласованного межотраслевого пакета первоочередных инвестиционных проектов для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
выработке нормативно-правовых актов, заключений и рекомендаций по организационным механизмам реализации конкретных проектов, долевого финансирования инвесторов, получения доходов (воспроизводства) от их внедрения (в том числе использования в иной сфере, например, в государственном оборонном заказе).

Что получит Минобороны?
С развитием современных экономических отношений в отечественной промышленности, расширением коммерческой деятельности, ростом международных связей потребность в услугах централизованной экспертной информационной системы по технологиям "двойного применения" объективно будет возрастать. Оказание информационно-справочных услуг в этой связи может стать источником получения дополнительного финансирования для МО. С другой стороны, при формировании государственного оборонного заказа определение приоритетов при распределении работ должно учитывать потенциальную возможность получения (покупки) или использования (освоения) технологий "двойного применения" предприятием, а также возможность предоставления ему определенных государственных льгот (например, снижение налогообложения, предоставление кредита, инвестиций и др.) при условии внедрения данных технологий. Такое сбалансированное решение вопросов финансирования госзаказа и продвижения технологий "двойного применения" может существенно повысить эффективность вложения ограниченных финансовых ресурсов МО.

Кроме того, в случае реализации оборонных проектов, заказчиком или одним из собственников которых является МО, его долю доходов от реализации и выпуска продукции можно установить на контрактной основе. Возможно также внебюджетное финансирование оборонных проектов за счет коммерческого использования двойных технологий. При этом организационные механизмы МО включают консультативный, технологический, общий и комплексный инжениринг, кооперационные соглашения (контракты) с частными фирмами о различных формах (раздельной, долевой, перекрестной и др.) финансирования выполняемых работ, создание государственно-частных консорциумов, обмен специалистами, аренду испытательной и лабораторно-исследовательской базы, производственно-техническое сотрудничество, закупку гражданских технологий и лицензий и др.

Опыт показал, что наиболее чувствительной при реализации инвестиционной политики является научно-техническая продукция двойного назначения. Она является особым, специфическим видом товара, передача (продажа) которого, как правило, не является одноразовым актом, подобным акту купли-продажи традиционной продукции, и представляет собой процесс, имеющий определенный временной цикл, что может быть связано с поставкой оборудования и сопроводительной документации, обучением персонала, доработкой оборудования, необходимой для достижения требуемого эффекта. Передача технологий "двойного применения" в гражданский сектор производст-ва обычно сопровождается дополнительными финансовыми и материальными затратами на адаптацию технологий, необходимую для выпуска конкуренто-способной на товарном рынке продукции, обладающей потребительским спросом за счет соответст-вующего качества, надежности, долговечности, относительно низкой цены. Данные обстоятельства предъявляют повышенные требования к ответственности сторон, принимающих управляющие решения в процессе инвестирования, поскольку повышают степень риска, как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя. Ведь если рынок отвергает новый продукт, то затраты окажутся напрасными.


Варианты понижения коммерческих рисков
Снизить степень риска сторон, в том числе коммерческого, можно за счет привлечения к реализации проекта государственных структур, независимых некоммерческих фондов и консалтинговых фирм, способных на основе всесторонней межотраслевой экспертизы проекта дать оценку его перспективности, научно-практической значимости и конкурентоспособности, а в ряде случаев выступить в качестве государственного гаранта проекта. Здесь следует учесть, что согласно Указу No 1268 от 26 августа 1996 г. Президента РФ осуществляется государственный контроль за распространением (передачей) товаров и технологий "двойного назначения". В этой связи представляется целесообразным создание при МО РФ (с привлечением РАН, Миноборонпрома, Минатома, Минэкономики, Миннауки, Минпромышленности и др.) координационного межведомственного совета оборонных научно-исследовательских учреждений для обеспечения конкурсного отбора научно-технической продукции двойного назначения (по аналогии с Агентством передовых исследовательских проектов США, играющего ведущую роль отбора конкурирующих заявок на получение грантов по президентской программе "Проект технологического реинвестирования"). Проведение таким советом межотраслевой комплексной экспертизы и выдача соответствующей гарантии инвестору может служить соответствующим "знаком качества" для технологий "двойного применения" при реализации оргмеханизма инвестиционной политики.

Указанные обстоятельства определяют специфику и границы рынка научно-технической продукции технологий "двойного применения". Причем, чем выше степень наукоемкости технологий "двойного применения" предлагаемого товара, тем шире область не-определенности потенциального рынка и выше риск инвестора. Поэтому исключительно важное значение приобретает знание условий, в которых будет функционировать рынок, связывающий технологии, товары и услуги двойного назначения с инвестициями.

Возможности эффективного функционирования такого рынка существенно ограничены неразвитостью в нашей стране института маркетинговых исследований. Сегодня предприятия ОПК не обладают реальной картиной рынков сбыта: их емкости, доходности, географического положения и др. Поэтому и продукция, выпускаемая ими по конверсии, часто не пользуется желаемым спросом.

В настоящее время разработчики научно-технической продукции плохо представляют себе потребность рынка конечной продукции и предлагают лишь то, чем непосредственно располагают. Очевидно, что в случае получения объективной информации о конъюнктуре рынка, они смогут предоставить свою научно-техническую продукцию как товар или технологическую услугу, внеся в нее определенные коррективы. С другой стороны, и инвесторы, не располагая достоверной информацией (в том числе от независимой экспертизы) о возможностях выпуска конкурентоспособных товаров или технологических услуг, не способны должным образом оценить преимущества от вложения финансовых и иных средств в реализацию оборонных проектов, основанных на прогрессивных технологических решениях.

В связи с этим назрела необходимость в создании службы маркетинга на предприятиях, а также межотраслевого центра по маркетингово-консультационной деятельности, в задачи которого должна входить ориентация предприятий на выпуск продукции на основе тщательного анализа рынка конкретной продукции и перспектив сбыта. Иными словами, предприятия и инвесторы должны иметь ориентиры, в известной ме-ре гарантирующие сбыт продукции.

Основой деятельности межотраслевого центра может стать мощная экспертная информационная система МО, содержащая базу данных и знаний по НИОКР (включая аналитические данные по масштабам и динамике финансирования исследований и разработок МО США и других ведущих мировых держав), полученным в них технологиям, по маркетингу рынка "двойных технологий", рекламе инвестиционных проектов и технологических услуг. Экспертная информационная система обеспечит необходимыми сведениями как разработчиков и потребителей двойных технологий, так и государственные органы.

В целом, существующий научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциал ОПК, наличие широкого спектра научно-технической продукции, потребность в ее реализации, возникновение и становление инновационного предпринимательства, растущий интерес международных, федеральных и региональных структур к рассматриваемой проблеме позволяют говорить о технологиях "двойного назначения" как об одном из базовых направлений инвестирования капитала. Актуальность формирования необходимой организационной среды для создания и развития рынка технологий "двойного применения" посредством управления инвестициями оборонных проектов обусловлена объективным переходом от "гонки вооружений" к "гонке технологий". Причем поддержка наукоемких технологий и реализации научно-технического задела, имеющего потенциальную возможность использования при создании ВВТ, по существу является основой поддержания мобилизационной готовности ОПК в условиях конверсии.

Таким образом, при формировании государственного оборонного заказа с учетом жестких финансовых ограничений приоритеты в финансировании должны, по возможности, отдаваться технологиям "двойного применения", которые позволяют в короткие сроки окупить инвестиции. Главной целью решения проблемы управления инвестициями как военными расходами на развитие сил и средств (в отличие от текущих расходов - на их жизнеобеспечение) следует считать повышение оборонного потенциала страны в соответствии с мировым научно-техническим уровнем при разумном снижении текущих затрат, связанных с поддержанием мобилизационной готовности ОПК. В связи с этим финансирование государственного оборонного заказа (оборонные НИОКР, закупка ВВТ, строительство военных объектов) целесообразно максимально сконцентрировать на разработке и производстве перспективных наукоемких образцов ВВТ.

1. Вооружения, разоружение и международная безопасность: Ежегодник СИПРИ - 1998. М.: Наука, 1999; Викулов С.В. Военно-экономическая реформа: сущность, содержание, проблемы // Вопросы экономики. 1990. No 10.
2. Позняков В.В. Управление проектами: сущность, актуальность и особенности применения в России // Мир Управления проектами / Под. Ред. Х.Решке, Х.Шелле. М.: Изд-во "Аланс", 1994. С. 252-270.


http://www.nasledie.ru/oboz/N08_00/08_14.HTM

Док. 471354
Перв. публик.: 06.08.00
Последн. ред.: 06.08.08
Число обращений: 373

  • Ловцов Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``