В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лейла Покровская: Пьедестал подсчета Назад
Лейла Покровская: Пьедестал подсчета
Современная российская индустрия подготовки олимпийских чемпионов - самая дешевая в мире. Правда, такой она будет недолго. Низкой ценой олимпийского золота мы обязаны старым советским резервам.

Средний возраст, в котором ребенок приходит в спорт, - 6 лет. Покидают большой спорт (если, конечно, речь не идет о шахматах) в 30 лет. "Я недавно прикинула среднюю стоимость олимпийской медали, - рассказывает начальник финансового управления Федерального агентства по спорту (бывший Госкомспорт) Лейла Покровская, - и у меня получилось, что с момента прихода ребенка в спортивную секцию до момента восхождения его на первую ступень пьедестала государство вкладывает в спортсмена около $35-40 млн.". Сумма, конечно, немаленькая, но, например, американская олимпийская медаль стоит раз в десять дороже.

Сначала государство вкладывает деньги, чтобы спортсмен смог выиграть медаль, а потом оно платит спортсмену за то, что он это сделал. По итогам Олимпиады в Афинах призерам обещаны премии: $50 тыс. за "золото", $20 тыс. за "серебро" и $10 тыс. за "бронзу".

"К сожалению, сегодня у нас нет законодательного механизма возврата в бюджет вложенных в спортсмена денег", - говорит Лейла Покровская. В мировой практике существует схема, при которой хотя бы часть затраченных государством средств может вернуться обратно. Если спортсмен уходит в профессиональный спорт, он отчисляет некоторый процент от своих гонораров в бюджет школы, которая его подготовила.

Безусловно, никто не говорит, что государство тратит $40 млн. на каждого чемпиона-олимпийца зря. Ведь за эти деньги представитель страны восходит на верхнюю ступень пьедестала, играют национальный гимн, поднимается национальный флаг, и все это транслируют десятки телекомпаний. Иными словами, государство вкладывается в свой внешний и внутренний пиар. А пиар, как известно, дело дорогое и впрямую не окупаемое. Правда, польза от пиара (идеологическая, моральная и, опосредованно, - материальная) есть только тогда, когда это планомерная и продуманная политика, а не цепочка разовых акций.

Так вот, проблема нашего спорта высоких достижений заключается в том, что никакой политики у государства в этой области нет. На политику денег не хватает - только на разовые акции.

Осторожно, дети!

Структуру расходов на индустрию высших спортивных достижений можно разложить по трем статьям: отбор потенциальных чемпионов, содержание сборной команды и строительство тренировочных баз. Россия умудряется экономить на всем.

Отбор потенциальных чемпионов происходит на уровне детских спортивных секций. Затраты государства на воспитание ребенка в детско-юношеской спортивной школе в значительной мере зависят от вида спорта. Так, плавание и фигурное катание, за счет расходов на "воду" или "лед", традиционно считаются дорогими. Но даже в менее затратном боксе расходы на одного ребенка в год в среднем составляют около $1,5 тыс.

Система отбора - это, пожалуй, самое дорогое и "неэффективное" удовольствие и в России, и во всем мире. В большой спорт из секций и спортивных школ идут единицы. По данным Московского государственного физкультурно-спортивного объединения, всего в 2003 году в московских детско-юношеских спортивных школах занимались 89 358 детей. Из них мастерами спорта международного класса и заслуженными мастерами спорта стали только 72 человека. Нехитрые подсчеты показывают, что порядок трат на отбор одного потенциального чемпиона-олимпийца составляют не менее $1,9 млн. в год. Самое интересное, что по мировым меркам это очень мало. Аналогичные затраты Соединенных Штатов оцениваются приблизительно в $120 млн. Специалисты говорят, что в СССР 20 лет назад расходы были сопоставимы с американскими того времени (понятно, что в сопоставимых цифрах подсчитать их точно невозможно).

России сегодня удается экономить, во-первых, за счет использования старой советской инфраструктуры, в которую деньги были уже вложены, а во-вторых, за счет того, что эта инфраструктура в разы меньше, слабее, а значит - дешевле, чем была в советские годы. Проще говоря, экономим мы за счет будущих побед.

Отсутствие смены нынешнему поколению чемпионов тренеры и спортивные чиновники называют главной бедой отечественного спорта. Нехватка детско-юношеских спортивных школ приводит к дефициту талантливых детей, приходящих в спорт. Как рассказал "Профилю" руководитель рабочей группы "Афины-2004" Анатолий Колесов, в России всего 1300 общедоступных плавательных бассейнов, тогда как в США их 60 тыс. Как следствие - лидирующие позиции по плаванию занимает США, а отставание России все очевиднее.

Чемпионы оптом

Вторая категория расходов - содержание команды. По словам Анатолия Колесова, российские чемпионы в этом плане - самые дешевые чемпионы в мире. США на подготовку своей сборной по летним олимпийским видам спорта тратит $1 млрд. 200 млн. в год, Китай - $1 млрд. в год. Российская же команда (а это 1200 человек) обходится государству всего около $130 млн. в год. Сюда входит зарплата спортсменов и тренеров, участие в соревнованиях и сборах, экипировка и пр.

По сведениям Лейлы Покровской, средняя зарплата российских спортсменов и тренеров, работающих в системе агентства, составляет около 6 тыс. рублей в месяц. С прошлого года олимпийцам всех лет, занявшим на Олимпиадах места с 1-го по 6-е (всего это около 3 тыс. человек), доплачивают по 15 тыс. рублей в месяц. Итого средний годовой доход олимпийского чемпиона в России составляет порядка $7 тыс., а в США минимальный годовой доход олимпийского чемпиона оценивается в $1 млн. Понятно, что зарплаты - далеко не самая крупная статья бюджета команды. Гораздо больше денег уходит на обеспечение участия спортсменов в соревнованиях и сборах.

Количество соревнований за год по каждому виду спорта зависит исключительно от соответствующей спортивной федерации. "Каждая федерация по олимпийским видам спорта предоставляет в Федеральное агентство по спорту годовой план и смету своего участия в соревнованиях, - рассказывает вице-президент Стрелкового союза России Серафим Зорин. - Агентство, в зависимости от уровня каждого конкретного соревнования, принимает решение о выделении под него денежных средств. При этом чем больше федерация принесла в прошлом году медалей, тем больше ей дают денег". Помимо государства федерация финансируется Олимпийским комитетом России (который на правах общественной организации сам существует за счет благотворительных пожертвований) и своими собственными спонсорами. Поэтому не получившие госфинансирования соревнования все равно имеют шанс состояться за счет этих источников. Но участие наших спортсменов во всех международных чемпионатах обязательно оплачивается государством.

"У нас 40 федераций по летним олимпийским видам спорта. Чемпионаты Европы практически у всех проходят каждый год, - говорит Серафим Зорин, - чемпионаты мира по каждому виду в основном проходят раз в два года". Таким образом, только по летним олимпийским видам спорта в год проводится от 40 до 80 крупных соревнований. По приблизительным оценкам, ежегодные траты государства на участие наших спортсменов в соревнованиях составляют порядка $15-20 млн. Если учесть, что врачей, диетологов и иной сопровождающий персонал наши команды, как правило, с собой не берут, а размещаются наши спортсмены в самых дешевых номерах отелей, становится понятно, что это не так уж много.

Каждому крупному соревнованию предшествуют сборы. "Члены сборной живут в разных городах и занимаются с разными тренерами, - поясняет Серафим Зорин. - И только во время сборов главный тренер может собрать и скоординировать всю команду. Поэтому сборы абсолютно необходимы".

Стоимость участия одного спортсмена в сборах, по словам начальника отдела инвестиционной политики и инвестиционной деятельности Федерального агентства по спорту Веры Кисилевой, обходится государству в 850-1250 рублей в сутки. В эту сумму входит проживание, питание и использование спортивных сооружений, то есть амортизация инвентаря, счета за электричество и пр. В общей сложности спортсмен проводит на сборах около 6 месяцев в год. Таким образом, участие в сборах одного спортсмена стоит около 200 тыс. рублей в год.

Деньги - на базу

Если необходимо проводить сборы, нужна также система баз для подготовки спортсменов. Российские базы оставляют желать лучшего. Как объясняет Лейла Покровская, посылать спортсменов на базы за рубеж оказывается выгоднее: дорога, например, в Якутию (там у нас, оказывается, с советских времен осталась олимпийская база для зимних видов спорта) и обратно обходится в 20 тыс. рублей на человека, а в Хельсинки - 8 тыс. Стоимость проживания там и там приблизительно одинаковая - по $40 в сутки, но условия проживания за границей на порядок лучше.

Спортсмены рассказывают, что далеко не на всякой нашей базе есть горячая вода. И это неудивительно. В России сейчас всего 6 федеральных баз, все они строились в 60-80-е годы и с тех пор не модернизировались, а некоторые до сих пор не ремонтировались.

"Безусловно, наши базы абсолютно не отвечают мировым стандартам, - говорит Лейла Покровская, - но все равно на содержание базы уходит, в зависимости от ее размера, от 7 млн. до 50 млн. рублей в год". По заверениям чиновников Федерального агентства по спорту, с 2001 года началась постепенная реконструкция баз. Однако, как показывает практика, ремонт зачастую обходится дороже, чем строительство новой олимпийской базы. Строительство хорошей новой базы, по некоторым оценкам, обойдется примерно в $5 млн. Тогда как, например, реконструкция одного только бассейна основной подмосковной базы "Озеро Круглое" встала казне, по сведениям Веры Кисилевой, в 154 млн. рублей, то есть практически в те же $5 млн.

За счет отсутствия собственных баз опытные спортсмены вынуждены тренироваться за рубежом отдельно от юниоров, что препятствует нормальной преемственности спортивных поколений и разрушает сложившиеся школы подготовки чемпионов. "Если бы, например, та же Лариса Лазутина (российская лыжница, которую на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити сняли с дистанции по подозрению в использовании допинга. - "Профиль") готовилась в России, - говорит Анатолий Колесов, - то в таком экстренном случае, когда ее сняли перед дистанцией, нам было бы кем ее заменить. Но в Солт-Лейк-Сити у нее достойной замены не оказалось".

В итоге получается, что разрыв между качеством подготовки старых кадров, которые уже чего-то достигли, а начинали свою карьеру в СССР, и новых, которые пришли в спорт в 90-х годах, очень велик. В "старых" государство может позволить вкладывать деньги - их меньше, и результаты они показывают сегодня, а для "новых", которых больше и результатов они пока не показали, денег уже не хватает. То есть получается, что олимпийское "золото" России приносят те чемпионы, в которых инвестировал еще Советский Союз.

Надо сказать, что перед Олимпиадой в Афинах расходы на спорт в России резко возросли. Если за три года, с 2001-го по 2003-й, на подготовку российских сборных по летним олимпийским видам спорта было выделено 1 млрд. 504 млн. рублей, то в предолимпийский год расходы увеличились в три раза и составляют 3 млрд. 347,7 млн. рублей и $4 млн. 675 тыс. Однако из-за разрушенной инфраструктуры и системы подготовки спортсменов эти деньги могут оказаться выброшенными на ветер.

Теоретически из этой ситуации может быть два выхода. Выход первый: восстановить отечественный спорт высших достижений как систему. Сколько для этого потребуется денег и откуда их взять - не знает никто. Выход второй: перед Олимпийскими играми 2008 года устроить точно такое же экстренное денежное вливание, какое произошло перед Афинами-2004. Но не факт, что это поможет, и далеко не факт, что будет во что вливать перед Олимпиадой-2012.



Олимпийский катафалк

Отдельной статьей спортивных расходов является допинг и борьба с ним. Проведение разового допинг-теста одного спортсмена стоит около $200. На оборудование допинг-лаборатории требуется около $2,5 млн. А проведение исследований по разработке методов определения новых допинг-препаратов уходят десятки миллионов. Так, на то, чтобы найти эффективные определители препаратов ритропоэтина и дарбопоэтина, с которыми были связаны скандалы в Солт-Лейк-Сити, Международный олимпийский комитет и Всемирное антидопинговое агентство потратили около $12 млн. "Думаю, что, если в один прекрасный день кто-то изобретет универсальное антидопинговое средство, по этому поводу расстроятся не только те, то разрабатывает допинг, но и те, кто с ним борется", - говорит замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта Тимур Абсалямов.

В последнее время все больше разговоров о том, чтобы снять все ограничения на допинг, поскольку остановить постоянную гонку допинговой и антидопинговой индустрии практически невозможно. Однако пока большинство специалистов относятся к таким предложениям скептически. По словам Тимура Абсалямова, "для спортсмена выступление на Олимпиаде может быть единственным в жизни, поэтому слишком велик соблазн наплевать на все риски и чем-нибудь накачать себя ради победы". Отмена запрета на допинг повлечет за собой резкий рост его использования и увеличение числа смертельных случаев. Подобно тому, например, что произошло с величайшим велосипедистом-шоссейником Эдди Мерксом, который умер от передозировки допинга прямо на трассе. Последними его словами были: "Посадите меня в седло".

Hi-tech допинг

Однако допинговая гонка вступает в новую фазу. И бороться с "революционными" методиками увеличения физических возможностей спортсменов на порядок сложнее. Так, по мнению Чарльза Йесалиса из государственного университета Пенсильвании, уже на Олимпиаде-2008 в Китае будут выступать спортсмены, которым искусственно введены гены, ответственные за производство отдельных протеинов, увеличивающих физические возможности человека и фактически являющихся допингом. Классический допинг-контроль отслеживает синтетические добавки. Но если протеины будут производиться организмом спортсмена, такую "добавку" отследить не удастся.

Другое направление развития технологии стимуляторов - психологическое. Ричард Фолдс, завоевавший "золото" по стендовой стрельбе на Олимпиаде в Сиднее, объясняет свой успех использованием компьютерной программы, созданной в швейцарской компании Alpha Learning Institute (Швейцария). Отслеживая мозговую активность Ричарда и выдавая ему в ответ звуки и вспышки света, компьютер в ускоренном режиме обучил спортсмена максимально концентрировать внимание.

Заметим, что в приведенных примерах речь шла о стимуляторах для взрослых спортсменов. Но это - только начало. При многомиллиардных ставках ничто не помешает спортивным корпорациям выращивать спортсменов с неординарными возможностями буквально "от эмбриона".


МАРИЯ БАРИНОВА, АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВ

ЖИЗНЬ

No25(392) от 05.07.2004

Мария Баринова

http://www.profile.ru/items/?item=9533


Док. 471243
Перв. публик.: 05.07.04
Последн. ред.: 05.08.08
Число обращений: 217

  • Покровская Лейла Донияровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``