В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Римский: Правительство заинтересовано в сохранении коррупции, считает эксперт Назад
Владимир Римский: Правительство заинтересовано в сохранении коррупции, считает эксперт
Отмена квот в новом законе по госрегулированию оборота алкоголя декларируется МЭРТом как борьба за либерализацию рынка и разрушение теневой составляющей алкогольного рынка. Отметив это в интервью корреспонденту "Росбалта", заведующий отделом социологии Фонда "ИНДЕМ" Владимир Римский подтвердил, что в российских условиях торговля чиновниками квотами за взятки и откаты - это прямая коррупция, сопровождаемая воровством государственных финансов и недополучением поступлений в государственный бюджет. Доказать эти нарушения юридически сложно, поскольку чиновники в таких случаях действуют обычно в рамках своих полномочий.

Эксперт привел пример с ограничением времени продажи алкогольной продукции региональными властями. Он считает, что таким образом федеральная власть "с барского плеча" поделилась своим коррупционным ресурсом. Однако эксперт уверен, что главные ресурсы коррупции на алкогольном рынке федеральная власть оставила себе. Римский подозревает, что новыми источниками коррупционных ресурсов могут стать закрепленные нормами закона дорогостоящие датчики алкоголя, единая информационная система, ограничения по размерам активов предприятий и коммерческих структур.

Римский назвал Минсельхоз и МЭРТ представителями коррупционных сетей, конкурирующих на различных рынках включая рынок алкогольной продукции. В Госдуме их конкуренция проявилась в четырехлетней истории обсуждения закона о госрегулировании оборота алкоголя. Проект десятки раз откладывался и несколько раз менял концепцию, пока не было принято "силовое решение", поддержанное вице-премьером Александром Жуковым.

Однако эксперт уверен, что в нынешней ситуации одним из последствий коррупции станет то, что отмена квот наверняка приведет к тому, что Минсельхоз получит другой коррупционный ресурс. Какой именно - пока сказать трудно, предположительно коррупционный ресурс МСХ реализуется в создании госмонополии на алкоголь. Но и МЭРТ не останется в накладе, возможно, предприниматели должны будут платить за вход на алкогольный рынок или за продолжение работы на нем.

Римский отметил, что при обсуждении закона проявилась и борьба за нормы мягкой денатурации, которую эксперты Фонда "ИНДЕМ" также относят к конкуренции лоббистов теневых кланов в коррупционных сетях. Эти сети, по словам Римского, представлены депутатами, высокопоставленными чиновниками исполнительной власти, администрации президента, прокуратуры, милиции, иногда ФСБ и других ведомств. Они постоянно борются между собой. Силы примерно равны, поэтому если в одном направлении одна группировка получает преимущество, то в другом преимущество у нее забирают конкуренты. Борьба обычно происходит непублично, без учета интересов крупных социальных групп, без учета интересов граждан. Поэтому в этой борьбе нет и не может быть арбитра - все известные нам потенциальные арбитры куплены той или иной коррупционной сетью.

В подтверждение своей позиции Римский напомнил о безуспешности законодательных попыток снижения тарифов ОСАГО, поступления от которых идут как страховым компаниям, так и членам соответствующих коррупционных сетей. Прокуратура и контрольные органы исполнительной власти не заинтересованы в снижении коррупции на рынке услуг обязательного страхования. Эксперт считает, что они куплены соответствующими коррупционными сетями или сами являются их членами. В итоге система ОСАГО в нынешнем виде - это средство снижения уровня доходов средне оплачиваемых категорий граждан, которых часто относят к среднему классу.

Коррупция заключается и в том, что такая практика ОСАГО выгодна правительству страны, потому что снижает уровень инфляции через увеличение расходов граждан. Такие расходы граждане не стали бы производить по собственной воле.

Завершая тему, Римский подчеркнул, что системная борьба с коррупцией снизила бы возможности и террора, и организованной преступности, и неадекватной практики ОСАГО, и объемы теневой экономики, и закрытость органов власти. Тогда все это и многое другое в нашей жизни могло бы улучшиться. Эксперт приводит в пример Финляндию, которая была когда-то частью Российской империи, а сейчас - одна из самых некоррумпированных стран. Другой пример представляет собой Эстония, которая еще недавно была весьма коррумпированной, наживалась на продажах ворованных в России металлов, а сейчас - тоже одна из самых благополучных по уровню коррупции стран бывшего социалистического мира.

Римский считает, что коррупцию можно снизить в течение жизни одного-двух поколений, но начинать следует с углубления понимания коррупции гражданами, что, к сожалению, российские СМИ делают неэффективно.

Напомним, что 102-ФЗ о госрегулировании оборота алкоголя вводит процедуры декларирования, регистрации и учета, отменяя квотирование и лицензирование. Закон был принят парламентом в итоге бурной дискуссии в конце весенней сессии. Вместе с тем принят ряд других антикоррупционных норм, в частности, по акцизу на прямогонный бензин и технический спирт, отменена мягкая денатурация. Эксперты алкогольного рынка отмечали антикоррупционную прогрессивность закона, что расходится с оценкой Римского как представителя Фонда "ИНДЕМ", который занимается изучением коррупции.


http://www.rosbalt.ru/2005/08/06/220656.html

Росбалт, 06/08/2005

Док. 471172
Перв. публик.: 06.08.05
Последн. ред.: 05.08.08
Число обращений: 162

  • Римский Владимир Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``