В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Перспективы военной школы при переводе Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования Назад
Перспективы военной школы при переводе Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования
Насколько военные вузы способны удовлетворить потребности Сухопутных войск в младших офицерах? Каким образом учитывается боевой опыт, приобретенный армией в последние годы, в процессе обучения курсантов? Почему поступление в военные училища для многих так и остается мечтой?
О путях решения этих проблем и завершении реформы военного образования размышляет заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир МОЛТЕНСКОЙ.


НАША СПРАВКА

Генерал-полковник МОЛТЕНСКОЙ Владимир Ильич родился 21 июля 1950 года в Брянской области. В 1971 году окончил Ташкентское высшее танковое командное училище, в 1982 году - Академию бронетанковых войск, в 1996 году - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил России.
В Центральной группе войск и Прикарпатском военном округе прошел должности от командира взвода до комбата.
После окончания Академии бронетанковых войск служил на Дальнем Востоке в должностях начальника штаба танкового полка, командира танкового полка, начальника штаба танковой дивизии, начальника Окружного учебного центра по подготовке младших специалистов танкового профиля.
В июне 1993 года назначен командиром 10-й танковой дивизии в Западной группе войск. В 1996 году стал начальником штаба - первым заместителем командира 67-го армейского корпуса. В марте 2000 года назначен командиром этого корпуса, спустя год - заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по чрезвычайным ситуациям.
С января по март 2000 года в должности начальника штаба и командиром ОТГ "Высокогорная" участвовал в активной фазе контртеррористической операции на Северном Кавказе.
С мая по сентябрь 2001 года исполнял обязанности командующего, а в октябре 2001 года был назначен командующим Объединенной группировкой войск (сил) в Чечне.
С октября 2002 года - заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил РФ.



- Владимир Ильич, солдаты и сержанты, особенно те, кто участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, хотят связать свою жизнь со службой в армии. Многим из них удалось поступить в высшие военно-учебные заведения в нынешнем году?
- Главное командование Сухопутных войск заинтересовано в том, чтобы в частях и соединениях служили люди, осознанно сделавшие выбор военной профессии. Это касается как военнослужащих по контракту, так и солдат срочной службы, решивших стать офицерами. Так, на первый курс Костромского ВВКИУ РХБЗ зачислено 44 военнослужащих, в Московское ВВКУ - 23, в Новосибирское ВВКУ - 25, в Дальневосточное ВВКУ - 16 абитуриентов из войск. Всего же в этом году курсантами высших военно-учебных заведений Сухопутных войск стали 159 солдат и сержантов срочной службы.
- В войсках нередко слышны нелестные отзывы о вчерашних курсантах, мол, и индивидуальная подготовка слабовата, и методикой обучения подчиненных молодые офицеры овладели еще не в полной мере. В чем причина этих недоработок?
- В полной мере это нельзя отнести к недоработке военных вузов.
Изменения характера военных угроз, новые тенденции в развитии средств и способов вооруженной борьбы требуют создания боеспособных, хорошо обученных и оснащенных Вооруженных Сил, которые смогут надежно защищать интересы страны.
Решающая роль в выполнении этой ответственной задачи принадлежит офицерам. Именно этим определяется возросший уровень требований к офицерским кадрам, качеству их подготовки в военно-учебных заведениях.
Однако действительно практика повседневной деятельности войск и опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе показывают, что многие вчерашние выпускники военных училищ в силу различных причин не обладают необходимыми знаниям, умениями и навыками. Причем это в равной мере относится как к уровню их подготовки в качестве специалистов, так и к уровню их методического мастерства.
Если раньше выпускник военного училища, придя в войска, последовательно продвигался по службе и по 3-5 лет находился в одной должности, то в настоящее время в связи с большой текучестью офицерских кадров в Сухопутных войсках более 3 процентов выпускников сразу же назначаются на должности командиров рот или батарей, в течение первого года службы - более 10 процентов, а в течение двух лет после выпуска практически каждый выдвигается на вышестоящую должность.
Нередки случаи, когда уже после трех лет службы офицеры командуют батальонами или дивизионами. К сожалению, ни жизненного опыта, ни знаний им зачастую не хватает. Да и командирская подготовка в войсках в ряде соединений и воинских частей Сухопутных войск, честно говоря, хромает.
Во-первых, занятия с командирами взводов проводят те, кто в связи со стремительным карьерным ростом не приобрел достаточного опыта.
Во-вторых, в войсках нет достаточной учебно-материальной базы для проведения полноценной командирской подготовки. Не везде оборудованы классы и места для подготовки офицерского состава. А если они и существуют, то подчас не отвечают современным требованиям - недостаточно отражен современный опыт участия войск в выполнении служебно-боевых задач, а также опыт применения войск других государств.
Это тем более важно, что основная тяжесть выполнения боевых задач, скажем, на территории Северного Кавказа, лежит именно на офицерах взводного и ротного звена. Девиз "Командир силен своими подчиненными, а подчиненные - своим командиром" по-прежнему актуален.
- В последние годы Вооруженные Силы получили значительный опыт ведения боевых действий на Северном Кавказе. Удалось ли оптимизировать программу обучения в военных вузах с учетом практики применения войск?
- Жизнь военных вузов не стоит на месте. В недалеком прошлом военное образование базировалось на достаточно устоявшихся взглядах на характер ведения войн. Несколько поколений командных кадров формировались на основе изучения оборонительных операций и боевых действий по отражению агрессии противника с последующим проведением контрнаступательных и наступательных операций в крупномасштабной войне. В последнее десятилетие резко расширился диапазон видов и разновидностей вооруженной борьбы, взглядов на характер войн будущего.
В военной доктрине России подчеркивается, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против нашей страны и союзников снижена. Вместе с тем указывается, что возможность локальных, региональных войн и вооруженных конфликтов исключить никто не может.
Не исключая изучения применения войск в классических формах, в вузах Сухопутных войск в 2003 году разработаны и утверждены дополнения и изменения в квалификационные требования к выпускникам вузов. Проведен ряд учебно-методических сборов как под руководством начальника Генерального штаба на базе Московского ВВКУ, так и под руководством начальника Службы кадровой и воспитательной работы на базе военных вузов в Рязани.
Командование военных округов прилагает большие усилия по оказанию помощи вузам по вопросам, отнесенным к их компетенции, прежде всего по вопросам кадрового и материально-технического обеспечения.
Мы отдаем себе отчет в том, что подготовка офицерских кадров в вузах Сухопутных войск должна осуществляться исходя из потребностей войск по их количеству и качеству, на основе передового опыта обучения войск, в тесной связи и с использованием материально-технической базы и возможностями близрасположенных соединений и воинских частей военных округов.
Каждому из нас необходимо четко представлять условия, в которых нашим выпускникам приходится выполнять свои служебные обязанности как в повседневной деятельности, так и при выполнении боевых задач. Для этого необходима постоянная связь обучения слушателей и курсантов с опытом подготовки войск. В настоящее время во всех вузах осуществляется уточнение учебных планов и программ с учетом необходимости обучения выпускников навыкам в управлении штатными, приданными и поддерживающими средствами. Для этого мы, в частности, сейчас пересматриваем организационно-штатную структуру как управления вузов, так и подразделений обеспечения учебного процесса.
Завершается работа по уточнению табелей к штатам норм снабжения вузов.
Продолжена определенная работа по уточнению сроков войсковых стажировок преподавателей вузов Сухопутных войск.
Мы разработали жесткий план войсковых стажировок слушателей и курсантов вузов с учетом мероприятий, осуществляемых в войсках. Войсковые стажировки спланированы только в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности. И проводиться они будут только в тот период, когда в войсках осуществляется боевое слаживание взводов, рот, батальонов с тем, чтобы слушатели и курсанты смогли не только увидеть, но и принять участие в проводимых мероприятиях, исполняя обязанности должностных лиц.
Отлаживается система тесной связи вузов с воинскими частями. Теперь мы будем предметно знакомить курсантов с повседневной деятельностью войск, методикой проведения занятий по боевой и мобилизационной готовности, изучать организационно-штатную структуру подразделений до батальона и дивизиона включительно.
Есть еще одно новшество - со следующего года физическая подготовка будет входить в число государственных экзаменов.
Кроме того, мы придаем большое значение состоянию частей и подразделений обеспечения учебного процесса военно-учебных заведений, их командиры также будут принимать участие в учебных сборах.
- Каков приток офицеров из войск, имеющих боевой опыт, в подразделения и на кафедры военных вузов?
- Должности преподавательского состава высшего военно-учебного заведения должны комплектоваться военнослужащими и лицами гражданского персонала, имеющими высшее профессиональное образование, обладающими опытом реализации знаний в повседневной деятельности, в том числе и боевой, или обладающими опытом научно-педагогической деятельности, имеющими ученые степени и звания, а также прошедшими обучение по программе "Преподаватель высшей школы".
Однако на практике это далеко не так. Причин этому несколько. Во-первых, при дефиците командных кадров командующие войсками военных округов не всегда готовы расстаться с подготовленными и знающими офицерами. Во-вторых, должность преподавателя военно-учебного заведения нередко считается тупиковой и бесперспективной в плане служебного роста. Это приводит к тому, что талантливые офицеры с нежеланием идут в военные училища на преподавательскую работу. В-третьих, в крупных городах, где в основном и распложены военные училища, очень остро стоит жилищный вопрос. Своего служебного жилья у вузов практически нет, а плата за поднаем равна половине денежного довольствия военнослужащего.
Это приводит к тому, что в последние годы наблюдается постоянное увеличение числа преподавателей, имеющих педагогический стаж менее 5 лет. Как правило, многие из них не обладают достаточными профессиональными качествами. В военных училищах на преподавательских должностях оказываются офицеры, имеющие в основном опыт военной службы в должности командира курсантского взвода или роты.
Кроме того, при отборе офицеров из войск к назначению на должности преподавательского состава критерий "наличие боевого опыта" не является определяющим. Сегодня каждый третий офицер Сухопутных войск имеет боевой опыт, такая же ситуация сложилась и в военных училищах.
Мы гордимся тем, что обучением курсантов занимаются такие достойные офицеры, как Герой России подполковник Шамиль Кокинаев - преподаватель кафедры тактики Московского ВВКУ и Герой России майор Александр Хамитов - преподаватель кафедры тактики Челябинского ВВКУ. В Новосибирском ВВКУ тактику преподают кавалер двух орденов Красной Звезды и ордена Мужества, участник боевых действий в Афганистане и Чечне подполковник Сергей Ступин, а также кавалер ордена Красной Звезды подполковник Игорь Финский. Старшим преподавателем кафедры вооружения и стрельбы в Казанском ВВКУ является подполковник Сергей Кузнецов, который за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, награжден тремя боевыми орденами. Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" награжден преподаватель кафедры боевых машин и автомобильной подготовки Дальневосточного ВВКУ подполковник Анатолий Аверин. Список боевых офицеров, занимающихся сегодня педагогической деятельностью, можно продолжать.
- Недавно завершился очередной прием в военные вузы. Как вы можете охарактеризовать сегодняшних абитуриентов, пожелавших связать свою судьбу с офицерской службой?
- К сожалению, в настоящее время профессиональные и моральные качества выпускников вузов не всегда соответствуют потребностям войск.
Такое положение в значительной степени обусловлено тем, что из года в год ухудшаются интеллектуальные способности, морально-психологические качества и физические данные абитуриентов. Около половины курсантов имеют в аттестатах о среднем образовании тройки. Сегодня мы заботимся о прямых шефских связях военно-учебных заведений со школами, войсковыми частями, поиске там достойных кандидатов в офицеры.
Среди факторов, определяющих выбор абитуриентами профессии военного, на первый план все чаще выступают социальные: низкое материальное положение семей, недостаточная общеобразовательная подготовка (почему-то считается, что поступить в гражданский институт труднее, чем в военное училище), неустроенный быт. Одним из следствий такого положения становится неизбежное отчисление курсантов из-за нежелания учиться, недисциплинированности, неуспеваемости и неудовлетворительное состояние здоровья.
Социальный портрет абитуриентов определяется экономическим состоянием государства и социальной структурой общества. Поэтому подавляющее большинство курсантов - это выходцы из семей рабочих, сельских жителей, служащих и военнослужащих.
Причиной того, что в военные училища прибывают абитуриенты, которых по состоянию здоровья и общеобразовательной подготовке лишь с натяжкой можно считать пригодными для обучения, во многом является некачественный предварительный отбор в военных комиссариатах.
Например, в 2004 году от запланированного числа были отобраны всего лишь 85 процентов абитуриентов, что значительно снизило конкурс в военные вузы. Личные дела абитуриентов оформляются с нарушениями, а подчас в военные училища для сдачи конкурсных экзаменов и вовсе направляются кандидаты, имеющие медицинские противопоказания. Многие вчерашние школьники жалуются на то, что получили в военных комиссариатах немотивированный отказ оформлять документы в избранный ими вуз на том основании, что нет соответствующей разнарядки.
Подчас безответственно проводится и предварительный профессионально-психологический отбор. Так, в нынешнем году каждый пятый абитуриент, отправленный военными комиссариатами Ленинградского и Московского военных округов, по прибытии в военные училища отказался от сдачи вступительных экзаменов или оказался непригодным по состоянию здоровья.
Не выполнено требование главнокомандующего Сухопутными войсками о приоритетном приеме на обучение детей из семей военнослужащих. Так, на первый курс суворовских военных училищ и кадетских корпусов зачислено лишь три четверти абитуриентов, относящихся к данной категории.
Меня настораживает отсутствие целенаправленной работы офицеров и преподавателей суворовских военных училищ и кадетских корпусов, а порой их полнейшая бездеятельность в профессионально-психологическом сопровождении воспитанников и их ориентированию на дальнейшее обучение в вузах Сухопутных войск. Складывается впечатление, что многим офицерам-воспитателям, командирам рот и начальникам суворовских военных училищ безразлична дальнейшая судьба их воспитанников.
Кроме того, в этом году мы столкнулись с предвзятым отношением начальников высших военно-учебных заведений к выпускникам СВУ и КК и необоснованным отказам им в приеме для дальнейшего обучения. Это привело к тому, что в Дальневосточное ВВКУ и Екатеринбургское ВАКУ не были зачислены по двенадцать, а в Новосибирское ВВКУ - двадцать шесть выпускников СВУ и КК. Лишь Московское ВВКУ и вузы Ракетных войск и артиллерии приняли к обучению всех прибывших суворовцев и кадет.
Хочу подчеркнуть, что в поступлении в высшие военные училища было отказано пятидесяти (!) суворовцам и кадетам, которые обладают более высокой начальной военной подготовкой по сравнению со своими сверстниками и ярко выраженной мотивацией выбора жизненного пути. Каждый из них сознательно выбрал путь защитника Отечества и предназначался в первую очередь для назначения на должности командиров отделений курсантских подразделений. Подобное бездушное отношение к суворовцам и кадетам - слишком большая роскошь для Вооруженных Сил России.
- Какова динамика конкурса в военные училища, какие из них более популярны среди молодежи?
- Недавно конкурс при поступлении в военно-учебные заведения Сухопутных войск составлял 1,5 человека на место, теперь он увеличился в два раза. Нынешним летом наиболее высокий конкурс был при поступлении в Дальневосточное, Московское и Казанское высшие военные командные училища.
Юноши уверены, что после окончания высшего военно-учебного заведения смогут реализовать свой потенциал как в армии, так и в гражданской жизни. Зная о востребованности выпускников военных вузов, часть молодых офицеров стремится уволиться в запас либо сразу после выпуска, либо в первые годы офицерской службы. Для Вооруженных Сил такая практика неприемлема.
- В последние годы для Вооруженных Сил стала хронической проблема неукомплектованности первичных офицерских должностей.
- Это обусловлено тем, что ежегодно из Сухопутных войск увольняются более 15 процентов офицеров. При этом емкость военно-учебных заведений на ежегодное восполнение такого количества офицеров не рассчитана. Как результат - из года в год потребность войск в выпускниках вузов увеличивается. Так, в 2004 году военные училища Сухопутных войск удовлетворили потребности войск по офицерам, замещающим первичные должности, лишь на треть.
Это приводит к тому, что даже в частях постоянной боевой готовности более 80 процентов первичных офицерских должностей укомплектованы выпускниками военных кафедр при гражданских вузах, призванными на военную службу на 24 месяца.
- Где выход из этого положения?
- Сегодня нам удалось значительно увеличить конкурс в военные училища и снизить отток курсантов как во время обучения, так и после выпуска. Но этого, на мой взгляд, недостаточно.
Анализ показывает, что молодые офицеры увольняются из Вооруженных Сил в основном из-за неудовлетворительного материального положения - низкого денежного довольствия, плохих жилищных условий или отсутствия жилья вообще. Не будет способствовать заинтересованности в продолжении службы молодыми офицерами, скажем, отсутствие индексации некоторых выплат. Так, отмена бесплатного проезда в общественном транспорте создаст проблему прибытия офицеров на службу, особенно тех, кто из-за отсутствия служебного жилья проживает за пределами гарнизонов, дислоцируемых в крупных городах, и которым необходимо пользоваться как пригородным, так и городским транспортом.
Особо хочу подчеркнуть, что при выборе молодыми людьми профессии офицера материальная сторона не всегда является определяющей. Профессия офицера выбирается и по таким мотивам, как возможность самореализации, желание продолжить семейную династию и ответственность за судьбу страны. При этом будущие офицеры, как показывает социологические опросы, желают начать военную карьеру там, где труднее всего, хотят испытать себя в экстремальных условиях, в том числе и в "горячих точках". Однако в последующем трудности материального характера оказываются непреодолимыми, и многие вынуждены задумываться об увольнении.
- Насколько соответствует качество материально-технической базы военных вузов задачам подготовки офицеров? Достаточно ли средств, выделяемых на ее совершенствования в рамках Федеральной целевой программы в следующем году?
- Состояние учебно-материальной базы высших военно-учебных заведений можно оценить как условно удовлетворительное. Она требует доукомплектования, а также совершенствования и развития.
Проблемы в обеспечении вузов материально-техническими средствами обучения вызваны негативными тенденциями последних лет. Основной причиной сложившейся ситуации стало недостаточное финансово-экономическое обеспечение вузов. Начиная с 1992 года, их ежегодные минимальные потребности в ассигнованиях обеспечивались лишь на 10 процентов, при этом реальное финансирование было еще меньше.
Это не позволяло осуществлять модернизацию учебно-материальной базы. В результате такого подхода огневые городки, тактические поля, войсковые стрельбища и классно-лабораторная база требуют своего переоснащения и развития, поскольку их состояние и качество не соответствуют современным требованиям.
Надо отметить, что, начиная с 2005 года, ожидается положительный сдвиг в финансовом обеспечении вузов. Так, решен вопрос о финансировании капитального строительства и ремонта объектов вузов Сухопутных войск. Перешел в плоскость практического планирования вопрос отражения в расходах Министерства обороны России на 2005 год расходов на содержание военно-учебных заведений по разделу "Образование". Назначен лимит денежных средств по статье "Учебные расходы" на 2005 год в размере 70 процентов от потребности, что примерно в десять раз больше по сравнению с предыдущими годами. Это позволяет более оптимистично оценивать возможности вузов по совершенствованию образовательного процесса.
- Еще несколько лет назад существовала практика привлечения курсантов, скажем, к сельскохозяйственным работам, что негативно сказывалось на качестве обучения. Удалось ли изменить эту ситуацию?
- В соответствии с приказом министра обороны России курсанты военно-учебных заведений Сухопутных войск с 2003 года к участию в уборочной кампании не привлекаются.
Кроме этого Главное командование Сухопутных войск, командования военных округов проводят работу по снижению отрыва курсантов от образовательного процесса и по другим причинам, таким, например, как выполнение гарнизонных мероприятий.
- Что делать с военными кафедрами? Нужно ли увеличивать их число, усиливать за счет Министерства обороны преподавательский состав и укреплять материально-техническую базу?
- Военные кафедры в основном выполняют возложенные на них задачи. Другое дело, что вынужденно большое количество выпускников военных кафедр призывается в мирное время, хотя программа их обучения рассчитана на подготовку именно офицера запаса, а не кадрового военнослужащего. В итоге офицеры-срочники не всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
В нынешнем году нами проверены практически все военные кафедры при гражданских вузах. Определены направления по совершенствованию качества подготовки офицеров, в том числе за счет укрепления их преподавательским составом, а также обеспечения необходимыми материально-техническими средствами. Учитывая востребованность выпускников военных кафедр в войсках, Главное командование Сухопутных войск принимает все меры для дальнейшего усиления их военно-профессиональной подготовки.

Беседовал Сергей БОГДАНОВ, "Красная звезда".
http://www.redstar.ru/2004/12/22_12/5_01.html

Док. 470933
Перв. публик.: 22.12.04
Последн. ред.: 05.08.08
Число обращений: 318

  • Молтенской Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``