В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Черток: Авиапассажиры согласны раздеваться и платить Назад
Владимир Черток: Авиапассажиры согласны раздеваться и платить
С нового года российские авиапассажиры станут платить с каждого билета специальный сбор на безопасность. Планируется, что эти деньги будут потрачены на приобретение недостающего современного оборудования и повышение зарплаты работникам служб безопасности. Что реально изменилось в российских аэропортах с тех пор, как в стране началась перестройка системы авиабезопасности?

Дефицит законов и приборов

Состояние повышенной "боевой готовности" стало в последние два месяца буднями российских служб авиационной безопасности. Хотя "Руководство по досмотру пассажиров и багажа", принятое в нашей стране в соответствии с международными требованиями 5 лет назад, пока не изменено, сейчас идет работа над его корректировкой. В конце сентября, после оглашения причин авиакатастроф двух российских самолетов, Комиссия Министерства транспорта по расследованию инцидентов рекомендовала внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие ужесточение требований по защите гражданской авиации от терактов. Проект Федерального закона "О госрегулировании, контроле в сфере обеспечения безопасности полетов авиации" недавно был одобрен Советом Федерации и направлен на рассмотрение в Госдуму, но в силу вступит еще не скоро.

Нам удалось выяснить, что, хотя стандарты предполетной проверки пассажиров и их багажа едины, они ужесточаются или ослабляются в зависимости от специальных директив, которые рассылаются спецслужбами в те регионы, где существует реальная угроза терактов.

Сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в сентябре и октябре были проверены наземные службы безопасности всех российских аэропортов. Как заявил корреспонденту еженедельника "Интерфакс ВРЕМЯ" зам. начальника управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток, главная причина, мешающая улучшить авиабезопасность, - нехватка средств на спецтехнику. С российскими коллегами согласны за рубежом: недавно в ряде российских аэропортов работала Комиссия представителей Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО). Эта межправительственная организация является специализированным учреждением ООН, созданным для сотрудничества государств в целях обеспечения безопасности международных воздушных сообщений. Главная претензия специалистов ИКАО к нашей стране - нехватка современных спецсредств досмотра.

Всего в России насчитывается около 400 аэропортов, большинство из них испытывают дефицит нового оборудования, притом что из российского бюджета в прошлом и нынешнем годах не выделялись средства на техническое переоснащение. Недавно Министерство транспорта предложило правительству зарезервировать в федеральном бюджете 2005 года 2,6 млрд. рублей на покупку одной тысячи комплектов специальной техники. Но этих новинок на всех нуждающихся не хватит, скорее всего, ими будут оснащены "проблемные" аэропорты Южного региона России.

Сборы вырастут

Министерство транспорта РФ планирует ввести в 2005 году новую систему временного сбора средств на авиабезопасность - он станет целевым и будет взиматься не с авиаперевозчика, как сейчас, а включаться в стоимость каждого купленного билета, то есть из кошелька пассажира будет сразу направлен на покупку спецтехники. При этом каждый билет подорожает на 150-300 рублей. Ежегодно российские авиакомпании перевозят около 30 млн. пассажиров. Нетрудно подсчитать, что нововведение позволит собрать на безопасность не менее 9 млрд. рублей.

Окончательного решения о схеме взимания сбора пока не принято, но очевидно, что за обеспечение гарантий безопасности полетов пассажирам придется платить больше.

Одежду - долой

Сейчас в московском аэропорту Внукове можно видеть, как пассажиры по просьбе службы безопасности снимают личные вещи - ремни, головные уборы, пальто, пиджаки и обувь, а затем складывают их в специальные корзины и ставят на ленту транспортера "просвечивающего" сканера. Случаются и забавные происшествия. По словам сотрудницы, занимающейся досмотром, некоторые россияне так обеспокоены вопросами безопасности, что готовы сами лечь на ленту сканера.

Хотя вскоре необходимость в раздевании может исчезнуть, на Западе в стадии научной разработки находятся кинетические системы, позволяющие видеть человека фактически раздетым, а стало быть, и обнаруживать спрятанные предметы на его теле под одеждой.

В Британии с недавних пор стали применять тактику "многосторонней оценки угрозы", когда все службы гражданской авиации, начиная от наземных и заканчивая воздушными экипажами, представляют свои соображения относительно потенциальной "лазейки" в системе безопасности, указывая на наиболее рискованные места и внося свои предложения о том, как предотвратить потенциальную угрозу.

Предполагается, что в рамках реформирования системы авиабезопасности каждый российский аэродром обнесут забором с вмонтированными электронными чипами, которые реагируют на попытку проникновения. А до тех пор для совершения теракта в России злоумышленнику не обязательно обманывать хитрые приборы, чтобы проникнуть в самолет. Владимир Черток заявил, что по результатам проверок во многих российских аэропортах начальники служб, отвечающих за предполетный досмотр, рискуют попасть под суд из-за халатного отношения к организации работы. Он признал, что сложности с техническим обеспечением безопасности до сих пор не удается преодолеть и в главном аэропорту страны, откуда выполняет полеты президентский лайнер, - во Внукове.


http://www.aviaport.ru/digest/2004/11/17/85450.html


журнал "Интерфакс Время"

17.11.2004


Док. 470692
Перв. публик.: 17.11.04
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 267

  • Черток Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``