В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Шпигель: Совет дороже денег: Проблемы ДЛО увеличением финансирования не решаются Назад
Борис Шпигель: Совет дороже денег: Проблемы ДЛО увеличением финансирования не решаются
Значительное увеличение государственных расходов на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан предусмотрено в 2007 г. Кроме того, правительство решило вывести обеспечение больных дорогостоящими лекарственными препаратами по семи нозологиям за рамки ДЛО, в федеральном бюджете 2007 г. на эти цели выделяется 47,9 млрд руб. Однако ключевыми проблемами реализации программы ДЛО по-прежнему являются нерешенные вопросы ответственности, отсутствие алгоритма взаимодействия участников и координированности госпрограммы. Об этом шла речь на состоявшемся 29 июня в Совете Федерации (СФ) Всероссийском совещании на тему "О ходе реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан РФ по обеспечению их необходимыми лекарственными средствами".

Открыл совещание зам. председателя Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Борис Шпигель. Он отметил, что в результате реализации программы ДЛО в короткие сроки созданы система закупок и распределения медикаментов по регионам, вертикаль управления и система контроля цен на лекарственные средства для льготников, привлечены инвестиции фарморганизаций в развитие инфраструктуры отрасли. Однако, как полагает г-н Шпигель, желаемого результата программа не достигла из-за ряда серьезных проблем. В первую очередь это отсутствие алгоритма взаимодействия между органами исполнительной власти, федеральными внебюджетными фондами и участниками программы. "Нормативные документы готовятся хаотично, в нарушение государственных контрактов и итогов конкурсов", - говорит Борис Шпигель. Возникают также вопросы по поводу механизма финансирования программы в перспективе передачи функций по ДЛО регионам и организации процесса передачи полномочий. При этом он обратил внимание на то, что "сегодня источника финансирования оплаты лекарственного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ No 890 в стране не существует".

Зам. министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов, в свою очередь, отметил, что снижение смертности населения от всех причин в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 138 тыс. человек во многом обусловлено значительным увеличением расходов государства на лекарственное обеспечение.

Владимир Стародубов также сказал, что в настоящее время Федеральный ФОМС получил информационную базу о выписанных в 2006 г. рецептах практически от всех субъектов России. Большую работу провели территориальные фонды ОМС по анализу, обработке рецептов, не соответствующих требованиям Минздравсоцразвития России. Как показывает анализ рецептов, объемы затраченных на ДЛО средств составили в 2006 г. 73-74 млрд руб. Для оплаты поставленных в рамках госпрограммы медикаментов Федеральный ФОМС направит в июле-августе 2007 г. в территориальные фонды 6 млрд руб. Помимо этого федеральным бюджетом 2007 г. предусмотрено выделение 10 млрд руб. на погашение долгов прошлого года. В проекте федерального закона об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС 2007 г., который в настоящее время рассматривается в Госдуме, предусмотрено, что остальные долги за 2006 г. будут погашаться из бюджета Федерального фонда 2007 г. в соответствии с принимаемыми поправками к нему. Эту работу планируется завершить в сентябре 2007 г., после чего долги за поставленные в 2006 г. лекарства будут погашены.

Что касается 2007 г., то, т.к. объем средств, выделенных на ДЛО, определен федеральным бюджетом и бюджетом Федерального ФОМС, Минздравсоцразвития России призвало регионы действовать в рамках выделяемых лимитов. Владимир Стародубов отметил, что большинство субъектов научилось управлять выделенными средствами: "В начале 2007 г. мы имели несколько миллионов рецептов, находящихся на отсроченном исполнении, сегодня этот показатель не превышает 2% (или около одного миллиона рецептов)". Это показывает, какое значение имеет правильное планирование лекарственного обеспечения хронических больных при составлении заявок.

Объем расходов на ДЛО в первом полугодии 2007 г. составил 22 млрд руб. "Из этого ясно, - говорит Владимир Стародубов, - что, достаточно жестко администрируя расходы на лекарственное обеспечение в системе ДЛО, мы не закрываем всех потребностей населения. Поэтому в принятом Госдумой в первом чтении проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда ОМС на 2008 г. и на период до 2010 г." выделено 15 млрд руб. на покрытие задолженности за 2007 г.". Однако имеются опасения, что и этих средств может не хватить. Поэтому в бюджете Федерального фонда на 2008 г. предусмотрено также наличие страхового резерва в размере 18,3 млрд руб., которые будут использованы на покрытие задолженности 2007 г., на лекарственное обеспечение 2008 г. и на территориальные программы ОМС.

Минздравсоцразвития России предложило схему, при которой эти 18,3 млрд руб. будут распределены по субъектам по двум критериям: уровень бюджетной обеспеченности и число лиц, имеющих право на ДЛО. По оценкам министерства, объем израсходованных средств в 2007 г. по программе ДЛО составит около 55 млрд руб. Как сообщил Владимир Стародубов, во втором полугодии 2007 г. будут снижены торговые наценки по центральным регионам на 6%, по отдаленным - на 12%, снижены цены на 274 препарата, а также исключены ЛС, которые фирмы отказались поставлять в рамках ДЛО.

Зам. министра здравоохранения и социального развития констатировал, что в 2008 г. схема возмещения работать не будет. Закупка медикаментов в рамках программы ДЛО будет проводиться через аукционы. Также было принято решение вынести за рамки ДЛО дорогостоящие лекарственные препараты. В связи с этим в бюджет 2007 г. внесена поправка, предусматривающая 47,9 млрд руб. на закупку дорогостоящих лекарственных средств. Из них планируется потратить 5 млрд руб. в 2007 г. на авансирование закупок препаратов, которые должны будут поставляться в субъекты с 1 января 2008 г. Таким образом, считает Владимир Стародубов, за счет средств федерального бюджета будет осуществляться обеспечение дорогостоящими препаратами больных по семи нозологиям. Государство берет на себя обязательство по лекарственному обеспечению региональных льготников, страдающих соответствующими заболеваниями.

Заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова в своем выступлении на совещании сообщила, что за 2,5 года реализации программы пациенты получили лекарств на сумму свыше 130 млрд руб. Индикатором качества реализации программы ДЛО, по мнению Елены Тельновой, являются отсроченные рецепты и отказы. Доля отсроченного обеспечения на 25 июня 2007 г. составила 2,68% (в 2006 г. - 0,62%). По федеральным округам этот показатель распределился следующим образом. Наибольшая доля отсроченного обеспечения в СЗФО - 5,68%; ЮФО - 4,68%. Наименьшая доля отсроченного обслуживания рецептов - в Центральном федеральном округе. Заместитель руководителя Росздравнадзора назвала наиболее проблемные на сегодняшний день субъекты - Калмыкия, Калининград, Удмуртия, Астраханская область, Санкт-Петербург. В ряде регионов доля отказов превышает долю отсроченного обеспечения. К примеру, в Орловской области доля отсроченного обеспечения составляет 14,75%, а отказов - 15,6%, в Рязанской области - 5,23 и 23,8% соответственно.

Как замечает Елена Тельнова, реализация программы ДЛО подразумевает два аспекта - равенство затрат и ответственность. "Одним выделением дополнительных финансовых средств проблемы лекарственного обеспечения не решить. Необходима ответственность на всех уровнях: от врача, выписывающего лекарственные средства, до органов управления здравоохранением, формирующих потребность, фармацевтических организаций, осуществляющих поставки ЛС, и аптеки. Росздравнадзором разработана и передана в Федеральный ФОМС программа контроля обоснованности назначений лекарственных средств, позволяющая не только контролировать, но и предупреждать необоснованную выписку", - говорит г-жа Тельнова.

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов также считает, что программа ДЛО имеет как плюсы, так и минусы. Оценивая эффективность расходования государственных средств, выделенных на программу, он остановился на проблемах, находящихся в центре внимания Счетной палаты. До сих пор не удается решить вопрос объединения интересов пациента, врача, фондов ОМС, органов исполнительной власти. На сегодняшний день они разнонаправленны.

По мнению Сергея Агапцова, внесение в 2006 г. расходов на ДЛО в базовую программу ОМС поставило перед территориальными фондами проблему выбора между удовлетворением потребности льготных категорий граждан и исполнением территориальных программ ОМС. "При такой конструкции проблемы ДЛО практически снимаются: если не хватит денег на ДЛО, то их можно найти в программе ОМС. В условиях недофинансирования регионам сложно сделать выбор, в любой ситуации они окажутся крайними - не будут выполнены обязательства по той или иной программе", - замечает г-н Агапцов.

Участники совещания также подчеркнули, что доступность дорогостоящих лекарственных средств для населения улучшилась. В то же время в программе ДЛО действует система оплаты услуг товаропроводящей сети, которая стимулирует реализацию дорогих препаратов. Это, в частности, было причиной того, что реальные расходы на лекарственное обеспечение граждан вдвое превысили объем госсредств, выделенных на эти цели в 2006 г. По словам Сергея Агапцова, есть основания задуматься, всегда ли оправдано использование в программе ДЛО импортных препаратов? Материалы Счетной палаты подтверждают, что цены на многие препараты зарубежного производства выше, чем на фармрынках западноевропейских стран. Завершая свое выступление, аудитор Счетной палаты отметил, что ключевым недостатком в реализации программы ДЛО являются вопросы ответственности и отсутствие координированности всей программы.

Тамара Лебедева, фото Игоря Чунусова

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=12223


ФВ No22 (469) от 10.07.2007 г

Док. 470632
Перв. публик.: 10.07.07
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 120

  • Шпигель Борис Исаакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``