В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Оганесян: 26 октября гость программы - Степашин Сергей Вадимович, Председатель Счетной Палаты РФ Назад
Армен Оганесян: 26 октября гость программы - Степашин Сергей Вадимович, Председатель Счетной Палаты РФ
Ведущий программы - Армен Оганесян.

Оганесян: Добрый день. Наш слушатель из Великобритании глубокомысленно замечает: "Коррупция - международное явление". Это примерно как "Восток - дело тонкое, Петруха". Нам, в России, объяснять, что это дело международное, не нужно. Оно и нас не обошло. Но есть люди, которые борются с коррупцией в России, борются с коррупцией в мире. Сегодня наш гость - Сергей Вадимович Степашин, председатель Счетной палаты России, который и призван с коррупцией бороться. Здравствуйте.

Степашин: День добрый.

Оганесян: Я вам признателен за то, что вы выбрали время прийти с фронтов борьбы с коррупцией к нам в студию и рассказать о том, что же у нас на этом фронте, собственно, происходит. Этот год для вас юбилейный. 350 лет исполнилось с тех пор, как возникли первые органы государственного финансового контроля в России. Тогда это был один приказ. Сегодня мы знаем, что существует несколько контрольных органов. Счетная палата является флагманом, лидером в этом направлении. Но почему существуют еще контрольные органы? Чем это объясняется?

Степашин: На самом деле мы тут не оригинальны, это мировая практика, когда есть несколько видов контроля. Один из них представляет Счетная палата. Таковых 190 в 190 странах мира, мы не одиноки. Органы, подобные нашему, осуществляют внешний контроль, независимый контроль, высший контроль от имени общества, в том числе, и за исполнительной властью. И есть так называемый рядовой контроль, внутренний контроль. Это и Росфиннадзор, это соответствующие контрольные структуры в министерствах и ведомствах. Есть ведомства, которые осуществляют контроль специфическими формами - это ФСБ, Генеральная прокуратура, МВД. То, что есть у нас, есть во всех странах мира. Единственное, чем мы отличаемся, и, отмечая 350-летие Госфинконтроля, я об этом говорил, - хорошо было бы, чтобы у нас была единая система, единая методика, единый подход к контрольной деятельности. Подчас у нас в одну и ту же организацию приходят по десятку контролеров разных ведомств. Честно говоря, проверять, конечно, нужно, но нужно еще и дать людям работать. Я, может быть, несколько странно говорю с точки зрения позиции контролера. Я, наоборот, должен защищать ведомство и говорить о том, что чем больше контроля, тем лучше. Да, но все хорошо в меру и по уму.

Оганесян: Сергей Вадимович, вот такая ситуация. Скажем, Счетная палата или какой-то другой контрольный орган делает свои замечания, свои рекомендации, иногда жесткие. Если проверяемый не соглашается с выводами проверяющего, понятно, что кто-то обратится к вам, по крайней мере, может апеллировать к руководству Счетной палаты. Но если все равно общего языка не найдено, к кому можно апеллировать? Что, подавать в суд на Счетную палату?

Степашин: Я могу говорить только о Счетной палате, про другие ведомства не в компетенции, даже если и в компетенции, то не хочу говорить. Во-первых, прежде чем рассмотреть итоги нашей проверки, мы составляем акт. Мы с этим актом знакомим наших проверяемых, и если они не согласны, мы это включаем в таблицу противоречий. Приглашаем их на коллегию, и там идет большой спор. Было достаточно много случаев, когда мы соглашались коллегиально, что те, кого мы проверяли, оказались правы. Тут дело не в чести мундира. Я считаю, что это инструмент гражданского общества, и ничего в этом зазорного я не вижу.

Оганесян: Отрадно слышать, Сергей Вадимович. Вот если такая постановка вопроса: как вы оцениваете в целом состояние аудита в России? Какой бы совет вы дали предприятию, которое долго не проверялось и хочет само себя проверить? Оно, положим, не уверено в каких-то своих действиях, тем более, у нас иногда законодательство, извините, толкуется одним ведомством контролирующим "это направляй так", другим - иначе. Что вы посоветуете в плане аудита, и вообще, каково состояние аудита в России сегодня?

Степашин: Во-первых, не стесняются наши крупные компании, скажем, такие, как "Газпром", РАО ЕЭС, я имею в виду государственные, да и крупные частные компании, привлекать для аудита серьезные аудиторские компании с мировым именем типа "Прайс Уотерхаус Куперс" - известная компания с известным именем, с известным брендом. Им платят достаточно большие деньги, и они никогда не пойдут на подлог, потому что для них собственное достоинство, собственный имидж или, как принято говорить, собственный лейбл важнее, чем взятка многомиллионная, возможно, если ты какие-то недостатки закроешь.

Оганесян: Простите, Сергей Вадимович, и они хорошо знают российское законодательство.

Степашин: Да, конечно, очень хорошо. Они на нашем аудиторском рынке уже много лет. Второе. У нас уже сложилась своя внутренняя система, то, что называется частным аудитом. Есть Ассоциация аудиторов, есть система их подготовки. Мы сегодня работаем по неплохим международным принципам и правилам. По этой части я, честно говоря, в нашей стране проблем не вижу. Важно другое, на самом деле. Ты должен сам быть заинтересован показать свои болевые точки, и не бояться этого, чтобы к тебе потом не пришла прокуратура или еще кто-нибудь.

Оганесян: Спасибо. Теперь вопросы слушателей. Пожалуйста.

"Говорит Майкл Уотсон из Чикаго. Уважаемый господин Степашин, насколько я понимаю, вы возглавляете главный орган финансового контроля в России. Сотрудничаете ли вы и как тесно с Международной организацией высших органов финансового контроля? Не могли бы вы привести конкретные примеры такого сотрудничества?"

Степашин: Да. Во-первых, ваш покорный слуга три года возглавлял ЕВРОСАИ - это организация, объединяющая все высшие органы финансового контроля Европы. В следующем году Россия и Англия, две страны только от Европы, будут представлены в управляющем совете ИНТОСАИ - это организация, которая объединяет все страны, их 190. Что касается двусторонних контактов, у нас подписаны соглашения с 44 странами мира. Но непосредственно с США, с Дэвидом Уокером, главным контролером США, мы подписываем соглашение в следующем году - Меморандум о сотрудничестве. Я приведу простой пример нашего двустороннего сотрудничества. Вы знаете о том, что США выделили несколько лет назад достаточно большие средства на проблему, связанную с утилизацией химического и остатков ядерного оружия. С тем, чтобы и у конгресса США, который выделяет эти средства, и у нас не было сомнений, правильно ли они расходуются, мы с Дэвидом договорились и в течение полутора лет осуществляли совместные контрольные мероприятия. Вот вам простой пример, и я таких примеров могу привести десятки.

Оганесян: Спасибо. Еще одна тема, достаточно актуальная. Слушатель из Японии Ивай Ясуси спрашивает: "Слышал, что японские фондовые компании получили возможность приобретать акции российских предприятий. Россия действительно становится привлекательным объектом для иностранных инвестиций. В связи с этим возникает вопрос: как можно проверить информацию о действительном положении дел на том или ином российском предприятии, чтобы быть уверенным в правильности выбора?".

Степашин: Во-первых, я согласен с оценкой. Япония активно пошла к нам не только с поношенными машинами с правым рулем, я имею в виду Владивосток, но и с серьезными компаниями - и "Тойота", и "Мицубиси", хорошо работающие на нашем рынке, совместные предприятия. Что касается проверки, то сегодня, если брать самый высокий уровень, у нас есть соответствующая комиссия, которую возглавляет премьер-министр, по иностранным инвестициям. Она собирается два раза в год под эгидой главы правительства. Совсем недавно Михаил Ефимович Фрадков собирал как раз наиболее крупных инвесторов, и там можно получить любую информацию.

Оганесян: Просто обратившись в эту комиссию?

Степашин: В эту комиссию. В этой комиссии есть очень большая рабочая группа, порядка 80 человек. И ответственность за любую оценку, любую консультацию, и за то, можно или нельзя сотрудничать с той или иной организацией, берет на себя правительство. Это серьезно. Во-вторых, в рамках этой комиссии есть специально работающее ведомство в лице Виктора Христенко, министерство, которое также занимается очень серьезной работой с инвесторами. Можно обратиться, кстати, и в правоохранительные органы, что очень часто делают, если брать небольшие компании по регионам. Кстати, обращайтесь к Счетной палате.

Оганесян: Спасибо. Пожалуйста, вопрос.

"Уважаемый Сергей Вадимович, добрый день. Вас беспокоит Елена Корнилова, я медик. У меня к вам вот такой вопрос. Скажите, пожалуйста, вот мы все заинтересованы в реализации национальных проектов, и мы знаем, что на них выделены немалые средства. Я читала, что Счетная палата подключилась к контролю над реализацией этих проектов. Я хотела бы вас спросить, как обстоят дела в этом вопросе, и к каким выводам пришла Счетная палата относительно возможности их реализации? Спасибо большое".

Степашин: Спасибо. Дай Бог вам здоровья. Да, мы действительно осуществляем эту работу по закону, потому что это бюджетные деньги, и я являюсь членом Совета при президенте по реализации национальных проектов, поэтому мы договорились с Контрольным управлением президента эту работу проводить вместе. Первые итоги мы подведем, конечно, по итогам года. Я предварительно могу сказать следующее: неплохо реализуется проект по образованию. Деньги, сколько положено, для повышения заработной платы учителям доведены, идет компьютеризация школ, улучшается библиотечное дело. Я считаю, что в определенной степени решается проблема по медицине, по национальному проекту. По крайней мере, то, что было обещано для повышения заработной платы нашим участковым врачам, среднему медперсоналу, это сделано. Кстати, моя родная сестра работает медсестрой в Ленинграде, в одной из поликлиник, поэтому я не понаслышке знаю, что там на самом деле происходит. Она-то мне всю правду расскажет, ей терять, как говорится, нечего. Неважно, на наш взгляд, пока обстоит дело с проектом "Жилье" по ряду причин. Мы не решили самую главную проблему, которую, кстати, решили многие страны, которые брались за жилье, - это ипотечное кредитование. Когда за кредит надо платить 12-14 процентов, когда первый вклад достигает 25-30 тысяч долларов, ну где молодая, да и любая семья, если она небольшого достатка, возьмет первично эти деньги для того, чтобы сразу заплатить свой первый взнос? Поэтому, если вы обратили внимание, Владимир Владимирович совсем недавно, на встрече с нашими гражданами, вот на телевизионной этой встрече, сказал о том, что, конечно, нужно резко снижать кредит для ипотеки. Другого пути нет. И, третье, конечно, нужно бороться с шарлатанами. У нас были Мавроди, у нас были "Хопер-инвест" - отличная компания", МММ. То же самое создали в строительном бизнесе. Здесь нужно разбивать монополию крупных строительных компаний, которые взвинчивают цены на рынке и сами эти цены создают. Не надо государству бояться вмешиваться в эти вопросы. Я думаю, вот тогда проблема жилья, которая является наиболее болезненной сегодня, будет решена. Есть много проблем и по программе "Село". В этом году государство вынуждено будет увеличить финансирование на следующий год за счет роста цен на ГСМ, компенсацию давать 7 миллиардов рублей нашим крестьянам для того, чтобы хотя бы выгодно было производить сельхозпродукцию в нашей стране. Вот такая первичная оценка. Спасибо.

Оганесян: Сергей Вадимович, одна тема, касающаяся коррупции, отмывания денег, была очень популярна в 90-е годы, на протяжении, по-моему, всех 90-х годов - это вопрос использования оффшорных зон, утечка капиталов, отмывание их за рубежом. В последнее время эта тема звучит время от времени, но все глуше, глуше и глуше. Это просто спад интереса к теме, или в этом направлении достигнуты какие-то позитивные сдвиги?

Степашин: Нет, действительно позитивные сдвиги. Во-первых, мы закрыли внутренние оффшоры, это очень большая победа. И здесь одно из первых мест занимает Счетная палата. Вы помните, я неоднократно говорил о любимой Чукотке, да и о других регионах, где крупные нефтяные компании не платили налоги для того, чтобы поддержать эти регионы. Ну, поддерживали, но большая часть средств уходила к себе. Сейчас это снято, и закон поправлен. С 2005 года мы закрыли внутренние оффшоры. Что касается утечки капитала из России в другие страны, раньше это было бегство, потому что работать и зарабатывать в России было тяжело и опасно, буквально опасно, физически опасно. Правда, в последнее время тоже несколько случаев было, но, мне кажется, они носят, скорее, политический характер. Честное слово, это моя версия, как бывшего директора ФСБ. Зачем сегодня вывозить деньги за рубеж, прятать их где-то, на самом деле, прятать? Легально сейчас ничего не получится - прекрасно работает Интерпол, у нас есть сеть контактов по линии ФАТФ, служба финансовой разведки отлично работает, есть двусторонние соглашения Счетных палат.

Оганесян: Спасибо. Сергей Вадимович, я не мог не задать этого вопроса, вы его немного предвосхитили - это серия убийств. Ваш опыт работы в правоохранительных органах - и в ФСБ, и в МВД, что вам подсказывает? Можно немного подробнее об этом, хотя бы два-три слова еще, комментарии ваши?

Степашин: Я не следователь но, конечно, я могу говорить как гражданин. Что касается Козлова, вы знаете, киллеры найдены. И совершенно очевидно, это связано с его профессиональной деятельностью. Особенно жестким было его последнее выступление в Сочи на банковском конгрессе, где он сказал о том, что нужно вносить серьезные поправки в законодательство о банковской деятельности и лишать лицензии любой банк, который будет замешан в грязных и нечистоплотных операциях. Зацепил. Козлова я знал прекрасно лично. Смелый, отважный и очень редкий человек, кстати, не похожий на банкира по резкости высказывания своих позиций. Что касается Анны Политковской, я тоже как-то с ней встречался, это было в 1999 году, я как раз тогда баллотировался в депутаты Госдумы после отставки с поста премьер-министра. Она написала достаточно жесткую статью по Дагестану, на этот раз там было сказано обо мне. Мы с ней долго беседовали, разговаривали. Она действительно блестящий журналист, очень конкретный, очень жесткий человек. Многим она, конечно, приносила своими публикациями, мягко говоря, волнения. Но опять же, совершенно очевидно, что убийство столь яркого, независимого журналиста, особенно в предвыборный год - это, в первую очередь, удар не по журналистике. Хотя, конечно, для журналистской общественности это серьезная человеческая и гражданская потеря. Безусловно, нужно принять серьезные меры для того, чтобы раскрыть это убийство, еще и потому, что - да, это талантливая журналистка, но это удар и по власти.

Оганесян: Спасибо. Последний вопрос, по традиции нашей передачи, носит личный характер. В вашем случае это сделать не просто. Я постараюсь быть максимально тактичным. Давайте с вами представим, сыграем в такую игру будущего. Скажем, перед вами выбор любой сферы деятельности, но не Счетная палата. Я сейчас даже не о должности говорю, не говорю о креслах, местах. Вот перед вами выбор: экономика, политика, правоохранительные органы, культура. Я знаю, что вы возглавляете крупнейшую книжную ассоциацию нашу и являетесь большим, я бы сказал, меценатом и покровителем книжного дела в России. Может быть, я что-то не назвал. Вот представьте, перед вами выбор. Какую бы вы стезю выбрали сами, по велению сердца? Я понимаю, вы скажете, как военный человек: куда меня призовут, вот там я и буду. Можно так ответить, но все-таки, если вы бы прислушались к себе, как бы ответили на этот вопрос?

Степашин: Сложный вопрос. Сейчас ответишь, а тебе скажут: вот туда и иди.

Оганесян: Да, есть такая опасность.

Степашин: Тут важно, чтобы совмещалось и веление сердца, и возможности, и возможности политической системы, ситуация, чтобы все совместилось.

Оганесян: И реализовалось.

Степашин: И ты бы оказался в нужное время в нужном месте, тогда у тебя все и получится, как в резонансе, только в положительном резонансе. Поэтому достаточно сложно. Честно говоря, меня пока устраивает вполне то, чем я занимаюсь, потому что это экономическая деятельность, в сфере которой у меня не было опыта, да и достаточного образования. Теперь я имею нормальное экономическое образование, я знаю многие вещи, я могу с министром финансов разговаривать на одном языке. Был бы я премьер-министром после Счетной палаты, намного легче мне было бы работать, поверьте мне. В какой-то степени это и политическая работа. Поэтому, если серьезно, по воле сердца, если была бы такая работа, чтобы я мог реализовать свои политэкономические возможности. А что касается любви, то это, конечно, книги и спорт. Мне бы очень хотелось, чтобы мое московское "Динамо", как и мой любимый ленинградский "Зенит", не вылетело из Высшей лиги. Я попечительский совет возглавляю и измучился, конечно, с моим "Динамо", оно еще "Спартаку" продуло тут 2:3 совсем недавно. И чтобы в следующем году у нас был чемпионат отечественных команд, и чтоб известный голландский тренер, с которым я несколько раз встречался на футболе, не говорил мне совершенно очевидные слова: "Господин Степашин, что я могу сделать, если у вас в премьер-лиге играет 40 русских футболистов (ну, он всех называет русскими), из них я нашел 25 наиболее талантливых, 11 выпускаю на поле. Ну, нет у вас больше ничего". Вот мне бы хотелось, чтобы у нас было все по-другому. У нас талантливая страна, талантливая молодежь, талантливые люди. Помните, когда Валера Газзаев выиграл Кубок УЕФА, вся страна, левые и правые, "желтые", "зеленые" и даже "голубые" радовались за победу этой замечательной футбольной команды. Поэтому пускай для души будут книги и спорт, где человек может и отдохнуть. Кстати, и создать очень хорошее настроение для страны, чтобы она улыбалась, а не постоянно ходила надутой и злой. Правильно?

Оганесян: Абсолютно. Остается поблагодарить Сергея Вадимовича Степашина, председателя Счетной палаты России, за этот интересный разговор. И, кстати, последние наши слова, обмен мнениями вывел на какое-то новое понимание значения борьбы с коррупцией. Ведь ее предназначение, в том числе, - освободить таланты и силы России от этих пут. Вот на этом поприще пожелаем нашему гостю сегодня успехов. Всего доброго, спасибо. Вел передачу Армен Оганесян. До новых встреч.

Степашин: Спасибо. До свидания.


30.10.2006
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=11631&p=30.10.2006

Док. 470509
Перв. публик.: 30.10.06
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 129

  • Оганесян Армен Гарникович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``