В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Оганесян: гость программы - Его Высокопреосвященство Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский Назад
Армен Оганесян: гость программы - Его Высокопреосвященство Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский
Ведущий программы - Армен Оганесян.

Оганесян: Добрый день, дорогие радиослушатели. Сегодня мы с вами собираемся в особые дни, в дни, когда христианский мир празднует Пасху - самое торжественное, самое знаменательное событие в истории человечества и самый-самый радужный праздник для православных христиан. Сегодня у нас в студии почетным и желанным гостем является Его Высокопреосвященство Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Здравствуйте, с праздником вас, Владыко.

Владыка: Здоровья, Христос Воскресе!

Оганесян: Воистину Воскресе! Спасибо, что выбрали время к нам прийти. Мы рады, что вы не забываете ни "Голос России", ни нашу студию, ни нашу программу.

Владыка: Для меня большая честь и радость быть с вами. Я планирую два раза в году быть с вами - и на Рождество, и на Пасху. Мы, конечно, не должны пройти мимо знаменательной даты. На днях будет отмечаться десятилетие вашей программы "Визави с миром".

Оганесян: Да, это правда.

Владыка: Ваша программа известна во всем мире, поэтому нельзя мне не знать. Я информированный человек. Желаю помощи Божьей, успеха и Божьего благословения слушателям этой программы.

Оганесян: Спаси Господи. Спасибо большое, Владыко. У нас этот юбилей приятно совпадает с торжеством церковным, с праздником великим Воскресенья Христова. Кстати, Владыко, в одной из наших прошлых передач я вас спросил, какой для вас самый радужный, самый близкий праздник, и вы сразу, не задумываясь, без сомнения сказали, что Пасха, светлое Христово Воскресенье. Православная церковь в эти дни провозглашает, что Пасха - праздников праздник и торжество из торжеств. Скажите, почему этот день столь высоко почитаем? Что люди верующие испытывают в этот праздник Пасхи и даже говорят: слава Богу, еще одну Пасху увидели.

Владыка: Я думаю, что значение этого праздника идет от времен апостольских. Тогда, как и сейчас, кстати говоря, тоже были люди, которые не веровали в воскресенье Христово, не веровали в загробную жизнь, как это условно называется, и вот апостол Павел в Первом послании коринфиням специально отвечал этим людям. Он говорил: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша". Представляете, как эмоционально воспринимается этот праздник. Представьте себе семью, потерявшую сына при каком-то печальном обстоятельстве, неожиданно, и горе это неутешно, и радости уже нет в жизни этой семьи. И вдруг они узнают, что он жив. Ни с чем не может сравниться эта радость. А что касается Христа Спасителя, какое тяжелое чувство пережили святые апостолы, когда они все бросили, все свои житейские занятия, говоря светским языком, профессию свою изменили, и пошли за Христом, и поверили ему. И вдруг они увидели позорную по тому времени смерть - распятие на кресте их Учителя.

Оганесян: Только рабы тогда наказывались так. Римские граждане не могли быть распяты.

Владыка: Да, унизительная смерть по тому времени. Правильно вы говорите. Евангелие чем правдиво, чем дорого нам? Тем, что оно честно изложило обстановку. Один апостол, который вчера клялся в вечной любви, вечной преданности, - я, говорит, и на смерть за тебя пойду, - он отрекается от своего учителя. Перед кем? Перед какой-то вратарницей, рабыней. Я, говорит, не знаю этого человека. Апостолы в страхе разбегаются. Что было бы дальше с христианством? Мы бы и не знали о нем через две тысячи лет. И вдруг, неожиданно свидетельство и доказательство, что Христос воскрес - он сам является и говорит: "Радуйтесь, не бойтесь". И вот отсюда пошла эта радость. Я хотел бы вам рассказать, как проходит наше пасхальное богослужение. Вы знаете, величественно ведь все в Православной церкви. Там плавно ходят, тихо ходят. А в Пасху все изменяется. И я первый показываю пример. Я буквально выбегаю из алтаря во время хождения и громким голосом обращаюсь ко всем: "Христос Воскресе, Христос Воскресе, Христос Воскресе!". И среди прихожан появляется такой гул, оживление, все с восторгом отвечают: "Воистину Воскресе Христос". Этим мы передаем то воодушевление, которое пережили святые апостолы, первые христиане. Богослужение наполнено этой радостью. Радость, она как бы обновляется. Вы очень справедливо сказали, что некоторые говорят, - слава Богу, я еще одну Пасху увидел, дожил до одной Пасхи. Слава Богу, потому что вновь произошло обновление веры человека, обновление надежды на вечную жизнь. Это фундамент нашей жизни, потому что жизнь не кончается с гробовой доской. Она продолжается в вечности.

Оганесян: Спасибо, Владыко. Вы очень подробно ответили на этот вопрос. Можно Вам личный немножко вопрос задать?

Владыка: Пожалуйста.

Оганесян: Не могли бы Вы нам рассказать про Пасху, которая лично Вам больше всего запомнилась, самую яркую Вашу Пасху?

Владыка: Она в моей жизни, может быть, была яркой, а для вас, может быть, это не очень интересно будет, скучно слышать, потому что вы не узнаете о той пасхальной радости, о которой я только что рассказывал. Это, может быть, тихая радость была. Я был еще младенцем, когда мама повела меня на Пасху в храм. Я был грустен, потому что жили мы в крайней бедности, и того обильного стола, к которому привыкли все на Пасху, конечно, у нас не было. А мама была очень добрая. У нее поэтическая душа была. Она взяла меня за ручку, мы недалеко от храма жили, поэтому не на транспорте добирались, я что-то хныкал, а мама говорит: "А погода великолепная, воздух чист, прозрачен и свеж". Это известные слова. А меня это даже сердило. Пришли мы к храму, не в храм. У нас, в Ярославле, где я жил, на тот огромный город была одна маленькая церквушка. А народу приходило столько, что нельзя было и думать, чтобы где-то в храме стоять. Мы далеко от храма стояли, в толпе. И вот подошло время, я услышал какое-то пение во время крестного хода. Мама говорит: "Ну вот, мы уже услышали, что Христос воскрес. Пойдем". На улице службы не было, а крестный ход прошел и вернулся в храм. Пропели они тогда, теперь я знаю "Воскресенье твое, Христе Спаси. Ангелы поют на небесех. И нас на земле сподобе чистым сердцем тебе славите". И вернулись к бедному пасхальному столу.

Оганесян: А радость в сердце осталась.

Владыка: А радость осталась. И она сейчас согревает мое сердце.

Оганесян: Владыко, я очень рад, что вы рассказали, это просто находка. Вы погрузили наших слушателей в то время, мы тем более ощущаем разительные перемены, которые произошли, и, тем не менее, сердце человеческое остается одно и то же. Вы нас очень тронули. Уверен, не только меня, но и многих наших слушателей.

Владыка: Этим я хотел бы подчеркнуть, что радость праздника не в явстве и питии, а в духовной радости. К этому духовному пиру веры приглашаются все - и богатые, и бедные. Как Иоанн Златоуст говорит: вместе ликуйте!

Оганесян: Постящиеся, постившиеся и не постившиеся.

Владыка: Да.

Оганесян: Вселенский праздник, конечно. Владыко, в этом году к пасхальной радости православных прибавилось совсем особое чувство, я сказал бы. Русская православная церковь и Русская православная церковь за рубежом предприняли решительные шаги для сближения. Давно ожидаемое духовное единство, оно приобретает какие-то конкретные исторические черты в наши дни. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом процессе?

Владыка: Конечно, я мог бы подробнее, но не хватило бы времени в вашем эфире.

Оганесян: Это правда, Владыко, тем более, вопросов много.

Владыка: Вопросов много. Но я хочу сказать о самом главном. Мы очень тяжело переживали это разделение. Много эмоционального накопилось. Но я бы так сказал: ни мы, ни они в этом не виноваты. Жизнь нас поставила перед фактом, когда многие наши соотечественники оказались за пределами Родины и должны были строить свою жизнь там. Не так легко это было. Но и нам было не сладко, я имею в виду иерархам, священникам и даже рядовым верующим, потому что многие из них приняли мученическую смерть за Христа. Они выбрали верность Христу. Но изменились времена. Мы можем сказать, что свобода пришла на Русь, свобода для церкви, и это не могло быть не замечено нашими соотечественниками. За последние годы очень широки были контакты, когда все могли видеть, слишком все прозрачно стало - жизнь в России. Это привело к тому, что создались условия для примирения. Работали две комиссии, это, по существу, была совместная комиссия от Русской церкви и от Русской зарубежной церкви. Мы пристально следили за развитием этих переговоров. Ну и теперь есть такое впечатление, что работа подошла к концу. Мы, можно сказать, только подчищаем отдельные вопросы. У нас недавно было заседание Священного синода, где мы еще раз возвращались к вопросам, как произойдет акт воссоединения или акт примирения, я точнее хочу выразиться, и это намечено на праздник Вознесения Господня. Очень знаменательно, что в Храме Христа Спасителя это будет, который освящался первый раз в Вознесенье Господне...

Оганесян: Был разрушен и восстановлен, как разрушается единство и восстанавливается.

Владыка: Теперь в Вознесенье Господне примирение состоится, и невольно будут в наших сердцах звучать слова песнопения, что Христос сказал: я с вами, и никто же на вас. Это произойдет в Вознесенье Господне, если Бог даст, 17 мая. 19 мая состоится совместная служба в Бутово, где будет освящен храм, можно сказать на мощах мучеников, где пострадало, как известно, очень много православных христиан, которые ныне причислены к Лику святых. А 20-го числа состоится божественная литургия в Успенском патриаршем соборе в Кремле.

Оганесян: Владыко, мне так кажется, что это действительно духовно символично, что произойдет это богослужение знаменательное в Бутово. Мне кажется, что для примирения и воссоединения двух церквей...

Владыка: Частей единой церкви.

Оганесян: Да, частей единой церкви...

Владыка: Я немножко догматически хотел бы выразиться.

Оганесян: Частей единых, потому что различий в вероисповедании ведь нет никаких...

Владыка: Абсолютно.

Огансеян: Вы совершенно правы. Мне кажется, что и психологически, и духовно очень большой вклад внесла или, если так можно выразиться, своеобразным мостом, который помог соединить эти две части единой церкви, послужила работа вашей комиссии. Мне кажется, что прославление новомучеников российских, оно внесло зримый вклад в этот процесс, потому что я знаю мнение священнослужителей, священноначалия Русской зарубежной церкви, которые и с большой признательностью, и с большим пониманием, и с сочувствием относились к этому процессу, которым Вы непосредственно, возглавляя комиссию, руководили. У нас есть вопросы слушателей о том, что дальше будет делать комиссия, что в ее ближайших планах? Вы продолжите эту работу, будут ли какие-то новые у вас направления работы?

Владыка: Да, комиссия работает уже 20 лет, и мне Господь судил возглавлять ее бессменно. Центральным моментом результатов работы комиссии был 2000 год, когда на Архиерейском соборе прославлен был Собор новомучеников российских, тех, кто перед Богом свят. Поименно 1097 новомучеников. Я почему так обратил внимание, что и Собор прославлен новомучеников, и поименно прославлены 1097 человек? Потому что мы пошли очень верным, с моей точки зрения, путем. Мы не назвали всех, кто пострадал от репрессий в ХХ веке новомучениками и святыми. Потому что надо было разобраться в личном подвиге каждого.

Оганесян: Что непросто, конечно.

Владыка: Очень непросто. Я проиллюстрирую. Мы получали следственные дела. Мы прослеживали жизнь подвижника до последнего вздоха, можно сказать. Иногда оказывалось, что его расстреляли, или он умер там, но он оказался слабым, не устоял. Он оговорил кого-то, и те невинные тоже пострадали. Так можно ли считать подлинным мучеником того, кто дрогнул? А ведь мучеников-то мы прославляем для чего? Для того чтобы пример с них брать. А это не очень подходящий пример. Вот эти 1097 новомучеников - подлинные мученики, которых можно сравнить с мучениками первых веков. Вставал вопрос: а как же, ведь пострадали тысячи, может быть, миллионы людей? И мы тогда сказали: кто действительно оказался подлинным мучеником, мы их провозглашаем святыми. Но поименно будем выяснять о каждом. На каждом заседании Священного синода - с того времени я не пропустил ни одного синода - делаю доклад, а кого еще мы не изучили. Тогда по полномочию этого собора Священный синод включает этих мучеников в наш календарь - Собор новомучеников российских.

Оганесян: То есть эта работа продолжится?

Владыка: Она продолжалась. На сегодняшний день я могу вам доложить, что уже поименно прославлены 1736 новомучеников российских. Работа действительно продолжается. Во всех епархиях ведутся исследования, и их результаты нам направляются в комиссию. Это огромная творческая работа и очень ответственная. Молитесь, чтобы Господь нас укреплял.

Оганесян: Спаси Господи, Владыко. Владыко, но это не значит, наверное, что мимо комиссии проходит и... Церковь богата, как мы знаем, и преподобными, и новомучениками, и мучениками, есть разные пути духовного подвига...

Владыка: Совершенно верно.

Оганесян: Есть люди, наверное, я даже знаю некоторых, которых можно вполне назвать исповедниками, но они не прошли испытания мученичества, но страдали и исповедовали смело, открыто. Мы знаем, что есть люди праведные. Не значит, конечно, это, я так понимаю, что комиссия занимается только теми, кто мученически пострадал. Комиссия открыта как бы ко всей полноте ...

Владыка: Вы правы, но хочу сказать одну тонкость. Комиссия наша называется Синодальная комиссия по канонизации святых, а не только новомучеников. Но к лику святых причисляются подвижники Собором - или архиерейским, или поместным. Поэтому если другие виды подвижничества мы встречаем у тех, кого предлагают канонизовать, эти материалы будут направляться Соборам текущим, и там будут рассматриваться.

Оганесян: Понятно. Спасибо, Владыко. На эту тему много было вопросов, всех слушателей даже не перечислю. Если можно, послушаем сейчас вопросы, которые нам слушатели задают. Пожалуйста.

"Ваше Высокопреосвященство, благословите. Меня зовут Анастасия Кошина, я прихожанка Храма Успения. Вы, конечно, знаете, что на Пасху в России принято посещать кладбище. Но насколько мне известно, это противоречит древнейшим установлениям церкви. Это делается только на Радуницу, девятый день после Пасхи. Почему в церкви об этом мало говорят? Потому что, насколько я знаю, сейчас складывается такая ситуация, что священники сами идут в Пасху на кладбище, по крайней мере, сельских храмов, хотя бы для того, чтобы просто заработать себе на хлеб. Спасибо Вам за внимание".

Оганесян: Молодая слушательница.

Владыка: Вы знаете что, слушательница, дело в том, что еще в Священном писании сказано, что служащий алтарю с алтаря и питается. Поэтому они ходят зарабатывать. Но это несерьезно я вам отвечаю. А если серьезно сказать, то церковь не молчит, церковь учит, но не все ее слушают. Это первое. Мы знаем, что на кладбище на Пасху идут не только сыны и дочери церкви, а традиционно люди привыкли, это уже стало чем-то народным. А суть вопроса такова. Речь идет о том, что есть богослужебный порядок. Есть определенные дни, когда молятся о почивших, есть определенные дни, когда почивших не поминают за службой, чтобы не затенять сам праздник. Вот так бывает в Пасху, в надесятые праздники. Я вам даже скажу, не удивляйтесь, и в воскресные дни, но так по уставу полагается. Но, к сожалению, устав мы все нарушаем, потому что в некоторых сельских местностях служба бывает только в воскресные дни, так все делают. И молебны служат, и панихидки служат, и поминают усопших. А что касается святой Пасхи, действительно, есть обычай до Радуницы, на проскомидии все равно поминают, и потом в самом чине литургии Иоанна Златоуста, и Василия Великого, когда бы они не совершались, в том числе и в пасхальный период, и в предпасхальный, обязательно поминаются все усопшие. Вы откройте служебничек наш церковный, и это увидите. А что касается посещения кладбищ, ведь мы верим в загробную жизнь, в жизнь будущего века, мы верим, что со смертью человека душа его бессмертная не уничтожается, и поэтому на кладбище идут и пообщаться, а не только помолиться. Мать идет к сыну умершему, супруга-вдова...

Оганесян: Да, в этом ничего плохого нет.

Владыка: Ничего плохого нет. И посидит у могилки...

Оганесян: У Бога нет мертвых, все живые, вот идут к ним, как к почти живым.

Владыка: И разделяют радость вместе. И это утверждает еще раз в вере в вечную жизнь. Но я хотел бы сказать, откуда появился у нас в стране этот обычай повального посещения наших кладбищ. Там, где я живу, в Москве, уже в пять утра шум идет, автобусы отправляются организованным порядком, потому что люди прямо из храмов, не заходя домой, садятся на автобусы и едут на кладбище. Я хочу констатировать факт, что в ХХ веке ограничена была религиозная свобода в Советском Союзе, и люди, особенно партийные, не могли идти в храм, не рискуя лишиться партийного билета, а вместе с тем и своего служебного положения. И они тихонько на кладбище шли.

Оганесян: Да, это правда.

Владыка: Шли на кладбище и со своими покойными разделяли радость Пасхи. А домой приходили...

Оганесян: Это интересное замечание, правда историческая.

Владыка: Кулич, пасху, яйца ели, а потом выходили, опять становились рядовыми гражданами Советского Союза. Вы знаете, это так вошло в нашу жизнь, и наши верующие тоже, не только партийные люди, и верующие шли на кладбище. Это приобрело массовый, всеобщий характер. Я думаю, что это мы теперь не остановим. Но это не является грехом. Это является благочестивым обычаем - пообщаться с покойными своими, дорогими близкими и на кладбище.

Оганесян: Тем более, конечно, я думаю, что это пасхальное настроение Воскресенья, когда мы переживаем, то стирается грань между жизнью и смертью. Смерть, где твое жало? - восклицали.

Владыка: Ад, где твоя победа?

Оганесян: Мы знаем, что когда Господь преставился на кресте, отверзлись гробы и многие явились в Иерусалиме усопшие. Священная история Воскресенья, она действительно стирает грань, стирает смерть. И люди чувствуют, может, эту близость к горнему. Ведь мы же говорим: ангелы поют на небесах. Мы верим, что вся церковь - и небесная, и земная - соединяются в этом тоже. Все - и небо, и земля, радуются воскресению Христову. Это естественно.

Владыка: Если человек рвется душой на кладбище, не останавливайте и не осуждайте.

Оганесян: Я думаю, что мы одно все-таки должны замечание сделать. Есть действительно такая, идущая от язычества традиция тризн на могилах. Я думаю, что эта девушка, может быть, это имела в виду. Понимаете, ведь есть даже чин, когда мирянин может заупокойные молитвы прочитать у могилы. Есть такой чин для мирян, и без священника песнопения какие-то, тропари и так далее. Но когда устраивается, конечно, гульба на могилах...

Владыка: Это оскорбляет память усопших.

Оганесян: Со звоном бокалов, рюмок. Я думаю, что девушку это шокировало. Она просто, может быть, не выразила это. Но вы правы.

Владыка: Церковь наша учительна. Она, конечно же, просвещает своих верных и научает, как нужно быть послушными христианами.

Оганесян: Спасибо, Владыко. Перейдем к следующему вопросу слушателя. Пожалуйста.

"Владыко, я Энтони Хэмилл, Канада. Всемирный Русский народный собор был проведен в Москве по инициативе Русской церкви. Почему именно церковь, и как остро строит проблема бедности в России? Спасибо".

Владыка: Спасибо за прекрасный вопрос. Я думаю, что это признак полной свободы в России сегодня. Я это для канадца говорю. Россияне-то это знают. Дело в том, что в недалеком прошлом, в котором я находился как священнослужитель, вся деятельность церкви ограничивалась только совершением богослужений, и больше ей ничего не разрешалось. Любая даже благотворительная деятельность являлась уголовно наказуемой. Не удивляйтесь. Но мы жили в этих условиях.

Оганесян: А уж тем более нельзя было говорить о бедности, о социальных проблемах. Это тем более был полный запрет.

Владыка: Это было бы клеветой на самый справедливый строй. Ну, а теперь все изменилось. Мы действуем как церковь Христова. Вы вникнете в содержание Святого Евангелия. Христос ведь говорит даже о том, что Царствия Божьего, Царствия небесного он не сподобит тех, кто не накормил голодных, не напоил жаждущих, не посетил людей в тюрьме и так далее. То есть, кто не ведет, говоря нынешним языком, социальной работы. Поэтому собор сделал то, что ему надлежит. Мы не можем скрывать, что у нас много бедных. Мы не можем молчать. Вот мой ответ.

Оганесян: Спасибо, Владыко. Еще один вопрос слушателя из-за рубежа. Пожалуйста.

"Добрый день, это Катя Дайберг из Ганновера, Германия. Ваше Высокопреосвященство, недавно президент России Владимир Путин был принят Римским папой. Многие интерпретировали это как приглашение к серьезному диалогу между двумя ветвями христианской церкви. Как лично Вы оцениваете это событие? Благодарю Вас за ответ".

Владыка: Спасибо, Катя за ваш вопрос. Лично для меня это не было удивительным, потому что наш президент, как я понимаю, очень с большим вниманием относится к потенциальным возможностям религии и религиозных лидеров. Римско-католическая церковь - одна из величайших по численности своих последователей церковь.

Оганесян: Реальная сила, скажем, и кстати, государство.

Владыка: Я к этому хочу еще подойти. Помимо прочего, это государство Ватикан, которое имеет огромное политическое влияние в мире. Было бы не понятно, почему открытый миру президент России, находясь в католической Италии, прошел бы мимо Ватикана и не попробовал иметь диалог с папой римским по вопросам, которые волнуют все человечество. Таких вопросов очень много. Поэтому я не удивился этому, и я рад этому. А что касается межцерковного диалога, то, конечно, атмосфера для этого создается и таким визитом. Этот диалог терпеливо, но последовательно ведется. Спасибо.

Оганесян: Я думаю, наверное, Владыко, вы согласитесь, что некоторые вопросы без диалога трудно решить. Например, притеснение православных в Западной Украине, в некоторых частях.

Владыка: Эти вопросы как раз стоят на повестке дня нашего диалога.

Оганесян: Удивляет информация о том, что люди, прикрываясь щитом такого мощного государства-церкви, в общем, дискредитируют Рим на самом деле.

Владыка: Я какое-то время возглавлял внешние связи Русской церкви и участвовал в диалоге, и мы очень тогда продвинулись. Эти события, о которых вы сейчас упомянули, отбросили нас на много-много лет назад, и вновь какую-то пелену недоверия имеем мы теперь. Нужно расчищать дорогу.

Оганесян: Это, между прочим, может стать отдельной темой интервью - Ваши воспоминания о работе в Отделе внешних церковных сношений. Тем более они пришлись на очень интересную эпоху.

Владыка: Я думаю, что поскольку я живая история, я пожилой человек, я на многие темы мог бы с вами побеседовать.

Оганесян: Владыко, последний вопрос, он традиционный. В эти пасхальные дни Вы много служите, конечно, будете много общаться с Вашими прихожанами, с Вашим клиром. Каковы ближайшие праздники, знаменательные события для вашей епархии, для церкви, о которых вы могли бы рассказать?

Владыка: Я хотел бы задержаться на первой части вашего вопроса. Дело в том, что я не только совершаю богослужения, но я широко общаюсь, и не только со своими православными христианами. Дело в том, что у нас в период пасхальной недели по Московской области, в больших центрах городских, проводятся Министерством образования так называемые родительские собрания. И устраиваются пасхальные концерты. Этим мы с Министерством образования совместно, я хочу это подчеркнуть, совместно осуществляем просветительскую деятельность. Почему родительские собрания, почему не детские? Это была моя идея. Мы сначала начали с детей, а потом поняли: большую часть времени дети находятся в семье. А их молодые родители тоже нуждаются в просвещении. Так мы за них взялись.

Оганесян: Правильно.

Владыка: Мы приглашаем родителей и в ненавязчивой форме представляем им богатство нашей веры и православной культуры. А что касается второй части вопроса, то этим я тоже сейчас живу. 24 мая древний город Коломна Московской области станет столицей празднования Дней славянской письменности и культуры. Это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник. Мы его будем очень широко отмечать. Поэтому в течение всего года мы шли к этому празднику и в школах, и в церквах, и всюду-всюду, в общественных организациях. Мы касались этого праздника, готовя их к этому радостному дню. Я думаю, вашим слушателям будет потом интересно, было бы интересно послушать более подробно, как этот праздник проводится.

Оганесян: Мы обязательно к этой теме вернемся и еще возьмем у Вас интервью на эту тему. Владыко, кстати, актуальная тема. Мы будем праздновать Дни славянской письменности и культуры, но вот вы говорите о родительских собраниях, это прямо как путь Иоанна Крондшатского. Он сначала с детьми работал. Скажем так, духовно, а потом подтягивались и родители.

Владыка: Это одна из форм нашей работы. Я в связи с Пасхой говорил, а это тоже могло бы быть большой темой, - чем сегодня занимается церковь. Помимо богослужебной деятельности.

Оганесян: Но огорчила очень многих православных родителей задержка с решением о введении факультативных, не обязательных, уроков по православной культуре. Как Ваше отношение к этому, к этой дискуссии?

Владыка: Не хочу хвалиться, но вы ничего не слышите о Московской области, знаете, почему? Потому что у нас конфликтов нет. Мы не дискутируем, а делаем. Давно уже все это есть в Московской области, и углубляется.

Оганесян: Спасибо, Владыко. Очень короткий, но ясный ответ. И последний, традиционный вопрос. Ваши пожелания нашим слушателям в эти пасхальные дни, слушателям радиокомпании "Голос России".

Владыка: В первую очередь вам и всем участникам программы "Визави с миром", слушателям радио "Голос России" я желаю счастливой Пасхи, благословенной Пасхи, пасхального настроения, ну и, конечно, обильных столов. Но знайте меру в этом. Христос Воскресе!

Оганесян: Воистину Воскресе! Митрополит Ювеналий, Крутицкий и Коломенский отвечал на мои и ваши вопросы. Благодарим его, тоже поздравим с Пасхой. Радости Вам духовной и здоровья, Владыко. Всего доброго.

13.04.2007
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=27276&p=13.04.2007

Док. 470458
Перв. публик.: 13.04.07
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 106

  • Оганесян Армен Гарникович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``