В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Оганесян: гость программы - Боголюбова Галина Васильевна, президент Славянского Фонда России Назад
Армен Оганесян: гость программы - Боголюбова Галина Васильевна, президент Славянского Фонда России
Ведущий программы - Армен Оганесян.

Оганесян: Добрый день. Сегодняшняя наша тема - общемировая, почти общемировая. Во всяком случае, трудно сегодня назвать страну, народ, который бы не находился в поисках национальной идентификации. Странно, правда? Ведь история человечества и народов насчитывает тысячелетия. И мы подошли к такому рубежу, что в крупнейших даже европейских газетах задают вопрос: а что же в нас, британцах, осталось британского? Или выходит книга под названием "Кто за Британию?". Такие же процессы мы наблюдаем и в других странах Западной Европы, например, во Франции. Возникает естественный вопрос: а что же мы? Сегодня мы поговорим не только о России, а возьмем контекст более широкий исторически и более широкий этнографически - поговорим о славянском мире, о котором так много писали в свое время великие русские писатели и поэты в XIX веке. Да и в ХХ веке эти вопросы вставали. Какова судьба панславизма, жив ли он? Или эта идея отошла в прошлое? Сегодня на эти и другие вопросы нам ответит человек, который этим занимается уже долгие годы. Я хочу вам представить Боголюбову Галину Васильевну, президента Славянского фонда России. Добрый день.

Боголюбова: Здравствуйте.

Оганесян: Мы обозначили очень широкий круг вопросов. Но все они растворены в вопросах наших слушателей. А я вам хочу задать очень личный вопрос, это традиция нашей программы. Почему вы вдруг стали заниматься такой темой и взяли на себя миссию организовать этот фонд? Вещь это не простая, если учесть, в какие годы он образовывался. Всякое начинание, особенно такого масштаба, вряд ли по силам одному человеку. Кто вам помогал, а кто, может быть, и мешал? Пожалуйста.

Боголюбова: В первую очередь, конечно, мне помогала Русская Православная Церковь. Если уж на то пошло, то я была в конце 80-х годов начальником Управления культуры.

Оганесян: Где?

Боголюбова: В Москве.

Оганесян: Московского правительства, да?

Боголюбова: Тогда не было правительства, тогда были исполкомы, которые подчинялись Моссовету. Свердловский район Москвы, куда входили ведущие театры страны, - Большой и Малый театры, Театр Ленком, Театр кукол, киностудии - в общем, все это было в моем административном влиянии.

Оганесян: С точки зрения культуры, да?

Боголюбова: С точки зрения культуры, бесспорно. Также под административным влиянием у меня находились и храмы. В частности, тогда были православные храмы, синагога была одна только, и то очень слабенькая. Управления культуры у себя на балансе еще содержали здания и утварь храмов. И вот - время перестройки, время перемен. Уже стало не стыдно говорить о том, что ты разделяешь взгляды церкви, во всяком случае, хочешь приобщиться к миру непознанному, духовному миру. На меня вышел архимандрит Иннокентий, он тогда работал вместе с митрополитом Питиримом, издательский отдел был такой Русской Православной церкви. Митрополит Питирим - это известная всему миру личность, человек необычайных интеллектуальных способностей, эстет, искусствовед. Он сыграл огромную роль в привлечении интеллигенции к Русской Православной Церкви.

Оганесян: Издатель "Журнала Московской Патриархии"?

Боголюбова: И вот, его правая рука, архимандрит Иннокентий вышел на меня с просьбой посодействовать в передаче Высокопетровского монастыря на Петровке Русской Православной Церкви. И еще церкви Рождества Богородицы в Путинках на улице Чехова. Тогда Театр Ленком очень активно отозвался на эту идею. Организовали тогда мероприятия "На задворках", так назывались вечера "На задворках". И это была, конечно, эпопея.

Оганесян: Ну, и как же идея славянского мира родилась?

Боголюбова: Архимандрит Иннокентий, когда вышел на меня, он пришел ко мне в кабинет и сел в стороне, глаза светились. Для меня это было просто совершенно другое восприятие священника.

Оганесян: Одухотворенный был человек.

Боголюбова: Да, чрезвычайно. Он подготовил все материалы к "Русской Библии".

Оганесян: И что же родилось "На задворках"?

Боголюбова: "На задворках" стала возникать идея создания, сохранения и возрождения славянского культурного наследия. Уже тогда был создан Международный фонд славянской письменности, но у нас не было российского фонда. И он выступил инициатором создания Славянского фонда России, и мы первым президентом фонда избрали митрополита Питирима.

Оганесян: Сама идея славянства - международная идея. В чем разница? Вы занимаетесь только теми славянами, которые на территории России проживают?

Боголюбова: Нет. Дело в том, что Международный фонд был головной организацией. Мы создали Российский фонд, создали Болгарский фонд.

Оганесян: Как отделения, как филиалы.

Боголюбова: Как отделения, да.

Оганесян: Понятно. То есть эта идея непосредственно была навеяна очень известными людьми. А кто же мешал? Все-таки времена не простые были.

Боголюбова: Идея возникла в 1985 году по созданию такого направления - сохранение славянского культурного наследия, когда вся славянская общественность отмечала 1100-летие со дня кончины Святого Мефодия.

Оганесян: Был юбилей, понятно.

Боголюбова: И вот тогда решили, что, в общем-то, есть такая необходимость, есть такая внутренняя потребность у наших славянских народов в том, чтобы свою культуру поддержать.

Оганесян: А когда же это оформилось организационно?

Боголюбова: Наш фонд создан был в 1990 году, а праздники славянской письменности уже начали проходить с 1986 года. Они были маленькие, локальные. Но в 1991 году вышел указ Бориса Николаевича Ельцина о том, чтобы День славянской письменности стал первым в стране государственным церковным праздником.

Оганесян: Значит, это была инициатива Ельцина.

Боголюбова: Это была подготовленная уже инициатива. В частности, конечно, огромную роль в создании этого праздника сыграл митрополит Питирим. Потому что все начиналось в Издательском отделе Московской Патриархии.

Оганесян: Спасибо. Ваши история и биография нам теперь абсолютно понятны. А теперь будем отвечать на вопросы слушателей. Пожалуйста.

"Госпожа Богомолова, это Эдуардо Санторо из Валенсии, Испания. Если посмотреть на славянские государства Восточной Европы, то в них отчетливо просматривается рост этнического самосознания. С другой стороны, в мире идет процесс глобализации, что не менее отчетливо видно на примере Евросоюза. Эти процессы учитываются каким-то образом в работе фонда? Спасибо".

Боголюбова: Да, конечно, учитываются. Мы работаем со всеми славянскими странами, которые возникли на постсоветском пространстве.

Оганесян: Почему так грустно?

Боголюбова: Нет, просто этническое самосознание всегда возникает в конфликтные периоды. И в нашей стране тоже. Когда начинаются проблемы внутри страны, в частности социальные проблемы, возникает предреволюционная ситуация, она всегда характеризуется ростом национального самосознания. Первая - это была Югославия, когда начался распад. Почему он начался? Потому что, конечно, национальные элиты стали вести свой народ, играя на этих чувствах для того, чтобы были определенные государства. Так же, как и Чехия, и Словакия, которые жили вместе после войны, а потом разошлись, тоже в росте национального самосознания играли роль определенные круги. Также и в нашей стране. Советский Союз распался, и в этом тоже играло роль национальное самосознание.

Оганесян: А разве рост национального сознания славян, не только в Югославии, разве всплеск, пик этого сознания был не во время бомбардировок Югославии? Мне кажется, что это очень даже повлияло на попытки себя идентифицировать, что славянский мир опять подвергается ударам. Мне кажется, это естественная солидарность. Обратите внимание: когда славянские народы боролись с Турцией, то очень мудрый канцлер Горчаков проглядел, в общем, вот этот подъем национальный. Он совершенно логично и сознательно не хотел обострять внешнеполитическую ситуацию вокруг России, но все-таки и царь, и сама ситуация - народная волна - заставили вступить в войну. Это было правильно, потому что геополитически мы тогда, в общем-то, если не взяли Константинополь, но, во всяком случае, ситуация вокруг Черного моря была существенно улучшена, как ситуация в самих балканских странах, конечно, которые терпели очень сильно от турецкого ига. Вот события в Югославии, наверное, отразились на вашей работе, конечно, ее весьма активизировали. Удалось в этот период наладить более тесные связи с сербами, с другими славянскими народами? Наверное, в основном, с сербами, да?

Боголюбова: Сербы активно сотрудничали с нами, они и сейчас очень активно сотрудничают. Но надо сказать, что Словения первая пришла к нам со своим желанием активно сохранить культуру и сейчас вышла с инициативой создания Международного форума славянских культур. То есть у них культура является приоритетным направлением государственной политики.

Оганесян: Это верно, я это наблюдал своими глазами. Это удивительно, как они относятся трепетно ко всему, что касается культуры. И не только Словении, но именно славян. Вообще, к славянскому единению культурному, я имею в виду, потому что страна маленькая, трудно от нее ожидать, что она претендует на лидерство в славянском мире, но вот это отношение ко всем элементам - языка народного славянского, быта, оставшихся каких-то традиций - там удивительно, вы правы. Очень хорошо, что вы упомянули Словению. Я знаете, почему это говорю? Вот вас поддерживала Русская Православная Церковь. Исповедание католичества, конечно, повлияло на ментальность, на взгляды на мир неизбежно, но все-таки осталась большая зона культурной общности.

Боголюбова: Конечно, большую роль сыграла Русская Православная Церковь в становлении фонда, но мы работаем со всеми конфессиями. Более того, у нас и мусульмане есть, и католики, но большая часть - это атеисты, как сие ни странно, потому что, в общем-то, соцлагерь был атеистический и, конечно, интернациональный. Другое дело, что страны очень маленькие. Там по два миллиона человек, по пять миллионов человек. Отдельно культура, в общем-то, выжить не может в глобализирующемся мире, поэтому мы объединяем усилия, для того чтобы сохранить ту ментальность славянской культуры, которая присуща нашим народам.

Оганесян: А чем она отличается от ментальности других народов, скажем? Как бы вы это определили? Мы часто говорим: ментальность русская, душа русская и ментальность славянская, ну, какие-то штрихи. Потому что это важно, отвечая на вопрос об идентичности, да?

Боголюбова: Романтическим патриотизмом отличается славянская культура. Потому что во всей литературе, в живописи в первую очередь - это природа, красота, внутренний мир человека, внутренняя гармония. Ну, если мы возьмем Достоевского, - это глобальные проблемы. Если мы возьмем Толстого, - это тоже глобальные проблемы, но это все - вопросы добра, мира и, конечно, государства.

Оганесян: Добра и зла, да?

Боголюбова: Да. Но добро и зло, которые борются, для того чтобы государство могло развиваться. Вопросы чести, нравственности, достоинства - это тоже присуще нашей культуре. Просто наша культура - она более гуманная, она и определяет эту романтическую сторону наших народов, если можно так сказать.

Оганесян: А западная ментальность чем отличается?

Боголюбова: А западная ментальность отличается силой, волей, стремлением выжить в любых условиях, стремлением лично для себя сделать что-то.

Оганесян: Индивидуализмом, наверное.

Боголюбова: Да.

Оганесян: Я бы насчет силы воли поспорил. Война показала, что, в общем, у славян сила воли, наверное, не меньше. Просто, может быть, если я правильно понял, они как бы силу и волю, в общем, ставят в разряд ценностей, очевидно, да? Гораздо больше, чем славянский мир. Похоже, что так.

Боголюбова: Дело все в том, что европейская цивилизация - она, в целом, очень похожа. Ведь славяне тоже были выходцами из Европы.

Оганесян: Несомненно.

Боголюбова: Нет. Поэтому это часть европейской культуры, одна из базисных культур европейской цивилизации.

Оганесян: Но все-таки, как вы отметили, имеющая свои отличительные свойства. Не надо их стесняться. Сейчас будет следующий вопрос по панславизму уже. Занимаясь славянской культурой, вы, конечно, на самом деле, нисколько, очевидно, ее не отделяете от Европы, а все рассматриваете, как единый макрокосмос.

Боголюбова: Ну, а как мы с вами можем Чайковского отделить от Европы? Как мы Шопена отделим от Европы? Это все наша славянская культура.

Оганесян: Вы совершенно правы. Вы, по-моему, нащупали то, что очень многие исследователи и авторы многочисленных монографий иногда так вот четко, как вы, даже не определяют. В России у славян центр жизни находится всегда в сердце, всегда - и в фольклоре, и во всем эпосе сердце является средоточием жизни. Вы помните известную статью Флоренского, где он проводит разницу между буддизмом и православием, - "мистикой чрева" и "мистикой сердца", как он говорит. "Мистика сердца" - это очень славянская идея, и вы как раз сейчас этого и коснулись. Но давайте сейчас ответим на другой вопрос, который тоже в этом ряду стоит. Пожалуйста.

"Меня зовут Эва Багински. Я изучаю славистику в Вене. Существование Славянского Фонда навевает мысль о возрождении идеи панславизма, явления, распространенного в России в XIX веке, но не нашедшего поддержки в Европе. Вы руководите Славянским Фондом. Какова его главная идея?"

Боголюбова: Основная задача Славянского фонда России - это сохранение культурного наследия славянских стран, славянского культурного наследия стран славянского ареала. Что говорить о панславизме - сейчас это уже даже не актуально, просто не актуально. Если в XIX веке создавались такие теории по панславизму, и, конечно, они и тогда были спорны, и тогда большие дискуссии велись по этому поводу. Но время расставляет все на свои места. Тогда было главное, как определял Бердяев, что, например, Россия и Запад, Россия и Восток, Россия и славянский мир - вот эти три составляющие, в которых есть общее. Но Россия и Восток - евразийское течение, оно, конечно, отделяло славян от Европы в целом. Поэтому Бердяев, которого очень любят ругать, наоборот, выступал за то, чтобы воспринимали Россию, славянский мир в европейском контексте, в контексте общей европейской цивилизации. Вот в самом начале вы сказали - ищут свою идентичность - кто мы?

Оганесян: Да, не только славяне, вся Европа ищет.

Боголюбова: Брюсов в XIX веке писал: "Кто мы в этой Старой Европе?" А сейчас уже перефразируют эти слова. Вот у нас был профессор Волков, директор Института славяноведения, он так писал, так перефразировал: "Нет, не гунны мы, не сарматы, мы европейцы, а не азиаты". Это вот к вопросу панславизма.

Оганесян: Хотя Блок говорил: "Мы - скифы...".

Боголюбова: "Да, скифы мы, да, гунны, да, сарматы мы"... Да, Блок одно говорил, Брюсов ставил под сомнение, а он так вывел, что "не скифы мы, не гунны, не сарматы, мы европейцы, а не азиаты". Хотя, конечно, если мы не будем обращать внимания на свою культуру... Панславизм и заключается в культуре нашей, в нашей ментальности. Философы XIX века использовали это для того, чтобы раскачать европейский круг, постараться создать отдельные европейские государства славянские. Россия была самым крупным славянским государством, а некоторые народы вообще не имели своей государственности, они были просто на территории других государств, например, на территории Австрии. Чехи вообще себя не причисляют к славянам, если уж на то пошло.

Оганесян: Да, там и было всегда немецкое владение.

Боголюбова: А словаки причисляют себя к славянам. Поэтому даже не было государственности. Ну, это психологическая обработка была очень четкая, и, в общем-то, каждый использовал свои геополитические интересы.

Оганесян: Ну, не без этого, конечно.

Боголюбова: Естественно, каждая страна смотрит, на что она может делать ставку, на кого она может опираться для решения своих проблем. В общем-то, вы помните, что особого интереса это не вызывало до тех пор, пока они все не объединились против османского гнета.

Оганесян: Да, когда возникла реальная и общая угроза миру. Кстати, России тоже, конечно.

Боголюбова: Конечно, славянской культуре.

Оганесян: И вере, кстати, тоже.

Боголюбова: И вере, конечно. А Россия - она вообще строилась просто на православной вере. Сама российская государственность строилась на этом.

Оганесян: Знаете, когда мы говорим об идентичности, такой вот вопрос. У нас есть весьма известные журналисты, политологи, которые вообще считают, что вот жалко, что в России было православие, жалко, что вообще кириллица и алфавит не латинский. Было бы все едино, была бы единая Европа, не было бы таких антагонизмов, не было бы такого количества войн. И тут выдвигается даже не католический, а такой протестантский как бы подтекст: если бы славяне больше стремились к богатству и благополучию, все было бы хорошо, это сближало бы их с западными народами. Кальвинистская формула: чем человек богаче и успешнее, тем ближе он к Богу. У нас тоже уже стали поговаривать: стыдно быть бедным - мы иногда слышим это от людей, которых, в общем-то, не заподозришь в, скажем, грубом радикальном западничестве. Вот они это произносят. Если можно, отношение к вечности мира, к понятиям богатства, - здесь есть какой-то водораздел, отличающий славянский мир от западного?

Боголюбова: Конечно, мы уже с вами затронули эту тему. Славянская культура, конечно, основывается на православных, на христианских ценностях.

Оганесян: То есть бедным быть не стыдно, как и богатым - не стыдно.

Боголюбова: Бесспорно. У нас, наоборот, сострадание является доминантой, сострадание к бедному. А вот богатым в нашей стране, во всяком случае, в нашем мире, было быть стыдно, если богатый просто ради богатства жил. А вот если он жил для того, чтобы помогать бедным...

Оганесян: Если у него есть чувство сострадания...

Боголюбова: Сострадания, конечно. Это вообще ментальность нашего народа - сострадание. Мы сначала ругаем, а потом сострадаем. Это вообще наша черта, присущая очень. И она присуща всей нашей литературе.

Оганесян: Очень интересно. Спасибо. Да, еще вы что-то хотели сказать, пожалуйста.

Боголюбова: Я просто хотела сказать, что в глобализирующемся мире национальная идентичность - она будет постепенно нивелироваться. Почему? Потому что ведь национальность определяется не по цвету кожи и не по разрезу глаз. Национальность определяется по культуре. Если мы сейчас рассматриваем теорию, то, что идет глобальное потепление, в любом случае, начнется огромная миграция народов.

Оганесян: Она уже началась.

Боголюбова: Да, она началась, бесспорно, но она будет развиваться и дальше. Мировое сообщество будет определять, куда эти народы расселять. Россия в данном случае - самая большая страна. Те, кто приедет жить в Россию, а это, скорее всего, африканские и азиатские страны, они будут адаптироваться к нашей культуре.

Оганесян: Если взять пример Пушкина, то это ничего.

Боголюбова: Да, это нормальное явление. Просто мы должны быть к этому готовы. Поэтому панславизм сегодня просто неактуален.

Оганесян: Спасибо. Кстати, интересно, что император на полях известной записки Аксакова, который призывал к идеям панславизма, написал: все это, может быть, и так (я не точную цитату, смысл передаю), но это может привести к большой европейской войне. То есть, конечно, если доводить все до таких вот экстремальных представлений и тесно связывать геополитику с панславизмом, то могло приводить и приводило, конечно, к столкновениям. Ну, что ж, давайте пойдем дальше. Пожалуйста.

"Это Нишимура Кейко из Иокагамы, Японии. Госпожа Боголюбова, расскажите, пожалуйста, поподробнее о такой инициативе фонда, как Год русского языка. В каких масштабах и географических пределах он проводится? Спасибо".

Боголюбова: Год русского языка не нами придуман, это объявлено нашим президентом, международный Год русского языка, потому что наша страна хочет, чтобы о русской культуре знали больше, все народы знали, поскольку мы уже сейчас говорим, что русская культура является одной из базисных культур европейской цивилизации. Более того, поскольку идет такая глобальная международная интеграция, знать язык надо обязательно. Просто, если западные страны хотят работать с Россией, вкладывать сюда, инвестировать, им надо знать русский язык, потому что на английском и даже на французском не все напишешь и неправильно даже составишь договор. И потом будешь удивляться, что я вроде одну мысль вкладывал на английском языке, а на русском она звучит совершенно по-другому. Вот эта интеграция должна быть. Более того, мы хотим, чтобы представление о русской культуре было не только по автомату Калашникова, по группе "Тату" или по мафии, мы хотим, чтобы нашу культуру знали во всем мире, - это великолепная русская культура, которую стали забывать. Раньше носительницей русской культуры была все-таки наша эмиграция первой волны, и тогда влияние русской ментальности было очень сильное в европейских странах. Сейчас уже все стало сходить на нет, а события развиваются. В связи с этим мы и хотим пропагандировать русский язык и устраивать переводы западных писателей как можно больше, потому что у нас переводческая школа, к сожалению, сейчас пришла в упадок. Восстановить эту переводческую школу, чтобы мы могли знакомиться с зарубежной культурой, как это было, кстати, в советский период, это было неплохо поставлено, и чтобы нашу литературу также знали в зарубежных странах.

Оганесян: Это значит, что фонд помогает и способствует публикации книг соответствующих, подготовке кадров?

Боголюбова: Во всяком случае, фонд, поскольку занимается сохранением культурного наследия, проводит много мероприятий - конференции, симпозиумы, выставки, встречи с нашими диаспорами, много всего. Ну и, конечно, концерты. День славянской письменности и культуры - это основной наш бренд, если можно так сказать. На День славянской письменности приезжает много иностранных делегаций, но, в первую очередь, из славянских стран приезжают делегации. Они смотрят, что это не "топотушки" и "погремушки", что это не просто, так сказать, фольклор, - что это огромная, просто потрясающая культура, которую надо знать. Если мы возьмем Мариинский театр, Гергиев вывозит. Это что? Это выдающаяся славянская культура. Если Большой театр везет свои концерты, если наши мастера, наши писатели, тот же Распутин, современные писатели, Толстая та же, - ее же должны знать за рубежом, а не только воспринимать нас по "Голубому салу". Понимаете? Вот в этом плане Год русского языка объявлен, и мы очень хотим, чтобы он все-таки донес нашу культуру до широких слоев.

Оганесян: Хочу еще напомнить, что Галина Васильевна является заместителем председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по сохранению духовного и культурного наследия. Правильно?

Боголюбова: Правильно.

Оганесян: Так что это одно другому помогает очень. Ну, что ж, очень приятно, что вы сочетаете одно с другим и так активно работаете. Вот есть вопрос. У нас же наследие не только, скажем, материальное. Если мы говорим о духовном, то можно сказать: наше наследие - это и те соотечественники, миллионы которых проживают в ближнем, дальнем зарубежье. Мы очень часто на эту тему говорим в наших программах. Вот интересный вопрос от Стива Лима из США пришел к вам, в ваш адрес по сети Интернет. Он пишет: "Я знаю о реализуемой в вашей стране Программе содействия добровольному переселению соотечественников. Принимает ли ваш фонд какое-либо участие в этой работе? Насколько я знаю, среди потенциальных переселенцев немало славян, которых всеми способами принуждают уехать из бывших союзных республик". Вот насчет этого - "принуждают уехать из бывших советских республик"?

Боголюбова: Тут особо не принудишь, потому что для того, чтобы соотечественники возвращались в нашу страну, конечно, нужно создавать условия. Но у нас есть с этим проблемы, и проблема у нас, в первую очередь, - то, что у нас не созданы условия для коренных жителей России. Возвращение соотечественников тоже сопряжено с большими финансовыми и моральными затратами. Фонд занимается сохранением культурного наследия. Конечно, если к нам будут возвращаться наши культурные ценности, то мы этим занимаемся. Что же касается обустройства наших соотечественников в социальном плане, то, конечно, этим мы не занимаемся.

Оганесян: Понятно. Но какая-то программа, может быть, взаимодействия на уровне культуры? Я думаю, что когда речь идет о том, что принуждают уехать из бывших союзных республик, имеется в виду, конечно, не то, что Россия, закидывая сети с мелкой такой ячейкой, вылавливает соотечественников и тащит их к себе. Речь идет о том, что ситуация в некоторых странах СНГ, - ну, скажем, попытка сократить ареал действия и развития для русского языка, как мы это наблюдаем, образовательные программы, которые не устраивают родителей наших соотечественников маленьких, и так далее, и так далее. Речь идет об этом. Фонд как-то планирует работать, может быть, с детьми, с младшим поколением?

Боголюбова: В данном случае, мы считаем, что, конечно, мы общаемся с соотечественниками нашими, и в дальнем зарубежье, и в ближнем зарубежье. Например, в Австралии из 17 миллионов жителей, три миллиона русскоговорящих. Три миллиона - там и первая волна эмиграции, и вторая, и экономическая волна. Конечно, все, когда наступил распад Советского Союза, ринулись и в дальнее зарубежье, а из ближнего зарубежья тоже стали выезжать в дальнее зарубежье. Наскитавшись, они уже поняли, что Россия - это родина, где они могут жить, работать и, в общем-то, развиваться. Здесь они не второго сорта и не третьего сорта люди, здесь они граждане России. Конечно, многие хотят вернуться. Другой вопрос, что у нас нет пока еще... Вот программа разрабатывается. В первую очередь, мы должны их устроить. Но если у нас для низкооплачиваемой работы есть так называемые "гастарбайтеры", для которых, в общем, адаптация идет и в языке, и в культуре, то для наших соотечественников с высоким уровнем культуры, которые эмигрировали в свое время по определенным политическим причинам, то здесь сложнее. Просто сложнее.

Оганесян: Конечно.

Боголюбова: Хотя работа в этом плане ведется. Ну, вот у нас сейчас граф Шереметев - он постоянно здесь находится уже, в России. Он активно ведет эту работу.

Оганесян: Вы с ним взаимодействуете? Петр Шереметев?

Боголюбова: Да, мы взаимодействуем, видимся, конечно, но просто для многих западных слушателей, предположим, для них фонд - это что-то такое, чуть ли не государственная структура со многими ответвлениями. Конечно, все это у нас - это общественная организация. Общественная организация не может решать государственные проблемы.

Оганесян: Понятное дело. В данном случае, конечно, - только через культуру, через общение, ну, и через информацию. Ведь многие себя за рубежом чувствуют обделенными информацией о той же культуре. Но вы эту работу проводите. Вот вопрос, кстати, на тему о том, кто же стоит за фондом. Вопрос Альберта Фетера из Бразилии: "Каковы принципы финансирования работы вашего Фонда? Получаете ли вы помощь из федерального бюджета?"

Боголюбова: Да, мы получаем помощь от правительства Москвы, в первую очередь, из федерального бюджета, и спонсорскую помощь.

Оганесян: И это дает возможность вам заниматься?

Боголюбова: Да. Потому что бюджетное финансирование, к сожалению, не на все может распространяться.

Оганесян: Вы предусматриваете издательскую деятельность, например?

Боголюбова: Ну, в небольших количествах. Хотя мы издаем и помогаем не только славянским авторам, а авторам разным, которые пишут на русском языке, помогаем издавать книжки, издаем поэзию. Я просто очень люблю поэзию, иногда тоже пишу.

Оганесян: Отличительная черта, вы сказали, - романтизм у вас. А поэзия - самая романтическая у нас часть литературы.

Боголюбова: Поэтому мы помогаем нашим поэтам издаваться. И потом у нас такая есть еще акция, которую мы сделали, - это Межнациональный форум единения. Он способствует все-таки позитивному имиджу России и, конечно, это то, что нас объединяет, - многообразие культур. Вот это богатство российское - это многообразие культур. Ну, кто еще стоит за фондом? Конечно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - председатель попечительского совета. Фонд возглавляет попечительский совет, и туда входят известные в нашей стране люди.

Оганесян: Кто, например?

Боголюбова: Например, Степашин, Тосунян (Ассоциация банков России), Захаров, вице-президент Сбербанка России.

Оганесян: Вот они, доноры-то, вот они. Что там за Федеральный бюджет? Вот они, доноры.

Боголюбова: Доноры есть. Но все это тяжело дается, честно говоря, потому что у нас, к сожалению, еще такие законы, что у нас если спонсор есть, то он облагается двойным налогом. Понимаете, вот в чем вся проблема. И мы сейчас занимаемся тем, чтобы все-таки снизить налоговое бремя на спонсоров.

Оганесян: Здесь очень важно, что вы являетесь членом Общественной палаты, зампредседателя даже комиссии.

Боголюбова: Да, этим мы занимаемся.

Оганесян: Ну, что ж, наверно, мы приближаемся к концу передачи. Но есть еще один интересный вопрос. Пожалуйста.

"Добрый день, уважаемая Галина Васильевна. Меня зовут Перевалов Николай. Я преподаватель из Новороссийска. Безусловно, нельзя не приветствовать инициативу фонда по проведению Года ребенка. Хотя, как мне кажется, я думаю, что одного года очень мало. Скажите, что планирует сделать фонд в рамках этой программы? Спасибо".

Боголюбова: Год ребенка объявлен у нас в Москве. Вообще, если говорить о Москве, то в Москве делается очень много для детей, очень много. Ну, в рамках Дней славянской письменности мы начинаем с детей и заканчиваем детьми. Мы заканчиваем Дни славянской письменности 1 июня - в Международный день защиты детей. В Дни славянской письменности проходит Детская православная паломническая миссия по монастырям России. В ней участвуют более 800 детей из разных городов. Такие там перекрестные поездки идут. Но главная задача, еще в самом начале 90-х годов, когда мы начали это детское паломничество, - это то, что ребята помогали в восстановлении монастырей и храмов. Они работали там. Сейчас ребятам уже по 20, по 20 с лишним лет. Так вот, на их глазах и с их участием происходило духовное возрождение России. Храмы восстановились, и в них начала биться жизнь. И они это видели.

Оганесян: И не только музейная, а настоящая, монастырская.

Боголюбова: Не музейная, а жизнь. И они в этом участвовали, вы понимаете? Это совершенно другое ощущение. Поэтому для детей это мы продолжаем. Это Митрополит Ювеналий тогда благословил. Я говорю: "Мне очень тяжело это делать. Это большая работа". Он говорит: "Нет, матушка. Взялась - делай". И вот с тех пор мы это и делаем. У нас будет проходить и Форум русского языка. Мы активно работаем и с детскими библиотеками, и с Дворцами творчества, которые были раньше Дворцами пионеров, - сейчас они стали Дворцами детского творчества. Выставки, кружки, - это все делается. Но основная задача все-таки в нашей стране, во всяком случае, - это решить проблему бедности, проблему беспризорности. Я сама выросла в интернате, я знаю, что такое тяжелые, трудные дети. И то, что сейчас делается там, что в приемные семьи отдают, нас это не всех устраивает. Потому что я вам должна сказать, что я с большой любовью вспоминаю свой интернат, потому что мы жили там одной семьей. Интернат был в городе Саратове, в лесу, и там жил директор со своей семьей.

Оганесян: Это была какая-то большая семья?

Боголюбова: Это была одна большая семья.

Оганесян: Вы, кстати, общаетесь со своими однокашниками?

Боголюбова: Ну, сейчас уже это все сложно, потому что годы прошли. Их теперь уже не найдешь.

Оганесян: Все разлетелись в разные стороны?

Боголюбова: Мы все разлетелись. Я уехала в Москву учиться и с тех пор я и живу в Москве. Прошло уже около 40 лет. Представьте себе, найти очень трудно. Но просто я хочу сказать, что интернаты - все зависит от людей. Наше телевидение сейчас показывает, как плохо там, их там бьют, ужасы какие-то. Все зависит от людей. Вот если мы создадим такую атмосферу... Я считаю, что в детских домах и в интернатах лучше воспитывать детей, чем в некоторых семьях, даже очень благополучных семьях, где дети становятся наркоманами. А все благополучие полностью налицо: у них есть достаток, у них есть квартира, машина - полный набор. А дети вырастают и убийцами, и наркоманами.

Оганесян: Спасибо за этот интересный разговор. Но коль мы сегодня говорили о славянской культуре, то в случае опыта вашей жизни можно привести на славянском вот такую цитату: "Сам искушен быв, может и искушаемым помощи". То, что вы испытали лично в своей жизни, вам, конечно, помогает работать с детьми и взрослыми.
Галина Васильевна Боголюбова, президент Славянского фонда России сегодня отвечала на ваши вопросы. Спасибо.


11.05.2007
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=30142&p=11.05.2007

Док. 470449
Перв. публик.: 11.05.07
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 102

  • Оганесян Армен Гарникович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``