В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Оганесян: гость программы - Сергей Вадимович Степашин, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Назад
Армен Оганесян: гость программы - Сергей Вадимович Степашин, Председатель Счетной палаты Российской Федерации
Ведущий программы - Армен Оганесян.

Оганесян: Добрый день. Сегодня у нас в гостях человек, который не нуждается в долгих представлениях. Наш гость - Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин. Добрый день.

Степашин: Здравствуйте.

Оганесян: Сергей Вадимович, в отличие от прошлых наших встреч, видно, мы немножко растормошили нашу аудиторию, у нас много вопросов, которые не касаются напрямую вашей финансовой или, скажем, экономической деятельности. Первые вопросы, которые пришли в ваш адрес и записаны на автоответчик, они о других гранях вашей личности и интересов. Давайте начнем с этого, а потом, конечно, не избежим вопросов, которые непосредственно касаются ваших прямых государственных обязанностей. Договорились?

Степашин: Конечно.

"Здравствуйте, Сергей Вадимович. Меня зовут Надежда Клочко. Я экономист из Москвы. У меня к вам, наверное, несколько необычный вопрос. Мне кажется, что вы по жизни очень неравнодушный человек, потому что уж очень широк круг ваших интересов. Помимо руководства Счетной палатой вы являетесь еще и главой Ассоциации юристов, и президентом Российского книжного союза, и увлекаетесь поэзией. А еще вы любите футбол. Вот скажите, как вы все это успеваете? И вопрос уж совсем на злобу дня: когда совсем недавно вы были в Израиле, удалось ли вам побывать на футбольном матче, и как вы болели, как переживали поражение нашей сборной? Спасибо за ответ".

Степашин: Спасибо за вопросы. Тут несколько сразу подвопросов.

Оганесян: Хорошо, что не было вопроса, за кого болели, правда? Было бы совсем странно.

Степашин: Хотя, кто его знает. Для нашей страны это, может быть, и не очень странно.

Оганесян: Тоже верно.

Степашин: Я там видел много соотечественников, которые болели за Израиль. Так вот, что касается должностей. За одну я получаю зарплату - это моя основная работа в Счетной палате. Все остальное - это общественная нагрузка. Исполняю эти обязанности, естественно, как правило, в неслужебное, личное время. Конечно, не всегда его хватает. Но выручает только одно, что и в Ассоциации юристов, и в Книжном союзе мне помогают те люди, которые занимаются этим практически профессионально, хотя я тоже профессионально, но на общественных началах. Это хорошая команда. Это люди, знающие этот предмет. И поэтому, когда ты создаешь хорошую профессиональную команду, можно и успевать сделать, как говорят, очень много дел. Хотя я согласен с вами, действительно, нагрузка достаточно большая, не всегда все успеваешь, как это получилось с футболом, в частности. Да, я ездил в Израиль по поручению президента с конкретной миссией, с какой - будут вопросы, я на них отвечу. Естественно, не побывать на футболе, где играет сборная твоей страны, я не мог. Болел, как и здесь, так же эмоционально. Правда, все мы рассчитывали только на победу, и шансы для этой победы были. Проигрыш, честно говоря, для меня и, насколько я знаю, для футболистов и для всех болельщиков (многих из которых я знаю хорошо) - это был просто шок. И если бы не великая сборная Хорватии, теперь только так я ее буду называть до конца дней своих, которая нокаутировала, дважды причем, англичан (последний раз это было в Уэмбли), шансов у нас, наверное, никаких бы и не было. Поэтому болеть-болеть, но, конечно, нужно делать серьезные выводы. С таким настроем и с таким качеством игры ехать на "Европу" будет стыдно. Я еще раз говорю: слава Богу, что нам повезло, и действительно, термин "Хиддинк - везучий тренер" сработал, но я думаю, что дважды не повезет. Теперь только на профессионализм можно надеяться.

Оганесян: Сергей Вадимович, глядя на вас, чувствуешь, что вы в хорошей физической форме. А самому в футбол-то удается играть?

Степашин: Достаточно редко, потому что я занимаюсь несколько иными видами спорта. Я и плаваю, я и занимаюсь определенными упражнениями, потому что у меня были проблемы в свое время со спиной - была травма позвоночника. Поэтому футболом я занимался, когда это позволяли физические кондиции.

Оганесян: Противопоказано, да?

Степашин: Да, сейчас я уже занимаюсь несколько иными видами спорта, хотя, конечно, футбол - это любимый вид спорта для большинства наших сограждан, в том числе и для меня.

Оганесян: Наша наблюдательная слушательница обратила внимание на ваше увлечение поэзией. А кого из поэтов - российских, зарубежных - вы больше всего любите?

Степашин: Из российских, естественно, Лермонтова. Это мой любимый поэт. Я даже побеждал на конкурсах в юношеское время. Александр Сергеевич Пушкин, естественно.

Оганесян: А если ХХ век, например?

Степашин: Блок, пожалуй, и, может быть, для вас это прозвучит странно, но Осип Мандельштам, особенно его стихи, посвященные моему родному Ленинграду. Это трагический поэт с жестким антисталинским юмором. В то же время, трагизм его, посвященный Питеру: "Ленинград, я еще не хочу умирать. У меня еще есть адреса, по которым звонят голоса..." Эти слова, конечно, трогают за душу.

Оганесян: Еще одна ипостась - это Российский книжный союз. Что там сейчас происходит? Какое развитие?

Степашин: Мы утвердили программу развития книжного чтения в России. Сегодня, кстати, будет второй конкурс "Большой книги", и лучшие наши писатели будут получать общественные премии. Среди них моя любимая современная писательница Улицкая. Мы, вы знаете, много сейчас решаем по библиотечному делу. Впервые за последние несколько лет на специальном заседании правительства рассматривался вопрос о развитии наших библиотек, о нищенском состоянии работников библиотек.

Оганесян: Наконец-то.

Степашин: Решить вопрос оснащения книгами, информацией и так далее. Да, мы сегодня не читающая, не самая читающая нация, да, есть много проблем, цифры я не буду называть. Одна из них, конечно, весьма печальная - это то, что только семь процентов родителей читает... Первую книжку ребенок узнает только у семи процентов своих родителей. Вот это беда. Тут программа не поможет. Но сегодня все-таки движение вперед произошло и по количеству книжных магазинов, и по количеству изданий, и даже по количеству читателей мы находимся где-то в десятке, где-то в пятерке развитых стран мира. Поэтому есть шанс вернуть себе те позиции, которые мы когда-то утеряли.

Оганесян: Очень интересно. Интересное наблюдение, особенно о семейном чтении. В нашу передачу часто приходят писатели, но вот как-то мы не выходили на этот уровень обсуждения.

Степашин: А вам кто первую книгу прочитал в детстве? Вы помните, наверное?

Оганесян: Мне, наверное, все-таки мой дедушка.

Степашин: Дедушка. Ну, вот, видите. Мне - мой отец. А сейчас спросите у ребенка, он скажет... Первую телепередачу он вспомнит.

Оганесян: Может быть, я запомнил его, потому что он был летчиком-полярником и редко приезжал. Может быть, не он первый. Но врезалось, как он читал, врезался в память именно он. Это было что-то из истории, Суворов, по-моему. Книжка Алексеева это была известная, про чудо-богатырей, про Петра I и Суворова. Даже помню - что. Но вы очень правы: если навыка чтения в семье нет, а раньше, помните, читали вслух.

Степашин: Здесь не только чтение. Русский язык - это общение, я считаю.

Оганесян: Ну, что ж, двинемся дальше, к другим темам. Пожалуйста.

"Добрый день, господин Степашин. С вами говорит Герман Краузе, руководитель Московского корпункта западногерманского радио ARD. В этом году, я знаю, вы были избраны председателем Императорского Православного Палестинского Общества. Мой вопрос. Каковы ваши впечатления и итоги работы на этом посту? Что является главным? И, кстати, как решается вопрос о собственности Русской православной церкви в Иерусалиме? И второй вопрос. Как вы оцениваете конфликтную ситуацию между Израилем и арабским миром? Какую роль может играть Россия в урегулировании этого конфликта?"

Степашин: Спасибо за вопрос и за хороший русский язык. Опять же тут несколько вопросов на специальную передачу, особенно последняя ее часть. Начнем, может быть, с самого, условно говоря, простого. Да, в этом году я был назначен руководителем Императорского Православного Палестинского Общества, ему 125 лет нынче. Когда-то его возглавлял великий князь Сергей Александрович, который был убит в 1905 году здесь, в Москве. Назначение тоже весьма своеобразное - благословление Патриарха, согласие президента и представление МИДа. Я не знаю ни одной должности в нашей стране, где три таких лица задействованы в назначении меня на эту должность. Что касается моих первых впечатлений, о них говорить пока рано, потому что, честно говоря, я сейчас занят абсолютно конкретной проблемой, которую вы уже обозначили. Я ниже о ней скажу - это вопросы собственности. А среди задач - их много - те, что были тогда, 125 лет назад, может быть, несколько новы и сегодня. Тогда это была идея появления России на Святой земле. Кстати, для палестинцев первый язык иностранный был русский язык. Это освоение земель, это строительство помещений для паломников, это строительство наших церквей, это создание миссионерских школ, медицинских учреждений. И огромное количество тех, кто жил тогда, коренных жителей, в основном, это были палестинцы, естественно, и наших сограждан,#172; кто остался, кто прибывал на Святые земли, получало там полную поддержку. Она была, может быть, не столь комфортной, как в сегодняшних отелях Иерусалима и Тель-Авива, но поверьте мне, они чувствовали там руку, душу и сердце ...

Оганесян: И безопасность.

Степашин: И безопасность своего государства. Сегодня мы эти позиции возвращаем, потому что, конечно, пора уже России вновь появляться там, где ее любят, где ее помнят, где ее знают. Это я почувствовал еще раз, будучи в Израиле, будучи на палестинских территориях и на еврейских территориях. Это и задача, опять же, та же миссионерская, о которой я говорил. Это задача обустройства наших многотысячных, а подчас уже и многомиллионных туристов, которые с удовольствием сегодня ездят на Святые земли. А те земли, которые когда-то частично принадлежали моей стране, находятся в самых исторических, самых древних, самых потрясающих, если угодно, землях, особенно древнего Иерусалима, да и в Иерихоне тоже. И то, что сегодня я ездил с письмом к президенту Ольмерту (это уже второе послание нашего президента), я увидел стремление израильской стороны идти нам навстречу. Я сейчас не буду говорить о каких-то результатах, но то, что мы сдвинулись с мертвой точки, и то, что эта "апельсиновая трагедия", когда Никита Сергеевич 22 объекта продал за несколько контейнеров апельсинов, за 3,5 миллиона долларов, мы потеряли там 22 крупнейших объекта. Мы сегодня это будем возвращать не только за счет бюджета, но и за счет спонсоров, которые есть и в нашей стране, есть и в Израиле, я, кстати, с ними тоже там встречался.

Оганесян: Кстати, можно задать вопрос на эту тему? Вот сейчас произошло объединение двух церквей. "Русская свеча" на Елеоне вернулась, теперь известно, это связано с Сергеем Александровичем, с Елизаветой Федоровной, которая там погребена. Это и Гефсиманский скит, и изумительной красоты церковь. Теперь и Россия тоже может помогать, да?

Степашин: Не только тоже помогать, мы будем работать вместе. Кстати, я в эти выходные дни побывал там, куда раньше нас особо и не пускали. А коль вопрос задал наш немецкий друг, я позволю себе так сказать. Господин Герман Краузе, я совсем недавно встречался с архиепископом Марком. Он работает в Германии, как вы знаете, и представляет в Палестине (представлял, теперь уже Единая церковь, я надеюсь) Зарубежную и Православную церковь, мы с ним оговорили все вопросы нашего взаимодействия. Сегодня этот серьезный конфликт, который мешал продвижению нашей Православной церкви и нашего государства туда, тоже снят, как и снята тема некоторых проходимцев, которые там прикрывались этим нашим конфликтом. Что касается Израиля и арабского Востока, вы знаете, даже наше Общество в какой-то степени, хотя это не политическое Общество, и мы политикой заниматься напрямую не собираемся, может сыграть здесь свою роль с точки зрения налаживания гуманитарных человеческих контактов между жителями, живущими на этой земле, независимо от их вероисповедания и национальности. Поэтому эту миссию мы можем выполнять. Что касается России, то Россия вернулась. И Россия вернулась полноценным коспонсором. Если после распада Союза на нас особенно никто не обращал внимания - одних мы бросили, другие считали, что мы слабы, а третьи считали, что мы вообще никому не нужны, было такое дело, вчера достаточно ярко об этом сказал президент, если вы слышали его выступление, - так вот, сегодня Россия - реальный коспонсор, и сегодня голос России, ее МИДа, ее президента там востребованы. Последняя встреча нашего президента с господином Ольмертом, премьер-министром, его контакты с представителями Ливана, Сирии, с руководителями Палестины, с господином Аббасом (я тоже был на этой встрече), говорят о том, что позиция России здесь чрезвычайно важна. Я не буду говорить о планах, это государственный вопрос. Здесь на самом деле я просто теперь уже как руководитель Императорского Палестинского Православного Общества скажу: люди, живущие там, на этой земле, так Бог повелел, они будут жить там вместе. И поэтому задача сегодня - решить вопросы совместного проживания с учетом того, что там есть и будут разные государства, и с учетом того, что терроризм, в том числе ХАМАС, который, действительно, серьезно подорвал переговорный процесс сегодня, - это не выход из положения. Пушки не всегда и все могут решить. Кстати, может быть, я впервые об этом скажу открыто, мой коллега Миха Линдерштраус, главный контролер и, одновременно, омбудсмен Израиля, провел очень жесткую и серьезную проверку всего, что произошло вокруг ливанских событий той самой войны: и действия военных, и бездействия военных, и действия, в том числе, правительства в части, касающейся военной составляющей, и сделал очень жесткий нелицеприятный вывод, причем, сделал он это достаточно публично. Вы знаете, я впервые услышал, чтобы внутри страны вокруг этой темы велась не то, что полемика, - подверглась жесткой критике ныне действующая исполнительная власть.

Оганесян: Сергей Вадимович, раз уж мы заговорили о ситуации на Ближнем Востоке, сегодня ни одна сторона, которая будет участвовать в грядущей мирной конференции в Аннаполисе, не заинтересована в раскачивании лодки. Прошел тот период, когда Ближний Восток рассматривался как место для испытания своих сил и своего рода "политический ринг".

Степашин: Да, особенно после Ирака.

Оганесян: Особенно после Ирака, да. Но вот ваш прогноз, или ваши размышления по поводу успеха, неуспеха, возможных компромиссов на этой конференции, ваши впечатления. Потому что позиции сторон достаточно, тем не менее, разнятся в ожиданиях, хотя все хотят мира, все хотят урегулирования, в принципе, достигнута договоренность, что быть Палестинскому государству. Но подходы разные. И все-таки, если можно, ваш прогноз.

Степашин: Нет, прогнозами я заниматься не буду. Я уже один раз ошибся, говоря о футбольном матче.

Оганесян: Хорошо, принимается, не будем. Пожелания тогда.

Степашин: Пускай этим лучше занимается МИД. Я могу сказать о своих ощущениях по возвращении из Палестины и из Израиля. Я встречался с премьер-министром Палестины и одновременно встречался с вице-премьером Израиля, которому и передал письмо. И там, и там, увидев и услышав, почувствовав желание и понимание необходимости решения этой проблемы, я не увидел и не почувствовал горячего оптимизма по поводу возможных результатов этой конференции. Вот, собственно говоря, это мои наблюдения.

Оганесян: Понятно, спасибо. Это очень интересно. Но пойдемте дальше.

"Здравствуйте, господин Степашин. Меня зовут Сонита, я из Англии, банковская служащая. С интересом слежу за информацией о реформе банковской системы в России и за изменениями правил деятельности иностранных банков. Мне известно, что, как руководитель Счетной палаты, вы не раз подчеркивали необходимость декриминализации банковской системы. Объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду, и что можно сделать, чтобы очистить банки от криминала?"

Степашин: Спасибо за вопрос и внимание. Счетная палата имеет опосредованное отношение к деятельности банковской системы. Мы просто проверяем деятельность тех банков, где есть бюджетные средства, в основном, госпакеты. Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Банк России и ряд других банков. Первое, что я хочу сказать в качестве диагноза, - конечно, того, что было у нас в 1998-99 годах, а мне как премьер-министру в 1999 году досталось то наследство банковское, когда, по сути дела, кроме Банка России все остальные просто разрушились и обманули своих сограждан (тогда, в самом деле, рухнула банковская система - кровеносная система всей страны), сегодня совершенно очевидно, что этого в моей стране уже не будет. Банковская система в России не рухнет. Произошли серьезные укрупнения наших банков, и эта тенденция продолжается. Хорошо ли это, плохо? Одни считают - да, другие - нет. Но когда серьезный государственный банк с частным капиталом занимается серьезными инвестиционными проектами, в том числе, вопросами ипотечного кредитования, ЖКХ и так далее, куда поворачивает сегодня Сбербанк, Внешторгбанк, когда ВЭБ становится банком развития и работает на серьезные проекты, мы, конечно, начинаем заниматься планированием - это говорит о том, что банковская система выздоравливает. Что касается криминализации, то здесь путей несколько. Во-первых, совершенно очевидно, что в банке должны работать люди профессиональные, честные, некоррупционные, тем более зарплата, поверьте мне, даже в государственных банковских институтах не мала, грех жаловаться на жизнь. Второе - это, конечно, выдача лицензий. И здесь Банк России должен занимать более жесткую позицию, мне представляется, из того, что я сейчас понимаю, в части, касающейся контроля в целом за деятельностью, в том числе, коммерческих банков. Это второй путь, чтобы не произошло того, что произошло с убийством одного из его руководителей, как вы знаете, господина Козлова. Ну, а что касается сегодняшней ситуации, то нас в моей стране, и меня лично волнует больше вопрос не криминализации банков, а их ликвидности. Сейчас очень сложная ситуация в этом плане сложилась в мире, вы знаете. Это касается и Европы, и Соединенных Штатов Америки, и России. Мы завязаны глобально. Поэтому вот здесь от таланта, я не боюсь этого слова, и серьезной, в том числе, и оперативной работы, в первую очередь, Банка России, зависит очень много в нашей стране, чтобы, не дай Бог, не повторить кризисных явлений 1998 года. Не кризиса, а кризисных явлений.

Оганесян: Тем более, надо следить и за другими факторами: инфляцией, курсом доллара.

Степашин: Совершенно верно. Насчет инфляции, вы знаете, мы не выдержали своих обязательств. Она будет выше, порядка 11 процентов, дай Бог, как говорят в таких случаях. Это касается долларовой политики в целом, не только курса доллара, а долларовой политики, долларизации нашей экономики в целом. Это тоже проблема, одна из важнейших в моей стране сегодня.

Оганесян: Сергей Вадимович, естественно, что мы не будем сегодня беседовать только в узком коридоре вашей сегодняшней официальной должности, вы много должностей испробовали, вы были премьер-министром страны, стояли во главе экономики и социальной политики страны, и так далее. Вот банк и человек, такой вопрос. Банк и юридическое лицо, как вы считаете, вот мы сейчас опасаемся, что с присоединением к ВТО наша банковская система может быть размыта. Все-таки было достаточно времени, как вы считаете, вот этот баланс, пусть искусственно звучащий, банк - юридическое лицо, банк - человек, он у нас выдерживается? Не мало ли у нас банковских услуг для физических лиц и населения? Посмотрите, вот я смотрю, как "Сити банк" у нас развивается, он ведь в основном с физическими лицами... Ведь это говорит о том, что... На любом углу сейчас "Сити банк", "Сити банк". Ведь это говорит о том, что все-таки какая-то недовостребованность есть в услугах на этой линии - банк и человек. Или я, может быть, рассуждаю по-дилетантски, не прав, и это нормально, и хорошо, что конкурентно. Но все-таки?

Степашин: Смотря, где, во-первых. Лицом к юридическим стал поворачиваться и "Сбер". Я думаю, дальше эта тенденция будет. Я рассчитываю на "Внешторгбанк" в этой ситуации. Но Банк России, вы знаете, это специфическая организация в нашей стране. Насколько я знаю по географии, я бываю, и очень часто, во многих регионах страны, очень неплохо работают многие региональные структуры. И филиалы банков, и собственно региональные банки, поверьте мне. Проблема-то, может быть, на самом деле, одна, и она очень большая - это ставка рефинансирования, потому что под 7, 8, под 11, 12 процентов. Ну, 7-8 - это исключение. 11,12, 14 процентов. Конечно, не каждый обратится. Это - первое. И второе. Банки-то здесь ни при чем. Ведь за серьезным кредитом может обратиться состоятельный человек. Поэтому от качества жизни, от количества состоятельных людей, от количества людей, которых мы называем средним классом, будет зависеть и устойчивость банковской системы. Это все взаимосвязано. Хотя, вы знаете, американцы на этом, я имею в виду Соединенные Штаты Америки, ведь на этом серьезно обожглись. Ведь там огромный невозврат кредитов по ипотеке.

Оганесян: По ипотеке, да.

Степашин: И это серьезно ударило по банковской системе, по экономике страны. Это ведь Соединенные Штаты Америки.

Оганесян: Да, собаку съели.

Степашин: Здесь нам тоже нужно быть предельно аккуратными, в этой связи.

Оганесян: Хотя интересно, что пока наш человек, берущий кредит, он достаточно честный. Процент возврата пока даже превышает аналогичную статистику в других странах.

Степашин: Да, но, тем не менее, тема невозврата, она тоже существует. Она тоже существует. Но у нас ведь, чтобы получить банковский кредит...

Оганесян: Надо маленький допрос пройти, да?

Степашин: Большой.

Оганесян: Сергей Вадимович, есть, конечно, вопросы непосредственно, как говорится, в лоб на тему работы Счетной палаты. Жан-Мари Готье из Франции: "Уменьшается ли число финансовых нарушений в России, выявляемых вашим ведомством?" Счетная палата - не ведомство, но это цитата. "И не могли бы вы привести цифры по годам?"

Степашин: Могу сказать о тенденции, могу привести несколько цифр. Значит, если брать точку отсчета, скажем, с начала существования органа, которым я руковожу, скажем, берем 2000 год, цифра, связанная с нецелевым использованием бюджетных средств, составляла порядка 10-15 миллиардов рублей. Это только нецелевое использование бюджетных средств, что в последующем требовало и уголовного преследования по соответствующей статье УК. По нашей инициативе она была принята Госдумой. Сейчас эта цифра порядка одного-двух миллиардов. То есть тенденция, мы видим с вами...

Оганесян: Явная, да.

Степашин: Тут и работа казначейства, которому скоро будет 15 лет...

Оганесян: А проверок больше стало по количеству?

Степашин: Нет, у нас одинаково примерно...

Оганесян: Но и не меньше?

Степашин: Не меньше, да.

Оганесян: То есть это сумма примерно относительно того уровня...

Степашин: Так что эта тенденция изменилась. А что касается в целом нарушений финансовых схем, просто могу привести несколько цифр, если угодно, по годам. В 2005 году мы выявили нарушений на сумму в 122 миллиарда рублей, в 2006 году - 82, в этом за десять месяцев - 120. То есть примерено цифра где-то одинаковая. Вот что касается нецелевого, то здесь получается где-то полтора, два, полтора по годам - 2005-й, 2006-й, 2007 годы. Примерно одинаково, но характер несколько иной. Если раньше, скажем, мы говорили о прямом хищении бюджетных средств, были громкие уголовные дела, вы помните, в Министерстве путей сообщения, по Федеральному агентству медицинского страхования совсем еще недавно. И сегодня случаются проблемы, в том числе, и в Минфине, последнее задержание. Но сегодня мы больше беспокоимся об эффективности использования бюджетных средств, о том, чтобы они были потрачены по назначению и дали соответствующий эффект. И сегодня, с переходом на системное планирование нашей экономики, на переход к концернам, это ведь новая форма, которая появляется, - Сочи, Владивосток, Якутия, конечно, будут требовать совершенно иных подходов и в нашей сегодняшней работе.

Оганесян: Сергей Вадимович, следующий вопрос, пожалуйста.

"Здравствуйте. Яна Соколова из Калуги. У меня вопрос к господину Степашину. Я знаю, что в ноябре было подписано соглашение о сотрудничестве между нашей Счетной палатой Российской Федерации и Главным контрольным управлением США. Не могли бы вы прокомментировать содержание и значение этого документа?"

Степашин: Спасибо, очень приятно, что в Калуге знают о подписанном документе, очень приятно. Кстати, город, тоже требующий очень серьезных бюджетных вливаний и помощи.

Оганесян: Транспорт, дороги?

Степашин: Да, конечно, все в целом. Конечно, хотелось бы здесь посмотреть внимательно. Что касается соглашения. Это первое соглашение, которое подписали американцы вообще. Они не подписывали его еще ни с кем. И они создали прецедент. Дэвид Уокер, это главный контролер США, вот решил подписать его именно со мной, с руководителем Счетной палаты России. Второе, к этому соглашению кроме общих позиций - обмен опытом, проведение совместных семинаров, что немаловажно, совместное изучение и подготовка кадров - мы подготовили программу, состоящую из нескольких позиций, по которым мы готовы и будем проводить совместные мероприятия. Первая тема, она уже сегодня есть, - это уничтожение остатков химического, ядерного и иного оружия массового поражения, под которую США и ряд стран выделили достаточно большие средства. Кстати, завтра мы проводим как раз коллегию по одной из этих тем, и я уже готов написать Дэвиду Уокеру письмо, сказать ему о том, что мы свои обязательства выполняем, в том числе, обозначенные в Петербурге на "большой восьмерке" нашим президентом, но идет недофинансирование с той стороны. Интересная тема, которую предложили сами американцы, - это все, что касается образования: финансирования образования, подготовки кадров, обмена кадрами, чтобы посмотреть эти темы, и так далее. То есть это те задачи, которые мы будем решать вместе с американскими коллегами. Я абсолютно убежден, что будут возникать и другие, в том числе, по вопросам военно-технического сотрудничества, по вопросам таможенной политики, по вопросам демпинга и антидемпинга. Мы пока не включили их в план, это просто я вынашиваю свои возможные предложения для последующей работы. Мне проще, мы свой план утверждаем сами. Дэвиду его надо согласовывать и с госдепом, эти программы, несмотря на то, что вроде независимая организация.

Оганесян: С Конгрессом, наверное?

Степашин: С Конгрессом Соединенных Штатов Америки. Поэтому мы готовим тоже сейчас ряд своих интересных предложений, по которым могли бы работать с США. Но то, что сегодня мы, два органа не политизированных, пошли на такого рода контакт, мне представляется важным.

Оганесян: Интересно. Еще аналогичный вопрос, пожалуйста.

"Добрый день, это Филип Корнье, журналист, Франция. Господин Степашин, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете итоги 19 конгресса Международной организации высших органов финансового контроля, который недавно прошел в Мексике? И второй вопрос. Россия является членом многих международных организаций финансового мониторинга, каким образом осуществляется это сотрудничество, прежде всего, со странами СНГ?"

Степашин: Спасибо, опять же, за то, что этот вопрос прозвучал из Франции. Опять же, очень приятно, что за нами наблюдают так объективно, по-хорошему. Итоги лично для страны весьма интересны. Я уже говорил о подписанном соглашении, мы его подписали с Дэвидом Уокером в Мексике. Во-вторых, Россия впервые вошла в руководство ИНТОСАЙ. ИНТОСАЙ - это организация, объединяющая высшие органы финконтроля, это 188 стран мира. Так вот, впервые моя страна вошла в управляющий совет. От Европы туда были делегированы, единогласно за нас проголосовали, две страны, от Европы - это Великобритания и Россия. Кроме того, России было предложено возглавить основные институты этой организации - Рабочую группу, постоянно действующую, в частности, мне как председателю Счетной палаты, по выработке индикаторов развития, если коротко. В эту группу вошло порядка 25 стран, в том числе Штаты, Германия, Израиль, Швеция, прибалтийские страны. Мы должны будем разработать индикаторы развития, по которым мы могли бы оценивать деятельность наших правительств с точки зрения эффективной экономической и бюджетной политики. Очень любопытная работа. Я думаю, что сейчас многие исполнительные органы власти поднапрягутся по этой части и скажут, куда вы снова лезете не в свое дело? Вы сводите дебит с кредитом и считайте целевку и нецелевку. Вот таким образом сегодня ИНТОСАЙ пошли намного дальше - это аудит и эффективность, к аудиту стратегических, экономических проектов стран, и это нас объединяет. И что касается СНГ, то шесть лет назад была создана организация высших органов финансового контроля Содружества Независимых Государств. Мы в Мексике еще раз собрались все, кто туда приехал, и сказали о том, что мы продолжаем нашу работу. Следующий конгресс у нас будет проходить непосредственно в Москве осенью следующего года. Очень надеюсь, что потерь не будет. Более того, я должен сказать, что очень приятно, что с нами очень активно сотрудничают прибалтийские страны - Литва, Латвия и Эстония. В частности, только на следующей неделе я вылетаю в Латвию, где мы проводим совместную коллегию с латышскими коллегами, и тема, знаете, какая? Вот вкладываются бюджетные средства в наши таможенные и пограничные службы.

Оганесян: Есть вопрос, Сергей Вадимович. Есть вопрос слушателя, подождите.

Степашин: Хорошо. Поэтому в таком плане мы работаем и с нашими коллегами из СНГ. Здесь у нас проблем взаимодействия, взаимоотношений в совместной работе практически нет, да и говорим мы на одном языке.

Оганесян: Это, наверное, действительно, уникальная сфера, где мы находим общий язык даже с представителями силовых структур таких стран, с которыми у нас, так скажем, не очень в плане общей дипломатии.

Степашин: С Грузией, скажем.

Оганесян: С Латвией тоже не все у нас гладко во внешнеполитическом плане.

Степашин: Сейчас получше.

Оганесян: Сейчас получше, после подписания, конечно, соглашения о границах. Кстати, мы к ситуации на этой границе вернемся. Сейчас еще один вопрос слушателя.

"Меня зовут Олег Евсеев. Я из Москвы, специализируюсь в области финансов и всегда с удовольствием слушаю вашу передачу на "Голосе России". Уважаемый Сергей Вадимович, здравствуйте. Вы все знаете, что финансовые ресурсы России сейчас стремительно растут, растет количество финансируемых проектов. Будьте любезны, скажите, пожалуйста, в какой степени Счетная палата подключена к финансовому мониторингу по осуществлению этих начинаний и планов? И еще, какие проблемы в связи с этим возникают? Как они решаются? Благодарю вас".

Степашин: Спасибо за вопрос. Подключена непосредственно Счетная палата, мы действуем на основании Конституции, Основного закона и закона о Счетной палате. Там, где есть хоть одна бюджетная копейка и наша государственная собственность, мы обязаны ее проверять. Но, с учетом создания вот этих концернов, кое-где возникли настроения, изложенные некоторыми журналистами: мол, сейчас эти концерны приобретут новую форму собственности, забрав государственные деньги и средства, и туда уже никого не пустят. Докладываю, что этого нет и не будет. Во-первых, есть прямое поручение главы государства, я уже не говорю о законе. Во-вторых, только совсем недавно мой заместитель Александр Семиколенных был назначен, если так можно сказать, главным ревизором оргкомитета по подготовке к Олимпиаде, который возглавляет сегодня Александр Жуков. Другой аудитор Михаил Бесхмельницын - примерно в таком же качестве в структуре, которую возглавляет Дмитрий Козак, он будет отслеживать деньги, которые пойдут и на сочинский проект, и на Владивосток, будет выступать тоже в качестве главного аудитора, естественно, со структурой Счетной палаты Российской Федерации. То есть, с точки зрения контроля, проблем нет. Есть проблема одна на самом деле: впервые огромные бюджетные и внебюджетные средства за короткий промежуток времени должны сработать в моей стране. И вот здесь уже ответ нам всем. Ответ, который ждет страна, и импульс, который задал президент Владимир Путин: а насколько вообще мы все эффективны? Насколько мы можем не только знать, своровал, не своровал - на сегодня это слишком просто. А насколько мы можем построить качественно, на многие века, насколько мы под это можем создать инфраструктуру, новые рабочие места, новые рабочие профессии и сделать новую страну, если угодно. Вот на что нацелены эти национальные проекты.

Оганесян: Спасибо, Сергей Вадимович. Наверное, последний вопрос от слушателей как раз на ту тему, извините, что я вас тогда прервал, просто знал, что такой вопрос есть. Пожалуйста.

"Здравствуйте. Я Елена из Калининграда. Господин Степашин, у меня к вам вопрос. Я читала, что 28 ноября вы будете в Риге для совместного оглашения результатов ревизии пограничного хозяйства. У меня вопрос такой. Существует ли, по-вашему, критерий оценки финансовых вложений в это хозяйство? И что в этой связи можно сказать о периодически возникающих автомобильных пробках на границе с Латвией? Спасибо вам большое".

Степашин: Спасибо и вам большое за то, что слышали об этом мероприятии. Вы сами и ответили на этот вопрос. На самом деле, критерий эффективности вложения средств в наши пограничные, таможенные, миграционные и иные службы, которые завязаны непосредственно на миграции, перемещении наших сограждан - это ваше отношение к ним и ваша возможность по-человечески, спокойно, без взяток, без унижения, с достоинством пересекать эти границы. Вот это главная цель, которую мы поставили перед собой с нашими латышскими коллегами, и я искренне признателен Ингуне, сегодня у нее, кстати, день рождения, моей коллеге, она женщина, в Латвии. Кстати, она даже там судится со своими некоторыми министрами, потому что она очень жестко их раскритиковала по ряду позиций, особенно из-за пробок, которые возникают с обеих сторон. И на эти вопросы мы ответим. Более того, мы заготовили наши предложения и письма и нашим руководителям, и нашим правительствам. Ну, и серьезные представления, которые нужно выполнять и за которые нужно отвечать соответствующим службам. Посмотрим, насколько мы сможем помочь реально. Я надеюсь, что это будет так. Спасибо за вопрос".

Оганесян: Спасибо. Сергей Вадимович, один последний вопрос от меня, достаточно традиционный. Остался месяц практически до Нового года. Как вы видите и вашу структуру, Счетную палату, что нового, может быть, будет, либо уже знаете, что будет в работе Счетной палаты, или что новое вы хотели бы привнести в работу Счетной палаты? Ну, и какой хотели бы видеть страну?

Степашин: Во-первых, у нас до выборов осталось чуть меньше, а потом уже до Нового года.

Оганесян: Я надеюсь, выборами не кончится наше существование.

Степашин: Нет, я думаю, нет, конечно, это я просто этапы важности...для нашей страны, для всех для нас. Все-таки голосовать, наверное, мы все пойдем.

Оганесян: Мы всех призываем.

Степашин: Путин как-то оживил все выборное поле, оно приобрело совершенно иной формат.

Оганесян: Несомненно.

Степашин: Я такое вспоминал только при Ельцине в 89-м году, так что, если аналогию проводить, несколько иного порядка, правда, и с иным фоном. Что касается Счетной палаты, что бы нам хотелось? Мы уже начали это делать. Знаете, у нас были проблемы. У нас были проблемы, на которые мы вышли сами вместе с Федеральной службой безопасности, мы вынуждены были принимать очень жесткие меры к ряду наших сотрудников, которые находятся в местах лишения свободы, хотя можно было без этого, как говорят, обойтись, но я считаю, что такие ведомства, как Счетная палата, правоохранительные органы должны быть вне подозрений, и там должны работать только честные, чистоплотные люди. Поэтому мы усилили внутриревизионную службу. Мы теперь перепроверяем наших контролеров. Мы более активно ездим на места и смотрим, беседуем с теми, кого мы проверяем.

Оганесян: Как бы внутренняя служба вашей безопасности?

Степашин: Мы меняем методику выбора объектов, хватит мелкотемьем заниматься. Для этого есть Росфиннадзор и Казначейство. Мы берем крупные проекты, о которых я сказал. Мы изменили некоторые направления деятельности. Укрепилась палата. К нам прибавили достаточно большое количество, ну, недостаточно, все-таки приличное количество людей с тем, чтобы мы могли смотреть, как реализуются бюджеты уже на местах. Это обязанность сегодня вменяется и нам. Что касается контрольной деятельности, на этом я завершу, мы договорились с контрольным управлением президента, с моим другом Александром Бегловым, с которым мы работаем плотно и давно вместе, о том, чтобы создать и некую систему контрольной деятельности в стране. У нас 33 проверяющих органа...

Оганесян: В целом по стране. Как говорится, на двух работающих...

Степашин: Да нет, я вполне серьезно. Я вроде - контролер, должен о другом говорить, давайте мы еще прибавим контролеров на душу населения на квадратный миллиметр площади живущего этого бедолагу там, проверяемого объекта. Мы все-таки договорились о том, чтобы в этом году, в следующем году мы создаем систему, то есть мы смотрим кто, куда, зачем, с чем ходит и что от этого есть. Докладываем президенту. И все-таки, видимо, выйдем на создание совета при президенте по контрольной деятельности с тем, чтобы ее каким-то образом систематизировать, сделать внятной, понятной, объективной и не злобной по отношению к проверяемому лицу, но, в то же время, тот, кто нарушает, должен отвечать. А что касается страны? Ну, я не вижу каких-то серьезных политических катаклизмов, которые нас ждут. Все, конечно, в ожидании 2 марта, ожидании, за кого мы будем голосовать, как это ни странно звучит, и конечно бы, очень хотелось, чтобы то, что было сделано за последние несколько лет...Я в политике с 90-го года, мне пришлось прожить все. Эти страшные события 1991 года, 1993-го, война в Чечне, выборы 1996 года, не дай Бог, нам еще таких выборов. Помните, да?

Оганесян: Да.

Степашин: И 1999-й, тот же Дагестан. Сегодня созданы, конечно, серьезнейшие условия для движения вперед. Я не буду говорить о том, что мы должны реализовать тот или иной план. Совершенно очевидно, кто за этим стоит, какая роль в этом главы государства сегодняшнего Владимира Путина. Но очень важно, чтобы эта стабильность была не только на уровне одного лица или одной команды, а на уровне всей страны, всех регионов нашей страны. Сегодня, похоже, мы подобъединяемся. Второе - это, конечно, уважение к человеку через то, чтобы все-таки наш чиновничий аппарат усек, понял, если не поймет, то, я думаю, ему будет очень несладко в следующем историческом периоде, что не люди для него, а он для людей, и хватит измываться, особенно на мелком и среднем уровне, над нашими людьми. В том числе и теми, кто занимается бизнесом, кто получает или не получает пенсию, кто обращается к тебе, к власти даже не за помощью, а за тем, чтобы ты выполнил свой долг. Ну, и конечно, это качество жизни населения. Пока еще, давайте говорить откровенно, при всех громких серьезных цифрах наших экономических успехов, они объективны. Как председатель Счетной палаты говорю - они действительно объективны, все эти показатели. Но качество жизни пока еще, давайте согласимся, оставляет желать лучшего, особенно для наших пожилых людей, которым мы обязаны вернуть наш долг, по крайней мере, мое поколение - это уже сто процентов.

Оганесян: Спасибо, Сергей Вадимович. Спасибо за ваши ответы. Всего доброго, до новых встреч.

23.11.2007
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=50762&p=23.11.2007

Док. 470358
Перв. публик.: 23.11.07
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 89

  • Оганесян Армен Гарникович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``