В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Армен Оганесян: гость нашей студии- Нарышкин Сергей Евгеньевич, заместитель председателя правительства Российской Федерации, руководитель аппарата правительства Российской Федерации Назад
Армен Оганесян: гость нашей студии- Нарышкин Сергей Евгеньевич, заместитель председателя правительства Российской Федерации, руководитель аппарата правительства Российской Федерации
Ведущий- Армен Оганесян.

Добрый день. Я приветствую радиослушателей радиокомпании "Голос России" и телезрителей телеканала "Звезда". С наступающим вас Новым годом! Когда завершается один год и наступает другой, то естественно, подводить итоги, заглядывать в будущее, оценивать то, что сделано. Сегодня мы это с вами попытаемся сделать даже в масштабах страны.
Итак, сегодняшний наш гость заместитель председателя правительства Российской Федерации, руководитель аппарата правительства Российской Федерации Нарышкин Сергей Евгеньевич.

Добрый день, здравствуйте.

Сергей Евгеньевич, я очень громогласно такую программу объявил, но начало будет более камерное.

Все-таки к итогам года хотелось подойти в вашей личной оценке, конечно, в том качестве, в котором вы работали. Но мы не будем сейчас подводить итоги, я имею в виду, итоги работы правительства. Есть масса желающих: и пресса, и телевидение, и радио. У нас все-таки персональная программа. Как вы лично для себя оцениваете итоги? Что, вы считаете, удалось, а что, может быть, еще требует усилий, что не удалось?

Нарышкин: До Нового года осталось немного, поэтому можно использовать атрибуты новогоднего праздника. Год уходящий, 2007-й, проходил у нас под знаком очень симпатичного, умного и плодовитого животного, Год свиньи. Мне кажется, что и год такой получился достаточно добрый, достаточно умный.

Оганесян: И главное, свинью не подложили? Не удалось подложить?

Нарышкин: Достаточно результативный, для страны, для российских регионов. Год, наполненный большими политическими событиями: состоявшимися выборами в Государственную думу. Поэтому, мне думается, что мы имеем право дать такую положительную оценку и подвести в целом позитивные итоги этого года.

Оганесян: Если говорить о вашей деятельности, что вы оцениваете как несомненную удачу этого года?

Нарышкин: Ну, я бы хотел сказать, что в этом году правительство России работало системно, работало по плану, и большинство из тех задач, которые для себя правительство ставило, оно выполнило.

Оганесян: И, в общем, даже эта смена не сбавила темпов и динамики.

Нарышкин: Смена правительства прошла очень мягко. Я хочу напомнить, что правительство, будучи в отставке, по плану провело два своих заседания и очень плавно передало полномочия новому правительству, которое персонально не слишком изменилось, поэтому сохранило свою преемственность и в персоналиях, а тем более в делах.
Оганесян: Сергей Евгеньевич, мы еще вернемся. У нас как раз есть вопрос слушателя о правительстве и о его работе и об изменениях в правительстве. Сейчас первый вопрос нашего радиослушателя. Пожалуйста.

Здравствуйте, Сергей Евгеньевич. Вас беспокоит экономист из Москвы. Меня зовут Марьяна Белоусова. Я недавно читала, что вы являетесь специальным представителем президента России по вопросам сотрудничества со странами СНГ, а также возглавляете и интеграционный комитет ЕврАзЭС. Скажите, пожалуйста, а не планируется ли объединение этих двух, на мой взгляд, похожих организаций в нечто единое? Спасибо большое.

Нарышкин: Здравствуйте, Марьяна. Спасибо вам за вопрос, за хороший вопрос. Хорошо, что вас интересуют процессы политические, экономические, которые происходят на пространстве СНГ. На самом деле СНГ и ЕврАзЭС - это две самостоятельные международные организации. Что такое СНГ, вам хорошо известно. ЕврАзЭС создан и в 2000-м году, объединяет шесть стран, которые одновременно входят и в СНГ. На мой взгляд, объединять эти две международные организации не надо, смысла в этом нет. СНГ - это более широкая площадка для сотрудничества государств, входящих в это сообщество, сотрудничество многопрофильное, многоплановое, и экономическое и политическое сотрудничество в таких сферах, как борьба с преступностью, с новыми угрозами. Что касается ЕврАзЭС, то акцент в рамках Евразийского экономического сообщества сделан, конечно, на развитии экономики. И СНГ, и ЕврАзЭС сейчас переживают очень активный период своего развития. Может быть, вы знаете, что в начале октября в Душанбе состоялся саммит и СНГ и ЕврАзЭС. На саммите СНГ главы государств, входящих в сообщество, подписали очень важный документ, который называется "Концепция дальнейшего развития СНГ" и план действий по реализации этой концепции. Основная цель, которая провозглашена в этом документе, - это формирование интеграционного политического и экономического объединения заинтересованных государств. Эта фраза о многом говорит. Ну, вы понимаете, что под такими документами, которые подписывают главы государств, выверяются не только каждая фраза, но и каждое слово, каждая буква.

Оганесян: И запятая.

Нарышкин: И запятая. Так вот эта фраза говорит о стремлении государств, входящих в ЕврАзЭС, к дальнейшей политической и экономической интеграции. Это очень важно. Что касается ЕврАзЭС, то и ЕврАзЭС сейчас переживает период своего активного развития. В рамках ЕврАзЭС идет работа над очень серьезным проектом, проектом создания Таможенного союза.

Оганесян: Вы меня как бы опередили.

Нарышкин: Прошу прощение.

Оганесян: Между прочим, в прошлый раз мы обсуждали с вами, что это готовится. Сейчас это уже созрело, это такой зрелый ребенок.

Нарышкин: Да, и на саммите ЕврАзЭС, который прошел, повторяю, там же, в Душанбе в начале октября, главами государств подписаны первые четыре очень важных документа президентского уровня, которые дают хороший старт вот этому большому проекту создания Таможенного союза, и подписан документ, который называется "План действий", рассчитанный на 3 года и состоящий из большого количества позиций, мероприятий, выполнение которых и будет означать через 3 года создание Таможенного союза вначале трех государств - России, Казахстана и Белоруссии, но он будет открыт и для трех других государств, входящих в ЕврАзЭС, для Киргизии ...

Оганесян: То есть двери открыты? Ну, вот мы как раз начинаем выполнять свои обещания и немножко заглядываем в будущее. Вы, конечно, помните известное высказывание о том, что СНГ было такой инструмент для цивилизованного развода. Вот некоторые стали говорить о том, что, подводится черта, вот как запятая - "казнить нельзя, помиловать" или наоборот. На самом деле это был определенный этап. Это действительно так, потому что надо было обрести странам эту суверенность. Но сегодня, вы, в целом оценивая ситуацию в СНГ, даже судя по тому, что вы говорите, очевидно, что СНГ постепенно обретает второе дыхание. Это в основном что? В основном - экономика?

Нарышкин: В документе, о котором я говорил уже, о "Концепции", обозначены в качестве главной цели СНГ - это экономическое сотрудничество. И здесь, прежде всего, имеется в виду завершение формирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ. Зона свободной торговли существует, но она сформирована на уровне, так сказать, двусторонних отношений между странами, входящими в СНГ. Она сформирована все-таки с изъятиями и ограничениями. Их достаточно много. СНГ сейчас ставит своей целью сформировать зону свободной торговли без изъятий и ограничений. И в плане экономического сотрудничества, конечно, очень широкий круг приоритетов - это и транспорт, создание интермодальных транспортных коридоров, это оптимальное использование энергоресурсов, находящихся на территории сообщества, это и формирование общих сельскохозяйственных рынков и так далее, и так далее. И формирование достаточно эффективной тарифной политики - и в области транспорта, и в области энергетики и так далее. Ну, конечно, экономикой не ограничивается сотрудничество в рамках СНГ, поскольку, повторяю, СНГ - это многоплановая организация. Акцент делается и на сотрудничестве в политической сфере, и в гуманитарной и в сфере борьбы с преступностью, наркотрафиком, терроризмом и так далее.

Оганесян: Спасибо. Почему так остановились подробно на СНГ, потому что у нас очень много слушателей, которые нас слышат и слушают уже несколько лет в странах СНГ. Ну, а сейчас вопрос из другого региона. Хотя тоже близко к границам Евразии.

Пожалуйста, вопрос.

Здравствуйте, господин Нарышкин. Это Филипп Янкович, журналист из Белграда. В конце ноября Евросоюз одобрил строительство газопровода по дну Каспийского моря в обход территории России и без её участия в проекте "Набукко". Каково ваше отношение к этому проекту и считаете ли вы, что его реализация может серьезно подорвать позиции России среди экспортеров энергетических ресурсов?

Нарышкин: Спасибо за хороший вопрос. Строительство любой транспортной системы, в том числе газотранспортной, нефтепроводной. Это, конечно, большой экономический проект и к каждому такому проекту нужно подходить с экономической точки зрения, строго считая все плюсы и минусы того или иного проекта. Если говорить о проекте, о котором вы только что упомянули, конечно, нужно взвесить интересы стран, добывающих нефть, а вы сейчас имели в виду такие страны, как Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан, и интересы стран, куда соответствующие энергоносители планируются к транспортировке. На мой взгляд, газотранспортные, есть транспортные маршруты, проходящие через территорию Российской Федерации, и транспортирующие энергоносители, добываемые в странах Центральной Азии, в Азербайджане, эти маршруты более конкурентоспособны по сравнению с тем, о котором вы говорили. Это одно обстоятельство. Второе обстоятельство состоит в том, что предполагаемые вами маршруты должны проходить в том числе и по дну Каспийского моря. У Российской Федерации очень осторожное отношение к этому обстоятельству, потому что надо иметь в виду, что Каспийское море - это замкнутая система. Любой, даже небольшой экологический инцидент породит большое количество проблемных вопросов внутри, повторяю, такой замкнутой системы. Ну, и кроме того, если говорить об экономических интересах добывающих стран, а именно Азербайджана, ведь предполагаемые вами нитки должны пройти по территории этой страны, то я хотел бы напомнить, что эта страна уже построила и газопровод, и нефтепровод. По этим двум ниткам нефть и газ качаются через территорию Азербайджана, в Грузию, Турцию и далее доставляется уже и в европейский регион. Поэтому я не вижу интереса Азербайджана строить еще дополнительные через свою территорию нитки с тем, чтобы пропускать продукт - газ или нефть, добытые на территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

Оганесян: Эксперты говорят, что это еще вопрос - хватит ли нефти для этого?

Нарышкин: Это тоже вопрос.

Оганесян: Спасибо, слушаем следующий вопрос слушателя. Пожалуйста.

Здравствуйте, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я доктор наук, академик Кирсанов Станислав Викторович. Я читал, что недавно была создана Объединенная судостроительная компания, где вы являетесь главой Совета директоров - это великолепно. Компания такая нужна. Скажите, пожалуйста, что это: один из реальных способов сохранить то, что есть в стратегических отраслях и развивать страну дальше? И еще. Хотелось бы знать, какова в этом направлении политика правительства? И, кстати, как вам работается с новым премьер-министром? Спасибо. До свидания.

Нарышкин: Спасибо большое за вопрос. Что касается вновь созданных государственных корпораций в области судостроения, авиастроения и атомной энергетики, то это шаги, направленные на то, чтобы государство сконцентрировало в своих руках те разрозненные активы, государственные активы, которые еще у государства остались, и эти активы представляют собой пакеты акций различных предприятий, но в стратегических областях. Вы задаете вопрос о том, а как быть иным предприятиям, которые не попадают в сферу стратегическую. Здесь я должен сказать, что для развития государство предпринимает и использует, так сказать, иные рыночные инструменты, как то: развитие конкуренции, целенаправленная антимонопольная политика, реформирование налоговой системы, административная реформа, которая имеет целью, в том числе, преодолеть и убрать различные бюрократические преграды и развитие судебной системы. Вот эти инструменты, которые государство использует для развития бизнеса, привлечения инвестиций в отрасли промышленности, которые не являются для государства стратегическими, но которые, естественно, важны для развития экономики и социально-экономических процессов.

Оганесян: А как вам работается с новым премьер-министром. Я от себя добавлю: вам до этого приходилось с ним работать, общаться?

Нарышкин: Да, конечно. Я был знаком с Виктором Алексеевичем еще и по работе в Петербурге, в мэрии Санкт-Петербурга. Мы с ним знакомы с 1992 года, а теперь и несколько лет работы в Москве, поэтому мы давно с ним знакомы. Работается с ним хорошо. Хороший конкретный руководитель, знающий свое дело, умеющий спросить, умеющий поставить задачи и спросить об их выполнении. Так что работается хорошо.

Оганесян: В одном из интервью вы сказали: человек, который доводит свое дело до конца. Да?

Нарышкин: Да.

Оганесян: И еще вопрос.

Здравствуйте. Это Майкл Бернстайн, США, государственный служащий. Борьба с коррупцией всегда меня особенно интересовала. Читал о "компенсационном пакете" чиновнику в России. Скажите, пожалуйста, что это такое и как это будет работать? Спасибо.

Нарышкин: Спасибо за вопрос. Хочу, прежде всего, сказать, что коррупция - это ни какое-то национальное российское явление. Вот только что прочитал результаты исследования международной организации "Трансперенси интернэшнл", которая раз в год публикует сведения об уровне коррупции в ста странах мира. Россия находится на среднем уровне, где-то рядом с Люксембургом и Турцией. Но, тем не менее, мы понимаем, что проблема, это барьер, с которым нужно бороться в рамках правительственной комиссии по административной реформе. Сейчас идет работа, и первый вариант такой модельной программы, которая будет предложена российским министерствам и ведомствам, на комиссии заслушали. Это - модельный проект антикоррупционной программы. В качестве меры, направлений борьбы и преодоления коррупции предлагается очень внимательная антикоррупционная экспертиза нормативных актов, которые разрабатываются министерствами и ведомствами. Информационная открытость, внедрение новых административных регламентов, предоставление государственных услуг и выполнение государственных функций со стороны, как государственных служащих, так и в целом органов исполнительной власти. Предложения о пакете, о котором вы говорили, мною, признаться, не поддерживается. Мне кажется, это фантазия.

Оганесян: Тут возникают некоторые вопросы, и их много.

Нарышкин: Это фантазия, поэтому я не стал бы больше комментировать. Но я думаю, я уверен, что разработана система мер и четкая регламентация действий чиновника, государственного служащего в условиях, когда, он четко знает, что он может, а что нет. С другой стороны - гражданин или юридическое лицо, получая ту или иную государственную услугу, также должен чётко знать, какой пакет документов он должен представить, и в какой срок государственный служащий должен эту услугу ему предоставить или выполнить свою функцию. Кроме того, он должен точно знать, какие есть мотивы для отказа от представления услуг - вот что очень важно. Каждый должен знать свои права. И это должно быть прозрачно.

Оганесян: Кто будет осуществлять эту программу? Если ее на уровень ведомств спустить, значит, они сами будут себя контролировать или будет какой-то орган, который будет осуществлять?

Нарышкин: Нет, конечно, специального органа никакого не нужно.

Оганесян: Ну, у нас много контрольных органов.

Нарышкин: Сейчас в рамках комиссии по административной реформе идет большая работа по разработке, по внедрению административных регламентов, разработано уже порядка четырехсот, около 160 из них приняты приказами министерств и ведомств, и более ста утверждены в Министерстве юстиции как уже нормативные акты, и они начали действовать. Это очень важно.

Оганесян: То есть ведомства будут отчитываться по этой форме, я так понимаю, а, в каком-то виде?

Нарышкин: Само ведомство, а граждане и юридические лица, которые, повторяю, получают те или иные государственные услуги, будут знать. Они знают, потому что эти регламенты...

Оганесян: Почему мне отказали? Выиграл тендер другой, например.

Нарышкин: Эти регламенты общедоступны, доступны для всех, и на сайте того или иного ведомства.

Оганесян: Прозрачный контроль?

Нарышкин: Прозрачный контроль, поэтому...

Оганесян: Все понятно.

Нарышкин: Здесь контроль, самый серьезный контроль со стороны граждан и юридических лиц.

Оганесян: Когда-то был народный контроль. Интересно. Спасибо. Последний вопрос. Это будет система внедрена уже в следующем году?

Нарышкин: Эта система внедряется, я повторяю. Уже немногим более ста административных регламентов утверждены Минюстом как ведомственные нормативные акты.

Оганесян: И, по-моему, в регионах где-то, порядка восьми регионов?

Нарышкин: Да, и регионы разрабатывают свои административные регламенты в части услуг, которые отнесены к компетенции региональных органов власти.

Оганесян: Вот вопрос, который мы получили по сети Интернет. Я заранее должен извиниться перед теми, кто задал вопрос, используя эту замечательную сеть. Мы просто не в состоянии все их задать. Но один вопрос, по-моему, интересный, хоть и непростой. Евгений Бунатян из Калининграда спрашивает, вопрос большой, мы будем так, постепенно. "Поясните, насколько, по-вашему, готовы Калининградская. Омская, Ульяновская области к введению у себя так называемых многофункциональных центров, организуемых в связи с проведением административной реформы?" Если можно сначала, Сергей Евгеньевич, несколько слов об этих многофункциональных центрах. О них у нас не так много пишется сегодня, не так много говорится и, тем не менее, вам слово, потому что вы этим конкретно занимаетесь.

Нарышкин: Это продолжение предыдущего вопроса, потому что они связаны между собой. Для начала, что такое многофункциональный центр.

Это место, центр, где различные органы власти - и федеральные, и региональные - оказывают гражданам или юридическим лицам те или иные государственные или муниципальные услуги. Цель создания таких центров состоит в том, чтобы в одном месте гражданин, придя, мог бы получить там те или иные справки или иные виды государственных услуг, в которых он заинтересован, с тем, чтобы гражданин не ходил по учреждениям, не выстаивал очереди...

Оганесян: Не создавал "пробок".

Нарышкин: Не создавал "пробок". Вот смысл таких центров. В конце этого и в следующем году по территории России будет введено около 20 первых "пилотных" центров. Один из них уже работает в Казани, один центр с некоторой модификацией начал работать в особой экономической зоне Елабуге. Центр - одно окно, где резиденты особой экономической зоны получают одновременно в электронном виде 17 государственных услуг или 17 органов исполнительной власти предоставляют и услуги и выполняют свои функции по отношению к тому или иному, к той или иной компании, которая становится резидентом.

Оганесян: А комплекс жилищных услуг, наверное, там есть, да?

Нарышкин: Прежде всего, если говорить об особой экономической зоне, то это услуги, необходимые предприятию, которое начинает работать в этой зоне. И около 20 таких многофункциональных центров в качестве "пилотных" будут созданы в течение следующего года. По-моему, один из них - на территории Калининградской области, в Тульской, Тамбовской и, по-моему, в Пензенской и так далее.

Оганесян: Интересно. Пойдем дальше. Существует ли на местах некое сопротивление со стороны нынешних посредников и муниципальных властей?

Нарышкин: Я такого сопротивления не почувствовал. Должен сказать, что и регионы, и губернаторы с большим воодушевлением и активно включились в работу по формированию всех административных регламентов.

Оганесян: По-моему, это только выгодно на самом деле. Опереться на федеральный центр, создать услуги, ниши, к ним претензии. Я немножко даже не понял логики вопроса, но она развивается, логика, вот в чем. Вопрос о муниципальных властях задан неспроста, пишет слушатель нам. Тут напрашивается, он говорит, параллель между административной реформой госаппарата и системой муниципальных взаимоотношений. То есть речь идет - административная реформа в масштабе федерации и вот реформа не грядет ли, не нужна ли нам реформа на уровне муниципальном? Я так понял вопрос.

Нарышкин: Я хочу сказать, что, безусловно, региональная власть также заинтересована в административной реформе, и поэтому-то губернаторы, повторяю, активно включились в эту работу, потому что претензии со стороны населения направлены, претензии в части некачественного предоставления различных государственных и муниципальных услуг. Эти претензии, прежде всего обращены к той власти, которая ближе. А ближе, какая власть?

Оганесян: Муниципальная.

Нарышкин: Ближе всего муниципальная власть, потом уже региональная. Поэтому это кровный интерес как губернаторов, так и руководителей муниципальных органов власти. И по образу и подобию как центр, федеральная власть подключила к работе по формированию вот этого большого массива административных регламентов региональную власть, так и региональная власть сейчас включает в эту работу власть муниципальную.

Оганесян: Опять же заглядывая в следующий год, мы, наверное, что-то увидим на этом поле деятельности?

Нарышкин: Да. И в многофункциональных центрах, о которых мы только что с вами говорили, будут предоставляться не только услуги государственные, находящиеся в компетенции центра, федерального центра или субъектов Российской Федерации, но и услуги, которые соответствуют российскому законодательству, должны оказывать муниципальные органы.

Оганесян: Я думаю, что это будет большой подарок людям на самом деле.

Нарышкин: Это большая работа, конечно, результаты, может быть, почувствуем по всей стране не сразу. Я повторяю, что мы с дополнительным финансированием со стороны федерального бюджета первые "пилотные" такие центры создаем в 20 регионах. Но это не исключает возможности в регионах и самостоятельно финансировать такого рода проекты.

Оганесян: То есть, помимо обычных, обыденных бытовых услуг, у нас есть программа переселения людей, тоже ведь юридическая помощь какая-то. Первое движение навстречу людям, которые в этот процесс вовлеклись, проблема мигрантов и так далее - это, в общем, я думаю, очень-очень даже перспективно. И собрать это в одном центре, чтобы люди не бегали, не носились, не нервничали, не дергали себя и людей. Тем более, что у нас есть люди и больные, и пожилые.

Нарышкин: И регламентация услуг государственных, которые оказываются по отношению к категории граждан, о которых вы только что сказали - мигрантам, переселенцам - она тоже очень важна. Это же люди. Недавно мы утвердили регламент выдачи Федеральной миграционной службой разрешений на работу для мигрантов или лиц, временно проживающих. Это очень чувствительная тема. Чувствительная, как и для людей....

Оганесян: Мы знаем это по письмам на "Голос России" из стран СНГ, поэтому эта тема, она у нас часто и в передачах, и то, что мы ее коснулись, важно, конечно, этим людям надо помогать. Пожалуйста, еще вопрос.

Здравствуйте, Сергей Евгеньевич. Меня зовут Андрей Бородкин, я работаю в нефтяной отрасли. Насколько я знаю, вы поручили ряду руководителей подумать над исключением заправочных станций из числа объектов, подлежащих лицензированию по видам деятельности и эксплуатации пожароопасных объектов. Что в конечном итоге, на ваш взгляд, это даст потребителю и что выигрывает от этого государство? Спасибо.

Нарышкин: Спасибо за хороший вопрос. Действительно, до последнего времени существовала ситуация, когда разрешение, лицензию на деятельность автозаправочных станций выдавали две федеральные службы - это МЧС и Ростехнадзор. Одна в части как предприятию с пожароопасным производством, а вторая как предприятию с взрывоопасным производством. Мы соединили это вместе, и теперь лицензию выдает Ростехнадзор для автозаправочных станций, торгующих как бензином, так и дизельным топливом.

Оганесян: Кстати, вот шаг к сокращению пути коррупции, так скажем. Там получили, тут получи, здесь получи. Это понятно. Ну и мы приближаемся уже к завершению передачи. От слушателя еще один вопрос последний и последний от меня. Пожалуйста.

Здравствуйте, Сергей Евгеньевич. Меня зовут Виктория Симанчук. Я родом с Украины, но уже несколько лет живу в Москве. Я слышала, что готовится укрупнение туристических фирм. На ваш взгляд, в этом больше плюсов или минусов? И разрешите, если можно, задать вам и второй вопрос, он более личного характера. Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на отдых. Удастся ли вам восстановить силы зимой, и будете ли вы заниматься подледной рыбалкой? Спасибо.

Оганесян: Вашу биографию, видно, изучили и ваше хобби.

Нарышкин: Спасибо за хороший вопрос. Правда, я не знаю, отчего вопрос относительно подледной рыбалки. Начнем все-таки с первого, я думаю, с основного для вас вопроса. С 1 июля этого года вступили в силу изменения в "Закон об основах туристической деятельности в Российской Федерации". Были споры по поводу этого закона и по поводу этих поправок. А суть, основная суть поправок состоит в том, что закон ввел инструмент финансовых гарантий за выполнение своих обязательств со стороны туристических фирм, туроператоров. Были разные споры на стадии подготовки, на стадии обсуждений и принятия этого закона. Сначала в правительстве, а потом и в Государственной думе. Я думаю, что такие споры были обоснованы. Была, наверное, озабоченность со стороны определенной группы компаний, может быть, прежде всего, малых компаний, озабоченность из-за того, что эта норма приведет к исчезновению предприятий малого, среднего бизнеса, работающих в этой сфере. Но, думаю, что были и целенаправленные действия со стороны тех, кто хочет работать без этого инструмента, без инструмента финансовых гарантий. То есть, кто хочет работать в серой зоне, не неся никакой ответственности за те услуги, которые они предоставляют...

Оганесян: Хотя на практике мы знаем, в какие истории попадают наши граждане. И не только наши.

Нарышкин: Историй было гораздо больше, чем те, которые попали на экраны телевидения.

Оганесян: Конечно.

Нарышкин: Так вот введен этот инструмент финансовых гарантий. В результате сейчас на территории Российской Федерации работают немногим более четырех тысяч туроператоров, хотя со стороны сомневающихся были предположения, что останется, может быть, только несколько десятков крупных операторов. Вы видите, такого не произошло, более четырех тысяч операторов работают на территории Российской Федерации, предоставляя соответствующие туристические услуги гражданам России. Мы видим ещё и такой положительный эффект, когда туристические компании, туроператоры, предоставив плохую услугу, несут ответственность. По двум туроператорам, не буду называть их имена, один московский, а другой петербургский, страховые компании клиентам выплатили один миллион 600 тысяч рублей в качестве компенсации за те неудобства, которые они понесли, находясь в той или иной туристической поездке. Поэтому я еще раз хочу с уверенностью сказать, что с принятием этих поправок в Закон об основах туристической деятельности мы наш туристический бизнес поставили в такие нормальные цивилизованные юридические условия и юридические рамки, когда туроператоры несут ответственность за те услуги, которые они предоставляют. Это, конечно, на пользу, прежде всего, гражданам, которые пользуются этими услугами, ну и не во вред развитию бизнеса.

Оганесян: Да нет, конечно.

Нарышкин: Мне вчера, кстати, сообщили из Ростуризма, что только за ноябрь подано около 300 заявок со стороны туроператоров, желающих встать на учет в этот единый реестр туристических компаний России.

Оганесян: Сергей Евгеньевич, даже судя по этим цифрам, которые вы назвали, для больших туркомпаний это нормальная компенсация, очевидно, устроившая этих людей. Это не разорение для нескольких фирм. Поэтому говорить о том, что сдерживающий фактор - ну никак нельзя. С другой стороны, никакой другой бизнес, наверное, так напрямую не связан с безопасностью и благополучием людей. Здесь государство должно регулировать. Я думаю, это, несомненно. А что у нас с подледной рыбалкой? Я вот читал о вас, но не увидел. Это все-таки ваш любимый вид отдыха или спорта даже, я не знаю?

Нарышкин: Да, здесь какая-то ошибка произошла, потому что подледной рыбалкой я не увлекаюсь, хотя уважаю людей, которые любят это дело.

Оганесян: Сейчас не очень холодно. При нынешней зиме довольно рискованно.

Нарышкин: Если есть возможность, зимой я катаюсь на лыжах горных. Надеюсь, что такая возможность представится и этой зимой. Хотя она точно представится, потому что есть несколько туристических горнолыжных комплексов здесь, в Московской области, в Дмитровском районе. И я, если свободный выходной, стараюсь.

Оганесян: Если снег будет.

Нарышкин: Снег уже есть. Я в прошлое воскресенье для себя открыл уже лыжный сезон, так что надеюсь, что он в этом году будет длинный.

Оганесян: Значит, московская картинка, она не универсальна, и это хорошо. И последний вопрос от меня, и не только от меня, от радиослушателей и телезрителей. До Нового года, как вы сказали, осталось всего два дня. Какие пожелания нашему, как это раньше говорили, многомиллионному отряду людей, которые слушают эту передачу, какие пожелания и каким вы видите следующий год, каким бы вы хотели, чтобы он стал, не только для россиян, но и для наших слушателей в мире?

Нарышкин: Мы начали с вами передачу с новогодних терминов и так закончим. Следующий 2008, как известно, Год крысы. А крыса - удивительное само по себе животное, очень устойчивое, такое целенаправленное.

Оганесян: С большим иммунитетом.

Нарышкин: С большим иммунитетом, с большой приспособляемостью. Поэтому я нам всем пожелаю, чтобы нам хватило таких качеств в следующем 2008 году. И, наверняка, хватит. Я исторический оптимист и поэтому уверен, что для всех нас, для России год будет хорошим, хотя он будет и сложным. Он такой и в политическом отношении - выборы президента Российской Федерации. Но он будет хорошим, и я от души желаю, чтобы этот год принес нам успехов. Я хочу, чтобы мы были успешными и в жизни, и на работе. Поэтому добра, счастья и процветания всем нам.

Оганесян: Ну, а я в роли как бы спикера от лица наших радиослушателей и телезрителей вас поздравляю, вашу семью, и вам успехов и дома, и на работе. Спасибо, что пришли на нашу передачу. Всего доброго. Я напоминаю, гость программы "Визави с миром" сегодня был Сергей Евгеньевич Нарышкин, заместитель председателя правительства Российской Федерации. Всего доброго. И с Новым годом!

Нарышкин: С новым годом!

13.12.2007
http://www.ruvr.ru/main.php?lng=rus&q=52645&p=13.12.2007

Док. 470354
Перв. публик.: 13.12.07
Последн. ред.: 04.08.08
Число обращений: 104

  • Оганесян Армен Гарникович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``