В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Окулов: `Аэрофлот` рвется на внутрироссийский рынок Назад
Валерий Окулов: `Аэрофлот` рвется на внутрироссийский рынок
Для этого ему необходимо как минимум в два раза увеличить свой парк воздушных судов, а также решить проблему со строительством третьего терминала в своем аэропорту базирования

К 2010 г. авиакомпания "Аэрофлот" планирует увеличить свое присутствие на втрутрироссийском рынке до 30% против нынешних 11%, сообщил на вчерашней пресс-конференции гендиректор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Валерий Окулов. Кроме того, компания намерена через семь лет довести ежегодный объем пассажирских перевозок до 15 млн человек в год. Для реализации столь амбициозных замыслов "Аэрофлоту" необходимо решить две основные задачи - увеличить парк своих самолетов и вплотную заняться вопросом строительства третьего терминала в международном аэропорту Шереметьево. И если первая проблема, по словам представителей авиакомпании, находится в стадии активного решения (к следующему году "Аэропорт" планирует увеличить парк своих воздушных судов в два раза), то вопрос со строительством третьего терминала пока остается открытым. Правда, аналитики оценивают прогнозы "Аэрофлота" как слишком оптимистичные.

На данный момент "Аэрофлот" - крупнейший в России авиаперевозчик, за прошлый год он перевез 5,6 млн пассажиров. Вторым в списке крупнейших отечественных перевозчиков стоит "Сибирь", которая, несмотря на свои почти вдвое меньшие объемы перевозок, обгоняет "Аэрофлот" по пассажиропотоку на внутренних линиях. Такая ситуация, по мнению аналитиков, вызывает естественное беспокойство у "Аэрофлота", так как на данном этапе развития рынка мировых перевозок именно внутренние рейсы могут стать той "подстраховкой", которая поможет выжить компании в случае очередного резкого падения спроса на международных авиалиниях. Правда, для того чтобы претворить в жизнь задуманный план амбициозного роста на внутрироссийских линиях, "Аэрофлоту" необходимо строительство третьего терминала своего аэропорта базирования, а также обновление и расширение парка воздушных судов.

Сегодня, по словам г-на Окулова, в реальной эксплуатации "Аэрофлота" находится 78 самолетов, 27 из них - зарубежного производства. Между тем "Аэрофлот", по признанию самого Валерия Окулова, постоянно испытывает нехватку дальнемагистральных лайнеров. Это одна из причин, по которой компания решила с весны 2004 г. закрыть один из своих рейсов в Северную Америку. По словам главы компании, для реализации планов по своему развитию компании потребуется к 2010 г. увеличить парк самолетов почти в два раза - до 140-150 единиц. Какой будет структура парка главного российского перевозчика, пока остается загадкой. Валерий Окулов отметил, что на данный момент компания остро нуждается в самолетах регионального класса. Проблема в том, что российские и украинские машины Ту-334, RRJ и Ан-148, которые мог бы приобрести "Аэрофлот", появятся, по его словам, на рынке якобы не раньше 2005-2006 г. Судя по презентации, которую недавно организовал на форуме "Крылья России" начальник службы планирования и развития парка воздушных судов Сергей Колтович, к 2010 г. "костяк" парка перевозчика все же будет сформирован из воздушных судов западного производства.

Уже сейчас "Аэрофлот" ведет активную работу по замене части своих устаревших самолетов иностранного производства на современные машины опять же западного образца. В рамках реструктуризации парка "Аэрофлот" обменивает имеющиеся у него 27 иномарок. По словам представителей "Аэрофлота", проект активно реализуется, уже получено три А319, три А320 и один Boeing 767. "Суть сделки несколько в другом: не устаревшие самолеты отдаем (они еще будут летать, и летать в других авиакомпаниях), - говорит представитель "Аэрофлота". - Мы унифицируем парк. Сейчас были машины и Boeing 777, и Boeing 767, и Boeing 737, и А310. А в проекте будет всего два семейства - Boeing 767 и Aivbus А319/320. К тому же, и это главное, мы использовали сложившуюся на авиационном рынке после событий 11 сентября ситуацию резкого спада авиаперевозок в мире, а, как следствие, спроса на новые самолеты. Эксперты планируют по реализации и завершении сделки экономию в использовании иномарок до 100 млн долл.".

Кроме того, похоже, что Валерию Окулову и Александру Лебедеву удалось-таки окончательно договориться о контракте на поставку авиакомпании шести самолетов Ил-96-300. На этой неделе было прекращено судебное разбирательство по этому делу, длившееся не один год. "По шести самолетам этой марки решение принято, и компания "Ильюшин-Финанс" передает их в лизинг "Аэрофлоту" сроком на 15 лет", - сообщил со своей стороны на пресс-конференции президент НРБ Александр Лебедев. Однако ни размеров лизинговых платежей по этой сделке (которые, в общем-то, и являлись краеугольным камнем этого договора), ни начала срока получения машин Валерий Окулов не назвал. Правда, по мнению аналитиков, даже в случае удачной реализации контракта на поставку Ил-96-300 "Аэрофлоту" не удастся довести свой парк самолетов до желаемого количества. "На данный момент весь российский авиапром может в лучшем случае производить десять самолетов в год, - сказала RBC daily аналитик компании UFG Елена Сахнова. - Этого явно недостаточно для осуществления амбициозных планов "Аэрофлота". Что касается западной техники, то лимит беспошлинных самолетов (27 штук) они уже исчерпали, все другие 72 самолета, которые они планируют приобрести, им придется покупать за полную стоимость". По прогнозам аналитиков UFG, реальное количество самолетов, которые сможет к 2010 г. купить "Аэрофлот", не превышает 15-20 машин.

Окончательно сформировать стратегию компании относительно развития парка воздушных судов сможет лишь будущий председатель совета директоров. Ни для кого не секрет, что в прессе долго время ходили слухи относительно разногласий между Александров Зурабовым, ратовавшим за покупку отечественной техники, и Валерием Окуловым, считавшим, что оснащать авиакомпанию следует конкурентоспособными западными судами. Что касается новой фигуры председателя совета директоров компании (внеочередное собрание акционеров, инициированное одним из новых владельцев национального перевозчика г-ном Лебедевым, уже состоялось в прошлую субботу, и там был избран новый совет директоров), участники пресс-конференциивысказывались более чем сдержанно, напомнив, что окончательное решение данного вопроса может остаться за правительством (государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота" - прим. RBC daily). "Среди членов совета - помощник президента РФ по авиации, маршал авиации Евгений Шапошников и советник премьер-министра по авиации, специалист в области финансовой и банковской деятельности Александр Зурабов, - комментирует данный вопрос аналитик из авиационного сообщества. - Не стоит забывать и главу ГСГА Александра Нерадько. На решение вопроса к тому же нужна директива правительства. Государственных представителей большинство - 6 из 11, так что решение может зависеть и от того, каков будет расклад в правительстве, и, может быть, от мнения президента". По мнению же других экспертов, вопрос о назначении новой кандидатуры на пост председателя совета практически решен. "Скорее всего, им станет г-н Зурабов", - считает Елена Сахнова.

По словам аналитиков, помешать амбициозным планам увеличения пассажиропотока к 2010 г. авиакомпании "Аэрофлот" может также жесткая конкуренция с "Сибирью" на внутреннем рынке. "Достичь столь выдающихся результатов аналитики "Аэрофлота", как я понимаю, предполагают за счет консолидации на внутреннем рынке, - говорит Елена Сахнова. - Однако, даже в случае отмены квотирования на внутрироссийские перевозки, процесс "вытеснения" более слабых региональных конкурентов будет идти не один год. Кроме того, на региональных маршрутах помешать "Аэрофлоту" может "Сибирь", чей сервис на внутренних перевозках на данный момент немного выше, чем у "Аэрофлота". Не стоит забывать также и о том, что "Аэрофлоту" может попросту не хватить самолетов для реализации его плана. Поэтому наш прогноз, что к 2010 г. "Аэрофлот" увеличит свои объемы перевозок до 10 млн пассажиров в год и его доля на внутреннем рынке не превысит 15%".

Что касается второго "краеугольного камня" на пути дальнейшего развития "Аэрофлота" - строительства нового терминала в международном аэропорту Шереметьево, то г-н Окулов назвал нынешнею ситуацию вокруг аэропорта (который по оценке некоторых международных агентств вышел в лидеры среди наименее комфортабельных аэропортов мира) "позорной и недопустимой". Причем, как отметил В. Окулов, государству не требуется для осуществления этой программы тратить ни копейки бюджетных средств, лишь следует "не мешать реализации проекта". "Наш генеральный партнер - НРБ - намерен выступить в качестве инвестора в строительство нового терминала в международном аэропорту Шереметьево, который будет называться Шерметьево-3, - сказал Валерий Окулов. - Пока же Шереметьево - это позор, и реконструкцию аэропорта надо проводить как можно скорее".

Правда, стратегический партнер "Аэрофлота" г-н Лебедев особого видимого энтузиазма в отношении предстоящего тендера не высказал, заявив, что участие в конкурсе на Шереметьево - это лишь вынужденная мера со стороны НРБ, основная цель которой - защита интересов "Аэрофлота". Однако, несмотря на это, по словам Александра Лебедева, найти стратегических партнеров для участия в строительстве третьего терминала аэропорта не является проблемой, а в затягивании сроков проведения тендера (напомним, что на этой неделе в связи с уточнением условий конкурса по выбору управляющей компании сроки конкурса были перенесены) г-н Лебедев обвинил нерасторопных чиновников (изменения в конкурсной документации теперь должен снова утвердить совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и затем определить новые сроки приема заявок и проведения итогов конкурса - прим. RBC daily). Г-н Лебедев объяснил такие "проволочки" просто плохой работой правительства, срок жизни которого близок к завершению.


28.11.2003
http://www.avia.ru/press/3844/

Док. 470032
Перв. публик.: 28.11.03
Последн. ред.: 03.08.08
Число обращений: 248

  • Окулов Валерий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``