В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Погосян: `На новом уровне ` Назад
Михаил Погосян: `На новом уровне `
Генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян готов к совместной разработке самолета пятого поколения

С 7 по 11 февраля 2001 г. близ ведущего индийского авиационного научно-промышленного центра - г. Бангалора - на авиабазе ВВС пройдет третья Международная авиакосмическая выставка "Аэро-Индия 2001". Организатором салона, который проводится раз в два года при поддержке индийского правительства, выступает Департамент военной промышленности и снабжения Министерства обороны Индии. Несмотря на свою относительную молодость, авиасалон в Бангалоре устойчиво набирает высоту и выходит на ведущие позиции в регионе. Так, предыдущая выставка собрала 110 фирм-участниц из 17 стран мира и 66 индийских. Экспозиция этого года развернется на 12 тыс. кв. м в павильонах и 10 тыс. кв. м открытых площадок, не считая стоянок, отведенных для натурных образцов самолетов и вертолетов. Главным организатором российской экспозиции выступает федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", для которого участие в "Аэро-Индия 2001" - своего рода дебют на международных выставках. Тем не менее, поскольку компания образована путем слияния двух государственных посредников - "Росвооружения" и "Промэкспорта", считается, что российские спецэкспортеры участвуют в салоне в третий раз. В минувшем году Россия и Индия отметили сороковую годовщину установления военно-технического сотрудничества, определяющей чертой которого является плановый и бескризисный характер. Индийские вооруженные силы примерно на 70% оснащены советским и российским оружием. Состоявшийся в октябре 2000 г. визит в Индию президента РФ Владимира Путина придал новый импульс этому сотрудничеству. Значительное место в нем занимает авиационная составляющая. Достаточно упомянуть заключенные только в последнее время крупный контракт на поставку и переоборудование в военный вариант вертолетов Ми-171В и соглашение о лицензионном производстве в Индии многофункционального самолета Су-30МКИ. Неудивительно, что в этих условиях российское участие в бангалорском авиасалоне неуклонно растет. Если на первую выставку в 1996 г. приехали только 4 отечественных предприятия, на вторую - 10, то в этом году выступают около 50 фирм. Они представят образцы своей продукции на более чем 600 кв. м выставочных площадей. С посетителями выставки будут работать около 200 российских специалистов. Практически полная гамма самолетов семейств "Су", "МиГ" и "Як", вертолетов фирм Камова и Миля будет представлена в виде натурных образцов и моделей на стендах соответствующих КБ, а также заводов-изготовителей. Учитывая, что в индийских ВВС, армии и ВМФ эксплуатируется значительное количество авиационной техники прежних лет выпуска, российские участники авиасалона особое внимание уделили вопросам ремонта и модернизации. Будут показаны возможности сотрудничества в космической сфере - по созданию системы дистанционного зондирования Земли на базе малого космического аппарата "Кондор-Э". В Бангалоре "Рособоронэкспорт" также покажет полную гамму оборонительных систем ПВО - от новейших комплексов С-300ПМУ2 до давно себя зарекомендовавших, но существенно обновленных "ЗУ-23М". Не так давно Россия и Индия согласовали Программу военно-технического сотрудничества до 2010 г. Сохраняя преемственность и стабильность сотрудничества, обе страны приближаются к качественно новому уровню стратегического партнерства.

-Михаил Асланович, какие приоритетные задачи стоят перед АВПК "Сухой" на современном этапе?

- Авиационный военно-промышленный комплекс "Сухой" является одним из ведущих субъектов рынка военной авиационной техники, предлагая целую гамму высокотехнологичных продуктов и услуг. По критерию эффективность-цена они превосходят изделия многих наших конкурентов, что дает нам возможность занимать достаточно большую нишу мирового рынка истребителей. Сохранение и расширение этих позиций - одна из главных задач АВПК "Сухой" на сегодня и в будущем.

- Что вы предлагаете на экспорт?

- Прежде всего я бы назвал истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-27 и созданные на его базе многофункциональные истребители Су-30 и Су-35, оснащенные двигателями с поворотным вектором тяги. По своим летным и боевым характеристикам они существенно превосходят зарубежные истребители названного класса, что обеспечивает им спрос на рынке. Кроме того, интерес представляют отлично зарекомендовавший себя штурмовик Су-25 и его новая модификация Су-39. Предметом пристального внимания АВПК "Сухой" являются и ранее поставленные за рубеж истребители-бомбардировщики Су-22 и фронтовые бомбардировщики Су-24. Мы разработали программы их модернизации, которые, надеемся, вызовут интерес у тех стран, где они находятся на вооружении.

- За рубежом сейчас наметилась тенденция к интеграции предприятий авиационной промышленности. Вы как-то реагируете на эти процессы?

- Интеграционные процессы, активно протекающие сейчас в мировой аэрокосмической промышленности, вызваны, на мой взгляд, несколькими объективными причинами. Во-первых, удорожание разработок и производства новых авиационных комплексов требует консолидации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. И это отчетливо прослеживается, например, в слиянии авиастроительных фирм США и Европы. Сотрудничество в этой области приобретает явно выраженный международный характер. Во-вторых, налицо стремление покупателей авиационной техники иметь дело с одним юридическим лицом, что значительно упрощает им решение проблем послепродажного обслуживания. Мы абсолютно согласны с такими подходами, и создание АВПК "Сухой" решает как задачу интеграции разработчика и производителей самолетов марки "Су", так и вывода отношений с нашими иностранными партнерами, в т.ч. в области послепродажного обслуживания, на качественно новый уровень.

Сегодня мы готовы предложить, в частности, нашим индийским партнерам принципиально новую схему организации технического обслуживания и сервиса всех находящихся у них на вооружении самолетов марки "Су".

- Как развиваются ваши контакты с Индией?

- Нас вполне удовлетворяет уровень сложившихся отношений АВПК "Сухой" с индийской стороной. Этому способствует наличие дружественных отношений между нашими странами и многолетних традиционных связей в военной и военно-технических областях. Кроме того, в свое время с помощью Советского Союза в Индии была создана развитая военная инфраструктура, а также система технического обслуживания военной техники.

На выставке "Аэро-Индия 2001" мы демонстрируем многофункциональный истребитель Су-З0МКИ, предназначенный для индийских ВВС. В ходе работ по этому самолету по сути отрабатывались навыки совместного создания боевого авиационного комплекса с высокими летно-техническими характеристиками. Индийские специалисты получили доступ к новым знаниям и технологиям, а лицензионное производство Су-З0МКИ в Индии не только повысит научно-технический и технологичный уровень ее национальной авиационной промышленности, но и создаст дополнительные рабочие места.

Тем не менее мы считаем, что уже достигнутый уровень наших отношений еще не предел. Сегодня Россия и Индия являются стратегическими партнерами, и АВПК "Сухой" вполне допускает, что это партнерство могло бы проявиться и в совместном создании самолета нового поколения.

- Как вы полагаете, какие тенденции будут определять развитие военного и гражданского авиарынка в ближайшие годы?

- Полагаю, что на рынок истребителей существенное влияние окажут в этот период самолеты пятого поколения, разрабатываемые сейчас в CШA и Европе. АВПК "Сухой" также проводит исследования и отработку перспективных технологий на экспериментальном самолете с крылом обратной стреловидности С-37 "Беркут", которые станут элементами российского истребителя нового поколения. Думаю, что эта машина будет отвечать как высоким требованиям российских военных, так и жестким условиям мирового рынка. Кроме того, вполне конкурентоспособны в ближайшей перспективе модификации, создаваемые нами на базе Су-30МК. Они обладают не меньшим потенциалом, чем, например, EF-2000 "Тайфун".

Довольно емким будет оставаться и рынок модернизации уже существующих истребителей. АВПК "Сухой", как я уже говорил, имеет программы модернизации, позволяющие существенно повысить ресурс и боевые возможности ранее поставленных за рубеж наших самолетов.

При этом существенно возрастет роль международной кооперации как в разработке новой авиационной техники, так и модернизации самолетов, состоящих в строю.

До сих пор мы работали главным образом в военном секторе мирового авиарынка. Однако, используя высокий научно-технический потенциал АВПК "Сухой", мы будем участвовать в создании семейства пассажирских самолетов для региональных авиалиний. Расчеты показывают, что у нас есть неплохие перспективы. Мы хотели бы прийти на этот рынок всерьез и надолго.

12.02.2001
http://www.avia.ru/inter/112/

Док. 470004
Перв. публик.: 12.02.01
Последн. ред.: 03.08.08
Число обращений: 328

  • Погосян Михаил Асланович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``