В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Конузин: `Договориться о принятии резолюции по Ираку нам удалось в самый последний момент` Назад
Александр Конузин: `Договориться о принятии резолюции по Ираку нам удалось в самый последний момент`
Во второй половине дня во вторник (в среду утром по московскому времени) 15 членов Совета Безопасности ООН единогласно приняли подготовленную США и Великобританией резолюцию по Ираку. Ее принятие означает окончание оккупации Ирака иностранными войсками, передачу 30 июня суверенитета самим иракцам и дает США мандат на управление миротворческими войсками в этой стране. Принятие резолюции в эксклюзивном интервью "Известиям" сразу после голосования комментирует исполняющий обязанности постоянного представителя России при ООН АЛЕКСАНДР КОНУЗИН. С ним беседует вашингтонский корреспондент "Известий" ЕВГЕНИЙ БАЙ.

- Сколько времени продолжалась процедура принятия резолюции?

- 20 секунд. Это то время, когда все 15 членов СБ держали в воздухе руки. Но сама подготовка к ее принятию шла несколько недель. Шла тяжело. Занимались этим прежде всего руководители делегаций. И вот только вчера на консультативном заседании мы поняли, что основные проблемы и главную озабоченность всех членов СБ удалось снять. И тогда же стало ясно, что дело идет к консенсусу. Это исключительно важно, поскольку Ирак уже долгие месяцы является предметом ожесточенных международных споров.

- Еще утром вчерашнего дня было ясно, что принятие резолюции пройдет без сучка и задоринки. Президент Буш, председательствующий на саммите "большой восьмерки" в Си-Айленде, объявил: резолюция будет принята единогласно. Совершенно очевидно, что это громкое заявление он сделал лишь после того, как получил гарантии от лидеров всех стран - членов СБ. Но не было ли у вас ощущения, что в последний момент по той или иной причине принятие резолюции могло сорваться?

- Вчера вечером у нас было абсолютно твердое ощущение, что мы выйдем на единогласное одобрение документа. Но все мы должны были получить последние инструкции из своих столиц. Поэтому, как говорят здесь, в Америке, мы все держали пальцы скрещенными. Но подвоха никто не ожидал, поскольку в последний момент американцы ответили на основные вопросы, касающиеся безопасности Ирака.

- Что же удалось сделать в последний момент, чтобы преодолеть разногласия, которые совсем недавно казались очень серьезными?

- Прежде всего был решен вопрос о взаимоотношениях между будущим временным правительством Ирака и многонациональными силами. Он был самым трудным. Франция, Германия, Россия, Китай, Испания настаивали на том, чтобы была предельная ясность в отношениях между иракскими властями и многонациональными силами. И сейчас такая ясность есть. Она достигнута во многом благодаря включению в резолюцию в последний момент оперативного пункта номер 11. В нем говорится, что иракское правительство будет полностью контролировать свои собственные силы безопасности - армию, полицию, пограничников. Кроме того, оно имеет право не давать разрешение на использование своих военнослужащих в операциях, проводимых многонациональными силами. И самое, может быть, главное: временное правительство сможет контролировать действия самих многонациональных сил, когда будет идти речь о проведении крупных операций, которые могли бы иметь серьезные политические последствия.

- И все-таки принципы взаимоотношений между временным правительством и многонациональными силами не совсем понятны. Трудно представить себе, что американские генералы станут подчиняться указаниям иракских чиновников.

- В резолюции ясно прописано, что решение о проведении крупных операций будут совместно принимать представители правительственного комитета по безопасности и руководители многонациональных сил. Но потом, когда решение принято, все руководство в проведении таких операций будет принадлежать уже военным.

- Что дает самому Ираку эта резолюция?

- 30 июня завершается та глава истории Ирака, которая называется оккупацией. Своим решением СБ одобрил передачу всей полноты власти временному правительству. Резолюция дает право иракским властям формально поставить вопрос о том, чтобы американские войска покинули страну, и в достаточно определенной форме устанавливает дату окончания мандата миротворческих сил - январь 2006 года. Она устанавливает и жесткий график для проведения выборов в Ираке - это должно произойти не позднее 31 января 2005 года. Государство будет полностью контролировать свои природные ресурсы, экономику и силы безопасности. Важно, что члены СБ подчеркнули лидирующую роль ООН в политическом урегулировании в Ираке. И в этом смысле резолюция исключительно важна для будущего ООН.

- Какие предложения внесла Россия в эту резолюцию?

- Для нас было принципиально важно, что в резолюции нашла отражение наша идея о проведении международной конференции по Ираку. Правда, раньше мы высказывались за несколько другой подход и предлагали уже в ближайшем будущем провести конференцию с участием разных политических сил Ирака, соседей этой страны, членов СБ ООН, других государств, заинтересованных в иракском урегулировании. Это была бы формула боннской конференции, которая столь успешно сработала в Афганистане. Как бы то ни было, наша инициатива остается в силе, и мы считаем: через какое-то время можно будет провести эту конференцию. Ведь никто не знает, как будет развиваться обстановка в Ираке. Приняв эту резолюцию, мы сделали лишь первый шаг на пути прекращения черной полосы санкций, оккупации, войны.

- А как был зафиксирован в новой резолюции статус комиссии экспертов ООН, которые искали, но так и не нашли в Ираке оружия массового поражения, - они будут продолжать там свою деятельность?

- Определение статуса UNMOVIC (а кроме того - МАГАТЭ) также было инициативой России. Поскольку оружие массового поражения не было обнаружено, то следует пересмотреть мандат этих организаций в Ираке. Тем более что стало известно: часть иракского оборудования, которое нашел UNMOVIC, куда-то делась, а некоторые склады были разрушены. Пришла пора признать, что ОМП в Ираке нет. Американцы сопротивлялись этому нашему предложению, но в конечном итоге согласились с тем, чтобы включить его в текст резолюции.

- Многие страны, включая Россию, Францию, Германию, Канаду, не хотят посылать свои войска в Ирак. А каковы настроения среди других государств? Есть ли разговоры об этом в кулуарах ООН? Могут ли США "уломать" еще кого-то направить свои подкрепления к 160-тысячному контингенту?

- Никто не жаждет туда сейчас ехать. Думаю, американцы будут стремиться, во-первых, удержать те контингенты, которые уже находятся в Ираке. Будут ссылаться на эту резолюцию, на то, что надо обеспечить защиту ООН, поскольку в документе говорится о необходимости создания специальных структур по охране персонала этой международной организации. И, конечно, будут искать новые страны, которые могут согласиться направить туда свои войска.



10.06.2004

Евгений БАЙ

http://www.izvestia.ru/world/article146740/


Док. 469303
Перв. публик.: 10.06.04
Последн. ред.: 02.08.08
Число обращений: 203

  • Конузин Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``