В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Городецкий: `Своей семьей я горжусь` Назад
Владимир Городецкий: `Своей семьей я горжусь`
Семья и дом в жизни Владимира Городецкого

Беседовала Маргарита Сенькевич.

В детстве Володя Городецкий мечтал стать летчиком, а стал мэром. Он окончил Брянский институт транспортного машиностроения и при распределении выбрал Новосибирск, где жизнь его семьи началась в маленькой комнате в общежитии Промышленного комбината стройиндустрии. Попав в незнакомый город, где не было ни родных, ни знакомых, он сделал себя сам.
Сегодня он живет в своем доме, в котором на окне вызревает лимон. Когда находит свободное время, с удовольствием нянчится с маленькими внуками. О доме, о семье и ее значении в жизни мэра, мы поговорили с Владимиром Филипповичем в его доме за чашкой чая.

Корни

- Владимир Филиппович, Вы родились не в Новосибирске. Расскажите, откуда Вы родом, где Ваши корни?
- Родился я в Смоленской области в Починковском районе, там, километрах в 300 от Смоленска, есть деревня Алексино. Мне было четыре месяца, когда мы оттуда переехали в деревню Олсуфьево Жуковского района Брянской области. Отцовские корни остались на Смоленщине, а мамины по большей части в Москве. Школа жизни, которую я прошел в детстве, мне очень дорога. Как дороги и святы отношения между родителями, как дорог мой отец - человек очень теплый, веселый, умеющий завлечь людей. Знаете, военный корреспондент Владимир Савицкий написал о нем очерк, в котором очень точно подметил его натуру!

- Может быть, в деревне каждому надо пожить хотя бы какое-то время?
- Может быть. Именно там, в деревне, во мне воспитали уважение к труду. Жили мы рядом с лесом. Когда я учился в седьмом классе, в лесу была сделана просека - посадочная полоса для самолета. Вспоминаю, как я сам ездил к этой просеке, рядом с ней лежали вырубленные деревья, я рубил их на дрова и возил в деревню на санках. Так мне впервые удавалось немного заработать для семьи. Потом, в девятом классе, местное лесничество объявило, что принимает зеленые шишки на семена. Я столько денег на этих шишках зарабатывал! Это уважение к труду я всегда старался передавать своим детям, поэтому уже в Новосибирске вместе с сыном мы строили дом, баню, и я очень радовался, глядя, с каким азартом он это делает.


- Когда Вы выбирали профессию, была ли у Вас мечта стать военным или, скажем, космонавтом?
- Космонавтом стать я не думал, а вот летчиком - это была мечта! Окончил я школу с серебряной медалью и был уверен, что поступлю в училище. С тремя моими друзьями мы поехали в Ачинск - поступать в Высшее военное летное училище. Но: Ни они, ни я не прошли медицинскую комиссию. Тогда я решил попробовать поступить в Харьковский авиационный институт, здесь речь шла уже о гражданской авиации. В Харькове мы поселились у местных бабушек - общежитий-то там не было. Помню, что домики наши стояли на краю дубовой рощи. Я ходил на подготовительные курсы, готовился, сдал первый экзамен - математику (письменно). А через неделю вывешивают результаты, и оказалось, что мне поставили тройку. Сколько я ни убеждал работников деканата, чтобы мне показали мою работу и объяснили, почему там стоит тройка, они нашли причины, чтобы этого не делать. А когда я пришел на устный экзамен, преподаватель сразу сказал, что поставит мне "тройку", хотя я еще ничего не отвечал. Я, проявив характер, настоял, чтобы меня экзаменовали, потому что был в себе уверен, и получил "четверку". Правда, баллов для поступления мне все равно не хватило. Но во время этих вступительных экзаменов я ощутил самую большую несправедливость по отношению к себе!
Вернулся в Брянск и поступил в Институт транспортного машиностроения - сначала на вечернее отделение, потому что время поступления на дневное уже прошло. В течение двух лет я учился, одновременно работая грузчиком пятого разряда, а через полгода стал бригадиром на брянском заводе авиационных машин. Затем перевелся на дневное отделение. Институт я окончил с красным дипломом. Жил я тогда в Брянске в квартире своей старшей сестры Людмилы.
Когда я приезжаю в отпуск на Брянщину, обязательно захожу к своей первой учительнице - Зое Ивановне Шпилевской. Это человек величайшей души. Сначала всегда шел к маме, а к вечеру к ней. Вообще, школа, в которой я учился, была удивительной. Казалось бы - сельская местность, ни музыкальных школ, ни каких-то особых кружков. Но люди, которые работали в простой сельской школе, привили нам главное - любовь к труду, уважение к людям. Это были прекрасные люди. Не хотелось уходить из школы. Мне очень повезло с сельской школой, она дала мне очень много.

Новосибирск

- В Новосибирск Вы приехали после окончания института?
- Да, по распределению, когда закончил институт, в 1972 году. Выбор был простой и чисто практический: мы ждали ребенка, срочно требовалось хоть какое-то жилье. Единственным предприятием, которое предоставляло молодым специалистам общежитие, был промышленный комбинат стройиндустрии в Новосибирске, подчинявшийся в то время Министерству обороны. И мы поехали в столицу Сибири, хотя у нас здесь не было ни родных, ни близких: Уезжали с небольшим контейнером-трехтонником, почти никаких вещей не было. Родители купили нам тумбочку и диван, однокурсники подарили катушечный магнитофон "Днепр", который у нас до сих пор хранится, мы положили в контейнер два мешка картошки - вот и все. Приехали в Новосибирск, заселились в комнату площадью в шесть квадратных метров в пятикомнатной квартире на последнем этаже пятиэтажки. У нас с соседями был общий зал, общая кухня, наша комнатушка была на входе. А через полтора месяца родился первенец - сын Дмитрий. В декабре 72-го мы получили однокомнатную квартиру.


- Возникало ли у Вас в то время ощущение, что когда-нибудь Вы будете человеком, от которого зависит развитие огромного города, жизнь почти полутора миллионов людей?
- Вы знаете, такого чувства, пожалуй, не было. Но со временем формировалось понимание того, что много можно сделать. Одновременно с нами на комбинат приехали восемь человек - молодых специалистов, на следующий год еще двенадцать. И мы внесли новую энергию в жизнь комбината. Потом я работал старшим мастером, начальником : (чего?), секретарем парткома комбината в течение восьми лет. Я почувствовал, что мы реально можем что-то сделать на комбинате, что многое зависит от нас самих. Нет, я не думал, что буду мэром. Но у меня всегда было развито чувство ответственности за дело. А еще: Я очень благодарен своей жене Раисе Иосифовне. Она всегда была терпелива и относилась с пониманием к тому, что я много работаю и часто задерживаюсь. Работал я в военной организации, где трудились тогда три тысячи человек. Наш комбинат обслуживал все строительное управление Сибирского военного округа, делал самые различные конструкции для строек - и железобетонные, и столярные. Я - человек гражданский, но относился к делу, как офицер: и на развод пойду, и на ужин к солдатикам, посмотрю, как кормят, поприсутствую на политинформации: И Раиса все это понимала - в том, чего я достиг в жизни, я во многом обязан ей.


- Историк Фукидид, живший в V веке до Нашей Эры, считал, что город - это люди, а не стены:
- Эта идея абсолютно верна! Город создают люди, именно они делают его городом. Я часто вспоминаю тех, кто внес огромный вклад в жизнь города и с кем мне довелось познакомиться. Вот Иван Павлович Севастьянов. Человек-легенда! Это председатель горисполкома Новосибирска, который проработал на своем посту почти 21 год. Какой величайший авторитет был у этого человека, и не только в городе! Его сила была еще и в его заместителях - очень хороших специалистах. Этот человек отдал нашему городу все. На таких, как он, на врачах, учителях, рабочих, санитарочках, и держится жизнь города.


- Кто в Вашей жизни сыграл особую роль? Учителя, наставники, коллеги?
- Когда я приехал в Новосибирск, то встретил прекрасных людей. Первый мой учитель Анатолий Иванович Лебедев был начальником цеха, он принял меня по-отцовски. Очень помогла мне Валентина Ивановна Хань, опытный инженер. Все время я встречал таких теплых людей. Может быть, поэтому за все время жизни в Новосибирске, меня всерьез не тянуло назад, в те места, где я вырос, окончил школу и институт, хотя все родственники остались там.
- Вы с такой теплотой говорите о людях Новосибирска. А какие места в городе наиболее дороги?


- В первую очередь "первомайка" - Первомайский район, где прошли мои первые годы в Новосибирске. Там мне дорог каждый закоулок, аллея, через которую я пешком ходил на работу. Очень люблю Первомайский сквер напротив Мэрии. Великолепное место - наш зоопарк.

Семья

- Человек в жизни имеет несколько семей. Первая семья - та, в которой вырос. Вторая - та, которую ты сам создаешь. Когда у Вас появилось чувство, что Вы уже выросли из родительской семьи и надо создать свою?
- Такого чувства, что я вырос из своей семьи, у меня никогда не было, родительский дом - это что-то святое. А с моей женой Раей мы вместе учились с седьмого класса. Я "поймал" ее солнечным зайчиком - направил на нее зеркальный лучик, а в ответ встретил ее взгляд. С этого все и началось. Так с седьмого класса мы начали дружить. Сначала это была просто дружба, потом увлечение, а потом и любовь. Окончив школу, я поступил в институт, Рая - в техникум. Техникум она закончила на год раньше меня, тогда я и подумал: пора жениться, а то уведут.


- У Вас была веселая свадьба?
- Да, студенческая, на свадьбе у меня было человек 50 - мои однокурсники, Раины, школьные друзья. Кроме них мы пригласили директора школы, мою первую учительницу - всего человек пять учителей: У нас сохранилась фотография, на которой я выношу свою жену из ЗАГСа на руках. После этого мы поехали на "Волгах" домой в районный центр, и: застряли в луже. Вот так у нас начиналась семейная жизнь! Весело и с приключениями.


- Когда пришло ощущение, что Вы - глава семьи? Когда родился первенец?
- Это ощущение, а вместе с ним и чувство ответственности, возникли, как только мы поженились. Конечно, оно усилилось, когда появился сын Дмитрий. Дима в детстве много болел - и я постоянно звонил с работы узнать, как дела, бегал в аптеку, за продуктами. Я всегда понимал, как тяжело моей жене одной. Моя зарплата мастера в то время была 115 рублей. Чтобы прокормить семью, каждую субботу и воскресенье я с тремя друзьями ходил на Алтайку разгружать вагоны. Зарабатывали мы по 10-15 рублей в день. По тем временам - хорошая прибавка на овощи и фрукты.


- Сегодня Ваши дети выросли, создали свои семьи. Есть ли у Вас какое-то сожаление по этому поводу, что дети не рядом с Вами?
- С одной стороны, у меня есть чувство удовлетворенности: дети стали самостоятельными, получили образование, все у них в жизни ладится. Особых переживаний они нам не принесли, когда были детьми, да и в дальнейшем, когда стали взрослыми. С другой стороны, мне очень жаль, что мало у меня на них времени. Ведь взрослому ребенку тоже нужно общение с отцом. К счастью, у нас с детьми есть общие интересы. Я сам профессионально занимался лыжами, и сына увлек. Он кандидат в мастера спорта по биатлону, а у меня первый разряд по лыжам. Потом мы "заразили" лыжами и внуков. А сейчас все наше семейство катается на горных лыжах.


- Это довольно травматичный вид спорта...
- С головой надо дружить - тогда никаких травм не будет. В прошлом году я сам встал на горные лыжи: можно сказать, что самолюбие заело. Мы вместе с семьей поехали в Белокуриху, я преодолел страх и в первый раз встал на лыжи - и пошло: Общность интересов в семье очень важна. С каждым годом все четче понимаешь, что невозможно справиться с напряженной работой, если у тебя нет слаженной семьи. Если в семье непорядок, то невозможно полностью отдаться работе, невозможно жить этой работой. В семье родителей отец был для меня примером. Моя бабушка, его теща, в последние годы была полностью слепой. С какой заботой, уважением и теплотой он относился к ней! Эта доброта мне тогда запала в душу.


- В Вашей большой семье кто голова?
- Наверное, я. Главные для семьи решения принимаю я, но принимаю их не авторитарно. Хотя четких разграничений нет - это решаю я, а это Раиса. Каждый вносит что-то свое в жизнь, в душу семьи.


- Раисе Иосифовне нелегко: Вы все время на работе, а она ведет все хозяйство одна, на ней держится дом.
- Да, это очень не просто. Я очень переживал, когда она ушла с хлопчато-бумажного комбината по сокращению штатов. Говорил, что ей тяжело будет дома сидеть, но она сумела это преодолеть. Она часто общается со своими бывшими коллегами, ходит к ним на работу, они - к ней. Кроме того, мы встречаемся с нашими друзьями юности, отношения с которыми сохранили по сей день, отмечаем вместе праздники, и, как правило, у нас дома. Дух гостеприимства в нашей семье всегда был очень силен. Конечно, все это благодаря Рае! Нам всем вместе уютно и душевно. Раиса замечательно готовит, она заядлая грибница и садовод: к зиме заготавливает все соленья, варенья. В прошлом году мы переехали в дом, который строили 11 лет. В 1991 году, когда я пришел коммерческим директором на ХБК, его директор предложил участок в 10 соток. Два года участок простоял, потом мы начали делать фундамент, коробку поставили, под крышу подвели. Благо коммуникации у поселка от ХБК. Долго и трудно отделывали. Дом получился теплым и светлым. Много цветов, которые дарят друзья, зная Раисину любовь к растениям. Есть где жить, работать, гостей (в том числе официальных) принять. За домом, садом, двором ухаживает Раиса. Так что скучать ей некогда. Забота обо мне, детях, внуках, доме - все бегом. Энергии хватает.


- Ваша семья, наверное, гордится тем, что Вы - мэр Новосибирска?
- Отвечу так. Мне в жизни повезло. Никто из друзей и моих детей ни разу не воспользовался тем, что я занимаю пост мэра. Дети даже стесняются говорить об этом. Это правда. И я этим очень горжусь!

Владимир Савицкий. Из очерка "Филипп со Смоленщины".

Он не входил, а вваливался в мою землянку, шумно, весело, словно вместе с собой приводил всю свою Смоленщину.

- Здорово, соседи! - задорно выкрикивал он, оглядываясь и как бы спрашивая не только сияющими глазами, но и всем своим существом, - мол, все видите, что я пришел?
И в этом немом вопросе было что-то и радостное, и трогательное, и смешное. Землянка мгновенно оживала, вроде бы наполнялась теплом, становилось уютнее. Солдаты, которые спали, сбрасывали с себя шинели, еще протирали кулаками глаза, а уже улыбались. Мы забывали, что в четырехстах метрах враги, что нет-нет да и ударят из минометов по нашему расположению, что накат над головой ненадежный, что находимся на переднем крае войны. Мы будто бы переселялись в домашнюю обстановку, переносились в глубокий тыл, куда к нам и явился лейтенант Филипп Городецкий. Теперь можно было громко разговаривать, петь песни, плясать. Услышат фашисты? А что они нам сделают?

Филипп Городецкий был крестьянином, из сержантов его произвели в офицеры. Однако землепашцем оставался и на войне. Как-то по-своему, по-особенному любил землю и все, чем она украшала себя. Он мог подолгу сидеть на пеньке и наблюдать за тружеником-муравьем или пчелой, облетающей цветы. И сколько восторга и радости было в его глазах! Но эти глаза тускнели, когда перед ним выступало из утреннего тумана невспаханное поле, изуродованное воронками, зубчато нарезанное гусеницами танков. Когда перед ним лежала обугленная и спутанная рожь или увядала на корню сочная и густая нескошенная трава.

Встретился я с ним возле Берлина. В пригороде. Он развел руками и образованно произнес:
- Теперь наша артиллерия своего корреспондента имеет. Здорово! Ну, как там, в газете? Спишь на койке? - посмотрел на мои голенища сапог: - Э, ложки в голенище не носишь.
- Расскажи, Филипп, о себе.
- Да я же не маршал и не фронт у меня, а две пушки. Что тебе рассказывать? Уже старший лейтенант, до полковника немного не дотянул, да и не важно!..

Старший лейтенант Филипп Городецкий штурмовал рейхстаг. Я навестил его, когда он зачехлял свои пушки.
- Ну вот, к посевной управились с войной, - весело сказал он.
- Мы пошли с ним осматривать Берлин.

Раиса Иосифовна Городецкая

Сын Дмитрий Городецкий. Родился в 1972 году, окончил экономический факультет НИИЖТа. Жена Елена. Дочери Полина и Елизавета. Владимир Филиппович отмечает удивительно заботливое отношение Димы к детям.

Дочь Елена. Родилась в 1980 году. Окончила Сибирский независимый университет. Замужем. Семья родителей является эталоном для Елены.

В Новосибирске живет и старшая сестра Владимира Филипповича Людмила. Продав все в Брянске, она с семьей переехала в Новосибирск. У них удивительно теплые отношения с братом и его семьей.
Отец: Филипп Иосифович Городецкий, родился в 1910 году.
Мать: Евдокия Кондратьевна Городецкая, родилась в 1914 году


Опубликовано в журнале "Сибирская столица", N 12 (32), декабрь, 2003 г.

http://www.gorodezky.ru/speech/publications/194/



Док. 469222
Перв. публик.: 18.02.04
Последн. ред.: 01.08.08
Число обращений: 215

  • Городецкий Владимир Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``