В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Городецкий: Ясность цели и четкость плана Назад
Владимир Городецкий: Ясность цели и четкость плана
Мэр Новосибирска Владимир ГОРОДЕЦКИЙ родился на Брянщине, но всю "взрослую" жизнь проработал в столице Сибири, куда приехал по распределению после окончания вуза. Он набирал управленческий опыт в районе, долго работал первым заместителем градоначальника и дважды получил доверие от горожан на прямых выборах мэра. Городецкий не стесняется признаваться в любви к Новосибирску и его жителям, в своих амбициозных желаниях сделать город комфортнее и красивее. По мнению его многолетних соратников в команде, одна из главных заслуг нынешнего мэра Новосибирска как человека и руководителя - планомерность и целенаправленность в реализации задач. Он умеет давать задания, ставить сроки и спрашивать.

Город нового качества

-Владимир Филиппович, Новосибирск по-прежнему можно считать столицей Сибири?

-У нас темпы роста экономики - или на уровне среднероссийских, или выше. В 2004 году прирост промышленной продукции по России ожидается на 6,5-6,7 процента к уровню 2003 года, в Новосибирске - на 8,5. Рост инвестиций в основной капитал по стране - 10,5 процента, у нас - 12. Новосибирск был и остается промышленным центром. В то же время это город нового качества. Если раньше на первом месте стояла промышленность, а потом шла наука, то сейчас очень бурно развивается сфера обслуживания, что соответствует сценарию, который мы начали разрабатывать еще в 1999 году. Сегодня есть стратегический план развития Новосибирска до 2020 года.

-Какова роль мэрии в экономике города?

-Мы стараемся развивать экономику, ведь она дает возможности для развития всего города. Мэрия поддерживает перспективные инвестпроекты, удешевляя за счет бюджета кредиты банков. Департамент промышленности привлекает предприятия и институты на региональные и международные выставки. Мы вступили во Всемирную ассоциацию технополисов - и это приносит плоды. Созданная в мэрии дирекция межрегиональных программ помогает формировать стабильный портфель заказов по выпуску в нашем городе новейших машин и оборудования для нефтегазового и угольного комплексов страны. Для представителей малого бизнеса организуем бесплатные семинары. Чтобы знали люди систему налогообложения, рекламы, учета и отчетности, умели организовать труд персонала и работали в итоге с прибылью. Это очень востребовано.

Безусловно, размещаем на предприятиях муниципальный заказ, причем сохраняем длительные связи, если наши партнеры хорошо работают. В 2004 году бюджет города по расходам составит около 12 миллиардов рублей, муниципальный заказ из них - 7 миллиардов. Достаточно много, хотя в объемах всего промышленного производства города это 5-6 процентов.

-Что представляет собой муниципальный сектор экономики?

-Это около 100 тысяч человек, а всего в экономике Новосибирска, по официальным данным, занято 620 тысяч. Для муниципальных предприятий и учреждений мы устанавливаем зарплату, определяем условия труда и пр. Муниципальных объектов очень много. Каждый год, например, принимаем на свой бюджет Дома культуры - и сохраняем их как культурные учреждения, здесь работают секции для детей. Это наша позиция. Три года уже забираем ДЮСШ, от которых отказался соцстрах, - и ни одну школу не закрыли! В 2004 году на содержание ДЮСШ выделялись в бюджете 20 миллионов рублей, в 2005-м - уже 48.

Обновляем школы, причем с каждым годом увеличиваем объемы капитальных и текущих ремонтов: в 2004 году по сравнению с 2003-м рост в полтора раза! В 2004 году специально спланировали противопожарные мероприятия в школах. И будем продолжать эту работу еще два года, чтобы полностью обеспечить безопасность детей. Начата такая же работа в здравоохранении.

-Недавно мэрия инициировала создание межведомственной комиссии с участием врачей, депутатов и общественности, которая должна выработать рекомендации по улучшению медобслуживания населения. Что должно измениться?

-Мы хотим улучшить работу поликлиник. Не доводить до ситуации, когда человека надо госпитализировать, а добиться нормального диагностирования в поликлинике и обеспечить лечение здесь же. А уж когда больной попадает в стационар, там он должен получить интенсивную терапию. В каждом районе на базе одной-двух поликлиник создадим диагностические центры. В поликлиниках, возможно, расширим сеть стационаров дневного пребывания. Комиссия определится и с использованием больниц, где низкая оснащенность оборудованием. Речь не о закрытии - о перепрофилировании. Добавлю, что количество больничных коек в городе уменьшилось, а вот число больных, получивших помощь, увеличилось. Эффективность, интенсивность лечения должны и дальше повышаться.

-Зачем мэрия сохраняет сеть муниципальных аптек?

-Чтобы сдерживать цены на лекарства. В своих аптеках мы регулируем цены и сохраняем производство препаратов - мазей, растворов. Ни одна коммерческая аптека в городе этого не делает, а потребность большая.

-Есть ли польза от регулирования зарплаты в муниципальном секторе?

-Этим мы поддерживаем кадры во всех отраслях. В Новосибирске существуют муниципальные надбавки к зарплате. В 2004 году мы ввели их для участковых врачей, в культуре, органах соцзащиты. Это существенные надбавки - до 50 процентов оклада. Начинали с надбавок в образовании, а сейчас распространили на всю соцсферу.

Один год мегаполиса

-Владимир Филиппович, Новосибирск - один из немногих городов страны, где ежегодно разрабатывается план социально-экономического развития, а не только бюджет. Интересно, что дал горожанам план 2004 года?

-Серьезные изменения произошли в благоустройстве и озеленении в предыдущие два года, а 2004-й можно назвать годом максимальной активности в этом направлении. Мы увеличили финансирование, объемы капитального и текущего ремонта дорог, появилась новая технология и техника. Люди увидели, что эта отрасль приоритетная, о чем я не устаю повторять своим подчиненным. Город за три года преобразился - это ощутили автомобилисты и пешеходы. Цветы, деревья, кустарники, тротуарная плитка украшают мегаполис. За последние три года мы реконструировали три моста (через плотину ГЭС, через Иню, Октябрьский мост через Обь) - все собственными силами.

Мы закончили в этом году первую пятилетнюю программу по ремонту лестничных клеток. И сейчас уже будем по нормативу каждый подъезд ремонтировать раз в пять лет. Кардинально улучшили работу лифтов. Сегодня стоит в среднем 20-25-30 лифтов в день. А в 2000 году стояло 500-600.

За последние два года серьезно увеличили объем капитального ремонта жилья. Приобрели спецодежду для жилищников, малую технику для нужд ЖКХ. Купили новые мусоровозы для спецавтохозяйства и улучшили вывоз мусора. Все эти вопросы я сам постоянно контролирую.

-Кажется, Новосибирск получит в 2004 году максимальное за последние годы количество жилья?

-Да, 410 тысяч квадратных метров, в том числе четыре дома для бюджетников, долго их строили. Введено немало объектов, которые возводились за счет лимитов мэрии. Запущена 210-я школа на новом Горском жилмассиве, построенная всего за год! Здесь самое современное оборудование в классах химии и физики, большой спортзал, отличная столовая, просторные светлые классы - другой такой школы нет. Закончена реконструкция корпуса инфекционной больницы, отметившей 100 лет. По ряду объектов работы продолжим в 2005 году.

-Мэрия Новосибирска умеет добывать неналоговые доходы бюджета. За счет этого и решаете многие задачи?

-Наверное, надо поискать другой такой крупный город, где бы налоговые доходы бюджета составили в 2004 году около 60 процентов, а неналоговые - 18. Работаем с землей и имуществом.

К сожалению, в городе мало строится объектов с участием федерального бюджета. По большому счету это только метро и реконструкция театра оперы и балета. Считают, что мы сами можем справиться. Хотя мы охотно участвуем в софинансировании. Например, вместе с железнодорожниками построили две остановочные платформы для электричек, чтобы людям было удобно. Откликнулись и на предложение о создании детской железной дороги.

"Не временщики!"

-Владимир Филиппович, какие приоритеты будут у вашей команды в 2005 году?

-На мой взгляд, полно и ярко проявится наш переход на планомерную работу в течение не одного года. Мы формируем целевые программы на 5-10 лет: определяем важнейшие задачи и механизм реализации. Это принципиальный вопрос. Мы не считаем себя временщиками! Мы реально видим проблемы и намечаем пути их решения. Не забывая при этом о сложности дела и его цене, ибо рассчитывать приходится только на свои ресурсы.

Например, я уже заявил горожанам, что за три года мы все учреждения здравоохранения приведем в надлежащий вид: отремонтируем и оснастим современным оборудованием. На это в бюджете 2005 года средств предусмотрено почти втрое больше, чем в 2004-м. Причем расписали уже, что будет сделано в каждом районе, какое оборудование и куда купим.

Программа о замене и модернизации лифтов рассчитана на 2005-2014 годы. Расписана по годам и по адресам. Колоссальная работа проведена: надо было исследовать все лифтовое хозяйство, рассчитать наши финансовые возможности. 2005 год характерен тем, что в 3,5 раза увеличиваем объем капремонта жилого фонда за счет бюджета города. И из этих средств 135 миллионов рублей пойдут на лифты. Новосибирцы это оценят в конце года.

-Считается, что у мэра Новосибирска есть два "конька" - благоустройство и участие в нем активистов ТОС.

-Почему два? У меня много "коньков". Но вы правы: целевая программа благоустройства до 2009 года мне особенно дорога. Понадобилось время, чтобы заставить отраслевые подразделения с участием районов, населения и депутатов разработать такую программу - с конкретными адресами. Сейчас мы можем людям точно сказать, когда их двор приведут в порядок, сколько на это поступит в район денег. Чиновники будут отвечать не только перед мэром, но и перед горожанами.

И это - правильно. Мы, с одной стороны, определили приоритеты и объявили о них жителям, взяли на себя обязательства в целевых программах, которые ежегодно учитываем в бюджете. А, с другой, - планомерно выполняем свою работу. Планомерность и целенаправленность в реализации задач - это то, что я требую от себя и своих подчиненных. Без этого, когда денег в обрез, ничего не добьешься.

-Кстати, о деньгах. 2005 год для органов местного самоуправления характерен тем, что серьезно меняется бюджетное и налоговое законодательство. По-новому разграничиваются полномочия власти. Вас это устраивает?

-Есть недоработки во всех законах. Когда проживем год - можно сказать более четко. У Новосибирска забирают доходы. Если в 2004 году у нас налоговые доходы составляли 57 процентов, то в 2005-м их будет 35. И увеличивается доля субвенций из областного бюджета. Значит, мы будем зависеть от того, когда получим деньги. А сегодня в бюджетной сфере Новосибирска нет задержек с выдачей зарплаты. В 2004 году мы ликвидировали за счет бюджета долги по зарплате на предприятиях муниципального транспорта. Своевременно получают деньги работники ЖКХ. Причем мы увеличиваем зарплату не только в бюджетной сфере, но и в отраслях городского хозяйства. Хотя в ЖКХ, конечно, еще много проблем, в том числе и с кадрами - нужны как рабочие, так и специалисты, руководители.

Контроль можно было и по-другому осуществлять, а не лишать большие города доходов. По налоговым доходам наши возможности, увы, все сокращаются. Если в последние годы в Новосибирске в среднем оставались 18-20 процентов от всех собираемых у нас налогов, остальные уходили в субъект Федерации и федеральный бюджет, то с 1 января 2005 года будет еще меньше. Налоги на прибыль, имущество организаций к нам просто не будут поступать. В 2004 году город имел от налога на прибыль 1,2 миллиарда рублей, а в 2005-м будет всего 60 миллионов.

-Сможет ли мэрия обеспечить монетизацию льгот?

-От нас требуется стабильность в предоставлении услуг. Чтобы тот же муниципальный транспорт работал лучше. Он не будет получать дотации из городского бюджета - все за проезд станут платить. 118 тысяч пенсионеров, ездивших 10 лет бесплатно, получат компенсацию в 90 рублей, из расчета 15 поездок в месяц, по 6 рублей каждая. Деньги в городском бюджете предусмотрены. Мы рекомендуем транспортникам ввести систему скидок и льготных проездных билетов, чтобы не потерять пассажиров и выжить в условиях конкуренции с частным перевозчиком.

В Новосибирске уже ряд лет действует программа "Льготный рецепт". Она отработана на муниципальных аптеках и будет продолжаться. Другое дело, что государство взяло на себя обязанность осуществлять централизованные поставки медикаментов, чтобы они были дешевле и с гарантией качества. Но это же хорошо. Мы через свои аптеки обеспечим реализацию лекарств.

-Бюджет Новосибирска на 2005 год принят с дефицитом почти 250 миллионов рублей. Говорят, вы скрепя сердцем согласились на некоторое сокращение средств по капвложениям Главного управления благоустройства и озеленения, хотя планка объема работ здесь оставлена достаточно высокая. Где собираетесь деньги брать, Владимир Филиппович?

-Ставлю задачу еще больше увеличивать неналоговые доходы, в том числе от использования земли. Новосибирск имеет высокую инвестиционную привлекательность. Надеюсь, что в течение 2005 года будет начато строительство ряда интересных объектов. Несколько инвесторов предлагают построить хорошего класса гостиницы, торгово-развлекательные, спортивные комплексы. И, конечно, жилье.

А мэрия берет на себя обязательство за два года завершить строительство Ипподромской магистрали. И не снимаем с себя возведение третьего коммунального моста через Обь в Новосибирске.

"Известия" - "Сибирский капитал" N 19-20, декабрь 2004 г.

http://www.gorodezky.ru/speech/publications/2306/



Док. 469203
Перв. публик.: 30.12.04
Последн. ред.: 01.08.08
Число обращений: 221

  • Городецкий Владимир Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``