В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Городецкий: Город - надежный партнер банков Назад
Владимир Городецкий: Город - надежный партнер банков
Новосибирск - центр Сибирского федерального округа (СФО), четвертый по площади и третий по численности населения город в стране.

Город занимает стратегически выгодное экономико-географическое положение, так как расположен на пересечении важнейших транспортных коммуникаций. Он является связующим звеном всего экономического пространства сибирских территорий, находясь между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Бюджет Новосибирска - крупнейший по величине доходов среди бюджетов всех муниципальных образований. За последние 3 года доходы города выросли почти в два раза и на конец 2007 года достигли 26,7 млрд руб.

В 2007 году произошли знаковые изменения в межбюджетных отношениях с субъектом Российской Федерации: вместо дотаций город получил дополнительные отчисления подоходного налога и бюджет Новосибирска стал бездотационным.

Финансовая инфраструктура города

Вследствие активного развития всех элементов финансовой инфраструктуры Новосибирск за последнее десятилетие превратился в крупнейший финансовый центр Сибири. В городе сложилась развитая система финансовых институтов, в которую входят инвестиционно-финансовые и страховые компании, аукционный центр, Сибирская межбанковская валютная биржа.

На территории города активно развивается банковский сектор. В него сегодня входят 14 местных банков и около 60 филиалов иностранных и иногородних, прежде всего крупнейших банков Москвы. По числу местных банков город занимает первое место в СФО. Число действующих новосибирских кредитных организаций в последние годы практически не меняется, количество же филиалов иногородних банков постоянно растет. Так, в 2007 году было открыто семь филиалов.

Основными источниками ресурсов банков Новосибирска являются средства на счетах и депозитах юридических лиц, средства, получаемые филиалами от головных организаций, а также вклады населения.

Муниципальные заимствования

После кризиса 1998 года город начал активно взаимодействовать с финансово-кредитными учреждениями. За это время мэрия работала с такими крупнейшими банками, как Сибирский банк Сбербанка, ВТБ, ВТБ24, Росбанк, Банк Москвы, УРСА Банк, новосибирский филиал банка УРАЛСИБ и другими.

Благодаря привлекаемым кредитам в условиях острого недостатка бюджетных средств город смог планомерно, без срывов, по утвержденному платежному графику осуществлять расходные обязательства.

Несмотря на относительно большое по российским меркам количество финансовых институтов, отличительной чертой местной финансовой инфраструктуры является низкий уровень капитализации. Местные банки не обладают достаточным потенциалом, способным удовлетворить потребности растущего мегаполиса. Это привело к тому, что в последние два года Новосибирск привлекал кредиты столичных банков, обладающих мощной ресурсной базой.

За последние три года мэрия города добилась значительных результатов по снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Если на конец 2005 года средневзвешенная ставка по кредитам составляла 11,49%, то на конец 2007 года - 7,75%. Сложившийся уровень процентных ставок находится существенно ниже уровня потребительской инфляции в стране.

При этом снижение ставок по кредитам сопровождалось удлинением сроков заимствований. По сравнению с концом 2005 года сроки предоставления кредитов увеличились примерно в два раза, с 337 дней до 720.

С 2005 года город привлекал все заимствования без поручительств, а с 2006 года - еще и без залога объектов муниципальной недвижимости, что говорит об укреплении деловой репутации мэрии как заемщика.

Мэрия города Новосибирска строит свою работу на рынке капитала исходя из приоритетов снижения расходов на обслуживание долга, удлинения сроков заимствований и поддержания положительной кредитной истории. В рамках проводимой долговой политики важным этапом явился размещенный в 2006 году публичный синдицированный кредит объемом 700 млн рублей сроком на два года. Подобная сделка была проведена Новосибирском впервые в муниципальной практике Российской Федерации. Организатором кредита и банком-агентом выступил Банк Москвы. Участниками синдиката стали Банк Москвы, Standard bank, Внешторгбанк, Международный Московский банк, Parex bank, ICICI bank и банк Кредит-Москва. Для Новосибирска это был выгодный кредитный договор не только по срокам, но и по ставке заимствования - 8,9% годовых.

Следуя лучшей практике, накопленной российскими регионами, Новосибирск с 2003 года стал одним из активных участников рынка публичных заимствований и выпустил четыре облигационных займа, первый и второй из которых были своевременно и полностью погашены. В настоящее время в обращении находятся два выпуска муниципальных ценных бумаг 2005 и 2006 годов, которые включены в котировальный список "А" первого уровня ЗАО "Фондовая биржа ММВБ".

Выпуск облигаций позволил Новосибирску диверсифицировать инструменты заимствований, значительно увеличить средний срок долговых обязательств, существенно расширить круг инвесторов города, укрепить имидж обязательного и надежного заемщика, а также повысить гибкость управления долгом.

В соответствии с действующим законодательством субъекты РФ и муниципальные образования активно используют услуги крупных банков-операторов долгового рынка, выполняющих функции организаторов, андеррайтеров и платежных агентов по займам.

Сегодня именно эффективность взаимодействия между местными администрациями и организаторами займа является ключевым фактором успеха, позволяющим преодолеть практически все существующие препятствия, затрудняющие выход эмитента на финансовый рынок. С 2003 года АКБ "РОСБАНК" является андеррайтером, маркетмейкером и платежным агентом всех выпусков облигаций Новосибирска.

С момента первого облигационного выпуска и с улучшением финансово-экономического состояния города условия заимствований для Новосибирска постоянно улучшались. Так, если годовая купонная ставка первого выпуска составляла 16 %, то четвертого уже почти в два раза меньше - 8,5 %. При этом выросли сроки займов от 1,5 до 4 лет, что говорит о росте доверия к эмитенту.

За последние три года происходило сокращение долговой нагрузки, а также увеличение доли муниципальных облигаций в структуре долга города Новосибирска. Во многом благодаря этому, а также работе, проводимой мэрией с банками по снижению процентной ставки по рублевым кредитам, удалось снизить расходы на обслуживание долга с 688,1 млн рублей в 2005 году до 527,2 млн рублей в 2006 году, т. е. на 30,5%, а в 2007 году объем этих расходов составит 261 млн рублей, что в два раза меньше аналогичного показателя 2006 года.

По оценкам экспертов за последние три года город вышел в лидеры рынка субфедеральных и муниципальных займов. По итогам 2005 и 2006 гг. Новосибирск занимал первое место в номинации издательского дома "Рынок ценных бумаг" - лучший эмитент на рынке муниципальных займов.

Обслуживая значительный объем долга, работая с большим числом банков и имея успешный опыт размещения четырех публичных займов, мэрия города Новосибирска никогда не допускала дефолта по своим обязательствам и завоевала репутацию добросовестного заемщика.

Кредитный рейтинг

В целях определения оценки кредитоспособности Новосибирска, повышения инвестиционной привлекательности и усиления информационной прозрачности финансовой системы города на конкурсной основе в конце 2005 года было выбрано одно из ведущих международных рейтинговых агентств - Standard&Poor"s.

В 2006 году Новосибирск впервые получил кредитные рейтинги, а уже в марте 2007 года они были повышены: долгосрочный кредитный рейтинг Новосибирска по международной шкале - с "В" до "В+", а по национальной шкале с "ruA" до "ruA+". Прогноз изменения рейтинга - "Позитивный". Столь же высокие рейтинги на сегодняшний день присвоены таким регионам, как Иркутская область, Ставропольский край, Республика Якутия, а также городу Уфа. Таким образом, Новосибирск стал одним из первых муниципальных образований, получивших такие рейтинги.

Присвоение рейтинга по международной и национальной шкалам дает Новосибирску дополнительное конкурентное преимущество, помогает формировать благоприятную репутацию города в инвестиционном и банковском сообществе, так как служит надежным ориентиром кредитоспособности. Причем рейтинг такого уровня позволяет снизить расходы, связанные с обслуживанием вновь привлекаемых долговых обязательств.

Национальные проекты

В 2006 году в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы город привлек кредит на сумму 100 млн рублей под государственную гарантию Российской Федерации в размере 50% объема кредита. Эти средства были направлены на строительство участка водопровода одного из районов города. Это позволило в конце 2007 года обеспечить устойчивое водоснабжение целого ряда микрорайонов, в том числе новостроек.

В рамках этой же подпрограммы в 2007 году инвестиционные проекты Новосибирска участвовали в конкурсном отборе для предоставления средств из федерального бюджета для субсидирования процентной ставки по кредитам. На реализацию двух проектов, выигравших в Росстрое конкурс, новосибирская строительная компания привлекла 316 млн рублей на условиях предоставления субсидий на возмещение затрат по уплате процентов: 50% из федерального бюджета и столько же - из бюджета города.

Вышеуказанные меры государственной поддержки позволят строительной компании сократить сроки ввода жилья и удешевить стоимость строительства.

В предоставлении кредитных ресурсов на реализацию подпрограммы ФЦП "Жилище" принимали активное участие Сибирский банк Сберегательного банка РФ и новосибирский филиал "НОМОСБАНКа ".

Субсидирование

Одной из важных задач города является создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций, технологическая модернизация промышленности, внедрение инноваций, в том числе в городское хозяйство. Для ускорения решения этих задач необходимо объединение усилий и средств частного бизнеса с государством. В целях развития научно-промышленной сферы города, осуществления различных форм и методов поддержки инвестиционной и инновационной деятельности действует городская целевая программа "Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006-2008 гг.".

С целью стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики мэрия осуществляет сотрудничество с банками. В качестве основной финансовой формы поддержки инвесторов используется компенсация предприятиям-заемщикам части процентных ставок по кредитам и компенсация части лизинговых платежей.

За период 2004 - 2007 гг. заключены договоры о муниципальной поддержке в форме субсидий по кредитным и лизинговым договорам по 20 инвестиционным проектам предприятий научно-промышленного комплекса города на общую сумму более 30 млн рублей. За указанный срок в финансировании участвовали тринадцать кредитных учреждений и одна лизинговая компания.

На проекты по модернизации новосибирской промышленности и внедрению новых современных технологий удалось привлечь более 1,7 млрд рублей, в том числе:

* собственные средства предприятий - более 520 млн рублей;
* привлеченные ресурсы - более 1 193 млн рублей, включая:
* банковские кредиты и средства лизинговых компаний - около 990 млн рублей;
* государственная и областная поддержка - около 173 млн рублей;
* муниципальная поддержка - 30 млн рублей.

Формирование благоприятного инвестиционного климата позволило привлечь средства в промышленность города, увеличить вложение собственных средств предприятий на цели модернизации промышленности и создать новые производства при минимальной финансовой поддержке со стороны мэрии.

В ближайшие годы планируется предоставить субсидии по кредитам и лизинговым платежам на реализацию следующих основных проектов:

* разработка и освоение серийного производства малогабаритных, высокомоментных электрических машин малой и средней мощности;
* программа технического перевооружения;
* производство газобетона;
* строительство мусороперерабатывающего завода и другие.

Инвестиционный процесс сегодня находится в центре структурных изменений российской экономики, поэтому очень важно, что Новосибирск имеет собственный опыт организации взаимоотношений с частными инвесторами, помогающий городу динамично развиваться.

Плотность распространения малого предпринимательства в Новосибирске - одна из наиболее высоких в России. За последнее десятилетие малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики.

Для поддержания и развития малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирска была разработана городская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске " на 2008 - 2010 годы. Программой предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМиСП) на конкурсной основе в форме субсидирования ставки рефинансирования Центрального Банка РФ по банковским кредитам за счет средств бюджета города.

В вопросах взаимодействия органов власти с финансово-кредитными учреждениями сегодня существует ряд проблем, в основном обусловленных несовершенством действующего законодательства в области государственных и муниципальных закупок.

В связи с вступлением в силу Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и необходимостью проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций сегодня для субъектов РФ и муниципальных образований потеряно такое важное преимущество кредитов, как оперативность привлечения средств. Значительно усложнен процесс выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций в связи с необходимостью проведения открытых конкурсов по выбору генерального агента, фондовой биржи и депозитария.

Для облегчения процесса размещения ценных бумаг и повышения оперативности привлечения средств региональными и местными органами власти необходимо внести изменения в действующее законодательство, предусматривающие упрощенный порядок размещения заказа на оказание финансовых услуг и конкретизацию критериев их отбора.

Бюджетным кодексом предусматривается право субъектов Российской Федерации, не получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, осуществлять размещение бюджетных средств на банковских депозитах. Необходимо разрешить подобные действия и муниципальным образованиям, что повысит уровень управления ликвидностью бюджета. Это позволит в условиях профицита получать дополнительные доходы и будет способствовать повышению ликвидности регионального банковского сектора.

Реализация указанных мер потребует от муниципальных образований разработки специальных методик для минимизации риска невозврата средств бюджета. В ряде субъектов РФ, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, уже накоплен определенный опыт, который может быть использован муниципальными образованиями.

Один из способов снижения рисков - формализация требований ЦБ РФ к банкам, работающим с органами государственной и муниципальной власти.

Безупречная кредитная история, наличие кредитного рейтинга, опыт по привлечению различных форм заимствований, а также выход на межрегиональный уровень свидетельствуют о способности города привлекать средства под долгосрочные инвестиционные программы. Разработка и реализация долгосрочных проектов сегодня должна стать одним из приоритетных направлений политики города во взаимоотношениях с банковским сектором и частным бизнесом.

Мэр Новосибирска
Владимир Городецкий

"Вестник банковского дела", февраль, 2008

http://www.gorodezky.ru/speech/publications/6209/

19/03/2008

Док. 469172
Перв. публик.: 19.03.08
Последн. ред.: 01.08.08
Число обращений: 101

  • Городецкий Владимир Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``