В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Городецкий: Перспектива развития города зависит не только от муниципального бюджета Назад
Владимир Городецкий: Перспектива развития города зависит не только от муниципального бюджета
На днях исполняется восемь лет с того момента, как мэром Новосибирска был впервые избран Владимир Городецкий. Что изменилось в работе муниципалитета за эти годы и планирует ли глава города избираться на новый срок, он рассказал редактору "Континента Сибирь" Михаилу Столярову.

-- Владимир Филиппович, прошло ровно восемь лет с момента избрания Вас мэром Новосибирска. Как менялись задачи, стоящие перед вами за это время?

-- И восемь лет назад, и сейчас, и в будущем, перед руководителем города и его командой стоит одна задача - обеспечить улучшение жизни в городе. Понятие это очень емкое, в него входит много элементов. А вот способы решения такой задачи за годы, конечно, существенно изменились. Сейчас ситуация в Новосибирске полярно отличается от той, что была в начале 2000-х годов. Тогда главной целью было сохранение муниципального хозяйства, системы жизнедеятельности города. Ни о каком развитии речь не шла. Бюджет тогда составлял около 4-5 млрд. рублей. Для сравнения: сейчас более 28 млрд. рублей. В расчетах с бюджетом и между предприятиями преобладали зачетные схемы. Хорошо помню процесс монетизации льгот, когда в считанные месяцы нужно было искать эффективные решения.

Коренное изменение ситуации началось в 2005-2006 годах, вместе со стабильным ростом экономики. Этот подъем не произошел сам по себе. Он подготовлен системной последовательной работой с предприятиями, представителями городского сообщества. Два с половиной года мы занимались разработкой Стратегического плана развития города до 2020 года, определяли с городским сообществом перспективы города, пути их достижения. В 2006-2007 годах был разработан и утвержден Генеральный план развития Новосибирска - основной механизм стратегического развития города. В 2007 году началась реализация программы строительства технопарка. Все эти решения были определены основной целью - ответственностью власти за улучшение жизни в городе. Последующие годы подтвердили правильность выбора точек роста в экономике Новосибирска. Сейчас происходит реальное развитие города. Поэтому и задачи перед нами стоят совершенно другие. Уже нет вопроса - как сохранить устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения. Эта тема снята с повестки дня, ушла и тема своевременности выплаты зарплаты. Обсуждается другое - то, что зарплата остается мизерной, ее надо увеличивать, особенно в некоторых бюджетных отраслях.

Планы утверждены, сбалансированы, подкреплены ресурсами, технологиями. Сегодняшний этап - это перспективное развитие города. Для этого надо решать специфические задачи - какие механизмы использовать, чтобы объективная привлекательность Новосибирска, его благоприятный инвестиционный климат были реализованы как можно быстрее. И при этом обеспечить сбалансированность отраслей. В городе не должно быть однобокого развития - когда он становится привлекательным только с одной точки зрения.

-- При очевидном строительном буме в Новосибирске, на фоне открытия торговых и бизнес-центров, не очень видны новые промышленные предприятия. Не означает это окончательного превращения Новосибирска в инфраструктурный, торгово-логистический центр?

-- Конечно, сейчас нет такого бума, как во время индустриализации, когда повсюду строились новые заводы и фабрики. В то же время сейчас очень активно модернизируются существующие заводы. В прежних стенах находится другое, новое производство. Например, на заводе "Экран" установлено современное оборудование по производству стеклобутылки - уже три линии. Гигантское техническое перевооружение осуществляется на НАПО им. Чкалова. То же самое делается на "Элсибе" и многих других предприятиях. Появляются и новые предприятия. Это происходит как бы незаметно - за старым забором, в старых корпусах. Может быть, эти объекты не так видны, как новое жилье, как здания торгово-сервисного назначения, но на самом деле они есть.

-- В последнее время городские власти приняли ряд жестких мер в отношении нескольких крупных компаний, таких как "Базис-НСБ", "Лента", "ИКЕА", потребовав строгого выполнения правил землеотвода. Насколько это перекликается со словами о привлекательном инвестиционном климате?

-- Но разве можно было с этим мириться? Например, когда "ИКЕА" пришла в наш город им отвели землю, формализовали наши отношения, договорились о строительстве транспортной развязки. Но их менеджеры решили, что торговый центр можно открыть, а развязку делать потом. Я, как мэр, не мог согласиться с тем, что под угрозу поставлена транспортная доступность целой территории в городе. Мы категорически заявили свою позицию и не допустили открытия "ИКЕА" по их сценарию. Заставили подписать четкое соглашение по строительству развязки, которая будет завершена в июле этого года. Разве можно было мириться, когда компания "Лента" входит в город и позволяет себе не считаться с правилами градостроительной политики, когда она начинает строительство без разрешения? Мы обозначили свои претензии и добились их исполнения. Это не прихоть власти, а конструктивные отношения. Одинаковые требования будут абсолютно ко всем. Контроль за соблюдением правил землепользования будет и дальше усиливаться.

-- С начала этого года Вы взяли на себя личную ответственность за состояние строительной отрасли в городе...

-- Это решение принято не потому, что я негативно оцениваю предыдущие этапы в развитии строительной отрасли, наоборот, очень много сделано в совершенствовании взаимоотношений власти со строительным комплексом, в первую очередь, по упрощению земельных отношений. Но сейчас требуется несколько другое. А именно - оперативная координация. Это не значит, что я занимаюсь текущей работой строительного комплекса. Нет. Всеми текущими вопросами занимается департамент строительства. Моя задача - быстрее реагировать на проблемы, которые касаются моего уровня компетенции, и сделать более динамичными взаимоотношения с инвесторами. Потому что перспектива развития города зависит не столько от состояния муниципального бюджета, сколько от реализации инвестиционных проектов, от интереса инвесторов к нашему городу.

Сложнейшие задачи приходится решать департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства в ходе реформы ЖКХ. Принята масштабная программа газификации. Иные задачи стоят перед дорожным комплексом. Мы приступили к уникальным преобразованиям в дорожно-строительной отрасли, к решению совершенно других задач - не как ямочный ремонт выполнить ко Дню города, а как сделать современные транспортные развязки, как построить обходные магистрали вокруг города. Это требует совершенно иной координации действий.

С начала апреля начнет работу архитектурно-градостроительный совет при мэре Новосибирска. На нем, с участием общественности, будут рассматриваться крупные градостроительные проекты. Такое обсуждение объединит городское сообщество, позволит перейти от разногласий, которые иногда проявляются, к конструктивному диалогу.

-- Какие крупные проекты планируется выполнить в строительной отрасли в этом году?

-- Продолжается строительство Северного объезда города, которое окончательно завершиться в 2009 году. Сегодня проектируется Юго-Восточный объезд города. В этом году выполним рабочий проект третьего коммунального моста, чтобы уже в следующем начать его строительство. Почти 300 млн. рублей будет выделено в этом году на реконструкцию с расширением проезжей части ул. Большевистской и Бердского шоссе в границах Первомайского района. Большие объемы (почти на 430 млн. рублей) предполагается выполнить по строительству эстакады с ул. Кирова на Ключ-Камышенское плато к педуниверситету, что обеспечит выход на очень перспективную строительную площадку. В текущем году начинается строительство двух уникальных верховых развязок - на Южной площади (на 830 млн. рублей) и в Первомайском районе возле реки Иня с выездом на Бердское шоссе. Большой объем работ планируется выполнить по капитальному ремонту дорожной сети.

Также в этом году будет завершена реконструкция ДК имени Ефремова, Дома Молодежи в Первомайском районе, начнется реконструкция ДК имени Клары Цеткин, будет закончено строительство здания для театра под руководством Сергея Афанасьева. Наконец, перед муниципалитетом стоит супер-задача - построить восемь новых детских садиков.

-- Какие задачи стоят в сфере жилищного строительства?

-- В этом году предстоит ввести в строй более 1 млн. кв. метров жилья против 916 тыс. кв. метров в 2007 году. Задача посильная, хотя она требует серьезных подходов к организации работы. Итоги первого квартала по строительству жилья это доказывают - ввод будет гораздо выше, чем в прошлом году - порядка 200 тыс. кв. метров. Основные площадки - Горский, Весенний, Молодежный жилмассивы, 5-й и 6-й микрорайоны, продолжается развитие Тихвинского жилмассива.

-- В прошлом году много событий было вокруг двух проблемных строительных площадок, за которые брались иногородние строительные компании - СОПОС и "Социальная инициатива", оказавшиеся в итоге несостоятельными?

-- И по той, и другой площадке найдены решения. Что касается СОПОСа, то сформирован пул наших, новосибирских строительных компаний, которые выкупили эту площадку со всеми обязательствами перед инвесторами. Вопрос практически решен. Что касается жилмассива Береговой и "Социальной инициативы", то в этом случае понадобилось больше времени, но выход нашли. Новый застройщик, самарская компания, взяла на себя обязательства перед инвесторами. Большинству инвесторов возвращены их средства, часть дольщиков заключила новые договора на строительство жилья. Первый дом на Береговом будет введен в 2009 году. Я не совсем доволен темпами реализации проекта, будем дальше разговаривать с застройщиком и думать, как их ускорить.

-- Можно ли ожидать в ближайшее время начала застройки Ключ-Камышенского плато?

-- В этом году мы принципиально решим вопрос землепользования - каким образом отводить землю под застройку. Один подход - выделить ее по аукциону одному инвестору, и потом много лет ждать, пока он ее освоит. Другой вариант - когда большое число инвесторов могло бы участвовать в строительстве, соблюдая единую градостроительную концепцию.

-- Хватит ли у городского хозяйства сил освоить такие объемы, ведь строительство невозможно без инфраструктуры - водоканала, энергетики, тепла?

-- Есть такие сложности. Думаю, это типичная судьба всех крупных городов, чье развитие не всегда сбалансировано с темпами роста инженерной инфраструктуры. Мы видим эту ситуацию и знаем, как ее регулировать. Прежде всего мы утвердили инвестиционную программу развития Горводоканала, чтобы он мог обеспечить не только качество воды, но и перспективы развития города.

Мы нашли очень эффективную форму взаимодействия с "Новосибирскэнерго", когда несколько лет назад объединили наши сети в одно акционерное общество на паритетных началах, создав "Новосибирскгортеплоэнерго", уникальный механизм, который подтвердил за три года свою эффективность. Если раньше летом до 2 тыс. домов оставались без горячей воды, то сейчас такие трудности переживают только 40-50 домов. Создаем условия для развития малой энергетики. Два года назад в Пашино ввели газовую котельную. В прошлом году - на Звездной. В будущем году рассчитываем по муниципальному заказу построить три газовых котельные. Разворачиваем строительство большой энергетической установки для обслуживания строящегося жилмассива на ул. Кирова. Нехватка объектов инфраструктуры, действительно ощущается, но она пока не стала тормозом в развитии города.

-- Достаточны ли производственные мощности самих строительных компаний?

-- В большей степени эта проблема касается мощностей стройиндустрии. Увеличивая объемы ввода жилья, мы ощущаем дефицит кирпича, наружных отделочных материалов. Но в то же время основные застройщики зря времени не теряли и строят свои кирпичные заводы. Например, "Первый строительный фонд" к концу года введет кирзавод, рассчитанный на производство почти 90 млн. штук кирпича. Активно ведется реконструкция существующих мощностей стройиндустрии.

Что касается мощностей дорожного строительства, то в 2007 году, когда объемы работ по городу возросли почти вдвое, дорожники достойно с этим справились. На городской рынок сейчас активно выходит со своими большими мощностями "Новосибирскавтодор". Так что в дорожном строительстве не вижу серьезных сдерживающих факторов, которые помешали бы реализации больших объемов.

-- 2007 год стал первым годом в жилищном хозяйстве города, когда ЖКХ отработало по новым правилам. Как вы оцениваете этот опыт?

-- Действительно, особенностью 2007 года было работа по реформированию ЖКХ, когда жители города определились с формой управления жилым фондом. Однако одного года мало, чтобы оценить успехи, или неудачи новой формы управления. Самим людям трудно еще понять свою роль в процессе управления жилым фондом, когда они сами хозяева положения. Многие к этому не очень привыкли. С другой стороны, практика работы частных управляющих компаний также непростая. Многие компании оказались более эффективными, чем бывшие муниципальные структуры. Но некоторые УК не справились с задачами, и уровень эксплуатации жилья оказался хуже, чем был.

-- Владимир Филиппович, возвращаясь к началу нашего разговора, спустя восемь лет на посту мэра, есть ли у Вас желание продолжить начатое?

-- Мне интересно продолжить то, чем мы занимались восемь лет, особенно теперь, когда, наконец, вышли на широкий горизонт планирования. Когда есть перспектива, система и последовательность реализации стратегии. Эту работу, действительно, хотелось бы вести вместе со всем городским сообществом.

"Континент Сибирь", No 13, апрель 2008 года

http://www.gorodezky.ru/speech/publications/6258/


Док. 469166
Перв. публик.: 13.04.08
Последн. ред.: 01.08.08
Число обращений: 89

  • Городецкий Владимир Филиппович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``