В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Борисов: Игра по новым правилам. Назад
Игорь Борисов: Игра по новым правилам.
Плюсы и минусы пропорциональной системы на выборах в Госдуму

С 14 августа Владимир Путин в любой момент может подписать указ о начале кампании по выборам депутатов Госдумы. Впервые выборы в российский Парламент страны пройдут только по пропорциональной системе. Избиратели будут голосовать за партии, уровень доверие к которым, как институту политической системы, по данным социологов, еще недавно не превышал 20 процентов. Примечательно, что россияне не могут до сих пор определиться и в оптимальном количестве партий: 17 партий, зарегистрированных ФРС, для необъятной России - мало, а 10 партий, для внесения в бюллетень для голосования - много. Вот она загадочна русская душа!

Классики политологии сходятся во мнении, что мажоритарной системе наряду с преимуществами (универсальность, персонализация представительства) присущ и ряд недостатков. Прежде всего, сильное искажение волеизъявления избирателей. Дело в том, что в каждом избирательном округе "пропадает" около половины голосов избирателей, поданных не за победителя (при пропорциональной системе отсекаются только голоса, поданные за партии, не преодолевшие заградительный барьер - 7%). В парламенте начинают превалировать местные интересы над общенациональными (депутаты представляют только свой округ). Усиливается персонализация политики (и без того очень высокая в России) и поляризация общества в отсутствии объединяющих общенациональных политических сил. Результат сильно зависит от нарезки избирательных округов и, как следствие, у власти может оказаться политическая сила, представляющая меньшинство в общенациональном масштабе. Классический пример - выборы президента США в 2000 г.: тогда выиграл Джордж Буш, получивший в абсолютном исчислении меньше голосов, чем его оппонент Альберт Гор.

С учетом федеративного устройства России, в парламенте нужны представители регионов. При этом очень важно сохранить единое целостное государство, преодолеть центробежные силы, потрясшие наше общество в 90-е годы. Россия не была бы Россией, если бы мы попросту ввели у себя классическую пропорциональную избирательную систему с присущими ей недостатками без учета текущих условий развития государства. Удивительно, но российский законодатель сумел обойти (где-то полностью, где-то лишь частично), казалось бы непреодолимые дефекты классической пропорциональной системы.

Слишком большое для ее эффективного применения количество баллотирующихся партий было уменьшено за счет увеличения требования к их численности (с 10 до 50 тыс.) и введение заградительного барьера. Аналитики прогнозируют, что в очередных выборах Думы будут участвовать менее 10 партий, а пройти сможет только половина из них. Снижение игроков закономерно: в 1999 году в выборах ГД участвовало 26 партий и блоков, в 2003 - 23.

Запрет на блокирование и участие членов одной партии в списках кандидатов другой компенсировал еще один классический недостаток "пропорционалки". Он исключил образование временных политических союзов с размытыми идеологическими ориентирами и невнятными перспективами. Яркий пример - блок "Родина" - развалился в первый же год работы в Госдуме. Остается только посочувствовать избирателям, чьи голоса "рассыпались" вместе с ним.

Следующий изъян пропорциональной системы - баллотируются только партийцы - был преодолен посредством установления гарантий реализации пассивного избирательного права беспартийными гражданами. Партия обязана рассматривать кандидатуру беспартийного самовыдвиженца для включения в федеральный список.

"Обезличенность" списков и "ущемление" региональных интересов сглажены российским законодателем путем введения уникального юридического механизма - разбивки федерального партсписка на подгруппы с жесткой привязкой кандидатов к своим регионам.

Говорить о создании российского универсального рецепта от всех "болезней" избирательной системы еще рано. Организаторам выборов и их участникам еще предстоит сыграть по новым правилам. На подготовительном этапе у правоприменителей уже возникают вопросы, связанные с нарезкой и разбивкой территорий для создания региональных групп. С каким субъектом можно объединить остров Сахалин и какими принципами руководствоваться: географической близостью или социально-экономическими связями? Адыгея по закону не может быть объединена ни с одним субъектом. Имея 323 тыс. избирателей, она сможет получить своего депутата только при условии, что явка в республике превысит средний показатель России в два раза.

Эти и некоторые другие "болевые" точки российской модели пропорциональной избирательной системы еще вылезут наружу в период кампании по выборам в Госдуму, но они вряд ли будут такими же дискуссионными и спорными, как сам переход на новую избирательную систему.


Печатная версия статьи опубликована в "Независимой газете" 23.08.2007г.


Док. 468695
Перв. публик.: 23.08.07
Последн. ред.: 31.07.08
Число обращений: 434

  • Борисов Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``