В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Будберг: Минкульт личности Назад
Александр Будберг: Минкульт личности
Александр Соколов собирается снова поразить правительство

У Габриеля Гарсия Маркеса есть знаменитая повесть "Хроника объявленной смерти". Ее сюжет сводится к тому, что должно произойти убийство, об этом знает весь городок, но по разным причинам никто не препятствует неизбежно наступающей развязке. Нечто похожее происходит сейчас и в России. Только жертвой должен стать не человек, а целая отрасль, которой у нас скорее уже по инерции принято гордиться. Речь идет о культуре.

Публика уже привыкла, что Минкультуры превратилось в источник многочисленных околополитических шоу и якобы идеологических споров. И за дымовой завесой почти забавных судебных препирательств министра культуры Александра Сергеевича Соколова и руководителя профильного агентства Михаила Ефимовича Швыдкого (как говорят, их мирить пришлось аж главе Администрации Президента Дмитрию Медведеву) не принято всматриваться, а что же происходит на самом деле в этой огромной области жизни страны. Что ждет сотни тысяч людей, которые заняты в отрасли. При этом все заинтересованные начальники если не знают наверняка, то смело догадываются, что там можно обнаружить. И именно поэтому, наверное, не хотят вглядываться особенно пристально. Ведь отдельные успехи отдельных мастеров типа Гергиева или Табакова не могут повлиять на общую картину, где, без всякого преувеличения, наступает коллапс и погибель.

И причиной этого является наверняка даже не злонамеренность руководителей министерства, а их катастрофическое неумение работать. Ведь чиновник - тоже профессия. И цена ошибки здесь невероятно велика. Например, завизировал министр Соколов 122-й Закон о разделении бюджетных полномочий, и сотни городских газет обречены на гибель. Десятки первоклассных коллективов типа "Вивальди оркестра", капеллы Юрьева, театра Винокура остались без зарплаты и репетиционной базы. Ясно, что Александр Сергеевич не хотел плохого зависимым от него коллегам. Он просто не справляется со своей работой. И доказать это проще простого.

В октябре прошлого года Соколов выступал на правительстве с докладом об основных направлениях госполитики в сфере культуры и массовых коммуникаций. Тогда доклад был беспощадно раскритикован. Шойгу даже воскликнул: "А где же эти направления? Зачем вы вышли на правительство?" В итоге было официально объявлено: в министерстве не налажена работа по подготовке нормативных правовых актов. Тогда же был сформулирован план, что необходимо Минкультуры сделать в первую очередь: проведение анализа структурных преобразований в сфере культуры и массовых коммуникаций; разграничение предметов ведения между органами госвласти и местного самоуправления; определение методов путей стимулирования и т.д. и т.п. (Всего 14 пунктов.)

Прошел год. Из того, что поручено, не сделано вообще ничего. В плане правительства на 2006 год нет ни одного законопроекта в сфере культуры. Ни одного! Это значит, что в 2006 году, как в 2005-м, не будет принято ни одного закона, связанного с культурой. Министерство просто не смогло согласовать с другими ведомствами и зарегистрировать в Минюсте ни одного своего предложения. А так как правительство работает строго по плану, то привет горячий! Притом что согласно нынешнему распределению ролей именно нормотворчество - главная задача министерства.

Не лучше обстоят дела с федеральной целевой программой "Культура России 2006-2010 годов". Министерство должно было ее сдать в правительство еще год назад. Значение этой программы нельзя переоценить. Ведь больше половины бюджета, выделенного на культуру, идет на содержание музеев, библиотек и зарплату служащих. Любой новый проект - фильм, спектакль, фестиваль - должен финансироваться за счет целевой программы. 1 января 2006 года кончается действие программы на 2000-2005 годы. Следующей программы нет. А это значит, что на любое развитие денег в бюджете не будет предусмотрено.

Финансирование отрасли - отдельная тема. С 1998 по 2004 год каждый бюджет предусматривал увеличение расходов на культуру. В 98-м году на нее было потрачено 0,8% всех гострат. А в 2004-м - 1,3%. В 2006 году на эти же цели будет потрачено снова 0,88%. Как будто мы вернулись в голодные дефолтовские времена. Объяснение этому факту знают все: Соколов не смог наладить отношения с Минфином. Он, видимо, считает, что ему - министру - не по статусу общаться с отвечающей за формирование бюджета замминистра финансов г-жой Голиковой. Гордость не позволяет Александру Сергеевичу протянуть руку всего лишь замминистра. Поэтому протягивают ноги все остальные работники культуры.

Видимо, эта же гордость не позволяет Соколову хотя бы раз заехать на заседание Комитета Госдумы по культуре. Он не нашел времени, чтобы посетить Большой театр и узнать, как он готовится к реконструкции. (Поэтому, наверное, узнал много нового, когда сопровождал президента, решившего узнать, что происходит в Большом.)

В этом году Александр Сергеевич снова собрался выступать на правительстве. Его доклад простому человеку понять практически невозможно: "В целях обеспечения доступности услуг культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности услугами культуры с учетом географических, демографических, экономических и культурных особенностей регионов России". Но это ладно. На то в правительстве работают министры, чтобы разбираться в разных тонкостях. А вот что вызывает неподдельное удивление, так это предложенный план действий. По сути, он представляет набор поручений, которые уже неоднократно доводились до министерства и до сих пор не были выполнены. Теперь эти поручения стали планом. Так, например, Соколов предлагает правительству поручить министерству внести шесть подзаконных нормативных правовых актов, которые должны позволить заработать Закону о культуре, который был принят аж в 2002 году. Вся беда в том, что правительство уже 26 раз поручало Александру Сергеевичу внести эти подзаконные акты, один раз ему поручил это сделать президент, и дважды это было записано в протоколах решения правительства. Зачем Соколову нужно еще одно подтверждение - бог его знает. Во всем плане нет ни одного мероприятия со сроком исполнения дальше 2007 года. Это при том, что обычно в подобных докладах формируются стратегические направления с 10-летней глубиной.

Когда человек не может выполнять свою работу, не так важно, каких взглядов он придерживается, хороший он семьянин или плохой. Соколов очевидно не справляется с работой. В целом это понимают все. Не зря же премьер Фрадков даже обращался к президенту с просьбой объявить министру культуры неполное служебное соответствие. Но только потому, что Соколов создал себе имидж эдакого идеологического "православного борца", его не убирают в отставку. Исключительно по политическим соображениям. Между тем цена вопроса - российская культура. Не зря же президент, предложив стране несколько национальных проектов в самых разных областях, про культуру не сказал ни слова. А какое, например, может быть образование без культуры? Но пока политцелесообразность подменяет интересы дела. И от этого становится страшно.

15.09.2005
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2005/09/15/mk-daily/61198/

Док. 468648
Перв. публик.: 15.09.05
Последн. ред.: 31.07.08
Число обращений: 273

  • Будберг Александр Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``