В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Посла РФ на eжегодном заседании Попечительского Совета Еврейского Агентства Сохнут (Иерусалим, 24.02.2008) Назад
Выступление Посла РФ на eжегодном заседании Попечительского Совета Еврейского Агентства Сохнут (Иерусалим, 24.02.2008)
Уважаемый господин Зеев Бельский!
Уважаемые члены Совета попечителей!
Дамы и господа!



Прежде всего, позвольте поблагодарить за возможность выступить на вашей встрече. В нынешнем, юбилейном для Израиля году это не только почетная, но и ответственная задача. Применительно к отношениям между нашими странами это хороший повод вспомнить, на какой ноте они начинались. Выступая 26 ноября 1947 г. на 2-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН, А.А.Громыко следующим образом сформулировал позицию Советского Союза в тот решающий для судьбы Израиля момент: "если два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства - арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта, по мнению советской делегации, нельзя было придумать". Будь эти слова произнесены через 60 лет, скажем, в ходе конференции в Аннаполисе, то и сейчас они прозвучали бы вполне современно.

Думаю, что сегодня в этой аудитории, поздравляя вас и в вашем лице весь израильский народ с 60-летием, будет уместно вспомнить о том, что обеспечение поддержки международным сообществом образования Государства Израиль - это в значительной мере дело Еврейского агентства, представители которого накануне и во время 2-ой мировой войны выполняли, и выполняли блестяще функцию дипломатов. "На днях у меня был неожиданный гость: известный лидер сионизма доктор Вейцман, - докладывал в феврале 1941 г. Сталину советский посол в Лондоне Иван Майский.- Высокий, немолодой, элегантно одетый джентльмен с бледно-желтым отливом кожи и большой лысиной на голове. На лице масса морщин и каких-то темных пятен. Нос с горбинкой, борода клинышком, спокойная, медлительная речь. Прекрасно говорит по-русски, хотя выехал из России 45 лет назад".
Вейцман, Давид Бен-Гурион, Моше Шерток, другие эмиссары Сохнута за много лет до 15 мая 1948 г. в регулярных контактах с советскими послами в Соединенных Штатах и Европе умело и тщательно закладывали фундамент и наших отношений, и резолюции 181 Генассамблеи ООН. В те времена наши дипломаты, как видно из приведенной записки Майского, умели вглядываться в лица друг друга. Возможно, поэтому они смогли понять неизбежность встречного движения наших стран. Не их вина, что в период "холодной войны" мы оказались по разные стороны баррикад.
Но трагическая и великая эпоха противостояния двух систем закончилась, а мы все еще порой плохо понимаем друг друга, спотыкаемся о завалы и предрассудки прошлого. В чем тут дело? Казалось бы, вопрос об эмиграции евреев, бывший в течение десятилетий основным раздражителем в наших отношениях, решен. Впервые в истории наши страны разделяют общие ценности демократии и рынка. Почему же значительно медленнее, чем хотелось бы, идет процесс сближения? Может быть, пора, как это делали Вейцман и Майский, вновь внимательно и непредвзято всмотреться в лица друг друга? И совместными усилиями попытаться вернуть в наши отношения дух 1948 г.

Несколько слов о проблемах и мироощущении современной России.
Как вы знаете, 2 марта моей стране предстоит избрать третьего - после Б.Н.Ельцина и В.В.Путина - Президента Российской Федерации. Выборы главы государства для России, вставшей два десятилетия назад на путь беспрецедентных по масштабам и глобальным последствиям преобразований, - событие глобального звучания. Нам понятно, почему они находятся в фокусе внимания мира. Менее понятны критические оценки, тиражируемые в странах "к западу от Вены". Конечно, выборы в России отличаются от выборов в США или Европе - так же, как сама Россия отличается от Запада. Стоит ли удивляться тому, что трансформация бывшей империи и сверхдержавы в современное демократическое государство происходит не по общим, пусть первоклассным, изготовленным в Вене лекалам? Главное, на наш взгляд, состоит в том, что становление демократии в России проходит в рамках тех же универсальных принципов, что и везде.
Есть и другая сторона происходящих в России событий. Цена, которую пришлось заплатить за прорыв к демократии, рынку и гражданским свободам оказалась очень тяжелой. "Шоковая терапия" при проведении реформ обернулась падением объемов производства, гиперинфляцией и, в конечном итоге, дефолтом 1998 г., поставившим треть общества на грань обнищания. Конфликт в Чечне стал по-существу латентной формой гражданской войны. И, главное, власть все более попадала в плен олигархических группировок. Страна в полном смысле слова теряла управление.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что восемь "путинских" лет стали временем преодоления системного кризиса. Восстановлен конституционный порядок, укреплены государственные институты, обеспечены права и социальные гарантии граждан. Чеченская республика стала полноценным субъектом Российской Федерации с высокой степенью автономии, в ней принята конституция, развивается экономика и социальная сфера. В целом федеративная политика, базирующаяся на гибком разграничении полномочий между центром и местными властями, превращается в главный фактор обеспечения территориальной целостности и единства России.
Не буду утомлять вас цифрами, характеризующими нынешнее положение в экономике и социальной сфере России. Скажу основное. В последние годы достигнуты устойчиво высокие темпы роста экономики, который уже в большей части обеспечивается не за счет высоких цен на энергоносители, а за счет реального сектора - промышленности, строительства, торговли. Запущен ряд крупных проектов в области инфраструктуры, машиностроения, авиа- и судостроения, производства автомобилей, железнодорожной техники. Созданы институты развития, необходимые для перехода к принципиально новой, инновационной экономике. Отток капиталов, достигавший в прошлые годы 20-25 млрд. долл., сменился в прошлом году рекордным притоком капитала в Россию объемом в 82,3 млрд. долл. Капитализация фондового рынка выросла по сравнению с 1999 г. в 22 раза. Объем внешней торговли с зарубежными странами - в 6 раз. В прошлом году впервые реальные доходы граждан превысили дореформенные показатели, а уровень рождаемости стал рекордным за последние четверть века.

М ы понимаем, что позитивная динамика последних лет - это только свет, забрезживший в конце длинного и трудного пути. Но мы знаем, куда ведет этот путь - к созданию "общества реальных и равных возможностей, общества без бедности, гарантирующего безопасность каждого человека" (я цитирую выступление Президента России на заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г.) И мы пройдем этот путь до конца, хотя и отдаем себе отчет в том, что сделать предстоит неизмеримо больше того, что уже сделано. Для завершения реформ Россия кровно заинтересована в поддержании стабильности по периметру своих границ и в мире в целом. Стабильность - ключевое слово для понимания философии нашей внешней политики. Финансовые ресурсы нужны нам внутри страны, мы не намерены тратить их на новый виток гонки вооружений, если, разумеется, не будем вынуждены к этому. Когда мы говорим о том, что Россия изменилась, то имеем в виду и то, что мы сознательно разорвали порочный круг зависимости политики от военно-промышленного комплекса. Нам не нужно отстреливать устаревшие боеприпасы во внешних войнах и конфликтах - национальная безопасность России определяется принципом разумной оборонной достаточности. Если в силу продолжающегося продвижения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, размещения американских ПРО в Польше и в Чехии мир все же окажется в ситуации, чреватой сползанием к глобальной конфронтации, это будет не наш выбор.

Я понимаю, что при словах о миролюбии России, произнесенных в израильской аудитории, возникает беспокоящий вас вопрос о наших поставках оружия в регион. И тот факт, что вооружение, поставляемое Россией, скажем, Сирии или Ирану носит исключительно оборонительный характер, очевидно, мало кого удовлетворит. Ограничусь в этой связи двумя замечаниями. Во-первых, Россия скрупулезно выполняет свои обязательства о транспарентности военных поставок, все данные о которых предоставляются в ООН, и выстраивает их таким образом, чтобы не нарушать сложившихся на Ближнем Востоке стратегических балансов. Во-вторых, в военно-технической сфере идет такая же борьба за рынки, как и в других областях; для изменения географии поставок, сложившейся еще во времена "холодной войны", необходимо время и взаимное доверие.

К сожалению, мир вокруг нас меняется медленнее, чем мечталось Михаилу Горбачеву и Дж. Бушу-старшему. Происшедшие в последние годы слом или ослабление наработанных в ХХ веке структур и механизмов стратегической стабильности, появление новых вызовов и угроз остро поставили в "путинскую эпоху" вопрос о самостоятельной роли России в международных делах. Это, разумеется, не всем нравится. Сказывается политическая и психологическая инерция прежних подходов, появление ложно выстроенных сценариев односторонней победы Запада в "холодной войне". В этой связи хотел бы напомнить, что Россия первой из советских республик провозгласила свой суверенитет, инициировав тем самым процесс "регулируемого распада" Советского Союза. Отказ от коммунистической идеологии был осознанным выбором народа России, особенно, ее молодого поколения. Поэтому нас не может не тревожить нынешняя ситуация, когда общие установки на деидеологизацию международных отношений подменяются попытками превратить демократические принципы общественного устройства в новую жесткую идеологию с ее последующим экспортом к востоку от Вены, если потребуется, то и на штыках. Не ясно, чем отличается такая практика от большевистских идей экспорта революции, хотя и с обратным знаком.
Россия уважает суверенитет других, но и свой суверенитет оградить сумеет. Нам не нужно обеспечивать свою безопасность за чужой счет, добывать что-то, что добывается силой оружия. Мы самодостаточны и по сырьевым ресурсам, и по средствам обороны. Это не бахвальство, это констатация факта, в которой нет ни вызова кому бы то ни было, ни пустой ностальгии по прошлому. Когда мы критикуем действия американцев в Ираке или Евросоюза в Косово, речь идет не о рецидиве имперского мышления, а о стремлении удержать события в международно-правовом поле, сохранить и укрепить ведущую роль ООН в складывающейся новой архитектуре глобальной безопасности. Однополярному миру Россия противопоставляет глобальное партнерство, широкий диалог. Мы стремимся стать понятным, предсказуемым и надежным партнером для всех государств, которые открыты к сотрудничеству.

Это в полной мере относится к нашим отношениям с Израилем, которые развиваются в последние годы с устойчивой позитивной динамикой. Достаточно сказать, что объем российско-израильской торговли увеличился за прошлый год на 31%, составив более 2,5 млрд. долл. Успешно развивается основной показатель качества двусторонних отношений - политический диалог, осуществляющийся на различных уровнях, включая глав государств и правительств. Он все более принимает характер партнерства. Мы можем соглашаться или не соглашаться по тем или иным вопросам, но уважаем позиции друг друга, стремимся сузить пространство возможной коллизии или конфликта интересов и, напротив, расширить сферу сотрудничества, а по ряду позиций и взаимодействия.

Подготовка конференции в Аннаполисе, включая блиц-визит Э.Ольмерта в Москву в октябре 2007 г. и его переговоры с В.В.Путиным, показала, что Россия и Израиль гораздо лучше, чем раньше, понимают друг друга в ключевых вопросах ближневосточного урегулирования. Мы сделали все, что зависело от нас - и чуточку больше, - для обеспечения широкого регионального участия в форуме, официально запустившем израильско-палестинский диалог. Россия готова, и об этом вновь было сказано Ц.Ливни во время ее январских переговоров в Москве с С.Лавровым, еще более плотно ассоциироваться с мирным процессом, приняв у себя - после Аннаполиса и Парижа - очередной региональный форум.

Как постоянный член Совета Безопасности и участник "четверки" международных посредников Россия намерена продолжать оказывать активное содействие поискам мира на Ближнем Востоке, справедливому и прочному урегулированию арабо-израильского конфликта. Убеждены, что коллективный формат в наибольшей мере позволяет надежно обеспечить безопасность Израиля и законные права палестинцев на создание своего государства. Желаем успеха диалогу между Э.Ольмертом и М.Аббасом. Знаем, что в Израиле видят и конечную цель - всеобъемлющее урегулирование, включая сирийское и ливанское направления, и в меру имеющихся у нас возможностей готовы содействовать ее достижению. Исходим из того, что нормализация отношений с соседями, инкорпорация Израиля в экономическую и культурную, а со временем и политическую жизнь региона является лучшей гарантией его безопасности.

Вряд ли картина российско-израильских отношений будет выглядеть объективной, если не сказать несколько слов о сохраняющихся в них раздражителях. К ним, кроме упоминавшихся поставок российского оружия в регион, можно отнести наши контакты с ХАМАС и расхождения по ядерной программе Ирана. Во всяком случае, на обсуждение именно этих проблем тратят наибольшее время российские и израильские эксперты, регулярно встречающиеся по линии МИД и Советов национальной безопасности.

Не думаю, что в этой аудитории есть необходимость еще раз подтверждать, что надежное обеспечение безопасного существования Израиля является для России, как и для подавляющего большинства членов международного сообщества, приоритетной задачей. Мы исходим и из общих подходов о неприемлемости появления в Иране - и в любом другом "пороговом" государстве - ядерного оружия. И, разумеется, абсолютной недопустимости антисемитизма, тем более на государственном уровне. Однако право на развитие мирных, соответствующих международным критериям атомных программ имеют все государства.

Осуществляемое при техническом содействии России строительство АЭС в Бушере находится под плотным контролем международных инспекторов, которые неоднократно констатировали достаточную кооперативность иранцев в том, касается запрашиваемой информации и допуска инспекторов ООН на ядерные объекты. Исходя из этого, и в Совете безопасности ООН, и в "шестерке", и в контактах с иранцами видим главную задачу в том, чтобы сохранить и, по возможности, нарастить сотрудничество Ирана с МАГАТЭ, включая приостановку обогащения урана. Давление на Тегеран, в т.ч. в ООН, продолжим.

Мы в России хорошо понимаем прецедентный характер решения иранской ядерной проблемы для процесса нераспространения, а, следовательно, и глобальной стабильности. Выступая 12 февраля с.г. на пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве, Сергей Лавров выделил стержневую роль Договора о нераспространении ядерного оружия в трех его фундаментальных составляющих - нераспространение, мирное использование атомной энергии и разоружение. Напомнив о многочисленных инициативах по сохранению и расширению ограничений стратегических наступательных вооружений, преодолению застоя в сфере контроля и нераспространения, с которыми Россия выступила в последние годы, Лавров подчеркнул, что "появление новых и обострение существующих угроз глобального масштаба - от терроризма и расползания оружия массового уничтожения до изменения климата - требует солидарных усилий всего международного сообщества. Это веление времени. У человечества нет разумной альтернативы обеспечению безопасности сообща, "всем миром".

Это, наверное, основной сигнал, который я хотел бы транслировать сегодня руководству Еврейского агентства, влиятельной и уважаемой международной неправительственной организации. Мир неделим. Проблемы, волнующие отдельные государства, в т.ч. Израиль, приобретают глобальное измерение. Использование богатейшего опыта, накопленного еврейской диаспорой, в интересах упрочения глобальной стабильности, скорейшей адаптации существующих структур международной безопасности к вызовам времени может стать мощным фактором формирования мира, в котором жить будет безопасней, если не нам, то нашим детям.

О наших контактах с политическим крылом ХАМАС. Здесь, в Израиле, порой звучит удивление в связи с тем, что Россия, столкнувшаяся с угрозой исламского терроризма на своей территории, ведет переговоры с организацией, не признающей существование Израиля. Дело в том, что на собственном горьком опыте мы убедились, что политический диалог не имеет разумной альтернативы. Он труден, рискован, но только он ведет к результату. Компромисс в Чеченской республике стал на сегодняшний день едва ли не единственным примером урегулирования национально-этнического конфликта нового поколения. Мы ценим позицию, которую занимал Израиль в первой и второй Чеченской войнах. В нашей работе с ХАМАС мы строго придерживаемся согласованных принципов "четверки", в первую очередь, в том, что касается признания Государства Израиль.

Подытоживая эту часть выступления, скажу, может быть, главное: в современных условиях для российского посла безопасность Израиля и его граждан, среди которых 1,5-миллионная русскоговорящая община, является не отвлеченным понятием. Мы можем придерживаться различных точек зрения на методы ее обеспечения, но играем мы на одной площадке с вами, американцами, Евросоюзом, ООН, теми странами региона, палестинцами, которые искренне заинтересованы в мире в этом многострадальном регионе.

Выступая перед руководством Еврейского агентства, было бы неправильно кратко не остановиться на том, как мы видим перспективы деятельности еврейских организаций в России. В нашей стране их действует в настоящее время полтора десятка, включая Федерацию еврейских общин России, Российский еврейский конгресс, Еврейское агентство для Израиля, Евразийский еврейский конгресс, Всемирный конгресс русскоязычного еврейства, Благотворительный фонд "Джойнт" и многие другие. Думаю, что премьер-министр Израиля Э.Ольмерт, посетивший Россию в октябре прошлого года, имел весомые основания для того, чтобы констатировать "невероятный расцвет еврейской жизни в России".

В сегодняшней России действует 198 еврейских общин в 185 городах, действует Еврейский университет, 5 высших религиозных учебных заведений, значительное количество общеобразовательных и воскресных школ, молодежных клубов, детских садов. Они все глубже и органичней входят в многообразную культурную жизнь многонациональной и многоконфессиональной России. Еврейские общины, представленные в различных регионах, постепенно превращаются в коллективный деловой совет, способствуя установлению прямых контактов между бизнесом двух стран. Их активности мы обязаны принятым на политическом уровне решением о введении безвизового режима въезда для граждан наших государств (соответствующее соглашение вступит в силу весной этого года). Оно существенно упростит жизнь предпринимателям, студентам и туристам обеих стран. Убеждены, что нашим общим интересам в полной мере соответствовало бы, если бы "русские израильтяне" чувствовали себя одинаково комфортно по обе стороны границы. Об этом, в частности, говорил Дмитрий Медведев, посетивший в декабре прошлого года празднование Хануки в Еврейском общинном доме в Москве.

В новой России постепенно меняются стереотипы восприятия эмиграции. Мы, единственные на постсоветском пространстве, выплачиваем пенсии репатриантам из России. В Израиле их получают более 32 тыс. человек, общая сумма составляет около полумиллиарда рублей ежегодно. Вскоре начнутся переговоры по подписанию двустороннего соглашения о пенсиях, в силу которого российские пенсии смогут получать новые категории граждан. Как ни странно, нередко приходится слышать различного рода измышления о том, почему мы это делаем. Уверяю вас, в жестах российского правительства в отношении наших бывших сограждан нет стремления вернуть евреев обратно в Россию. Просто мы учимся уважать наших сограждан.

Не могу сказать, что с гуманитарными контактами или, скажем, правочеловеческой сферой у нас не осталось проблем. Они есть. Так, в январе в московских школах прошли уроки Холокоста, в 2007 г., по заключению Службы мониторинга Российского еврейского агентства, существенно снизился уровень антисемитизма, но проявлений национальной нетерпимости еще хватает. С другой стороны, и в Израиле нередки случаи предвзятого отношения к России. Последний по времени пример: позавчерашняя (22 февраля) редакционная статья в газете "Гаарец", в которой в связи с выраженной рядом российских НПО готовностью провести в Москве культурные мероприятия в связи с 60-летием Израиля правительство призывается к осторожности, поскольку, мол, "бесплатных завтраков в Кремле не бывает". В том же ряду - прочно обосновавшиеся на страницах ряда израильских газет измышления относительно характера деятельности недавно открытого Российского культурного центра в Тель-Авиве.

С рецидивами взаимной подозрительности пора кончать. Убеждены, что русский язык, русская культура не осложняют абсорбцию, а помогают ей.

Может быть, именно завещанная предками общность культуры и истории поможет нам сохранить дух 1948 г.


http://www.russianembassy.org.il/article.php?id=321

Иерусалим, 24.02.2008


Док. 468602
Перв. публик.: 24.02.08
Последн. ред.: 31.07.08
Число обращений: 220

  • Стегний Петр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``