В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Савольский подвел итоги своего визита в Кишинев Назад
Посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Савольский подвел итоги своего визита в Кишинев
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые гости, добрый день, коллеги. Мы рады Вас приветствовать на информационной площадке РИА "Новости". Начинаем пресс-конференцию.

Напряженность, возникшая в последнее время в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, вызывает озабоченность посредников в урегулировании Приднестровского конфликта. Позицию России по этой теме сегодня озвучивает наш гость главный участник пресс-конференции посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России Игорь Савольский. Игорь Сергеевич, Вам слово, пожалуйста, прошу Вас.

САВОЛЬСКИЙ: Спасибо. Мы с Валерием Михайловичем Нестерушкиным вчера вернулись из Молдавии. Ездили мы туда со специальной миссией, которая сверх обычных посреднических усилий. Вызвано это было тем, что и руководство нашей страны озабочено напряженностью кризиса в отношениях между Кишиневом и Тирасполем. Вы все знаете, что толчком ко всему было решение приднестровской администрации закрыть несколько школ, где преподавание велось на молдавском языке с использованием латинской графики и по программам, которые используются на территории республики Молдова. Вслед за этим пошли новые шаги, в том числе в экономической сфере. Было принято решение о том, чтобы приднестровские товары выходили за пределы региона только после таможенного оформления и выплаты соответствующих налогов на другом берегу, потом было блокирование железной дороги. Этот вопрос с приднестровской стороны был затем снят и так далее. Нервозность была и в зоне безопасности определенная. Мы поехали с задачей максимум убедить стороны в необходимости вернуться за стол переговоров. Это есть пятисторонний формат, в котором участвуют две стороны в конфликте Россия и Украина как страны гаранты, ОБСЕ как сопосредник. Россия и Украина, тоже являются посредниками. Естественно, как часто бывает, 100-процентного результата добиться не удалось. Выяснилось, как всегда жизнь сложнее. У всех на устах было то, что главная проблема это те четыре школы, о которых идет речь и нежелание разрешать преподавать и учиться на определенном языке. Выяснилось, что кроме этого есть еще много предварительных условий со стороны Кишинева с тем, чтобы он мог вернуться за стол переговоров. Чего мы добились в двух словах? Мы добились того, что приднестровская сторона согласилась проявить гибкость в этом гуманитарном вопросе. Речь не шла о полном принятии тех условий молдавской стороны, но во всяком случае снова началась работа экспертов. К сожалению, не с глазу на глаз, а через посредников. Сейчас такая работа ведется в Тирасполе по протоколу, который позволил бы решить школьную проблему до 1 сентября. Была проявлена готовность в Тирасполе вести экспертные переговоры и по другим вопросам, готовность вернуться за стол переговоров. С молдавской стороны было сказано, что школы, а также решение проблемы миграционного и таможенного контроля, который установлен Тирасполем по Днестру. Это условия для возврата за стол переговоров, хотя были намеки на возможность смягчения такой достаточно ультимативной позиции. Сейчас идет, как я уже упомянул, работа экспертов. Мы очень надеемся, что она приведет к тому, что хотя бы проблема школ будет окончательна решена к удовлетворению детей и их родителей. Самое главное, по-моему, то, что особенно беспокоило именно в этой конкретной проблеме посредников, вообще европейское сообщество - это права человека. С приднестровской стороны было четко сказано, что никаких препятствий для того, чтобы обучение на той территории велось на том языке, на каком хотят дети и их родители, не существует, и такие запросы будут удовлетворены. А там дальше идут споры о том, на основе каких программ стандартов, но это и есть как раз задача экспертов. Мы считаем, что решение этой проблемы может помочь найти выход и из других сложных узлов, во всяком случае, мы подтвердили и в Кишиневе, и в Тирасполе, что с нашей стороны не будут поддерживаться меры, направленные на какое-либо односторонне давление на ту или иную сторону. Поскольку это противоречило бы всем ранее достигнутым и скрепленным подписями посредников между сторонами.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Игорь Сергеевич. Прозвучало вступительное сообщение. Коллеги, Игорь Сергеевич готов ответить на Ваши вопросы.

РИА "НОВОСТИ": Вы можете прокомментировать требование Кишинева о том, чтобы приднестровские предприятия при продаже своей продукции проходили таможенное оформление?

САВОЛЬСКИЙ: Собственно суть вот этих экономических решений молдавского руководства примерно в этом и состоит. Ранее в рамках реализации договоренности о том, что общее экономическое пространство, включающее и приднестровский регион, и всеобщее пространство того будущего общего государства может формироваться еще до достижения окончательных договоренностей по статусу региона. В рамках этих договоренностей было такое решение, что приднестровские предприятия свободно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, проходят таможенное оформление на своей территории, платят налоги и таможенные пошлины, если это надо в бюджет администрации региона и так далее. При том условии, что они зарегистрированы в официальных молдавских органах и получают соответствующие бланки, печати все, что нужно для такого таможенного оформления. Суть нынешнего решения молдавского руководства, насколько мы понимаем, состоит в том, чтобы не только регистрация осуществлялась, но и платежи все осуществлялись через молдавский бюджет. То есть это перевод финансовых потоков. Я думаю, тут надо исходить вот из чего. Мы, конечно, признаем суверенитет и территориальную целостность республики Молдова. Вполне можно понять стремление молдавского руководства, чтобы юрисдикция центрального правительства действовала повсюду. Единственное, что этой цели нельзя достигать любыми средствами, но от военных средств стороны, слава Богу, в 92 году отказались, но они договаривались и о том, что не будут применять методы экономического давления друг на друга. Приднестровская администрация непризнанная, это не субъект международного права, но она реально существует и действует. И единственный путь восстановления территориальной целостности был найден сторонами с помощью посредников, с помощью России, Украины, ОБСЕ, он был зафиксирован в Меморандуме 97 года. Это путь строительства нового государства в рамках границ Молдавской Советской Социалистической Республики на 90-й год. Иного пути, видимо, и быть не может, поэтому мы считаем, что необходимые меры, которые позволили бы, чтобы хозяйственная жизнь в регионе она развивалась нормально, потому что простые люди не должны страдать от политической нерешенности проблемы. И тут уже речь, видимо, идет не только об учениках нескольких школ по сути дела обо всем населении региона, включая этих детей и родителей. Вот наш общий подход к этому.

ТЕЛЕКОМПАНИЯ НТВ Владимир Роменский: Не могли бы Вы озвучить позицию Москвы по вопросу подписания российско-грузинского межгосударственного рамочного договора? Какие расхождения между сторонами мешают подписанию договора? Какова судьба российских граждан, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии? То есть вопрос в связи с резким обострением обстановки в этом регионе.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо за Ваши вопросы. Вообще-то тема у нас другая немного. Но Игорь Сергеевич готов ответить.

САВОЛЬСКИЙ: По рамочному договору я председатель нашей государственной комиссии по этой теме. Я ничего не могу сказать по этой теме вот почему. Решение нашего руководства подготовить и подписать этот документ действует, новый руководитель правительственной комиссии Ваш покорный слуга назначен, состав комиссии обновляется, с грузинской стороной уже вопрос на встрече сопредседателей национальных комиссии обсуждался. Достигнута договоренность формальное заседание комиссии провести в сентябре. Обещать, что в сентябре мы окончательно согласуем текст, я тоже не могу, там есть, хотя по количеству и немного, но по существу несколько существенных пунктов. Пока идут переговоры говорить о существе разногласия как бы не принято с тем, чтобы не загонять друг друга в угол. Настроение наше при проведении этих переговоров добиться согласования интересов видимо после сентябрьских переговоров можно будет сказать что-то большее. Вы знаете, что нами высказывалась озабоченность по поводу развития ситуации, но сейчас наиболее горячая точка это Южная Осетия. Сегодня Первый заместитель министра Васинин излагал нашу позицию. Естественно те опасности, которые там существуют в полной мере, касаются и наших граждан, Россия не может спокойно смотреть на то, что теперь уже не только их нормальная жизнедеятельность, но и жизнь подвергается угрозам. Поэтому была предложена экстренная встреча сопредседателей смешанной контрольной комиссии, и срочно направляются туда наши высокие представители.

- (неразборчиво)

САВОЛЬСКИЙ: Что Вы имеете в виду? Вот эти действия и направлены на защиту граждан, целая система мер, которые и должны позволить. Сейчас главное действие, чтобы из зоны безопасности были выведены те люди с оружием, которых там быть не должно. В зоне безопасности в соответствии с ранее принятыми соглашениями, с другими договоренностями могут находиться только миротворческие силы, а это только три батальона - российский, североосетинский и грузинский. Все остальные кто там сейчас стреляет это незаконные вооруженные формирования.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Коллеги, все-таки просьба в рамках заявленной темы задавать вопросы.

BBC: У меня все же частично будет вопрос касаться Южной Осетии. В обоих случаях и в Приднестровье и в Южной Осетии Россия выступает в качестве посредника. Можно ли говорить о том, что Россия будет придерживаться какой-то общей политики в урегулировании этих конфликтов? Если да, то какой?

САВОЛЬСКИЙ: Конечно, наша принципиальная линия не может быть разной применительно к разным конфликтам, хотя мы не раз говорили, цитировали Толстого, что каждая семья несчастна по-своему. Основной принцип конфликты эти должны решаться при соблюдении и уважении основополагающих принципов международного права и в ходе политического диалога. За всеми этими конфликтами кровь. Так вот вернуться к решению через кровь нельзя позволить. Это позиция наша и всего европейского и мирового сообщества. Поэтому мы все призываем стороны, прежде всего, грузинскую сторону к выполнению на данном конкретном этапе тех решений, которые были приняты в рамках СКК, под которыми стоят подписи и грузинской и южноосетинской стороны. Тоже самое, если говорить о принципах, применимо и к любому другому конфликту. Кроме всего прочего здесь речь идет и о странах, с которыми мы тесно связаны, о регионах, о которых говорилось, где живет много наших соотечественников. Если говорить в этой связи о Приднестровье, то Молдавия вообще многонациональное государство, а этот регион в еще большей степени. Там живет около двух сотен тысяч русских. Немножко больше украинцев. Именно поэтому мы говорим, что меры экономической блокады, элементы которой чувствуются сейчас, они неприемлемы, в том числе и потому, что затрагивают и интересы наших соотечественников в Приднестровском регионе. Об этом, между прочим, официально заявило и украинское руководство в письме премьер-министру Украины на имя его молдавского партнера.

ФРАНС-ПРЕСС: Скажите, пожалуйста, исходя из той позиции, которую Вы только излагали о том, что вернуть через кровь территорию недопустимо, насколько я понимаю. Что Вы ответите тем людям или политикам, которые Вам скажут или сказали, что есть некоторые противоречия между политикой по отношению к другим государствам как Грузия и политикой России в Чечне? Если даже допустить официальную версию сегодня о том, что вторая чеченская война это террористическая операция хотя бы по отношению к первой войне в Чечне, которые не были антитеррористической операцией.

САВОЛЬСКИЙ: Понятно. Такие тезисы звучали и в эти дни в Кишиневе. Ответ простой - да у нас произошла чеченская трагедия. Вы видели, что в свое время сепаратизм развивался по мере нарастания процесса развала Советского Союза, он был в разных регионах. В том числе и в Чечне. Существенная разница в том, что когда Россия как бы де-факто пустила в свободное плавание Чечню, там верх взяли не просто какие-то политически настроенные и настроенные на политическое соперничество силы с сепаратистскими идеями, а обычный криминал и терроризм. Поэтому переговоры с теми как нам один из европейцев, сказал полузаконными, полулегальными режимами они возможны и они уже дали определенные результаты. Переговоры с террористами вести невозможно.

ГАЗЕТА "ТРУД": Два вопроса. Хотелось бы получить информацию как в условиях создававшуюся сейчас в Приднестровском и Молдавском регионе позицию, которую занимает Румыния и США. В последнее время как-то выпала эта информация, нет деталей. Каково их отношение к этому конфликту, вмешиваются ли они? И второй вопрос связан с ОБСЕ. На последнем саммите СНГ главы государств СНГ выразили такую критику. Критика была в отношении политики ОБСЕ в ряде регионов. В том числе видимо это касалось Приднестровья. Представители ОБСЕ наблюдатели или как-то еще можно их назвать, какова их позиция, что они там делают, как себя ведут, каковы оценки? Сожжет у Вас есть контакты с ними. Спасибо.

САВОЛЬСКИЙ: Конечно, давать информацию о политике Румынии, США это, прежде всего, задача их представителей. У нас есть информация о том, что Румыния готова присоединиться к любым экономическим санкциям против Приднестровья. США, как и другие страны, проявляют очень большой интерес к тому, что там происходит. Кстати одновременно с нами в Кишиневе была очень высокопоставленная делегация Евросоюза, и мы с ними встречались, и информировали о содержании и результатах наших переговоров. Пока, насколько я понимаю, не всем ясно, что же там происходит. Пока у всех на устах, на слуху закрытие школ, детские слезы и так далее. Сейчас все изучают ситуацию. Как я уже сказал, жизнь куда сложнее. Проблема вот этой важной гуманитарной проблемы, но все же одной из многих проблем. Как всегда здесь очень большой клубок интересов и внешнеполитических и внутриполитических, и экономических. Мы будем призывать всех наших партнеров внимательно анализировать сложившуюся там ситуацию. То, что мы делаем, мы делаем открыто, мы активно информируем их о наших самостоятельных шагах. Но наши самостоятельные шаги они в значительной своей части шаги, согласованные с другими посредниками. Мы просто используем некие наши дополнительные наши возможности. Сопосредники - это Украина, и ОБСЕ. Будучи в Молдавии мы поддерживали постоянный контакт с их представителями. Что касается критики ОБСЕ со стороны государств СНГ, то это тема таких функциональных и географических дисбалансов. Конкретно естественно о деятельности миссии ОБСЕ в Кишиневе речи не идет. Наша сейчас работа дипломатов стран СНГ сейчас сосредоточена на том, чтобы дать еще дополнительные предложения по повышению деятельности, эффективности деятельности этой организации. Миссия ОБСЕ в Кишиневе действует чаще всего тоже в контакте с нами, хотя мы обращали внимание иногда на то, что иногда вдруг появляются документы с нами несогласованные. Но это вещи, о которых можно с ними договориться. Там у нас каких-то конфликтов нет. В качестве примера просто того, как иногда неправильная информация побуждает некие слухи о трениях. По этим школам, например, глава миссии ОБСЕ посол Хил он американец по своему гражданству, подготовил проект протокола, о выходе из этой ситуации. Он его показал другим двум сопосредникам. Они слишком конкретно над документом не работали, но, увидев в целом приемлемый документ, дали согласие на то, чтобы проект протокола был передан сторонам в конфликте.
После этого идут сообщения о том, что есть протокол, который подписан посредниками и представителем Молдавского правительства. И эта формулировка "протокол, подписанный" и прочее она даже подпадает в официальное заявление Евросоюза. Мы вместе с посредниками еще раз уточнили, что такого документа по определению быть не может, потому что любой документ в этом процессе сначала подписывается сторонами, а потом скрепляется подписью посредников. Это просто один из примеров того, насколько иногда не понимают ситуацию и верят непроверенным слухам.

ВЕДУЩИЙ: Рассматривается ли такой вариант создания в зоне конфликта Приднестровья по аналогии с Южной Осетией контингента миротворческих сил, может быть, смешанных?

САВОЛЬСКИЙ: Так миротворческая операция там с 92-года вполне эффективно действует. Она немножко даже похожа на ту, хотя там своя база у всего этого. Это а) миротворческий контингент, состоящий из сил России, Молдавии и Приднестровья. Это контингент военных наблюдателей, где эти три стороны и украинцы. Военные наблюдатели фиксируют все нарушения режима, определенного для зоны безопасности по Днестру. Над ними объединенная контрольная комиссия как политический гремиум. Она функционирует. И, в общем-то, вот уже 12 лет там крови не течет, там не стреляют. Хотя время от времени нервозность какая-то там пробуждается. Можно только предполагать, что иногда специально. А иногда из-за некоторых местых противоречий. Ы принципе эта система миротворчества, ее полезность и эффективность на данный момент под сомнение не ставилась.

ПОРТУГАЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ "ДЕ НОТИСИАШ": Некоторое время назад Россия предлагала общий план урегулирования ситуации в Приднестровье. Этот план не был принят. Продолжаются ли какие-то усилия в этом направлении?

САВОЛЬСКИЙ: Спасибо за этот вопрос. Это к той же серии, когда рождается некий тезис и он начинает гулять. Говорят, план Козака. Нельзя так говорить. Это дезориентирует. Речь шла о том, что стороны договорились выйти, наконец, на окончательное политическое урегулирование конфликта, как я говорил создание общего государства в рамках границ Молдавской ССР на 90-й год. Россия - один из посредников в процессе. Обе стороны по договоренности между лидерами двух сторон попросили Россию выделить особого посредника, сверх обычных посреднических услуг. Согласившись с этим, наше руководство выделило такого человека высокого политического и профессионального уровня как Козака. Стороны при его содействии с привлечением на основе его контактов и с экспертами, и с руководителями двух сторон согласовали и парафировали проект меморандума. Так что этот документ, как говорили и молдавские высокопоставленные эксперты и приднестровские, это в том числе и плод их работы. И они выражали и с той и с другой стороны большую благодарность за помощь в формулировании документа. Проблема в том, что уже даже был согласован день, когда будет он подписан. Но молдавская сторона заявила о своей неготовности. Т.е. этот документ, по-моему, самый хороший, я уже давно занимаюсь этой темой с некоторым перерывом. Самый выверенный и сбалансированный, наиболее четко отвечающий основному принципу уважения и признания территориальной целостности при формулировании особого статуса. А этого посредники Россия и ОБСЕ требовали с 92-го года. Документ не вышел из стадии проекта. Хотя и с той и с другой стороны говорилось, что почти все, что в нем заложено, это приемлемые живые идеи. Сейчас задача восстановить процесс диалога по политическому урегулированию. К сожалению, эти события последнего времени, такое решительное обострение вопроса о школах, все это не позволяет запустить процесс заново. А те идеи, которые в нем есть, они в значительной степени повторяются и в документе, которые сейчас формируют сопосредники, в каком-то новом документе. Вот как обстоит дело. Россия сохраняет приверженность всему тому, что в этом документе зафиксировано и зафиксировано при нашем посредничестве.

ВЕДУЩИЙ: Вопросы исчерпаны. Позвольте в заключении поблагодарить нашего гостя за возможность провести эту встречу. На этом пресс-конференция завершена. Спасибо всем.


12.08.2004

http://www.newsmoldova.ru/news.html?nws_id=285073

http://www.newsmoldova.ru/print_version.html?nws_id=285073


Док. 468387
Перв. публик.: 12.08.04
Последн. ред.: 30.07.08
Число обращений: 202

  • Савольский Игорь Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``