В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виртуальное интервью Посла России в Бельгии В.Б.Лукова о параметрах наблюдения за выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Назад
Виртуальное интервью Посла России в Бельгии В.Б.Лукова о параметрах наблюдения за выборами по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
Вопрос: Почему Россия отказывается выполнять свои обязательства по мониторингу выборов по линии ОБСЕ?

Ответ: Россия полностью выполнила свое обязательство в рамках ОБСЕ, предусматривающее приглашение БДИПЧ к наблюдению за нашими выборами. 28 января председатель ЦИК России В.Е.Чуров направил директору БДИПЧ К.Штрохалу письмо, в котором предложил прислать на наши выборы миссию наблюдателей Бюро. В приглашение были заложены самостоятельно определенные российской стороной параметры указанной миссии - ее численность (70 человек) и срок приезда (с 28 февраля).

В решениях руководящих межправительственных органов ОБСЕ нет никаких положений о модальностях электорального мониторинга по линии Бюро или о его праве определять их исключительно по своему усмотрению. Такое право руководство БДИПЧ присвоило себе де-факто с подачи западников в целях произвольного использования данного механизма для политического давления на страны, не идущие в фарватере курса США и ключевых государств-членов ЕС. БДИПЧ провозглашается "автономным" или "независимым" абсолютно безосновательно. Государства-участники ОБСЕ не принимали никаких коллективных решений о придании БДИПЧ наднационального статуса.

Вопрос: Почему Россия выступает против независимого статуса Бюро?

Ответ: Независимым должно быть не БДИПЧ. Нужны независимые наблюдатели, которые не должны получать никаких политических инструкций ни от властей своих государств, ни от чиновников Бюро.

На деле все наоборот. Оценки выборов определяются "основными командами" мониторинговых миссий БДИПЧ - группами экспертов, келейно формируемыми под соответствующие "политзаказы". Их оценки становятся определяющими для вердиктов, публично озвучиваемых главами миссий. Более того, действует схема "механического сбивания в кучу" различных компонентов международного электорального наблюдения (ПА ОБСЕ, ПАСЕ, Европарламент, ПА НАТО), при которой все они подстраиваются под выводы "основных команд" миссий БДИПЧ. Такая технология априори наносит ущерб эффективности и объективности наблюдения за выборами.

Вопрос: Почему Россия так противится долгосрочному мониторингу выборов?

Ответ: БДИПЧ и западные участники ОБСЕ настаивают на безусловном праве проводить долгосрочное наблюдение. Но поручение Бюро участвовать в наблюдении за выборами до их начала не было конкретизировано. На практике в век информационных технологий эта задача может выполняться различными способами. Характерно, что К.Штрохал никак не отреагировал на предложение В.Е.Чурова, сделанное еще до наших недавних парламентских выборов, прислать ему по запросу любой из более чем 300 документов и материалов по электоральной тематике, подготовленных в России. Ясно, что БДИПЧ нужно не это, а способ "прикрыть" долгосрочным наблюдательным присутствием заранее заготовленные политические оценки.

Вопрос: Почему Россия настаивает на особых условиях своего сотрудничества с БДИПЧ?

Ответ: На Западе имеется определенное понимание зыбкости того, что подается как мандат БДИПЧ. Именно поэтому звучат ссылки то на "дух" соответствующих обязательств, то на сложившуюся практику. Анализ последней, однако, со всей очевидностью высвечивает ее противоречивость: разные страны, в т.ч. западные, в разные сроки направляют Бюро приглашения наблюдать за своими выборами, а соответствующие мониторинговые миссии БДИПЧ отличаются по численности, структуре и срокам работы. При определении параметров участия наблюдателей БДИПЧ в наблюдении за выборами президента России мы исходили из принципа соразмерности тому, какие миссии Бюро направляет в западные страны.

Пригласив БДИПЧ направить 70 наблюдателей на выборы Президента России, российская сторона предложила Бюро наилучшие модальности. Для сравнения, в такие страны как Болгария (парламентские выборы, октябрь 2006 г.), Ирландия (парламентские выборы, май 2007 г.), Италия (парламентские выборы, апрель 2006 г.) и Нидерланды (парламентские выборы, ноябрь 2006 г.) Бюро направило менее десяти наблюдателей в формате "миссий по оценке". А в Австрии (парламентские выборы, октябрь 2006 г.), Германии (парламентские выборы, сентябрь 2005 г.), Греции (парламентские выборы, сентябрь 2007 г.), Финляндии (президентские выборы, январь 2006 г., и парламентские выборы, март 2007 г.), Франции (парламентские выборы, июнь 2007 г.), Чехии (парламентские выборы, июнь 2006 г.) и Швеции (парламентские выборы, сентябрь 2006 г.) наблюдение по линии БДИПЧ не проводилось вообще.

Преодолеть кризисное состояние электорального мониторинга по линии БДИПЧ можно только путем постановки этой работы на единую нормативную основу, коллективно согласованную всеми государствами-участниками ОБСЕ. Предложенные странами ОДКБ "базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ" в полной мере сохраняют свою значимость. В них прописан порядок формирования и работы миссий по наблюдению за выборами, фиксируется ключевая роль в этой работе Постоянного совета ОБСЕ, т.е. всех государств-участников Организации.


http://www.belgium.mid.ru/press/posol_r_025.html

Брюссель 29.02.2008 г.


Док. 468243
Перв. публик.: 29.02.08
Последн. ред.: 30.07.08
Число обращений: 147

  • Луков Вадим Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``