В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не только деньги нужны отечественной культуре, убежден министр Александр Авдеев Назад
Не только деньги нужны отечественной культуре, убежден министр Александр Авдеев
Новый министр культуры РФ Александр Авдеев родился в 1946 году. Карьерный дипломат, знает четыре иностранных языка, был заместителем министра иностранных дел, послом в Болгарии и во Франции. Из Парижа его, к собственному удивлению, и назначили на новый пост.

Всеобщий интерес к фигуре нового министра можно сравнить, в обратной пропорции, с ролью, которая отводится культуре в реальном раскладе российской власти. Культура - не экономика, не оборона и даже не спорт. О проблемах, с которыми уже столкнулся и еще столкнется новый министр, мы говорили в его кабинете.

Первые впечатления

Российская газета: Александр Алексеевич, вы в новой должности - около двух месяцев. Какие первые ощущения?

Александр Авдеев: Во-первых, понимание ответственности за свою работу. Во-вторых, ощущение больших ожиданий со стороны деятелей культуры, искусства и просто людей, которым небезразлична отечественная культура, ожиданий того, что культура будет национальным приоритетом. Сам же я понимаю, "что всем мил не будешь". Современная культура - это творческие люди и коллективы, имеющие разные концепции и направления. Естественно, я не могу и не собираюсь приводить их к какому-то общему знаменателю.

РГ: "Люди из телевизора", которых знает вся страна, сейчас часто к вам приходят?

Авдеев: Общение с деятелями культуры - это большое удовольствие, а сейчас еще и каждодневная необходимость. Ко мне приходят разные люди - известные и уважаемые артисты, художники, писатели, музыканты. Всем надо помочь. Ни денег, ни возможностей не хватает. Несоответствие огромных потребностей, испытываемых нашей культурой, и имеющихся возможностей слишком велико. Такая ситуация - данность, и не только в России - во всех странах. Надо максимально помочь тем, кому мы можем помочь.

РГ: Раздавать деньги нелегко, особенно когда их почему-то нет?

Авдеев: Функция министерства культуры заключается не только в раздаче денег. Самое главное - сформировать системный подход к решению ее проблем. Укрепление культурной сферы - дело всего гражданского общества. Все понимают, что культура - это дело национальной важности, которое надо решать сообща, направляя на это максимум интеллектуальных сил, организационных и финансовых возможностей.

РГ: Кроме общих проблем вы наверняка уже столкнулись с массой конкретных: музеи, кино, фестивали, зарплаты, культура в регионах?

Авдеев: Знаете, есть проблемы в культуре, а есть проблема самой культуры, состоящая в том, что не все понимают, зачем нужна культура в стране, строящей гражданское общество и правовое государство. Мы должны убедить общество, что без культуры у нас может быстро сформироваться примитивный, рационально-потребительский тип сознания.

РГ: Ну да, когда денег больше, чем можно пропить или бросить на ветер...

Авдеев: И этот тип сознания будет порождать людей, в которых исчезнет благородство, честность, совестливость, стремление к внутреннему самообогащению личности средствами культуры.

Культура - это ведь не только возможность пойти в кино или театр, потребить массовое или элитарное искусство. Это весь набор средств общественной жизни - и наука, и образование, и просвещение, и разнообразная творческая деятельность. Без великой культуры не может быть великой нации. И не может быть полноценного счастья, между прочим. Есть сегодня экономически процветающие страны, но не развитые в культурном отношении. И их нельзя назвать великими. Сегодня иные критерии великости. Это не только количество оружия, но и уровень научно-технического прогресса, и уровень освоения новых технологий. И прежде всего степень культуры всего общества.

Человек создан миром культуры, который чеканит нас. Говоря о любом времени, мы судим о нем по именам великих деятелей культуры этого периода, будь то русские писатели XIX века, итальянские живописцы XIV-XV веков или голландские и фламандские художники эпохи буржуазных революций и великих географических открытий.

РГ: И все-таки в этой глобальной сфере культуры какие "направления главного удара" вы бы для себя выделили?

Авдеев: Критерием процветающего общества является процветающая культура. Без нее общество больное. Сегодня есть много объективных вызовов и угроз национальной культуре. Прежде всего культура становится заложницей общества потребления, рождающего потребительский суррогат культуры - развлекательную культуру, шоу-бизнес. Я с уважением отношусь к ним, но это не эталон высокой культуры.

Другая опасность заключается в отсутствии равного доступа к сфере культуры у жителей города и села. 38 миллионов человек сегодня не ходят ни на концерты, ни в театры, ни в кинотеатры просто потому, что живут на отшибе, в сельской местности. Это тревожный симптом для всего общества.

Следующее по приоритетности направление деятельности министерства - сохранение сложившейся системы художественного образования. Она была у нас одной из лучших в мире по доступности и высокому качеству. Эта система позволяла нам не упускать будущих Ломоносовых. А сейчас в связи с переходом на рыночную систему мы многие таланты растеряли, не заметили, и они не состоялись. Участвуя в Болонском процессе унификации дипломов, мы должны будем делать это гибко, не рубить с плеча, сберечь оправдавшую себя систему художественного образования.

РГ: Мы не только будущих талантов не обрели, но и реальных угробили...

Авдеев: Сейчас ситуация лучше. Хочу отметить, что в 90-е годы много хорошего сделали наши общественные фонды. Это и фонд Владимира Спивакова, и фонд "Новые имена", за который низкий поклон Иветте Николаевне Вороновой, открывшей многих мировых звезд в музыке. Это и то, что делает Галина Павловна Вишневская в своем Центре оперного пения. Список большой, можно долго перечислять.

РГ: Перед вами неизбежно встанет вопрос, как повысить нынешние мизерные зарплаты работникам сферы культуры при утвержденном на несколько лет вперед не очень большом бюджете на культуру.

Авдеев: Предстоит повышение через отраслевую систему заработной платы, на которую мы должны перейти с 1 декабря 2008 года. Будет базовый оклад плюс надбавки за интеллектуальный вклад, поощрительные надбавки. В регионах работники культуры зависят от региональных бюджетов. На прошлой неделе я беседовал на эту тему с президентом Калмыкии, руководителями Мордовии, Башкирии, Архангельской и Тверской областей. Все понимают, что надо увеличивать зарплаты через региональные бюджеты, и обещают это сделать.

РГ: Личные отношения в правительстве у вас уже налаживаются?

Авдеев: Да, правительство состоит из талантливых профессионалов, многих из которых я знал по предыдущей работе.

РГ: А министерство сформировали?

Авдеев: Да, руководящий состав уже назначен, это опытные люди, любящие искусство. Есть сотрудники, пришедшие из Роскультуры или оставшиеся из предыдущего состава министерства.

РГ: А кто будет вашим преемником на посту российского посла в Париже?

Авдеев: Во Францию должен быть направлен хороший профессионал. Сейчас идет конституционный процесс утверждения кандидата, это занимает три-четыре месяца. А дальше - публикация указа президента в "Российской газете", из которого мы и узнаем имя.

Плюс Интернет

РГ: Вы настроены на реформы исходя из общих соображений или следуя апробированным предложениям снизу?

Авдеев: Формируя выход из ситуации только "сверху", можно сделать много ошибок. Преимущество нынешнего положения - в больших правах, которые получили регионы. Ту же общенациональную систему художественной подготовки надо укреплять, опираясь на опыт регионов. В регионах у нас сильные министры культуры, многие из которых начинали еще директорами сельских клубов, а спустя десятилетия стали руководителями культуры. Я встречаюсь с ними на местах, принимаю в Москве.

РГ: Какие еще проблемы вы почувствовали за это время?

Авдеев: Новые технологии в сфере культуры. С их помощью мы можем улучшить положение в библиотечном деле, в кинопрокате. Возможности оцифровки широко используются в некоторых регионах. Сегодня у меня был глава Мордовии Николай Иванович Меркушкин. Он рассказал, что все районные библиотеки республики, во-первых, имеют доступ к Интернету, а во-вторых, имеют возможность с помощью оцифрованной информации создавать электронные читальные залы. Вам не нужно заказывать книгу и долго ждать ее, а достаточно связаться по сети с центральной областной библиотекой и прочитать книгу с экрана.

РГ: Интернет дает мгновенную связь с миллионами книг всех электронных библиотек, а не только центральной областной. Важно, что для главы Мордовии культура - это живое и близкое дело?

Авдеев: Не только для него. Возьмите Татарстан, Башкирию, Белгородскую область, другие регионы. В этом году мы собираемся провести в Белгородской области выездную коллегию министерства культуры, чтобы специально изучить ее опыт работы на селе. Конечно, и в оцифровке есть проблемы. Ведь закон об авторских правах запрещает при получении текста книги в электронном виде его тиражировать. Поэтому должен быть и второй путь совершенствования работы библиотек. Это обеспечение их полноценными комплектами книг. Электроника не заменит живого ощущения книги.

Тендеры и меценаты

РГ: А как обеспечить библиотеки книгами? С помощью тендеров, которые перенесены из экономики в культуру, когда чем дешевле книжки, тем лучше?

Авдеев: Тендеры часто мешают. Библиотеки вынуждены брать самое дешевое, а это бульварная литература с крикливыми обложками и рассыпающимися страницами. Сейчас по инициативе министерства, затрачивающего на это большие деньги, рассылаются комплекты книг по утвержденным спискам. Нам остается расширять эти списки литературы и находить книги более качественные и дешевые. К сожалению, не всегда фирмы, выигрывающие тендеры на распространение литературы, оказываются честными. Деньги получили, а послали не те комплекты или половину того, что должны, а то и вовсе исчезли. Но содействие библиотекам всех уровней и прежде всего сельским - это наша обязанность, как и обязанность субъектов Федерации.

РГ: В свое время Фонд Сороса через Пушкинскую библиотеку рассылал в сельские школы комплекты классической литературы. Есть ли у нас богатые люди, которые подхватили бы сегодня эту инициативу?

Авдеев: То, что Сорос делал в 90-е годы, помнят. А то, что потом то же самое делало государство, причем вкладывая в это больше, чем фонд, - забывают. Что касается "богатых людей"... Есть хорошее слово "меценаты". Привлечение меценатов к библиотечной, к музейной работе крайне желательно. Сегодня государство не в состоянии быстро решить музейные проблемы. А их много. Разрушающиеся здания, которые нуждаются в капитальном ремонте, отсутствие хороших фондохранилищ и современных систем безопасности, небольшие зарплаты музейных работников.

РГ: При астрономической рыночной стоимости самих музейных фондов...

Авдеев: Конечно. Поэтому и желательно, чтобы меценаты вошли, где это возможно, в попечительские советы музеев, помогали им. Конечно, таких людей нужно искать, находить возможность их морального поощрения. Ведь налоговых льгот для них пока не предусмотрено. Меценатство было и остается важным элементом культуры. Уже сейчас 10% общего финансирования российской культуры идет за их счет. Россия славна традицией меценатства.

РГ: Ваши слова об "олигархах во главе музеев" уже вызвали бурю. Многие пришли в ужас, кто-то предположил, что вас неправильно поняли.

Авдеев: Речь не идет об управлении музеями. Но музеям - прежде всего областным - нужна финансовая поддержка. Я был в областных музеях Твери, Архангельска. Прекрасные музейные вещи, великая живопись, а фондохранилища тесные, система охраны плохая. Большое поле деятельности для меценатов проявить себя патриотами. Патриотизм сегодня - это не только активное участие в экономике и политике, но и помощь культуре. Думаю, что это реально, если посмотреть, как меценатство подняло уровень нашего спорта. Привлечение этих средств выявило в России многих выдающихся спортсменов.

Конечно, для этого нужна правильная организация. Мы сегодня недооцениваем потенциальное стремление наших меценатов к благотворительности. Я знаю меценатов, которые без саморекламы, не афишируя, а просто из патриотических побуждений восстанавливают усадьбы и на их основе делают крупные культурные центры, выставочные и концертные залы, причем для жителей близлежащих районов, села, города.

РГ: Непонятна, правда, конкретная форма этой помощи. Помнится, как богатые люди, слыша о проблемах Пушкинского дома, изумлялись: ведь стоит продать одну рукопись классика на аукционе и все проблемы будут надолго решены!

Авдеев: Напродавали уже в 30-е годы, хватит. Мы знаем, какие шедевры ушли из страны, сколько тысяч произведений искусства находятся на легальных основаниях в музеях других стран.

Стыдно ли за русских за границей?

РГ: В общем-то ваш оптимистичный взгляд на нынешних богатых людей немного контрастирует с общепринятым? Например, газеты пестрят скандальными сообщениями о поведении наших нуворишей за границей.

Авдеев: Нужно чаще говорить, что меценатство - это та же форма патриотизма сегодня. И бизнес у нас сегодня иной, чем несколько лет назад. Вы меня спросили, стыдно ли за русских за границей? Многое изменилось. Если в начале 90-х там по улицам ходили выпившие богачи, сорили деньгами в ресторанах и вели себя некорректно, то сегодня мы имеем дело с другим бизнесом. Сейчас за рубеж приезжают российские бизнесмены второго поколения, как правило, говорящие на нескольких иностранных языках, знающие право, бизнес, рынок и обыгрывающие на переговорах своих зарубежных партнеров. Это совсем другие русские. Через них и оценка России за рубежом сегодня совсем иная. Мы воспринимаемся как держава с высокими темпами развития, как народ талантливых бизнесменов, как страна с великой культурой. В этой связи не могу не вспомнить организатора замечательной выставки в Париже "Когда Россия говорила по-французски". Это один из наших видных бизнесменов, истративший огромные деньги на выдающуюся выставку.

РГ: Странно, кстати, что даже имен их не принято называть в газете. Мол, неоплаченная реклама.

Авдеев: Можно назвать наши крупнейшие банки и корпорации, которые финансируют гастроли артистов за рубежом, выставки. Но есть средние и даже небольшие компании, финансирующие региональную культуру. Движение меценатства набирает обороты. Мы пока не благодарим его через налоговые льготы, но это еще впереди.

РГ: О налоговых льготах за благотворительность говорят уже больше десяти лет, а воз и ныне там.

Авдеев: Думаю, что понимание необходимости финансовых льгот для меценатов созрело. Я не могу обещать, что это будет уже завтра, но мы никуда от этого не денемся. Все страны прошли через этот процесс.

Важнейшее из искусств

РГ: Вы говорили о вложении бизнесом денег в музеи и библиотеки. А как они вкладываются в кино, например?

Авдеев: Финансирование кинопроизводства будет увеличиваться. Отрадно, что увеличивается доля отечественных фильмов в кинопрокате. Сегодня каждый третий фильм, на который идет зритель,- российский. В Европе этот показатель выше только у Франции. В следующем году мы будем вводить новую форму взаимоотношений киноиндустрии и государства - государственный заказ на создание фильмов важнейшей общественно-социальной, патриотической, детской тематики.

Этого не нужно бояться. Возьмите американцев, которые через кино фактически решили проблему межнациональных взаимоотношений в США. Мы видели десятки и сотни фильмов, где главные герои - чернокожий и белый, оба проявляют героизм, помогают друг другу. Или то, как показывается в кино жизнь сегодняшнего бизнесмена, работающего честно, стремящегося быть эффективным, являющегося героем сегодняшнего дня. У нас тоже таких людей десятки и сотни тысяч. А образ им приклеен совершенно иной - через телевидение и фильмы, изображающие их преступными монстрами. В самом обществе сегодня возникла потребность в фильмах с новым подходом к социальным проблемам. Лотов будет немного - начнем с 2-3, к 2011 году выйдем на 10, включая, повторяю, детское кино. Кроме того, авторское кино тоже нуждается в поддержке. Финансирование касается и производства, и проката фильмов. Что касается проката, то, например, в 2002 году кинотеатры посетили 41 миллион зрителей, а в 2007 году - 115 миллионов! Почти в три раза больше. Мы стали выпускать сто фильмов в год. И сами кинотеатры изменились. Словом, народ пошел в кино.

РГ: А что делать с теми тендерами, через которые должны проходить наши самые известные режиссеры кино и театров?

Авдеев: 94-й федеральный закон о конкурсах должен быть откорректирован для сферы культуры. В сентябре после отпусков возобновится активная законодательная, политическая жизнь, и мы начинаем работу по корректировке.

Большой и Мариинка

РГ: Еще один острый вопрос: уже говорится о переносе даты открытия Большого театра с осени будущего года на более поздний срок.

Авдеев: Сейчас я детально знакомлюсь со всеми документами, связанными с реконструкцией и реставрацией Большого театра. В конце мая был там и видел, как идет процесс, насколько сложна и трудоемка эта работа. Состояние Большого театра со всеми его подземными сооружениями оказалось хуже, чем изначально предполагалось. Думаю, к сентябрю мы после всех консультаций вернемся к вопросу о дате открытия Большого театра. Полагаю, что главное - обеспечить качественную и высокопрофессиональную реставрацию главного театра страны.

РГ: А что с проектом новой Мариинки архитектора Перро? Тоже вносятся перемены в первоначальный проект?

Авдеев: Перемены будут вноситься с учетом технических возможностей осуществления данного проекта. Не всегда красивые идеи можно полностью воплотить. Кроме того, нужно учесть особенности архитектурного облика Санкт-Петербурга, позицию театра, пожелания общественности города. Климат Петербурга с его снегом, дождями, сыростью, туманами, ветром и влажностью не похож на климат Франции. Кое-что из проекта Перро будет меняться.

РГ: Прямо на ходу, поскольку время-то поджимает?

Авдеев: Слово "на ходу" предполагает быстроту и необдуманность решений. Нужно будет отвечать за новые варианты. Над этим работает команда архитекторов, выдающийся руководитель Мариинки Валерий Абисалович Гергиев, руководство города, общественность, министерство культуры.

О личном

РГ: Другая болезненная проблема, стоящая перед вами, это назначение руководителей творческих коллективов. Вас как посла во Франции все любили, а тут как будет?

Авдеев: Конечно, всем мил не буду, всех не обогрею. Постепенная смена руководителей, в том числе в сфере культуры, это естественный процесс. Будем решать эти ситуации уважительно к людям - и к тем, кто уходит, и к коллективам, которыми они руководили. Это нормальный процесс, в котором не должно быть ни форсирования, ни "показательных процессов".

РГ: Говоря о ваших культурных увлечениях, вспоминают вашу коллекцию гравюр...

Авдеев: Во время моей работы в Болгарии я собрал небольшую коллекцию гравюр по теме освобождения Русской армией Балкан - Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Увлечение для души. Для того чтобы быть настоящим коллекционером, надо иметь глубокие знания, посвящать этому много времени. У меня не получается. Но я люблю коллекционеров, стараюсь им помогать, хотя сам таковым не являюсь.

РГ: Современное искусство вам интересно?

Авдеев: У нас есть выдающиеся современные художники. Можно назвать тех, кто, оставаясь россиянами, работает за рубежом,- Оскар Рабин, Эдуард Штейнберг, Эрик Булатов, Илья Кабаков. Есть замечательные художники, работающие в России. Есть увлекательный центр современного искусства, созданный на основе "Винзавода". Я там недавно побывал. Поразил сам принцип превращения заводских зданий в творческие мастерские, что соответствует смыслу современного искусства - привносить творческий смысл в самые неожиданные области. Интересные вещи есть и в соц-артовском направлении. Недавно ознакомился с китайским соц-артом, есть много хороших работ.

РГ: И - вывод?

Авдеев: Если мы утратим национальную культуру, перестанем быть великой державой. Это как вложение денег в оборону. Все понимают, что укрепление обороноспособности страны необходимо. Точно так же надо вкладывать деньги в культуру. Это - духовная обороноспособность нации. Это один из критериев великости страны, нации, места ее в будущем.

Игорь Шевелев

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4715 от 25 июля 2008 г.

Док. 468216
Опублик.: 30.07.08
Число обращений: 95

  • Авдеев Александр Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``