В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Корочкин: Правительство одобрило идею вернуть налог с продаж для пополнения региональных бюджетов Назад
Владислав Корочкин: Правительство одобрило идею вернуть налог с продаж для пополнения региональных бюджетов
Правительство одобрило идею вернуть налог с продаж для пополнения региональных бюджетов. Как это скажется на бизнесе и на населении расскажет вице-президент общественной организации "Опора России" Владислав Корочкин
Смотреть ток-шоу Скачать аудиозапись

Вопросы

Олег Дусаев:- Здравствуйте. Вы смотрите информационный портал Newtimes. В студии Олег Дусаев. Правительство собирается пополнить региональные бюджеты, оно одобрило идею - вернуть налог с продаж для пополнения этих самых бюджетов. И вот как это скажется на бизнесе и на населении сейчас расскажет вице-президент общественной организации "Опора России" Владислав Корочкин. Здравствуйте Владислав Леонтьевич.

Владислав Корочкин:- Добрый день.

Олег Дусаев:- Ну, собственно, в самом моем вступлении уже содержится вопрос.

Владислав Корочкин:- Ну, я бы хотел, наверное, поправить, это не правительство пока что, а один из представителей администрации президента. И, насколько я знаю, в целом правительство не разделяет данную точку зрения, и, в частности, Минфин ни за что не хочет соглашаться с идеей реформирования налоговой системы, одним из элементов которой должно стать реформирование НДС.

Олег Дусаев:- Я прошу прощения, может быть мы несколько вольно выразились, для нас практически они все являются правительством. Когда Шувалов, в общем близкий к президенту человек, заявляет такие вещи, это уже достаточно служит серьезными какими-то авансами, во всяком случае.

Владислав Корочкин:- Мы надеемся, что это так на самом деле, потому что Экспертное управление администрации президента, оно постоянно поддерживало эту идею, в противоположность Минфину, которое категорически не хотело её рассматривать, причем, почему не хотело рассматривать, толком не объясняли. И до сих пор, в принципе, не объяснили, почему бюджет не может быть наполнен простым способом в том объеме, который реально необходим, и обязательно нужно изобретать сложный. Потому что есть разные расчеты, которые говорят, что можно упростить систему достаточно кардинально, введя тот же самый налог с продаж, либо налог с оборота, и при этом получить достаточное количество средств, чтобы осуществлять все необходимые государственные функции.

Олег Дусаев:- То есть, Вам предложение Шувалова вполне нравится.

Владислав Корочкин:- Оно мне нравится, во-первых, как идея, которая позволяет продолжить дискуссию на тему необходимости реформирования налоговой системы во всех её аспектах, начиная с реформирования и изменения налоговых ставок, заканчивая администрированием того же самого НДС и возможностью упрощения этой налоговой системы, о необходимости которой мы говорим постоянно, что одним из принципов реформирования должно стать упрощение. Вторым принципом - никаких исключений. Если эти два принципа будут соблюдаться, то коррупционность всей системы резко снизится, а эффективность экономики резко пойдет вверх.

Олег Дусаев:- Понимаете ли, в тоже время хочется спросить Вас, ну вот в Минфине-то там люди тоже вроде соображающие, вот чем-то им это не нравится. Какие аргументы, на Ваш взгляд, у них слабые, сильные.

Владислав Корочкин:- Есть точки зрения сформированные, есть базисные понятия, которыми мыслят эксперты. В Минфине находятся хорошие эксперты, но экспертная точка зрения всегда узкая, она в определенный момент отрывается от практики. Нельзя сказать, что там люди не понимают чего-то, они понимают свое. И когда ты создал свой фундамент своего собственного мышления, очень трудно отказаться от каких-то стереотипов мышления, к которым ты привык. Вот сейчас шаг за шагом, может быть с нашими усилиями, мы пытаемся изменить категории мышления. Я бы хотел напомнить, что НДС, это очень молодой налог, он возник только в середине 50-х годов во Франции, до этого его вообще не существовало. Не существует его сейчас и во многих других странах, о чем наши сограждане, даже бизнесмены, узнают с удивлением, потому что как замминистра господин Шаталов сказал: понимание, что без НДС нельзя существовать, тогда экономика рухнет, экспорта не будет и все будет плохо, так и у значительного количества действующего бизнеса и граждан есть ощущение, что это налог вечный. Это не так, это вредный налог.

Олег Дусаев:- Про ощущения бизнеса мне сложнее сейчас говорить, но про ощущения граждан могу сказать совершенно точно, что большинство граждан вообще не понимает, что такое НДС и НСП, и поэтому, может быть, сейчас будет уместно, опять-таки, чтобы Вы, может быть небольшой экскурс так для обывателя: для чего нам НДС, что это за налог такой, для чего нам НСП. То есть, для чего, на самом деле. Прошу прощения, рядовой гражданин, наверное, он думает, ну простой человек, он же думает, что налог, это просто государство грабит, условно говоря. Вот я очень много раз слышал когда вот простые люди, видя, у них в чеке написано - НДС, там сколько-то процентов, а 200 рублей - вот государство грабит как нас, это можно услышать часто в любой очереди.

Владислав Корочкин:- Государство, может быть, грабит значительно больше, когда то, что уже собрали в виде налогов, использует неэффективно, и значительная часть госбюджета у нас, как известно, пускается в распыл различными способами, к сожалению. А вообще налоги нужны все, и НДС, и НСП, для формирования госбюджета, чтобы общество могло существовать как общество, потому что без осуществления государственных функций, на которые необходимы деньги, возникнет хаос моментально. Поэтому вопрос о том, что должно быть некое разумное количество денег в госбюджете, на которые будет исполняться разумное количество строго очерченных государственных функций, не подлежит обсуждению. Если же говорить о разнице между теми налогами, которые были упомянуты, если так просто сказать, что НДС подразумевалось изначально - это налог на добавленную стоимость, это налог с той части прибавочной стоимости, которая создается в той или иной точке экономической цепочки. Грубо говоря, если купил за рубль, продал за два, с верхнего рубля нужно заплатить НДС. Если мы говорим о налоге с продаж, это, по сути, оборотный налог, то есть, он берется один раз в конечной точке, в определенном проценте. Обычно это не очень большой процент и наши расчеты показывают, что он должен быть где-то в районе 6, 7% для того, чтобы полностью компенсировать потери бюджета, которые выпадают при отмене НДС. Если мы говорим про налог с оборота, это налог, который так же берется с выручки предприятия, но со всех предприятий, не только розничной торговли, но со всех предприятий, которые занимаются перепродажей чего-либо. По нашим расчетам, для того, чтобы компенсировать потери бюджета, которые могут возникнуть в связи с отменой НДС, этот налог должен быть всего 1.5 - 2%.

Олег Дусаев:- Скажите, но, вроде бы же, НСП там и были какие-то проблемы, связанные с тем, что налог давал излишнюю нагрузку на розничную торговлю.

Владислав Корочкин:- Да, это, во-первых, был определенный период в развитии, во-вторых, он существовал одновременно с НДС, и основная проблема была не в повышенной нагрузке на розничную торговлю, а в том, что был налог на другие налоги, потому что два оборотных налога одновременно существовать не могли. Один, очень сложный, который посчитать крайне сложно, и ни один бухгалтер в конце месяца не знает, какой у него НДС по месяцу, вот ни один не скажет, сколько НДС надо будет заплатить. И второй, простой, налог с продаж, который ты знаешь каждый день, любой предприниматель может сказать, если у тебя сегодня выручка 100 рублей, 5% заплати государству; в принципе бухгалтерия ненужна.

Олег Дусаев:- Вот в тоже время, здесь понятно это абсолютно, но разговор о том, что вот надо поддержать региональные муниципальные бюджеты. Почему это будет проще, почему это будет лучше, если можно, с точки зрения государства как-то это объяснить.

Владислав Корочкин:- На самом деле это проще, потому что проще посчитать, проще собрать. То есть, как я уже сказал, даже бухгалтер предприятия до момента сдачи баланса иногда не знает, сколько НДС он должен заплатить, не говоря уже о налоговом инспекторе или о ком-то еще, на этом возникают всякие схемы злоупотребления. Налог с продаж или налог с оборота, считается он в одно действие, то есть, ты, в любой момент, сняв показатели кассы, знаешь, сколько заплатить государству. То есть, собираемость любого такого налога можно резко увеличить по сравнению с НДС. Но тема поддержки муниципальных бюджетов, я бы сказал, это несколько иного уровня и плана тема, потому что скажем, вот Шувалов сказал, что одним из таких источников может быть налог с продаж, президент сказал, что может быть налог на прибыль, перераспределить налог на прибыль для того, чтобы дать муниципальным бюджетам. Поденок внес в Госдуму закон о муниципализации налога на доходы индивидуальных предпринимателей, который предлагает там совсем изменение налоговой системы, и я бы назвал предложение, которое сейчас в Госдуме - усложненной системой налогообложения на индивидуальных предпринимателей. Но сама идея заложенная там, она здрава, муниципалитеты должны получить бюджет для осуществления своих функций.

Олег Дусаев:- Вот тут передо мной лежит очень интересная новость, которую мы нашли, когда готовились к эфиру. Директор ФТС Бельянинов считает, что НДС, это наиболее коррупционный налог, который необходимо заменить. Я Вам процитирую, что он говорит, что: мне очень понравилось, что мы акцентируем внимание на наиболее коррупционном налоге, который у нас есть, это НДС; мне кажется, что молчать нельзя. Это вот все было на заседании Общественно-консультативного совета по таможенной политике.

Владислав Корочкин:- О том, что это самый коррупционный налог, "Опора России" твердит на каждом своем форуме уже пять лет, поэтому я очень рад, что государственные люди федерального уровня, у них как бы (вот то, что я говорил), постепенно меняется сознание и приходит к тому, о чем мы все время пытаемся говорить, именно для того, чтобы может быть поменять их сознание.

Олег Дусаев:- Давайте поподробнее расскажем все-таки о коррупционном налоге, как НДС помогает заниматься коррупцией?

Владислав Корочкин:- Дело в том, что НДС имеет такую обратную сторону, что, во-первых, он должен возвращаться экспортерам, потому что первоначально единственной функцией НДС было поощрение и повышение конкурентоспособности национального бизнеса; эта была та задача, которую он решал в конце 50-х годов. Соответственно, когда возникают обязательства государства по возврату НДС, можно сделать так, что по бумагам ты чего-то экспортировал, и потребовать у государства те деньги, которые оно должно тебе вернуть в размере 18%; на этом можно построить самые разнообразные схемы. Второй момент, это возврат НДС настоящим экспортерам. Как мы знаем по первой причине, потому что много недобросовестных, вернуть НДС настоящим экспортерам, которые имеют на это право, крайне сложно, и, практически, все возвраты НДС последние годы шли через суды. Есть способ, как обычно, ускорить возврат без суда, но для этого надо кому-то, чего-то, где-то занести.

Олег Дусаев:- Но, все-таки, нас ждет скорее замена НДС на СНП или, все-таки, снижение ставки сбора, как Вы думаете?

Владислав Корочкин:- Ну, если бы я мог это сказать. Вообще вопрос о ставке НДС, с нашей точки зрения, дискутировать бессмысленно, то есть, она ничего не решает. Администрирование еще может что-то решить, кардинально может решить упрощение системы, как я сказал.

Олег Дусаев:- Вот кстати еще интересная цитата от председателя Налогового подкомитета Госдумы Натальи Бурыкиной, которая говорит, что: нам не очень выгодно менять НДС на НСП, поскольку эта мера ударит по отечественным производителям. Сейчас они имеют право на возврат НДС. Если отменить этот налог, их издержки возрастут, что приведет к снижению конкурентоспособности.

Владислав Корочкин:- Нет, она совершено права, то есть, речь идет об экспорте. Она никаким образом не ударит по отечественным производителям, которые продают товар на внутреннем рынке. То, что касается экспортеров, да, это вроде как снизит стоимость НДС. Но еще раз повторяю, не во всех странах он есть, и многие страны нормально живут. И если речь идет о необходимости стимулирования, прежде всего, у нас сейчас стоит задача экспортозамещения. Мы знаем, что если импорт растет со скоростью 50, 60, 100, 200% в год по некоторым видам товаров народного потребления, то экспорт, ну, то есть, и покрываются розничные потребности по потреблению за счет импорта, мы должны ставить задачу стимулирования вот здесь всего, то есть, снижать налоговое бремя, упрощать издержки.

Олег Дусаев:- Да, но не секрет, есть же некоторые компании, которые платят налог по ставке 0% вообще. Это и банковские страховые организации, и негосударственные пенсионные фонды, по ним-то это ударит?

Владислав Корочкин:- Дело в том, что само понятие, платят налог по ставке 0%, Вы вдумайтесь в нонсенс, который содержится в этих словах, то есть, это абсурд, платят налог по ставке 0%. Это как?

Олег Дусаев:- Но формулировка у них именно такая.

Владислав Корочкин:- Действительно, такая формулировка содержится, и это абсолютно ненормально.

Олег Дусаев:- Хорошо, грубо говоря, скажем так, они не платят налог.

Владислав Корочкин:- Дело в том, что вот опять все мыслят категориями, когда есть НДС. Мне кажется, что если не будет НДС, то вся экономика и все отрасли получают механизм более тонкой налоговой настройки. То есть, грубо говоря, можно сказать, что в банковском секторе вот такая система без НДС, они не платят, а чего это они не платят, кстати, НДС, почему я плачу, а они не платят, почему есть такие исключения. Может быть, поэтому и не можем его реформировать, что кто-то более равный по-прежнему. То есть, для банковской может быть одна ставка с оборота, там 0.001% или там какая угодно, можно обсуждать на общественном уровне, для перерабатывающий промышленности - другая система и для экспортеров - третья. То есть, никаких исключений, но государство настраивает тонко простым способом, принцип начисления один и тот же, ставка меняется в зависимости от текущих задач экономики, и получается система намного более гибкая.

Олег Дусаев:- Я хочу опять вернуться к обывательской точке зрения, ну вот простому человеку, по его карману это ударит, если произойдет такая...

Владислав Корочкин:- Нет, если сделать все правильно и заранее продумать.

Олег Дусаев:- Очень интересные слова говорите, а сделают ли правильно. А если не сделают, давайте порассуждаем, что может произойти?

Владислав Корочкин:- Да, собственно говоря, особо ничего не может произойти. Может начаться какая-то паника по недополучению налогов в бюджет. По конечному пользователю это никак не должно ударить в принципе. Это могут начаться разговоры о бреши в госбюджете, который на данном этапе, когда у нас Стабилизационный фонд, и все что угодно, в принципе, они, опять- таки, они не страшны, потому что их тут же можно захлопнуть. Но если все правильно рассчитать, то этой бреши не будет.

Олег Дусаев:- У нас есть еще вопрос от нашего зрителя. Mr.X (студент юрфака) спрашивает: Несмотря на то, что многие наши журналисты-пропагандисты видят особый путь России, как бы как Китайский путь, экономическое взаимодействие центра и регионов в России - полностью отличается от китайского аналога. В Китае вся сверхприбыль регионов остается за ними и используется в качестве инвестиций для развития региона, - у нас же точно оговорены процентные изыскания, которые должен отдавать регион (больше 60), и которые оставлять тебе. В результате отсутствуют стимулы к развитию. Плюс к этому собираются вернуть налог с продаж на пополнение бюджетов, - означает ли это снова план, снова завышение "успехов" продаж, игра с цифрами, а также предвкушение нового дефолта, когда цены на нефть не будут спасать?

Владислав Корочкин:- Тут, как бы, все в одной куче, мне кажется, что все как раз наоборот. Еще раз говорю, что сейчас основная-то идея - упрощение. Если наложат налог с продаж опять на НДС, конечно, это будет полное, не знаю даже как назвать. А если делать так, как имеется в виду - отменить один, заменив на другой, и при этом сразу решить, сколько надо в регионы.

Олег Дусаев:- И все-таки напоследок, если мы подведем итог нашего разговора, какие-то Ваши прогнозы?

Владислав Корочкин:- Честно говоря, прогнозы пессимистические были по поводу возможности отмены НДС, но вот последние высказывания Шувалова, они, как бы, вселили новую надежду.

Олег Дусаев:- То есть, Вы продолжаете надеяться.

Владислав Корочкин:- Более того, я лично уверен, что это состоится, вопрос только времени.

Олег Дусаев:- Большое спасибо Владислав Леонтьевич.


http://newtimes.ru/talkshows/249/

30.10.2007


Док. 468194
Перв. публик.: 30.10.07
Последн. ред.: 30.07.08
Число обращений: 117

  • Корочкин Владислав Леонтьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``