В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия - Европейский Союз: на новом этапе партнерства Назад
Фарит Мухаметшин: Россия - Европейский Союз: на новом этапе партнерства
После окончания юбилейных мероприятий в честь 60-летия Победы в Москве 10 мая состоялась встреча на высшем уровне "Россия - Европейский Cоюз". С просьбой поделиться мнением об итогах саммита наша газета обратилась к Послу Российской Федерации в Республике Узбекистан Ф.М.Мухаметшину.

Прежде чем рассказать о московском саммите глав европейских государств, позвольте мне обратить внимание читателей на ряд высказываний президента Узбекистана И.А.Каримова о перспективах дальнейшего развития СНГ, сделанных им на днях.

Изложив несколько возможных сценариев развития Содружества, президент сказал, что сам является сторонником перспективы развития СНГ по модели Европейского Союза. При этом И.А.Каримов не исключает привнесение в эту модель элементов и из опыта азиатских стран и союзов.

Европейская модель, с его точки зрения, может оживить СНГ и дать Содружеству новое дыхание. Первая задача, которую нужно выполнить - создать зону свободной торговли. Затем можно переходить к долгосрочной перспективе - образованию единого экономического пространства во всех его измерениях. Стандарты Европы должны быть во всем - и в области развития демократии, и в строительстве демократического общества. Но подходить к этому, считает глава Узбекистана, необходимо выборочно: хотя все европейское для нас подходит, у нас есть свой менталитет, есть свои проблемы, и мы будем их учитывать.

Второй сценарий заключается в продолжении существования СНГ в том же виде, в котором оно пребывает сегодня. Третий - СНГ прекратит существование и сохранится только для истории, а отношения между его членами будут строиться только на двусторонней основе.

В этом контексте, как мне представляется, читателям будет интересно ознакомиться с итогами московского саммита, новым этапом развития и углубления партнерства между Россией и Европейским Союзом.

Особо хочу подчеркнуть, что в проведении саммита сразу после окончания торжеств по случаю 60-летия Победы над фашизмом заложен глубокий смысл. В Москву для участия в юбилейных мероприятиях прибыло более 50 глав государств и правительств. Это наглядно продемонстрировало общность подходов мирового сообщества к оценке и к урокам Второй мировой войны, напомнило о бесценном опыте объединения перед лицом глобальной опасности.

С высоты прошедших после войны десятилетий как никто другой российское руководство понимает, насколько важно сегодня установление на европейском пространстве отношений надежного партнерства. Исходя из этой принципиальной установки, глава российского государства заявил о готовности страны последовательно совместно с нашими партнерами решать задачи, которые ставит современная жизнь, современная реальность.

Рост активности России на европейском направлении абсолютно не означает снижения нашего интереса к другим регионам мира. Россия была и остается евразийским государством. Напомню, что прошлый год был ознаменован важными событиями на азиатском внешнеполитическом векторе России. Состоялись визиты президента Российской Федерации в Китай, Индию, другие государства АТР. На принципах стратегического партнерства развиваются отношения с Узбекистаном, мы активно работаем в рамках ШОС, вступили в ОЦАС и др.

Задачей московского саммита Россия - ЕС было определение конкретных механизмов по формированию четырех общих пространств сотрудничества: безопасности, защиты прав человека, торгово-экономических и гуманитарных связей. В принятых в Москве по каждому из этих измерений "дорожных картах" по сути зафиксированы основные направления российско-еэсовского взаимодействия - от создания открытого и интегрированного рынка до обеспечения свободных контактов между людьми.

Президент России В.В.Путин подчеркнул по итогам встречи, что "реализация "дорожных карт" позволит существенно продвинуться по пути строительства единой Европы без разрешительных линий и создать условия для свободного общения между людьми, значительно расширить возможность гуманитарного торгово-экономического сотрудничества, станет эффективной защита и прав человека, в том числе представителей национальных меньшинств. Кроме того, формирование единого неделимого пространства безопасности позволит вести эффективную борьбу с террористической угрозой, проявлениями ксенофобии и расовой нетерпимости".

Подчеркну, что в ходе совместной разработки этих "дорожных карт" стороны еще больше осознали, что, несмотря на различные точки зрения по ряду вопросов, нам удается выходить на результативные взаимоприемлемые решения. Это тоже очень важный итог саммита.

Теперь несколько слов об этих "дорожных картах". Первая из них - по общему экономическому пространству. Этот документ рассматривает конкретные вопросы создания условий для устойчивого экономического роста и охватывает широкий спектр взаимодействия в областях: торгово-экономической, транспорта, телекоммуникационной, энергетики, космоса, окружающей среды.

В Совместном заявлении, принятом еще на Санкт-Петербургском саммите в мае 2003 г., было достигнуто согласие укреплять сотрудничество с целью создания Общего Экономического Пространства (ОЭП) на основе концепции общего Европейского экономического пространства (ОЕЭП), одобренной на Римском саммите в ноябре того же года.

Целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Важно обеспечить условия, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в различных сферах экономики и процесс реформирования, усиливать конкурентоспособность экономик ЕС и России на основе принципов недискриминации, транспарентности, эффективного управления и с учетом диалога деловых кругов России и ЕС. При реализации действий в рамках ОЭП будут приниматься во внимание приоритеты, совместно определенные в рамках региональных организаций и инициатив, таких как Совет государств Балтийского моря, "Северное измерение" и т.д.

Таким образом, в этом пространстве формулируются общие вопросы торгово-экономического сотрудничества, вопросы госзакупок, прав интеллектуальной собственности, конкуренции, инвестиций, согласованная политика в области предпринимательства и экономического диалога. Этот перечень можно было бы продолжить, но, полагаю, все желающие могут ознакомиться с первоисточником, размещенным на сайте Посольства.

Теперь несколько слов о "Дорожной карте" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, в котором одним из ключевых элементов сотрудничества является противодействие терроризму, организованной преступности, отмыванию денег, незаконному обороту наркотиков и другим видам незаконной деятельности.

Сотрудничество между Россией и ЕС в области свободы, безопасности и правосудия уже достаточно продвинулось и стало важным фактором развития стратегического партнерства. Проявляется в этом пространстве значительный взаимный интерес в противодействии общей угрозе со стороны организованной преступности, терроризма и иных видов незаконной деятельности, носящих трансграничный характер. Такое взаимодействие, осуществляемое на основе общих ценностей, должно отражать необходимый баланс между безопасностью, с одной стороны, и правосудием и свободой, с другой. Россия и ЕС изучат возможности для его развития в рамках соответствующих международных форумов. А план совместных действий по борьбе с организованной преступностью останется основой нашего сотрудничества.

Отдельным пунктом в этой "карте" рассматриваются вопросы безопасности. Естественно, приоритетом является активизация сотрудничества в противодействии терроризму и совместной работы, в соответствии с нормами международного права, в области прав человека, беженского и гуманитарного права.

Вопросы, связанные с решением проблемы наркотических средств, также среди первостепенных. Принимая во внимание, что одним из основных их источников является сегодня территория Афганистана, стороны условились в существующих форматах, а также в рамках международных форумов бороться с наркоугрозой, исходящей из этой страны, путем повышения возможностей государств, непосредственно граничащих с Афганистаном, и основных государств транзита в пресечении контрабандных поставок наркотиков из Афганистана, а также прекурсоров для их производства, выявлять и пресекать деятельность транснациональных преступных группировок, участвующих в незаконном обороте афганских наркотиков, а также оказывать поддержку афганским правоохранительным структурам.

Исключительно важное значение имеет "Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности. Россия и Европейский Союз разделяют ответственность за поддержание международного порядка, основанного на эффективной многосторонности. В связи с этим они будут сотрудничать с целью укрепления центральной роли Организации Объединенных Наций, оказывая ООН поддержку для эффективного выполнения ее функций и осуществления деятельности, а также обеспечения роли и эффективности соответствующих международных и региональных организаций, в частности ОБСЕ и Совета Европы, равно как и режимов и договоров, которые вносят важный вклад в установление более справедливого и безопасного мира.

Стороны будут также укреплять сотрудничество и диалог по вопросам безопасности и кризисного регулирования с целью реагирования на современные глобальные и региональные вызовы и основные угрозы, особенно такие, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения и существующие и потенциальные региональные и локальные конфликты. Они уделят особое внимание обеспечению международной стабильности, в том числе в регионах, прилегающих к границам России и Европейского Союза.

Россия и Европейский Союз признают, что процессы регионального сотрудничества и интеграции, в которых они участвуют и которые основаны на суверенных решениях государств, играют важную роль в укреплении безопасности и стабильности. В этой связи они соглашаются активно продвигать эти процессы, внося тем самым эффективный вклад в формирование большой Европы без разделительных линий.

Здесь надо сказать, что и Россия, и Европейский Союз разделяют общие ценности, определенные в Хельсинкском Заключительном акте, а также в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве и других соответствующих международных документах, в особенности соблюдение международного права, включая соблюдение демократических принципов и прав человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, а также принципа равенства и взаимных интересов.

Среди задач борьбы с международным терроризмом рассматривается нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение. В этих целях предусматривается укрепление диалога и сотрудничества между Россией и ЕС с целью возможного сближения позиций, а также координации действий в рамках существующих международных форумов.

"Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, определяет основные параметры взаимодействия в формате "Россия - ЕС" в гуманитарной области. Надо сказать, что на этом направлении эффект взаимодействия России и ЕС наиболее чувствителен, поскольку это напрямую касается миллионов граждан России и граждан стран ЕС. Становление общего пространства должно способствовать развитию контактов между людьми, продвижению общих ценностей и внести вклад в повышение конкурентоспособности экономик России и ЕС.

В последние годы активно развивалось плодотворное сотрудничество в области научных исследований, чему способствовало возобновление в 2003г. Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий и принятие Плана действий по активизации этого сотрудничества. Для российских ученых и исследователей расширились возможности участвовать в финансируемых ЕС мероприятиях путем использования инструментов 6-й Рамочной программы по исследованиям и технологическому развитию.

В образовательной сфере Россия уже начала интегрироваться в Европейское пространство высшего образования, присоединившись недавно к Болонскому процессу и участвуя в реализации программы ЕС "Темпус". Сформированная недавно программа ЕС "Эразмус-Мундус" также открывает путь к дальнейшему расширению сотрудничества. Российские участники задействованы в Программе ЕС "Молодежь", которая содействует развитию обменов и культурному диалогу между молодыми людьми, молодежными лидерами и молодежными организациями.

Одним из важных аспектов является облегчение передвижения и контактов между людьми. В этой связи будет активизирован диалог о введении безвизового режима в качестве долгосрочной цели, а на данном этапе - завершение совместной работы над соглашением об упрощении визовых процедур и о реадмиссии (возврате нелегальных иммигрантов в страну, из которой они прибыли). Как вы знаете, у России в связи с протяженностью границ есть прямая заинтересованность в достижении реадмиссионных соглашений не только с Европейским Союзом, но и другими соседями. В настоящее время Россия ведет переговоры в той или иной форме с более чем тридцатью государствами, в том числе с Узбекистаном. Проект соглашения о реадмиссии между Правительством России и Правительством Узбекистана, представленный российской стороной в ноябре прошлого года, сейчас проходит внутригосударственные процедуры согласования. Ожидаем, что в ближайшее время в Москве или Ташкенте будет проведена встреча сторон по обсуждению этого соглашения.

Подводя итоги московского саммита "Россия - ЕС", следует сказать, что работа по выработке принятых на этой встрече документов шла непросто, и, как было подчеркнуто на саммите, наши европейские коллеги проявили свои лучшие качества и как переговорщики, и как люди, которые стремятся к результату. Стороны показали, что при наличии соответствующей политической воли и России, и Евросоюзу вполне по плечу находить взаимоприемлемые решения любых, даже весьма сложных проблем. Теперь важно не останавливаться на достигнутом, продолжить работу по эффективному выполнению и качественному мониторингу тех вопросов и задач, которые стороны для себя поставили и определили. Надо сказать, что эта работа будет осуществляться на основе уже имеющихся механизмов взаимодействия, включая Постоянный совет партнерства Россия - ЕС.

Кроме того, планируется начать активный экспертный диалог по "проблеме 2007 года". В это время, когда должна будет вступить в силу Конституция Евросоюза - мы им желаем, чтобы это произошло, - истечет 10-летний срок Соглашения о сотрудничестве и партнерстве России и ЕС. Естественно, у сторон есть понимание того, что от успеха принятых в Москве решений, от их практической реализации зависит судьба построения подлинного стратегического партнерства между Евросоюзом и Российской Федерацией.

Одобрение "дорожных карт" по четырем общим пространствам это еще не завершение процесса, а, скорее, начало нового этапа дальнейшего укрепления диалога.

В заключение хотел бы поделиться с читателями вот еще какими мыслями. К ранее сказанному о позиции И.А.Каримова по отношению к развитию Содружества добавлю: известно, что сегодня Республика Узбекистан также активно выстраивает партнерские отношения с Евросоюзом в рамках подписанного несколько лет назад двустороннего документа. Созданы двусторонние комитеты по развитию сотрудничества в различных областях, в том числе в рамках межпарламентских связей. Мы с удовлетворением отмечаем, что отношения Узбекистана с Евросоюзом и государствами, входящими в это объединение, развиваются по восходящей линии. На днях Олий Мажлис страны ратифицировал протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, в связи с вступлением в Евросоюз новых членов.

Руководство России и Узбекистана имеют общие взгляды и убедительно высказываются о приверженности принципам демократии и свободы, универсальным и европейским ценностям, а также развитии активного диалога с Европейским Союзом. Может быть, опыт сотрудничества наших стран, каждой по отдельности, с этим авторитетным европейским сообществом, а также углубление отношений между Россией и Узбекистаном на принципах стратегического партнерства и приведет нас к общему пониманию, как в дальнейшем развивать СНГ?!


21.05.2005

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/9

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468062
Перв. публик.: 21.05.05
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 210

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``