В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Новые грани азиатской стратегии Назад
Фарит Мухаметшин: Новые грани азиатской стратегии
Министр иностранных дел России С.В.Лавров 31 мая с рабочим визитом посетил Японию, а спустя два дня во Владивостоке встретился с министрами иностранных дел Индии и Китая. И визит, и встречи российского министра с коллегами - свидетельство усиления внешнеполитической активности России на азиатском направлении. Редакция попросила Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Узбекистане Ф.М.Мухаметшина рассказать о целях этих встреч и достигнутых на них договоренностях.

Россия - Япония

Главными заявленными целями поездки министра С.В.Лаврова в Страну восходящего солнца было продолжение подготовки официального визита в Японию Президента Российской Федерации, а также обстоятельное обсуждение широкого круга двусторонних и международных вопросов.

В Токио состоялись переговоры С.В.Лаврова с министром иностранных дел Японии Н.Матимурой, в ходе которых сторонами был согласован план дальнейшей работы по практическому наполнению программы визита. Министры подтвердили единое понимание того, что визит В.В.Путина в год 150-летия установления российско-японских межгосударственных отношений станет важной вехой в двустороннем сотрудничестве и окажет содействие дальнейшему продвижению этих связей к принципиально новому уровню доверия и сотрудничества, а именно к развитию полноценного созидательного партнерства между нашими странами.

В первую очередь имеется в виду ускорение подготовки пакета документов в торгово-экономической области, который включает в себя программу развития сотрудничества в энергетической сфере, а также вопросы глобального партнерства, совместной борьбы с незаконным промыслом морепродуктов, поиск новых возможностей для взаимодействия в области атомной энергетики, информационных технологий, космоса, взаимных поездок людей и др. При этом проявилось полное взаимопонимание, что необходимо продолжить работу над согласованием вопросов, еще остающихся нерешенными.

Среди них - проблема заключения мирного договора, территориальное размежевание. Стороны высказались за продолжение поиска взаимоприемлемых решений, выразили убеждение в том, что имеющееся различие позиций в этих вопросах не должно становиться препятствием для дальнейшего наращивания двусторонних отношений. В этой связи С.В.Лавров отметил, что "это - сложный вопрос, который требует не только достижения понимания на уровне руководства государств, но и обязательно согласия общественности в обоих государствах".

Министры провели обстоятельный обмен мнениями по различным аспектам международной политики, продолжению совместных усилий в борьбе с международным терроризмом, урегулированию ядерной проблемы на Корейском полуострове.

На встрече стороны обсудили и проблемы реформирования ООН в русле изложенных в докладе Генерального секретаря Организации К.Аннана положений и идей, частью которых является реформа Совета Безопасности. Российская сторона по-прежнему считает Японию кандидатом на получение статуса постоянного члена СБ в случае принятия решения Генассамблеей о его расширении. При этом, естественно, необходимым условием любого решения по данному вопросу явится достижение максимально широкого согласия среди стран - членов ООН. Как подчеркнул С.В.Лавров в интервью японскому агентству "Киодо Цусин", при подготовке соответствующей резолюции важно предотвратить опасность раскола в Организации, особенно в преддверии саммита ООН-2005, поскольку это может породить серьезные сомнения в легитимности самой реформы. Российская позиция остается неизменной: необходимо искать самое широкое согласие по этому вопросу.

Каково же современное состояние российско-японских отношений? Российская сторона, как и японская, в целом удовлетворена состоянием и динамикой их развития. Успешно выполняется "Российско-Японский план действий" по всестороннему развитию связей и сотрудничества между двумя странами, принятый в 2003 году на высшем уровне. Налажен многоплановый политический диалог, развивается межпарламентское сотрудничество, укрепляются связи между различными государственными учреждениями и ведомствами, а также расширяются прямые контакты между гражданами наших стран.

Российская сторона высоко оценила решение премьер-министра Японии Дз.Коидзуми принять участие в торжественных мероприятиях в Москве, посвященных 60-летию Победы, что было особо подчеркнуто Президентом России В.В.Путиным в ходе беседы с премьер-министром Японии 9 мая в Кремле. Сама беседа прошла в конструктивной и доброжелательной атмосфере и стала еще одним свидетельством того, что российско-японские отношения продвигаются по пути становления подлинного партнерства.

Важным этапом подготовки к визиту Президента России в Японию стало проведение 22 апреля в Токио заседания российско-японской Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. Состоялось предметное обсуждение вышеуказанного пакета документов, которые могут быть приняты по итогам саммита, а также ряда конкретных проектов, например, о кооперации России и Японии в строительстве нефтепровода "Сибирь - Тихий океан" и др.

В целом российско-японское торгово-экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами. В 2003-2004 гг. объем двустороннего товарооборота возрос в два раза и достиг почти 9 млрд. долларов. Особое место стороны отводят инвестиционному сотрудничеству. Среди таких проектов, в частности, строительство в России автомобильного завода компании "Тойота". Активно развивается взаимодействие и в других областях, особенно устойчивые связи мы наблюдаем сегодня в гуманитарной сфере.

Следует отметить деятельность принципиально нового механизма в наших отношениях - "Совета мудрецов", созданного в прошлом году по решению руководителей России и Японии. В ходе визита С.В.Лавров встретился с видным японским политическим деятелем, сопредседателем этого совета, бывшим премьер-министром Японии Ё.Мори и отметил весомый вклад "мудрецов" в продвижение российско-японского сотрудничества в различных областях.

Вместе с тем стороны констатировали, что современный уровень российско-японского сотрудничества еще далек от того потенциала, которым обладают наши страны, и предстоящий визит Президента России в Японию как раз может дать новый импульс их развитию во многих ключевых сферах.

Как я уже подчеркивал, в этом году наши страны отмечают 150-летие установления официальных отношений. Подписанный полтора века назад в г.Симода первый русско-японский договор (Симодский трактат), провозгласивший постоянный мир и дружбу между Россией и Японией, является основой нашего сотрудничества. Стороны убеждены в важности сохранения духа Симода и в современных российско-японских отношениях.

Россия - Индия - Китай

2 июня во Владивостоке состоялись переговоры С.В.Лаврова с министрами иностранных дел Индии Н.Синхом и Китая Ли Чжаосином. Ранее главы внешнеполитических ведомств России, Индии и Китая встречались в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2003-2004 гг., а также в Алма-Ате в рамках встречи мининдел стран - участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в октябре 2004 года. Тройственный диалог России, Индии и Китая объединяет близость подходов к основополагающим вопросам современного мироустройства, их связывает понимание того, что наиболее эффективным путем решения современных проблем планеты являются многосторонние усилия, основанные на максимально широком международном участии и при центральной роли ООН. Этот диалог носит открытый, конструктивный характер и не направлен против кого-либо в Азии и в мире.

Во Владивостоке министры подробно обсудили перспективы экономического взаимодействия. Ими было высказано удовлетворение динамичным развитием двусторонних отношений между странами и подчеркнуто, что такое сотрудничество открывает широкие возможности для выхода трехстороннего диалога на качественно новый уровень. С.В.Лавров в этой связи подчеркнул, что "трехстороннее сотрудничество отвечает интересам каждой из наших стран и оказывает позитивное воздействие на международную обстановку".

Стороны отметили, что у стран имеется значительный потенциал взаимовыгодного сотрудничества в таких областях, как транспорт, сельское хозяйство, энергетика и высокие технологии. Подчеркивая важную роль развития прямых контактов между представителями деловых кругов России, Индии и Китая, министрами России и Китая с благодарностью было принято приглашение Индии на встречу бизнесменов трех стран в Дели в марте 2006 года.

При обсуждении широкого круга международных проблем было еще раз подтверждено, что Россия, Индия и Китай разделяют общий подход к основным вопросам развития в XXI веке. Министры высказались в пользу демократизации международных отношений, нацеленной на построение справедливого международного порядка. Особо было подчеркнуто, что в основе этого должно лежать соблюдение норм международного права, равенства и взаимного уважения, сотрудничество и продвижение в сторону многополярности. Министры согласились, что сегодня существует объективная потребность во всеобъемлющей реформе ООН, включая Совет Безопасности, с тем чтобы Организация более полно отражала реалии современного мира и эффективнее выполняла свои функции.

Вопросы борьбы с новыми угрозами и вызовами также были в центре внимания. Было подчеркнуто, что терроризм во всех формах и проявлениях, независимо от его истоков и мотивов, представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности. И борьба с ними должна вестись на долгосрочной и последовательной основе, без применений двойных стандартов. Отмечена необходимость в этой связи скоординированных действий правоохранительных органов трех стран в борьбе с наркотрафиком и другими проявлениями трансграничной преступности.

С.В.Лавров и Ли Чжаосин обсудили ход подготовки к предстоящему государственному визиту в Россию Председателя КНР Ху Цзиньтао, подписали протокол об обмене грамотами в связи с ратификацией парламентами стран Дополнительного соглашения о российско-китайской границе на ее восточной части. Таким образом, завершен сорокалетний период переговоров по данному вопросу, и впервые в истории наших стран граница на всем ее протяжении, в том числе на пограничных реках, юридически оформлена.

Министры России и Китая подробно обсудили состояние двусторонних отношений, во-первых, с точки зрения реализации договоренностей предыдущего саммита глав наших государств и, во-вторых, в разрезе подготовки документов к очередной встрече в верхах между Китаем и Россией. К очередному саммиту готовится пакет документов, отражающих политические проблемы, ситуацию в мире, и соглашений, связанных с дальнейшим углублением стратегического партнерства в различных областях: экономической, гуманитарной, сфере трудовых ресурсов и т.д.

Ожидаем, что июньский визит Председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву станет этапным и будет иметь важное значение для продвижения и укрепления российско-китайских отношений. Следует также напомнить, что в будущем году пройдет Год России в Китае, а в 2007 году - Год Китая в России.

Переговоры министров России и Индии включали обсуждение вопросов взаимодействия в международных делах. При этом особое внимание было уделено положению в Центральной Азии, Афганистане, сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Во время беседы министры констатировали интенсивное развитие двусторонних контактов. Совсем недавно в Москве на праздновании 60-летия Победы побывал премьер-министр Индии. Буквально на днях завершился визит в Россию президента Индии, где состоялись его переговоры с Президентом России В.В.Путиным и Председателем Правительства М.Е.Фрадковым. Такой активный диалог будет продолжаться: намечены визит Председателя Правительства России в Индию и визит премьер-министра Индии в Россию, предстоит проведение очередного заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, а также ряд других мероприятий.

Наращивание российско-индийско-китайского сотрудничества стало возможным благодаря динамичному развитию в последние годы двусторонних связей между нашими странами по широкому кругу вопросов. Достижения российско-китайских, российско-индийских отношений, которые вышли на уровень стратегического взаимодействия и партнерства, не требуют комментариев. И теперь мы отмечаем качественный прогресс в индийско-китайских связях. В ходе визита в Индию в апреле с.г. премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао между Дели и Пекином был осуществлен выход на стратегическое партнерство, подписаны принципиальные соглашения, отражающие политическую волю двух стран и народов. И, как нам представляется, все это открывает новые возможности для выхода трехстороннего взаимодействия России, Индии и Китая на новый уровень.

Владивостокская встреча является в этой связи этапной и придает мощный импульс совершенствованию партнерских отношений Москвы, Дели и Пекина. Нет сомнений в том, что у России, Индии и Китая, как крупнейших соседей в Азии, население которых составляет около трех миллиардов человек, входящих в число наиболее динамично развивающихся и перспективных экономик мира, - есть много общих интересов на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

Узбекистан - Индия - Китай - Япония

Работая в качестве посла России в Узбекистане, могу с удовлетворением констатировать активность развития всесторонних связей и сотрудничества с Индией, Китаем, Японией и Узбекистана. Как и у России, оно имеет много взаимодополняющих измерений. В этой плане многие намечаемые нами и узбекскими коллегами проекты и программы в чем-то перекликаются, а некоторые просто совпадают по своей направленности и конкретному наполнению, например, в деле борьбы с вызовами и угрозами современности. Это создает для России и Узбекистана реальную возможность синхронно продвигаться на азиатском направлении с учетом интересов как друг друга, так и партнеров.

В отношениях Узбекистана с этими странами необходимо выделять как двусторонние, так и многосторонние аспекты связей и сотрудничества. Как известно, 4-6 апреля с.г. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов посетил Индию с государственным визитом. В ходе переговоров лидеров двух стран и правительственных делегаций в расширенном составе рассматривался широчайший спектр вопросов от активизации экономического взаимодействия, совместной борьбы с современными вызовами и угрозами, прежде всего с международным терроризмом, до сотрудничества в международных делах. Результаты переговоров нашли отражение в 13 документах межправительственного и межведомственного характера. Новый значимый импульс получили экономические связи. Достаточно сказать, что объем торговли на сегодня между двумя странами составляет более 160 млн. долларов. В Узбекистане функционирует около 40 совместных предприятий, созданных с участием индийских инвестиций, открыты представительства ряда индийских компаний. Вместе с тем стороны констатируют, что имеются все возможности для увеличения показателей сотрудничества, повышения эффективности деятельности совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Мощно и поступательно развиваются отношения Узбекистана с Китаем. По сути этапным событием стал прошедший 25-27 мая с.г. государственный визит в Китай Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. К этому саммиту стороны подошли с высокими результатами политического диалога и экономических связей. Стороны имеют общие взгляды на решение большинства мировых и региональных проблем, решительно выступают в поддержку усилий мирового сообщества в борьбе против угроз и вызовов современности. Примером взаимодействия в этой области может служить участие Узбекистана и Китая в решении задач, стоящих перед Шанхайской организацией сотрудничества и ее Региональным антитеррористическим центром со штаб-квартирой в Ташкенте.

Впечатляют результаты торгово-экономических связей. Только за прошлый год объемы взаимной торговли выросли на 70 процентов и составили около 600 млн. долларов. В Узбекистане действует 83 совместных предприятия, 19 из которых со стопроцентным китайским капиталом. Активно начинают действовать китайские партнеры в оказании помощи республике по развитию ее топливно-энергетического комплекса: по итогам визита стороны подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, предусматривающее китайские инвестиции в размере 600 млн. долларов. Всего же экономический блок договоренностей и подписанных документов предполагает приход сюда китайских инвестиций в 1,5 млрд. долларов.

К успехам визита надо отнести подписание 24 двусторонних документов, в том числе Договора о партнерских отношениях дружбы и сотрудничества. Таким образом, узбекско-китайские отношения находятся на подъеме, и мы это приветствуем.

Еще одним несомненным внешнеполитическим приоритетом Узбекистана на дальневосточном направлении являются развивающиеся в русле стратегического партнерства отношения с Японией. Токио прочно удерживает "пальму первенства" по объему инвестиций в узбекскую экономику, за годы независимости достигших 1,8 млрд. долларов. Однако эти связи не ограничиваются только экономикой и высокими технологиями. Япония и Узбекистан активно взаимодействуют в решении задач в сфере образования, культуры, подготовки национальных кадров.

Отдельно следует подчеркнуть планы Японии активно содействовать интеграционным процессам, происходящим во всем Центральноазиатском регионе. Токио предложил и намерен активно помогать налаживанию диалога и сотрудничества с государствами региона в рамках проекта "Центральная Азия + Япония". Сфера реализации этого проекта целиком затронет и такое многообещающее региональное образование, как Организация Центральноазиатского сотрудничества. Как известно, по инициативе президента Узбекистана И.А.Каримова осенью прошлого года Россия также присоединилась к этому объединению и видит в нем большой потенциал для решения всего комплекса региональных проблем - интеграционные процессы, создание зоны свободной торговли, решение проблем энергетики и водных ресурсов, масштабное взаимодействие в экологической и гуманитарной сферах.

Итожа сказанное, подчеркну, что дальнейшая реализация стратегического курса России на азиатско-тихоокеанском направлении отвечает долгосрочным политическим и экономическим интересам стран региона, расширяет взаимовыгодное сотрудничество между ними и вносит существенный вклад в дело упрочения региональной и международной стабильности и безопасности.


10.06.2005

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/10


Док. 468061
Перв. публик.: 10.06.05
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 210

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``