В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия - Узбекистан: экономическое сотрудничество в действии Назад
Фарит Мухаметшин: Россия - Узбекистан: экономическое сотрудничество в действии
10-11 октября с.г. в Ташкенте прошло восьмое заседание российско-узбекской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавил руководитель Федерального агентства по промышленности Б.С.Алешин, узбекскую - Вице-премьер РУ У.Т.Султанов.

Б.С.Алешин был принят президентом Узбекистана И.А.Каримовым.

В ходе беседы глава государства, высоко оценив деятельность Межправкомиссии, отметил, что "созданы политические условия и предпосылки для наращивания экономической базы партнерства. Тем более, что конкретика - отличительная черта нынешнего его этапа".

Президент особо подчеркнул, что именно подписанный 16 июня 2004 года Договор о стратегическом партнерстве позволил сформировать прочную основу для долгосрочного и всестороннего развития отношений между двумя государствами и придал в том числе значительный импульс укреплению двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

На заседании Комиссии были подведены итоги взаимодействия министерств и ведомств, регионов, хозяйствующих субъектов России и Узбекистана за год, истекший после предыдущей встречи МПК. Сторонами отмечено, что большая часть ее решений выполнена или находится в стадии реализации, а по ряду главных направлений они вышли на конкретные результаты, работая в русле стратегического партнерства. Активизируется взаимодействие в топливно-энергетическом, машиностроительном, химическом комплексах, в области телекоммуникаций. Расширяются и углубляются межрегиональные связи.

Одновременно Комиссия проанализировала ход выполнения "Мероприятий по реализации Программы экономического сотрудничества между РУ и РФ на 1998-2007 гг.". Министерствам и ведомствам сторон поручено продолжить работу по согласованию Плана мероприятий на 2005-2007 гг. к этой Программе.

Документ, в частности, предусматривает активную работу сторон по сближению нормативно-правовой базы и реформированию экономики, в том числе осуществлению согласованных мер по реализации режима свободной торговли, оказанию господдержки развитию взаимовыгодных связей между хозяйствующими субъектами и предпринимателями и многое другое.

Комиссия отметила, что договорно-правовая база российско-узбекских отношений получила дальнейшее развитие. В период после прошлой МПК сторонами подписан ряд соглашений и других документов, имеющих статус международных договоров, нацеленных на расширение и углубление двустороннего взаимодействия.

В работе Комиссии значительное внимание было уделено вопросам российско-узбекского инвестиционного сотрудничества. Обсуждение велось в условиях принципиального понимания необходимости в создании обеими сторонами максимально благоприятных условий для взаимного притока капиталовложений. Естественно, не обошлось и без некоторого расхождения взглядов (проблемы конвертации, акцизы и др.). Тем не менее, удалось существенно продвинуться в достижении взаимопонимания по этим вопросам: сторонам поручено провести предметную проработку вопросов участия российского бизнеса в реализации предлагаемых Узбекистаном инвестиционных и приватизационных проектов, подготовить проект межправсоглашения о производственной кооперации.

На заседании подробно было проанализировано состояние взаимной торговли и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества.

Согласно данным статистических служб Республики Узбекистан, в 2004 году товарооборот между Узбекистаном и Россией достиг наибольшего показателя за последние восемь лет и составил 1641,9 млн. долл. США (рост на 42,9% по сравнению с 2003 годом).

Положительная тенденция в развитии двусторонней торговли наблюдается и по итогам прошедшего периода текущего года. Так, товарооборот в январе-августе 2005 года увеличился на 38,4% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. При этом экспорт продукции из республики в Россию возрос на 54,1%, а импорт из России в Узбекистан увеличился на 26,5%.

Наблюдается рост числа предприятий, созданных при участии российского капитала в Узбекистане. В настоящее время действуют 411 совместных и российских предприятий (390 предприятий в 2004 году) во всех регионах Узбекистана. Данные предприятия представляют различные отрасли промышленности, строительного и транспортного секторов, аграрного комплекса, сферу торговли и общественного питания и др. В Республике Узбекистан аккредитованы представительства 82 российских фирм и компаний (66 в 2004 году).

Также отмечается и увеличение количества предприятий с участием резидентов республики в России: в нашей стране действует 267 предприятий (246 в 2004 году).

Наиболее ярким примером успешного сотрудничества является то, что за период с 2003 по 2005 годы в Узбекистане только в аграрном секторе было реализовано более 1200 единиц сельскохозяйственной техники, включая комбайны "Енисей" Красноярского машиностроительного завода и "Ростсельмаша", волгоградские и алтайские трактора и др.

Кроме того, российское АО "Агромашхолдинг" планирует в 2006 году поставить в Узбекистан 1,3 тысяч единиц сельхозтехники на сумму более 20 млн.долларов и приступит к созданию в республике сети сервисных центров.

В целях максимального использования незадействованного потенциала двух стран Комиссия поручила руководителям соответствующих министерств, ведомств, предприятий и компаний России с использованием возможностей Торгово-промышленных палат и двустороннего Делового Совета рассмотреть вопросы совместной реализации инвестиционных проектов, предлагаемых Узбекистаном, а также участия российских инвесторов в приватизационных процессах, происходящих в республике. Предложено продолжить работу по согласованию сроков поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли между двумя странами и провести соответствующую встречу на экспертном уровне в г. Ташкенте.

Комиссия рекомендовала НП "Московская фондовая биржа" и Узбекской Республиканской товарно-сырьевой бирже организовать биржевые торги на спотовые и фьючерсные контракты с использованием систем удаленного доступа участников биржевых торгов, обеспечивающих прямые поставки товаров, в том числе с биржевых терминалов на территории Российской Федерации.

Следует сказать, что в ходе ташкентского заседания Комиссии УзРТСБ и НП "МФБ" договорились об объединении усилий с целью создания межгосударственного организованного рынка товарной продукции и финансов на основе биржевых технологий двух стран. Представляется, что такая совместная деятельность будет способствовать созданию условий естественной конкурентной среды, значительного расширения географии участников торгов, формированию уровня рыночных цен и механизмов эффективного межгосударственного регулирования оборота продукции и финансов. Стороны условились также о том, что в качестве единой платформы системы межбиржевых электронных торгов принимается Программа электронных биржевых торгов УзРТСБ.

Важное место в работе Комиссии было отведено вопросам сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, прежде всего в нефтегазовой сфере. Комиссия отметила поступательное развитие и углубление сотрудничества в этой отрасли, а также высокий уровень взаимоотношений между НХК "Узбекнефтегаз", АК "Узтрансгаз", АК "Узгеобурнефтегаздобыча" и ОАО "Газпром", ООО "Газэкспорт", ЗАО "Зарубежнефтегаз", ОАО "ЛУКОЙЛ", МГНК "СоюзНефтеГаз", ОАО "Стройтрансгаз".

Вместе с тем в ходе работы Комиссии подчеркивалось, что достигнутый уровень сотрудничества не в полной мере отвечает потенциальным возможностям сторон. В этой связи Комиссией был дан ряд поручений, направленных на повышение результативности взаимодействия в важной для экономик наших стран сфере.

Обстоятельно были обсуждены вопросы взаимодействия в области авиационной промышленности. Комиссия, отмечая необходимость существенного повышения конкурентоспособности на мировом рынке совместно производимой авиационной техники, сформулировала конкретные поручения, нацеленные на дальнейшее совершенствование схем производственной кооперации, создание механизмов, обеспечивающих безусловное выполнение контрактных обязательств по поставке авиационной техники.

Не осталась без внимания и интеллектуальная собственность. Комиссия рекомендовала сторонам продолжить работу в рамках подготовки к подписанию узбекско-российского межправительственного Соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего научно-технического сотрудничества.

При рассмотрении вопросов в сфере межбанковских связей Комиссия отметила активную деятельность Подкомиссии по межбанковскому сотрудничеству между Узбекистаном и Россией, которая провела два своих заседания в г. Москве и г. Ташкенте и определила основные направления своей деятельности.

Утвержден План работы в банковско-финансовом секторе на 2005-2006 гг. Специалисты, входящие в Подкомиссию, обменялись также опытом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности.

Стороны условились продолжать работу по расширению сотрудничества в области водного хозяйства. В рамках созданной совместной рабочей группы по водохозяйственным вопросам поручено определить объемы, сроки и номенклатуру поставки насосно-силового и другого оборудования, а также запчастей, необходимых для реабилитации водохозяйственных сооружений Республики Узбекистан и проработать возможные схемы их финансирования.

Рассмотрены направления дальнейшей работы ведомств и организаций сторон по совершенствованию сотрудничества в области фундаментальных, прикладных исследований и инновационных технологий. В этой связи отмечено, что в рамках научного сотрудничества между Центром по науке и технологиям при Кабинете Министров Республики и Роснауки проводятся научные работы по таким приоритетным направлениям, как биоорганическая и общая химия, сейсмология. Однако, как было указано, в этой сфере у сторон имеются большие резервы.


С учетом этого Комиссия поручила Центру по науке и технологиям и Минобрнауки завершить разработку двусторонней Программы научно-технического сотрудничества в инновационной сфере. Была поддержана идея проведения конкурса по приоритетным направлениям науки совместно с научными фондами Узбекистана и России.

Комиссия констатировала, что Российская академия наук и Академия наук Республики Узбекистан завершили работу по выполнению подготовительного этапа реализации межправительственного Соглашения о создании Международной радиоастрономической обсерватории на плато Суффа.

Рекомендовано провести заседание Комитета полномочных представителей МРАО "Суффа" для обсуждения итогов проделанной совместной российско-узбекской рабочей группой работы и выработки предложений по дальнейшей реализации Соглашения и завершению строительства обсерватории.

Комиссия приняла к сведению информацию о разработке проекта Межгосударственной космической программы исследования Земли и космического пространства в мирных целях и необходимости уточнения предусмотренных ею мероприятий и сроков их реализации и поручила уполномоченным органам сторон уточнить номенклатуру мероприятий Программы, объемы их финансирования и сроки выполнения.

Обсуждались вопросы взаимодействия в области транспорта.

На заседании Комиссии особо было подчеркнуто, что наличие повышающего коэффициента при транспортировке в Россию узбекского хлопкового волокна и отсутствие скидок при перевозке скоропортящейся сельскохозяйственной продукции являются факторами, сдерживающими увеличение торговли хлопковым волокном и сельскохозяйственной продукцией, а также торговли услугами по железнодорожным перевозкам.

Принимая во внимание взаимную заинтересованность сторон в решении данного вопроса и экономическую целесообразность для обоих государств, Комиссия поручила заинтересованным ведомствам сторон сформировать рабочую группу и подготовить предложения по оптимизации железнодорожных тарифов на перевозку экспортно-импортных и транзитных грузов через территории обеих сторон.

Было принято также решение завершить подготовку к подписанию проекта Соглашения между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о создании международного транспортного коридора автомагистрали Е-40.

Компетентным ведомствам двух стран поручено также рассмотреть вопрос о возможном открытии авиарейсов по маршруту Москва-Нукус-Ташкент и обратно, учитывая серьезные социально-экономические аспекты предстоящей реализации крупнейшего инвестиционного проекта ОАО "Газпром" по проведению геологоразведочных работ и разработке месторождений Устюртского региона Узбекистана.

Важное место в работе Комиссии было отведено вопросам сотрудничества административно-территориальных образований Республики Узбекистан с субъектами Российской Федерации. Отмечено, что в период после проведения седьмого заседания Комиссии сторонами усилена работа по расширению межрегионального сотрудничества. Проведен ряд двусторонних встреч между регионами России и Узбекистана, субъекты Российской Федерации активно участвуют в проводимых в Ташкенте промышленных выставках, научно-практических конференциях, открывают свои представительства.

В то же время Комиссия рекомендовала сторонам обратить внимание на необходимость активизации регионального сотрудничества путем установления прямых контактов между администрациями регионов двух государств, а также хозяйствующими субъектами регионов.

Комиссия выразила удовлетворение подписанием Протокола о совместной деятельности между Российско-Узбекским и Узбекско-Российским Деловыми Советами, а также практикой проведения совместных заседаний Правлений этих структур. Однако еще актуальным остается подключение частных предпринимателей и государственных предприятий двух стран к работе Деловых Советов, созданных на национальных уровнях для отстаивания интересов своих товаропроизводителей и экспортеров.

Стороны условились провести в июле-сентябре 2006 года в Республике Узбекистан российскую национальную выставку.

Внимание сторон было акцентировано и на имеющемся значительном незадействованном потенциале сотрудничества в области туризма и необходимости активизации туристического обмена, совместной разработке туристических продуктов и привлечению российских инвестиций в развитие туристической инфраструктуры Республики Узбекистан.

Комиссия поручила Национальной компании "Узбектуризм" и Ростуризму проанализировать текущее состояние двусторонних отношений в области туризма и внести на рассмотрение конкретные предложения по созданию благоприятных условий для расширения сотрудничества в данном направлении.

Можно отметить, что данное заседание отличалось от прежних встреч не только более масштабным участием деловых кругов двух стран, но и деловитостью, конкретностью при обсуждении вопросов повестки дня. И самое главное, на мой взгляд, - наблюдалась прямая заинтересованность представителей хозяйствующих субъектов, бизнесменов и экспертов наших стран в достижении Комиссией согласованных и позитивных решений. Чувствовалась уверенность в том, что укрепляющиеся по всем направлениям российско-узбекские отношения являются залогом успеха в торгово-экономическом сотрудничестве.

Как отметил сопредседатель узбекской части МПК, вице-премьер У.Т.Султанов, одной из важнейших задач деловых сообществ на будущее заключается в том, чтобы "уровень экономического партнерства поднять до уровня политического взаимодействия между двумя странами". Смело можно констатировать, что накопившийся опыт и имеющийся потенциал, а также значительный интерес сторон к расширению взаимовыгодного сотрудничества закладывают прочную основу для его дальнейшего углубления.

Девятое заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству запланировано провести в сентябре 2006 г. в г. Москве.


27.10.2005

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Бизнес-Вестник Востока"

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/33


Док. 468058
Перв. публик.: 27.10.05
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 214

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``