В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Угрозы и вызовы XXI века Назад
Фарит Мухаметшин: Угрозы и вызовы XXI века
Очередная встреча с доктором политологии Ф.М.Мухаметшиным, была посвящена вопросам новых вызовов и угроз, с которыми столкнулось человечество в начале XXI века. Речь шла о международном терроризме и религиозном экстремизме, а также о том, как смогут повлиять на усиление антитеррористической борьбы последние решения ООН. Вот что сказал нам российский политолог.

Терроризм представляет сегодня, по существу, главную опасность основным правам и свободам человека, устойчивому развитию государств и народов, межцивилизационному диалогу. Как справедливо подчеркнул Министр иностранных дел России С.В.Лавров, выступая в Стэнфордском университете (Сан-Франциско), "угроза межцивилизационного разлома приходит на смену идеологическому переделу мира. Ее подпитывают экстремисты с обеих сторон. Мешают и идеологизированные подходы к решению актуальных проблем мирового развития. Тут, как никогда, нужны толерантность и взаимное уважение, изначально не присущие революционному методу переустройства мира. Нужна не новая стена, которая прошла бы через Казанский кремль, где напротив друг друга стоят мечеть и православный храм, или через Стамбул и многие страны мира, в том числе европейские. Что нам нужно, - так это единый фронт против террора".

Да, уважаемые читатели, за последние 15 лет мир сильно изменился, с уходом в прошлое "холодной войны" ситуация в мире не стала более безопасной. Скорее, наоборот - на передний план вышли такие отвратительные явления, как международный терроризм, религиозный экстремизм, преступность, наркотрафик, экологическая деградация, усиливающаяся бедность и многое другое.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что терроризм, религиозный экстремизм и нетерпимость рождаются там, где бедность, безработица, коррупция и другие пороки современного общества. То есть радикализм востребован там и в силу того, что часть людей самостоятельно ищет ответы на свои простые житейские вопросы, которые неспособна разрешить власть. Однако, на мой взгляд, такая точка зрения не отражает полноты всей картины. Как же объяснить тогда столь жестокие теракты в таких благополучных в социально-экономическом плане странах, как Англия, Испания, США и других? Как же понять тогда убеждения тех "социально благополучных террористов", родившихся и живущих как бы в центре западной цивилизации? Как нам представляется, истоки терроризма и религиозного радикализма надо искать не только в материальном мире общества, но и в духовной сфере человека.

Да, несомненно, следует всемерно бороться с бедностью, несправедливостью в общественных отношениях, противостоять преступности, искоренять коррупцию, противопоставить террористическим и экстремистским силам улучшение жизненных условий и социальную защищенность людей. Но не менее важно бороться и за душу человека, используя всю совокупность государственного и общественного воздействия, включая систему науки, образования, культуры и национальных традиций. Особо следует подчеркнуть, что это задача не только государства, но и каждого здравомыслящего человека, верующего или атеиста, каждой церкви или мечети, каждого учебного заведения - от школы до университета, каждого преподавателя или священнослужителя. Важным компонентом этого являются и взаимоотношения религии и государства, а также межконфессиональное взаимодействие. Здесь незаменима роль и особая ответственность всех ведущих религий. Мы вправе ожидать от мировых религий конкретных действий в налаживании межцивилизационного диалога и выстраивании такой модели международного взаимодействия, при которой было бы невозможно использование религиозного экстремизма как формулы достижения политических целей. Борьба с террористической угрозой должна быть всеобщей, повсеместной и без двойной морали.

Надо признать, что система противодействия терроризму еще во многом носит не упреждающий, а реагирующий характер. В сфере борьбы с терроризмом, на наш взгляд, в первую очередь требуется совершенствовать правовую базу как на международном, так и национальном уровнях, а также совместимость между ними. Резолюции ООН по вопросам борьбы с терроризмом еще не стали общепризнанными нормами международного права, а декларированные Организацией принципы переходят в правовое поле очень медленно.

Настало время незамедлительной выработки единой позиции по определению самого понятия "международный терроризм", чтобы избежать различных его толкований в национальных законодательствах. Пользуясь подобным пробелом, политические круги некоторых стран, а иногда и представители уважаемых международных организаций трактуют действия террористов как некую борьбу за "национальное освобождение", а их самих - как "борцов за свободу" и т.д.

Здесь следует подчеркнуть несовершенство правовых основ и в части ограничения в условиях свободы слова на распространение информации как террористическими центрами, так и при проведении антитеррористических акций, в том числе на использование Интернета. Сегодня мы наблюдаем массированную идеологическую атаку со стороны экстремистских центров, обработку духовенства и верующих, направлением миссионеров, обучением студентов в религиозных учебных заведениях в ряде мусульманских и арабских стран, распространением экстремистской литературы, аудио- и видеоматериалов и т.д. При этом для этой "работы" направляются огромные финансовые средства и соответствующие "специалисты".

В международном праве нет также четко прописанных положений, регулирующих единый согласованный механизм применения силы в отношении террористов и их организаций.

В этом плане состоявшийся в середине сентября с.г. "Саммит-2005", приуроченный к юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, является исключительно важным для судеб человечества событием. Лидеры и министры иностранных дел почти 150 государств собрались в Нью-Йорке, чтобы обсудить, каким будет мир в XXI веке, какие угрозы и вызовы противостоят человечеству, какова будет роль ООН в организации совместного, скоординированного противодействия новым опасностям. Одной из главных тем юбилейной сессии стала борьба с международным терроризмом.

Выступая на открытии Саммита, Президент России В.В.Путин подчеркнул, что "идеологам цивилизованного раскола и террористической агрессии мы должны противопоставить не только согласованные действия государств, но и, что принципиально важно, широкие возможности гражданского общества, средств массовой информации, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также равноправного межконфессионального диалога". Эту же мысль глава российского государства развил и в своем выступлении на заседании Совета Безопасности, подчеркнув, что "любые попытки потакания террору, заигрывания с террористами, использование их в угоду тем или иным политическим пристрастиям или целям должны встречать всеобщее осуждение".

Подробное обсуждение вопросов борьбы с терроризмом было связано и с рассмотрением Советом Безопасности вопроса "Угроза международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами". Председатель Совбеза заявил, что терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности и что любые акты терроризма являются преступными и не имеющими оправдания, независимо от их мотивации, где бы, когда бы и кем бы они ни совершались.

Весомо прозвучала в стенах ООН и позиция Узбекистана по вопросу противодействия терроризму. В своем выступлении на Саммите Министр иностранных дел Э.М.Ганиев подчеркнул, что эту опасность нельзя победить только путем ликвидации и нейтрализации отдельных террористических групп и террористов. Очевидно, считает министр, что ощутимые результаты могут быть достигнуты лишь тогда, когда будут ликвидированы их подпитывающие идеологические центры, финансирующие и организующие силы международного терроризма. Он призвал ускорить процесс принятия всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая исключала бы любые возможности использования так называемых "двойных стандартов" в этом вопросе.

На том же "Саммите-2005" СБ ООН при активном участии российских дипломатов принята резолюция 1624, направленная на укрепление правовой основы противодействия терроризму. Этим решением Совета Безопасности вне закона ставятся не только террористы, их пособники и финансисты, но и подстрекатели терактов. Совет Безопасности выразил глубокую обеспокоенность тем, что подстрекательство к террористическим актам, мотивированным экстремизмом и нетерпимостью, создает серьезную и растущую угрозу осуществлению прав человека, угрожает социальному и экономическому развитию всех государств, снижает уровень стабильности в мире.

Такое уродливое явление, как подстрекательство должно встретить противодействие в виде безотлагательных и упредительных мер со стороны ООН и всех государств. Здесь в первую очередь надо поставить заслон перед теми, кто пытается использовать СМИ и предоставлять их для подстрекательства, а также пропаганды и оправдания терроризма. Как известно, решения СБ ООН являются обязательными для исполнения всеми государствами и в соответствии с этой резолюцией странам - членам ООН надлежит внести необходимые изменения в свои законодательства. Совет Безопасности призвал все государства принять такие меры, которые могут быть необходимы и уместны и будут соответствовать их обязательствам по международному праву. Представляется, что при выполнении указанной резолюции Совета Безопасности на национальном уровне уже будет невозможно показывать интервью с международными террористами, как, например, это сегодня делается с Ш.Басаевым, А.Закаевым или другими. Такая "позиция" будет трактоваться не иначе, как нарушение резолюции Совета Безопасности и продолжение использования практики двойных стандартов, а также будет абсолютно несовместима с духом и реальными целями международного антитеррористического сотрудничества.

Не могу не остановиться и на еще одном документе ООН, а именно резолюции 1617, разработанной США в тесном сотрудничестве с другими членами Совета Безопасности. Эта резолюция также направлена на совершенствование усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, четко очерчивая круг лиц, подпадающих под санкции ООН. Здесь и набор подходов и практики по осуществлению налагаемых на них финансовых санкций, и рекомендации по сотрудничеству между различными контртеррористическими комитетами и организациями и др. В документе также представлен обобщенный список террористов, связанных с талибами, Усамом Бен Ладеном и Аль-Каидой, что накладывает международные обязательства на всех членов ООН, требуя замораживания счетов и имущества, предотвращения перемещения через границы лиц, указанных в списке, а также блокирования продажи оружия и военного оборудования.

В ходе "Саммита-2005" лидеры 60 стран подписали в штаб-квартире ООН Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Этот документ, который был инициирован Россией, призван стать эффективным инструментом предотвращения угрозы использования террористами оружия массового поражения.

Нельзя не отметить тот вклад, который в международные антитеррористические усилия вносят Россия и Узбекистан, взаимодействуя как в многостороннем, так и в двустороннем форматах. Республика Узбекистан расположена в непосредственной близости от все еще неспокойного Афганистана, с территории которого от террористических и экстремистских групп и группировок исходят различные угрозы. Потому сегодня Узбекистан является фактически форпостом не только в борьбе с террористической опасностью, но и со связанной с международным терроризмом и финансово его подпитывающей наркопреступностью.

Есть полное понимание того, что для противодействия этой террористической угрозе, безусловно, требуется, наряду с деятельностью Международных сил содействия безопасности и Коалиционных сил, принятие дополнительных усилий как со стороны самого афганского правительства, так и со стороны стран-соседей, да и всего международного сообщества.

В этом плане существенным фактором в мировой политике становится Шанхайская организация сотрудничества. Документами ШОС предусмотрен целый ряд задач по развитию и совершенствованию структур, нацеленных на обеспечение безопасности и стабильности в регионе, и представлен широкий круг механизмов по противодействию современным вызовам и угрозам.

26 октября в Москве состоялось заседание Совета глав правительств ШОС. Подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве, о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в гуманитарной области и другие. Созданы Фонд развития и Деловой совет ШОС.

В ходе встречи с главами делегаций, участвующими в СГП ШОС, Президент России В.В.Путин особо подчеркнул, что вопросы безопасности должны оставаться одним из основных направлений деятельности ШОС. Отмечая необходимость совместных усилий стран ШОС в борьбе с терроризмом, глава нашего государства сказал: "Последние события в Узбекистане, в российском Нальчике, в некоторых других странах показывают, что эти задачи и проблемы являются по-прежнему весьма актуальными и должны находиться в сфере нашего влияния".

В этой связи он обратил внимание на важность деятельности созданной в рамках ШОС Региональной антитеррористической структуры со штаб-квартирой в Ташкенте, цель которой - решать задачи борьбы с терроризмом, которые стоят практически перед всеми цивилизованными странами.

На наш взгляд, пятое заседание Совета РАТС ШОС, прошедшее в Ташкенте в сентябре с.г., и принятые документы свидетельствуют о том, что РАТС может стать реальным механизмом обеспечения безопасности в Центральной Азии, готовым к осуществлению конкретных дел и практической отдаче. Сегодня наблюдается активное налаживание Структурой своей самостоятельной способности. Напомним читателю, что задачи и функции РАТС определены многосторонним соглашением и вытекают из Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной главами государств еще в 2001 году.

Недавние российско-китайские, российско-узбекские учения антитеррористической направленности, а также готовящиеся трехсторонние антитеррористические учения с участием Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана под общей координацией РАТС ШОС и другие мероприятия в этой сфере демонстрируют укрепление основ этой Организации.

Тема борьбы с терроризмом, вопросы сохранения и укрепления стабильности в Центрально-Азиатском регионе были подняты и в ходе беседы Президента Узбекистана И.А.Каримова с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым, который находился недавно в Ташкенте с рабочим визитом. Министр по итогам встречи с главой государства сказал, что стороны подтвердили общую решимость добиваться стабилизации обстановки в регионе. Это в наших интересах, в интересах всех находящихся здесь государств не только на словах, но и на деле, реализовывать практические меры по пресечению попыток дестабилизировать регион за счет террористических актов, экстремистских проявлений, наркотрафика, оргпреступности. Думаю, сказал С.В.Лавров, что наше взаимодействие и в рамках ЕврАзЭС, и налаживание практических контактов по вопросам безопасности, в том числе с учетом возможностей, которые открываются через ОДКБ, будут давать конкретные результаты.

С первого ноября Россия приняла на себя функции Председателя Совета Безопасности ООН. Председательствовать в Совете нам выпало в непростое для развития Организации время. Нет сомнения в том, что одной из приоритетных тем для Совета Безопасности будет дальнейшее согласование международной стратегии по противодействию терроризму, борьба со всеми его формами и проявлениями, а также укрепление универсальных международных механизмов сотрудничества.


09.11.2005

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/36

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468057
Перв. публик.: 09.11.05
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 214

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``