В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Сотрудничество без конфронтации Назад
Фарит Мухаметшин: Сотрудничество без конфронтации
Таковой видится России дальнейшая деятельность ОБСЕ

5-6 декабря в столице Словении Любляне состоялось 13 заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ). Прокомментировать это событие наша редакция попросила Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Узбекистане Ф.М.Мухаметшина.

- Участвуя в заседании СМИД ОБСЕ, сказал Ф. Мухаметшин, российская делегация во главе с Министром иностранных дел С.В.Лавровым исходила из четко выверенной позиции, которую разделяли большинство государств СНГ, в том числе Узбекистан. Она сводилась к следующим основным положениям.

За истекший со времени предыдущего СМИД (София, декабрь 2004 г.) год удалось добиться определенного продвижения в плане реформирования ОБСЕ, без чего, по нашему убеждению, ее роль и востребованность будут падать. Приверженцев повышения эффективности ОБСЕ, ее трансформации в подлинно межгосударственную организацию, обеспечения большей транспарентности деятельности ее структур и институтов становится больше.

Импульс осознанию необходимости перемен в ОБСЕ придали совместные действия стран СНГ, настаивающих на решительных переменах в сложившейся практике работы ОБСЕ, характеризующейся известными тематическим и географическим перекосами.

Напомню, что в соответствии с решениями софийского СМИД была создана "Группа мудрецов" из опытных и авторитетных политиков и дипломатов семи государств-участников. Они разработали концептуальные основы реформы. Представленный в июле этого года итоговый доклад "Группы мудрецов" содержал около 70 практических рекомендаций по переустройству деятельности ОБСЕ, ее адаптации к решению действительно актуальных проблем на евроатлантическом пространстве, реагированию на новые вызовы и угрозы безопасности.

Важным этапом в формировании консенсуса по реформе ОБСЕ стали межправительственные консультации высокого уровня, состоявшиеся в Вене в сентябре этого года. Большинство участников, в том числе западные партнеры, высказались в поддержку процесса реформирования, придания ОБСЕ правосубъектности, укрепления роли Постсовета, расширения прав Генерального секретаря.

Тем не менее, некоторые страны упорно отстаивают сохранение "гибкости" в работе ОБСЕ, по сути - неподконтрольность ее институтов, прежде всего Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), руководящим межправительственным органам. Они стремятся сохранить нынешнюю сфокусированность Организации на вопросах гуманитарного измерения и мониторинга избирательных процессов.

В Любляне российская делегация четко сформулировала предложение, обращенное ко всем государствам-членам ОБСЕ, совместно трезво и без прикрас оценить ситуацию на разных азимутах деятельности организации. Мерилом соответствия ОБСЕ ее предназначению, по мнению российской стороны, должно служить само название - "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе". Занимается ли ОБСЕ безопасностью на континенте? Доминирует ли в ее стиле и методах работы принцип сотрудничества? Таких острых моментов много. И ответы на них не всегда удовлетворительные.

Принципиальные подходы российской стороны к вопросам реформирования ОБСЕ изложил в своем выступлении глава российской делегации Министр иностранных дел С.В.Лавров.

Он, в частности подчеркнул, что в 2005 году отмечалось 30-летие Хельсинкского соглашения и 15-ю годовщину Парижской хартии для новой Европы. Юбилеи принятия этих основополагающих документов ОБСЕ встретила в поисках своего места в меняющейся архитектуре европейской безопасности, на пике острых дискуссий о путях реформы и самоадаптации к новым вызовам.

При этом министр подчеркнул, что, к сожалению, за последние годы ОБСЕ эволюционировала в структуру, далеко ушедшую от своего изначального предназначения. А именно - служить важным форумом для политического диалога и выработки решений по действительно крупным общеевропейским вопросам. Порой создается впечатление, что мы искусственно ищем, где и как ОБСЕ может заявить о себе, а в результате все чаще плетемся в хвосте других организаций.

По мнению российской стороны, признаком внутреннего нездоровья ОБСЕ можно считать и то, что с 1999 года не получается предложить достойную повестку дня для созыва очередного саммита государств-участников. Становится привычным, что в ОБСЕ идет разговор по многим сюжетам, обозначаются достаточно амбициозные цели, но когда в декабре настает пора принимать политические решения, все оказываются заложниками двух-трех очень хорошо известных вопросов. И сегодня наблюдаются попытки сохранить эту недобрую традицию.

С.В.Лавров высказал убежденность, что главная причина сохранения ряда конфликтных ситуаций на пространстве ОБСЕ коренится в игнорировании имеющихся договоренностей, недостаточном учете интересов представителей так называемых "нетитульных" национальностей и соответствующих автономий, нежелании вести с ними реальный диалог, в отличие от некоторых других кризисных ситуаций на нашем континенте, где применяется совершенно другой стандарт. Российский министр особо остановился на необходимости серьезной корректировки деятельности Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Автономность БДИПЧ переросла в бесконтрольность, и мириться с этим в дальнейшем вряд ли возможно.

При этом глава российской делегации особо выделил мысль, касающуюся стержневой сферы, вокруг которой идут наиболее острые разговоры, - наблюдения за выборами. По словам министра, здесь абсолютно необходимо ввести ясные и транспарентные принципы методологии формирования миссий, назначения их руководителей, определения количества наблюдателей, обеспечения сбалансированности их состава. Нужно наводить порядок и в деле объявления оценок наблюдателями.

В выступлении С.В.Лаврова была подчеркнута необходимость непредвзято оценить, как выполняется документ Копенгагенского совещания по человеческому измерению (1990 г.) в части, касающейся выборов. У нас есть статистика, которая показывает, что есть немало стран (причем - к западу от Вены), где вопреки договоренностям по-прежнему законодательно не оформлен институт международного наблюдателя. В некоторых странах существуют даже прямые запреты на этот счет. Требуют корректировки архаичные, доставшиеся от средневековья системы регистрации избирателей в отдельных странах. Нужны конкретные меры по обеспечению равной представленности избирательных платформ в СМИ, транспарентности финансирования предвыборных кампаний и предотвращения использования административного ресурса.

Было предложено внимательно изучить ситуацию, в том числе и с выполнением копенгагенского документа, выработав на этой основе соответствующие оценки и рекомендации. Выражена надежда, что именно здесь может пригодиться опыт БДИПЧ, если БДИПЧ хочет быть полезной для стран - участниц.

Что касается России, то нашими приоритетами в гуманитарной сфере остаются защита прав национальных меньшинств, укрепление толерантности, борьба с различными проявлениями ксенофобии и религиозно-политического экстремизма, торговлей людьми, вопросы миграции и свободы передвижения.

По словам С.В.Лаврова, полный "штиль" наблюдается на военно-политическом направлении деятельности ОБСЕ. А ведь именно контроль над вооружениями и меры доверия составляют "эксклюзивный фирменный знак" ОБСЕ. Остается заблокированным выполнение важнейшего из обязательств, принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г., - как можно скорее ратифицировать Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Многие коллеги, подчеркнул министр, привыкли именовать этот договор краеугольным камнем европейской безопасности. Но в то же время уже многие годы не предпринимается ничего, чтобы на практике утвердить его именно в таком качестве. Если сдвигов в вопросе о ратификации в ближайшее время не произойдет, то возникнет опасность утраты всего режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

Глава российской делегации высказался и за то, чтобы вывести из застоя Форум по сотрудничеству в области безопасности. Российская сторона намерена принимать самое активное участие в предстоящем в феврале 2006 г. семинаре высокого уровня по военным доктринам.

Одновременно было подчеркнуто, что потенциал Организации в антитеррористической и антинаркотической сферах используется пока еще не полностью. В приоритетную проработку после Любляны, по мнению российской стороны, следовало бы взять вопрос о поддержке со стороны ОБСЕ Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, усилий по выполнению соответствующих резолюций СБ ООН, включая резолюции 1566 и 1624 по предотвращению угроз международному миру и безопасности.

В русле активизации экономического измерения ОБСЕ российская сторона считает важным выбор транспортной проблематики как основной темы экономического форума-2006, на котором могли бы быть приняты весомые решения.

Здесь я хотел бы сказать несколько слов о взвешенной и конструктивной позиции Узбекистана по вопросам реформирования ОБСЕ, которая была изложена в Любляне министром иностранных дел Э.М.Ганиевым.

Глава внешнеполитического ведомства Узбекистана в своем выступлении высказал шесть основных приоритетов и задач реформирования Организации. Среди них: возвратить ОБСЕ роль ключевого форума для равноправного диалога при принятии решений по актуальным проблемам безопасности, в том числе путем разработки Устава и четких правил процедур Организации; обеспечить четкое выполнение мандатов всеми институтами и структурами ОБСЕ, включая "полевые миссии", рассмотреть вопросы повышения ответственности институтов ОБСЕ и другие.

Отсылаю пытливого читателя к полному тексту выступления Э. Ганиева республики, опубликованного в центральных газетах Узбекистана 13 декабря с.г. и не только для ознакомления с официальной позицией Узбекистана на заседании СМИД, но и сравнения ее с позицией российской делегации. Будет нетрудно увидеть, что по ключевым вопросам реформирования ОБСЕ наши подходы близки или полностью совпадают. Россия и Узбекистан хотят видеть ОБСЕ жизнеспособной, демократической, эффективной и востребованной всеми государствами - участниками Организации. Читатель сам может убедиться в нашей общей приверженности целям укрепления ОБСЕ.

Если в целом остановиться на итогах люблянского форума, то российская сторона искренне удовлетворена достигнутыми на встрече результатами и принятыми на ней решениями. Прежде всего, конечно, выделим решение по реформе ОБСЕ, в котором изложена конкретная программа действий (ее еще называют "дорожной картой") по всем тем направлениям, по где страны-члены ОБСЕ обязались работать в течение следующего года. Принципиально важно, что согласованы модальности конструктивной практической работы по совершенствованию практики наблюдения за выборами. Эта работа будет осуществляться согласно принятому решению в рамках конкретного предметного диалога между государствами-участниками ОБСЕ и Бюро по демократическим институтам и правам человека. Мы такое решение приветствуем. Именно за начало такого диалога российская сторона выступала все последнее время.

Выделю также ряд других решений. Это и набор договоренностей по сугубо практическим аспектам организации взаимодействия в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков. Отмечу также так называемую "пограничную концепцию", концепцию ОБСЕ по приграничному и пограничному сотрудничеству. Это - документ, над которым давно шла работа. Все остальные документы, относящиеся к другим сферам деятельности ОБСЕ, включая сферу прав человека, социальную, сферу урегулирования конфликтов, которые были в ходе заседания одобрены, несомненно, сыграют полезную роль в дальнейшем развитии сотрудничества по всем направлениям.

По мнению российской стороны, это я хотел бы отметить особо, 13 заседание СМИД показало, что когда участники ОБСЕ занимаются серьезно и конструктивно теми вопросами, которые могут быть решены в рамках ОБСЕ, то результат, как правило, достижим.

Вместе с тем приходится констатировать, что на встрече в Любляне не была принята готовившаяся к этому заседанию итоговая политическая Декларация. Российская сторона далека от того, чтобы драматизировать это событие. Фактически третий год подряд ОБСЕ не принимает политическую Декларацию.

Отсутствие итоговой политической Декларации, на мой взгляд, с лихвой компенсируется принятием упоминавшегося мною выше большого пакета документов, принятых на СМИД в Любляне, из которых определенно следует особо выделить решение о повышении эффективности Организации. Этим решением фактически запускается механизм глубокого реформирования ОБСЕ, приведения ее деятельности в соответствие с реалиями международной жизни, в том числе эффективности института "полевых миссий", совместно выстраивая адекватную структуру реагирования на новые угрозы и вызовы современности.

В заключение подчеркну, что участникам форума удалось общими усилиями продвинуться по пути восстановления в Организации атмосферы неконфронтационного диалога, определить перспективы развития ОБСЕ. Была выражена уверенность, что начатые в период словенского председательства шаги по реформированию ОБСЕ и принятые в Любляне решения будут продолжать успешно реализовываться и при бельгийском председательствовании в Организации в предстоящем году.

От редакции: Желающие ознакомиться с текстами этих документов могут их найти на сайте МИД России в сети Интернет.


16.12.2005

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/46

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468054
Перв. публик.: 16.12.05
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 195

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``