В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Узбекистан стал членом Евразийского экономического сообщества Назад
Фарит Мухаметшин: Узбекистан стал членом Евразийского экономического сообщества
25 января 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось внеочередное заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Главным вопросом саммита стало юридическое оформление вступления Узбекистана в это Сообщество.



Как известно, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов стал инициатором слияния организации "Центральноазиатское сотрудничество" с ЕврАзЭС, учитывая, что функции и задачи этих интеграционных объединений, а также составы государств-участников почти идентичны.

Наша редакция обратилась к Послу Российской Федерации в Республике Узбекистан Ф.Мухаметшину с просьбой рассказать, какие цели ставит перед собой ЕврАзЭС и какие задачи Сообщество решает сегодня. Вот что рассказал нам высокопоставленный российский дипломат.



Подписание в Санкт-Петербурге Президентом Республики Узбекистан и президентами пяти государств-участников ЕврАзЭС Протокола о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества стало исключительно важным событием как для республики, так и для всех участников этого интеграционного объединения. Президент России В.Путин охарактеризовал это событие как главный итог заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Подчеркнул, что активное, заинтересованное подключение узбекистанских партнеров к работе ЕврАзЭС существенно укрепит потенциал организации, позволит более эффективно решать задачи по созданию интегрированного рынка, реализации программ в водно-энергетической и других сферах, налаживанию кооперационных связей.

Обладая большим промышленным и аграрным потенциалом и трудовыми ресурсами, Узбекистан существенно расширяет возможности ЕврАзЭС, в том числе в решении энергетических, транспортных, водных и многих других проблем центральноазиатского региона.

Президент Узбекистана И.Каримов, выступая на пресс-конференции по итогам МГС ЕврАзЭС подчеркнул, что подписанный на саммите документ является логическим продолжением принятого на предыдущей встрече в Санкт-Петербурге решения об объединении ОЦАС и ЕврАзЭС и вступлении Узбекистана в состав Сообщества. "Я вполне удовлетворен принятыми сегодня решениями, - сказал он, - особенно, отношением моих коллег к самому процессу или, будем говорить, к самому акту вхождения Узбекистана в состав ЕврАзЭС... Узбекистан взял на себя все обязательства, которые на себя приняли все члены ЕврАзЭС, и здесь я не вижу ничего удивительного и для нас чего-то тяжелого, что для нас было бы чем-то неприемлемым... Узбекистан подписал документы и действительно наполняет его сегодня необходимым содержанием, мы сегодня находимся в союзнических отношениях с Россией, и об этом никому не следует забывать. И в этом отношении мы сегодня вступаем в состав той организации, которая имеет свои целевые задачи, имеет свои перспективы, общее видение".



Какие страны являются участницами Сообщества?

После завершения юридического процесса оформления вступления Узбекистана в Сообщество в него будут входить шесть государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, при ЕврАзЭС имеют статус наблюдателя Армения, Молдавия и Украина.

Замечу, что со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС Сообщество имеет совокупную территорию 20797 тыс. квадратных километров с численностью населения, превышающую 200 млн. человек.

Здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что ЕврАзЭС не является закрытой организацией, и для всех тех государств, которые разделяют цели, принципы и задачи этого межгособразования и готовы взять не себя соответствующие обязательства, двери открыты.



Какова история формирования ЕврАзЭС?

20 января 1996 года было подписано трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Белоруссия, Казахстан и Россия. Позднее к нему присоединились Киргизия и Таджикистан. В 2000 году главы пяти стран-участниц Таможенного союза договорились о создании Евразийского экономического сообщества.

Регистрация Договора об учреждении ЕврАзЭС в Секретариате ООН состоялась в апреле 2003 г., а в январе 2004 года Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.



Фарит Мубаракшевич, какие конкретные цели и задачи ставит перед собой ЕврАзЭС в настоящее время?

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС указывается, что Сообщество создано для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств-участников при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Среди приоритетных задач, решаемых в рамках ЕврАзЭС можно выделить внешнеторговую, таможенную и экономическую политику, социально-гуманитарную область, правовую сферу.

Если говорить о приоритетах деятельности более подробно, то отмечу следующее. В области внешнеторговой и таможенной политики ставятся задачи по завершению оформления в полном объеме режима свободной торговли, формированию единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установлению общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки государств-участников; выработка ими согласованной позиции во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; обеспечение экономической безопасности на внешних границах Сообщества и другие.

В области экономической политики приоритетными направлениями являются - проведение согласованной структурной перестройки экономик; разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития. Сюда же относятся обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем; создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности; формирование общего рынка транспортных услуг, общего энергетического рынка.

В социально-гуманитарной области - гармонизация национальных систем образования, национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов; развитие науки и культуры; предоставление гражданам государств-членов Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на все его территории.

В правовой сфере - сближение и гармонизация национального законодательства; обеспечение взаимодействия правовых систем государств-участников в целях создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Естественно, все это в идеале. Чтобы выйти на заданные параметры, предстоит еще достаточно продолжительное взаимодействие сторон по согласованию подходов и нахождению консенсусных решений.

Особо подчеркну, что одним из ключевых вопросов Сообщества является координация позиций государств-членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Ведь вступление в ВТО планируют все страны Сообщества. Однако при этом надо ясно представлять себе и плюсы, и минусы такого шага для каждой из стран. Многосторонние торговые соглашения ВТО содержат жесткие и подробные правила и нормы, регулирующие торговлю товарами и услугами. В связи с этим целесообразно синхронизировать этапы вступления в ВТО, скоординировать маркетинговые стратегии выхода на международные рынки стран-участниц ЕврАзЭС.



Для решения подобных задач необходима четкая организационно-правовая основа. Какова институциональная структура Сообщества?

Действительно, без отлаженной системы управления процессами в ЕврАзЭС невозможно достичь поставленных целей. Работа в рамках предшественника ЕврАзЭС - Таможенного союза - выявила ряд существенных недостатков в организационно-правовой сфере. Отчасти они объяснялись низким правовым статусом организации. Именно поэтому в Договоре об учреждении ЕврАзЭС был четко прописан его статус как международной организации. Это означает, что ЕврАзЭС является самостоятельным субъектом международного права, который обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему государствами-участниками. Таким образом Сообщество пользуется на территории каждой стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач, может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.

В структуре управления Сообществом можно условно выделить три ветви - исполнительную (Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет), законодательную (Межпарламентская Ассамблея) и судебную (Суд Сообщества).

Высшим органом ЕврАзЭС определен Межгосударственный Совет (МГС), в состав которого входят главы государств и главы правительств государств-участников. Здесь рассматриваются принципиальные вопросы Сообщества, определяющие стратегические направления его развития и требующие принятия политических решений. Председателем МГС избирается один из глав государств сроком на один год на ротационной основе. В настоящее время председателем МГС является Президент Республики Беларусь А.Лукашенко. Межгоссовет собирается на свои заседания не реже трех раз год, причем один раз на уровне глав государств и два раза - на уровне глав правительств.

На Интеграционный Комитет возложена ответственность за организацию работы Сообщества, отработка всех принимаемых в ЕврАзЭС международных правовых актов, решение текущих вопросов. В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (КПП) при ЕврАзЭС. В ее состав входят Постоянные представители (Постпреды), назначаемые главой соответствующего государства, по одному от каждой из сторон.

Организацией текущей работы занимается Секретариат Интеграционного Комитета во главе с Генеральным секретарем ЕврАзЭС (в настоящее время им является Г.Рапота).

Сотрудничество законодательных ветвей власти государств ЕврАзЭС осуществляется в рамках Межпарламентской Ассамблеи (МПА) ЕврАзЭС, штаб-квартира которой находится в городе Санкт-Петербурге. Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами сторон. МПА занимается рассмотрением вопросов, в том числе по гармонизацию (сближению, унификации) национального законодательства сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Суд ЕврАзЭС обеспечивает единообразное применение сторонами действующих в рамках Сообщества международных договоров и решений органов Сообщества. К его ведению относится также разрешение межгосударственных споров экономического характера. Суд Сообщества формируется из представителей сторон в количестве не более двух представителей от каждой стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгоссовета сроком на шесть лет. Местом нахождения Суда является город Минск.

Таким образом, можно говорить о наличии прочной организационно-правовой основе функционирования ЕврАзЭС как международной организации. Вместе с тем это не означает, что она не нуждается в дальнейшем совершенствовании и приведении в соответствие с изменяющими реалиями жизни.



Фарит Мубаракшевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о формировании Таможенного союза в ЕврАзЭС.

Как показывает мировой опыт, при всем многообразии форм экономической интеграции ее развитие в основном проходит три этапа - от создания зоны свободной торговли через таможенный союз к единому экономическому пространству.

Можно говорить о том, что если зона свободной торговли определяет свободу передвижения товаров, произведенных на территории государств Сообщества, то Таможенный союз определяет единые правила торговли товарами с третьими странами.

Проведение государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС означает, что члены Сообщества должны придерживаться единых правил в двух основных сферах внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифной (это единые ввозные таможенные пошлины на импортируемые товары, формирование Общего таможенного тарифа и унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами) и нетарифной (в первую очередь это касается установления запретов и ограничений при экспорте и/или импорте товаров и введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

Таможенный союз, являясь базисом единого экономического пространства, представляет собой интеграционную структуру, состоящую прежде всего из единой таможенной территории, общего таможенного тарифа, единых торговых режимов и единых мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странами. Согласование внутри членов Сообщества внешнеэкономических действий сулит им больше выгоды.

На сегодня, фактически, определены основные этапы формирования Таможенного союза ЕврАзЭС. Большая часть из этих позиций уже выполняется, а к некоторым из них еще предстоит приступить.

Одной из наиболее важных составляющих Таможенного союза ЕврАзЭС является Общий таможенный тариф ЕврАзЭС.

Подчеркну, что на саммите в Санкт-Петербурге вопросам согласования таможенных тарифов и нетарифных ограничений было уделено большое внимание. Президент Казахстана Н.Назарбаев подчеркнул, что фактически на территории ЕврАзЭС создана уже зона свободной торговли, потому что большинство тарифов (67-68 процентов) согласованы. В то же время президент Белоруссии А.Лукашенко сказал, что, если мы хотим сделать ЕврАзЭС наиболее интегрированной и перспективной структурой, быть в будущем стратегически эффективными, то нам следует согласовать таможенные тарифы на уровне 80 процентов.

Идеальным было бы согласовать все 100% номенклатуры товаров, находящихся во внешнеторговом обороте, однако реально такая стопроцентная унификация невозможна, хотя бы потому, что экономические интересы, а иногда и форс-мажорные обстоятельства в том или ином государстве требуют исключений из общих правил в сторону ослабления или ужесточения торгового режима для того или иного вида товаров.



Фарит Мубаракшевич, как бы Вы охарактеризовали итоги деятельности ЕврАзЭС в 2005 году?

Центральным событием, несомненно, стало состоявшееся в Москве 22 июня очередное заседание Межгоссовета, на котором приняты важные решения по активизации межгосударственного взаимодействия в экономической и финансовой сферах. В частности, одобрена Концепция сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в валютной сфере, утвержден Порядок согласования основных макроэкономических показателей экономик государств Сообщества.

На встрече глав правительств в Душанбе 27 сентября одобрено стратегически важное решение о формировании базового перечня Общего таможенного тарифа, необходимого для окончательного формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Кроме того, создан Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС.

К достижениям можно отнести и создание российско-казахстанского Евразийского банка развития с уставным капиталом в 1,5 млрд.долларов со штаб-квартирой в Алма-Ате. Предполагается, что полем его деятельности станут страны ЕврАзЭС. Главной его задачей является обеспечение притока инвестиций в совместные проекты. Президент банка назначен со стороны России, вице-президент - Казахстана. Предполагается, что если 30 процентов средств банка будут вкладываться членами ЕврАзЭС, а 70 процентов западными и другими участниками, то увеличенные в несколько раз возможности банка позволят решать многие инвестиционные запросы всех членов Сообщества.

Знаковым событием 2005 года стало решение, как было уже сказано, принятое на заседании глав государств Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" 6 октября в Санкт-Петербурге, о ее интеграции в ЕврАзЭС, что, как представляется, означало не только присоединение Узбекистана к развивающейся международной структуре, но и уход от дублирования функций.



Какие направления деятельности ЕврАзЭС будут приоритетными в 2006 году?

В наступившем году государства Сообщества планируют, как я уже сказал, активно двигаться к Таможенному союзу - главному приоритету ЕврАзЭС в 2006 году, определиться по транспортной интеграции. Видимо, появится новое направление сотрудничества - в области экологии или природопользования. В связи с развитием энергетики в Центральной Азии остро встает вопрос о водопользовании.

Напомню, что на саммите в Санкт-Петербурге было также утверждено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС. Документ предусматривает расширение сферы использования национальных валют для обслуживания внешнеэкономической деятельности участниц Сообщества. Можно считать, что это решение является первым этапом формирования валютного союза государств-членов ЕврАзЭС.



Господин Посол, в завершение нашего разговора, еще один вопрос. Учитывая, что ЕврАзЭС, судя по сказанному Вами, - это структурированное, все более эффективно функционирующее межгособразование, какую работу предстоит проделать Узбекистану для того, чтобы в полном объеме подключиться к решению стоящих перед Сообществом задач?

Начну, пожалуй, с главного. На сегодняшний день в рамках ЕврАзЭС принято порядка 80 многосторонних договорно-правовых актов. Задача заключается в том, чтобы не просто формально присоединиться к ним, но, главное, привести внутреннее законодательство в соответствие с принятыми обязательствами по этим документам.

Разделяю мнение представителей узбекистанской стороны, что с самого начала целесообразно определиться с теми нормативно-правовыми актами, к которым необходимо присоединиться в первую очередь, к каким - позднее. Другими словами, как это сейчас модно говорить, требуется своего рода "дорожная карта" последовательного, без спешки, но и без затягивания подключения Республики в полном объеме к многогранной деятельности и решению всего комплекса задач, стоящих перед ЕврАзЭС.

Российская сторона готова оказать помощь и содействие узбекским коллегам в этой работе. Предполагаю, что эти вопросы станут одной из тем переговоров в Ташкенте Председателя Государственной Думы Российской Федерации, Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Б.Грызлова, который планирует посетить республику Узбекистан в середине февраля текущего года по приглашению Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Таким образом, последние решения МГС ЕврАзЭС, вступление в Сообщества Узбекистана создают уникальную возможность в становлении мощной Организации в мировом экономическом пространстве как крупнейшего экономического объединения с самодостаточным внутренним рынком на территории стран-членов ЕврАзЭС. Фактически Сообщество становится локомотивом сотрудничества партнеров в рамках СНГ. Сегодня главное - не упустить этот уникальный шанс.

Позвольте пожелать нашим партнерам успехов на этом многотрудном пути.


01.02.2006

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/49

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468053
Перв. публик.: 01.02.06
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 196

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``