В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фарит Мухаметшин: Россия - председательство в `Группе восьми` Назад
Фарит Мухаметшин: Россия - председательство в `Группе восьми`
С первого января 2006 года к Российской Федерации перешло председательство в "Группе восьми". Посол России в Узбекистане Ф.М.Мухаметшин рассказывает об этом влиятельном международном клубе и основных приоритетах российского председательства в "восьмерке" в текущем году.

Полагаем, что это будет ответом на многочисленные письма наших читателей, спрашивающих, в чем же заключается это председательство, каковы в нем приоритеты России.

"Группа восьми" - неформальный форум глав наиболее промышленно-развитых государств мира. Участниками группы являются Россия, Германия, Япония, Италия, Франция, США, Великобритания, Канада. В 2005 году в "восьмерке" председательствовала Великобритания, а в 2007 году Россия передаст эстафету Германии.

Полноправным членом "восьмерки" Россия была провозглашена в 1998 году в Бирмингеме. А решение о председательстве нашей страны в этом клубе в 2006 году было принято еще в 2002 году в канадском Кананаскисе.

"Группа восьми" сегодня, являясь самым влиятельным международным клубом лидеров ведущих мировых держав, всесторонне обсуждает ключевые проблемы современности и вырабатывает общее мнение по их решению. В то же время этот клуб не обладает какими-либо официальными атрибутами. У него нет ни Устава, ни штаб-квартиры, ни секретариата, ни соответствующих служб, например, структуры по связям с общественностью и СМИ.

Деятельностью клуба руководит страна-председатель: определяет главные темы для обсуждения, ведет подготовку к очередному саммиту, может по своей инициативе пригласить на саммит глав не входящих в клуб стран и международных организаций. Вся подготовительная работа к встрече лидеров, предварительное согласование основного документа саммита ложатся на плечи шерпов (представителей глав государств).

Председательство в "Группе восьми" рассматривается Россией в числе важнейших внешнеполитических событий года. В течение этого периода Россия намерена способствовать выработке коллективных подходов к решению наиболее важных международных вопросов, глобальных проблем развития человечества.

В этой связи Президент России В.В.Путин сказал: "России впервые предстоит возглавлять этот авторитетный международный форум. Но я надеюсь, что опыт, накопленный за годы российского участия в "Группе восьми", станет залогом преемственности и консолидации наших совместных усилий. Как страна-председатель видим свою задачу в придании нового импульса по поиску решений важнейших международных проблем в таких областях, как энергетика, образование и здравоохранение".

В определении повестки дня Президент России В.В.Путин исходил, в первую очередь, из того, что всестороннее обсуждение этих глобальных мировых проблем лидерами "восьмерки" должно привести к определению путей решения или формированию предложений по их решению в ближайшей перспективе.

Главная задача России в рамках своего председательства - подготовить и провести в июне с.г. в г.Санкт-Петербурге саммит лидеров стран "восьмерки", дополнить и обогатить имеющиеся у "Группы восьми" наработки по ряду ключевых вопросов современности. Для обеспечения эффективного председательства России создан Организационный комитет, назначен представитель Президента России по вопросам работы в "Группе восьми" (шерп) - И.И.Шувалов, помощник главы государства. К работе по обеспечению российского председательства подключены ряд российских министерств и ведомств, в том числе Министерство иностранных дел, а также российские загранпредставительства.

Таким образом, основные темы саммита и программа председательства на сегодняшний день определены. В их числе - энергетическая безопасность, вопросы образования и защиты от инфекционных заболеваний.

В чем же суть и какова роль России в подготовке к рассмотрению указанных основных приоритетов.

Энергетическая безопасность. Мы являемся свидетелями того, как надежное энергообеспечение каждой страны все больше становится важнейшим фактором устойчивого экономического развития и политической стабильности в мире. Бесперебойное и эффективное функционирование энергетики напрямую связано не только с ростом мировой экономики, но и качеством жизни каждого человека.

То, что вопросы энергетической безопасности выходят на первый план, мы наблюдаем, анализируя последние события на мировых энергетических рынках: быстрый рост энергопотребления, особенно в развивающихся регионах мира с большой численностью населения; высокие, сопровождающиеся резкими колебаниями цены на рынках нефти и нефтепродуктов; рост зависимости энергопотребляющих регионов мира от импорта энергоносителей; возникновение социальной нестабильности и этнических конфликтов в ряде стран добычи и транзита энергоносителей и др.

В настоящее время уже мало кто сомневается в том, что обеспечение глобальной энергетической безопасности возможно только совместными усилиями со стороны всех заинтересованных стран и международного сообщества в целом. Это включает надежное и эффективное обеспечение мировой экономики традиционными углеводородными энергоресурсами. При этом следует добиваться диверсификации энергоснабжения за счет новых источников энергии и технологий и повышения эффективности использования энергетических ресурсов.

Здесь очень важно, чтобы обеспечение энергетической безопасности рассматривалось в контексте решения двух других важнейших мировых проблем: глобального изменения климата и отсутствия доступа значительного числа беднейших слоев населения к экологически чистой и экономически доступной энергии.

Проблемы энергетики постоянно находились в фокусе внимания "Группы семи", а затем и "Группы восьми", начиная с момента первого саммита в 1975 году. Наиболее существенным продвижением в этом вопросе является принятый на саммите в Эвиане в 2003 году План действий "Наука и технологии в целях устойчивого развития", предусматривающий активное международное сотрудничество стран, в частности, в сфере повышения энергоэффективности, увеличения доли возобновляемых источников энергии в мировом потреблении энергии, развития новых экологически чистых технологий.

Логическим развитием Эвианского "Плана действий" стал принятый в 2005 году в Глениглсе План действий "Изменение климата, чистая энергетика и устойчивое развитие", направленный на использование экологически чистого топлива, адаптацию мировой экономики к изменениям климата и повышение уровня прозрачности информации об энергоресурсах, их использовании и производстве по всему циклу оборота энергоресурсов, особенно на важнейших рынках нефти.

Читатель спросит, какое значение имеет международная энергетическая безопасность именно для России. Ответим, что, во-первых, Россия располагает одним из крупнейших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На ее территории сосредоточено свыше 34% запасов природного газа и около 13% мировых разведанных запасов нефти. Во-вторых, наша страна занимает первое место в мире по объемам международной торговли природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов).

Подчеркнем также, что к 2015 году добыча нефти в России может составить 530 млн т., а ее экспорт - 310 млн т. Россия заявила о себе как о надежном поставщике энергоресурсов и дальше подкрепляет свои усилия по диверсификации экспортных потоков нефти. Уже принято решение о строительстве нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью в 30 млн тонн и терминала на побережье Тихого океана. В целом мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. в 1,2 и 1,5 раза по сравнению с текущим уровнем соответственно.

Одновременно к 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд куб. м, а экспорт - 290 млрд куб. м. В этой связи Россия активно осуществляет новые экспортные проекты: строительство Северо-Европейского газопровода, подготовку к освоению Штокмановского месторождения и месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом, являясь мировой энергетической и ресурсной державой, Россия выстраивает идеологию своего председательства в формате построения международного сотрудничества по решению острейших проблем энергетической безопасности с учетом интересов и возможностей России и ее роли как надежного и стабильного поставщика энергоресурсов.

В рамках председательства в "восьмерке" Россия предложит партнерам совместно выработать согласованную стратегию действий в целях надежного и своевременного обеспечения мировой экономики и населения всевозможными видами энергии по ценам, отражающим основные экономические принципы.

Это означает реализацию совместных мер, направленных на обеспечение стабильности международных рынков энергоносителей, наращивание инвестиций в основные звенья мировой энергетики, развитие альтернативной энергетики, повышение уровня энергосбережения и энергоэффективности, а также для решения проблемы всеобщего доступа к современным энергетическим услугам.

25 января 2006 года на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества в Санкт-Петербурге В.В.Путин выдвинул в контексте усилий по обеспечению глобальной энергетической безопасности инициативу по развитию международного взаимодействия в мирном использовании атомной энергии. Суть инициативы - создать прообраз глобальной инфраструктуры, которая обеспечивала бы равный доступ всех заинтересованных стран к благам мирного использования атомной энергии при строгом соблюдении всех норм режима ядерного нераспространения, установленных Международным агентством по атомной энергии. Ключевым звеном такой инфраструктуры может стать создание международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана и переработку отработанного ядерного топлива.

Как мы видим, в период своего председательства Россия, с одной стороны, намерена обеспечить преемственность решения вопросов энергетической безопасности в формате "восьмерки", а с другой - обозначить собственное видение проблем и свои приоритеты.

Борьба с инфекционными заболеваниями. Как известно, причиной трети общего ежегодного количества смертей в мире являются инфекционные болезни. Среди них такие заболевания, как ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия, а также вновь возникающие инфекции, такие как птичий грипп и др.

Проблемы распространения инфекционных болезней, тема здравоохранения, как и другие социальные вопросы, начали рассматриваться "Группой восьми" не сразу. Впервые эта тема, а точнее проблема ВИЧ/СПИД, была освещена в итоговом документе саммита "Группы семи" в 1987 г. в Венеции.

В последующие годы включение проблем здравоохранения в повестку дня "восьмерки" стало традиционным. На саммитах в Леоне в 1996 г. и Денвере в 1997 г. говорилось об инфекционных болезнях, об угрозе для всего человечества, лидеры обсуждали механизмы повышения эффективности мер по борьбе с ними, включая совершенствование эпидемиологического надзора, профилактических мероприятий, развитие исследований в области разработки и производства новых лекарств и вакцин.

Борьба с инфекционными болезнями прочно обосновалась в повестке дня "Группы восьми" к 2000 году. В итоговом коммюнике саммита в Окинаве говорилось, что "Инфекционные и паразитарные болезни, главным образом ВИЧ/СПИД, туберкулез (ТБ) и малярия, а также детские болезни и обычные инфекции, угрожают повернуть вспять прогресс, достигнутый за десятилетия развития, и лишить целое поколение надежды на лучшее будущее...".

С тех пор на всех встречах лидеров "восьмерки" обсуждались наиболее острые проблемы здравоохранения и выдвигались крупные инициативы, направленные на совершенствование глобальных усилий по борьбе с инфекциями. Среди них: создание Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (2001 г., Генуя); поддержка программы искоренения полиомиелита (2002 г., Кананаскис); план действий по созданию Глобального координационного центра по разработке вакцины против СПИДа (2004 г., Си-Айленд); план действий по Африке, включающий поддержку усилий по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией (2005 г., Глениглс).

В ходе встреч лидеров уделяется внимание поддержке действий ведущих международных организаций, работающих в области борьбы с инфекционными болезнями, таких как ВОЗ и ЮНЭЙДС, а также поиску новых механизмов координации усилий мирового сообщества по борьбе с инфекционными болезнями и содействию эффективному оказанию помощи в данной области развивающимся странам.

Российская Федерация в ходе своего председательства намеревается предложить осуществление мер глобального характера, направленных на укрепление системы противодействия инфекционным болезням. Важным компонентом глобальных действий должен стать переход от определения тактики действий, направленной на борьбу с конкретными заболеваниями, к созданию условий, позволяющих эффективно противостоять инфекционным болезням в широком понимании на внутригосударственном, региональном и глобальном уровнях.

Среди важных шагов также укрепление глобальной системы мониторинга за инфекционными болезнями, борьба с птичьим гриппом и предупреждение возможной пандемии гриппа. Кроме того, будет предложено обсудить на саммите ряд мер, направленных на более тесную координацию действий при реализации противоэпидемических мер в районах, пострадавших от стихийных бедствий, а также развитию научного обмена в области изучения возбудителей инфекционных болезней. Будут рассмотрены и ранее принятые "Группой восьми" обязательства, такие как содействие ликвидации полиомиелита, борьба с ВИЧ/СПИД, противодействие туберкулезу.

Уверены, учитывая многолетний успешный опыт России по противодействию инфекционным болезням, обсуждение этой темы в ходе предстоящей встречи лидеров "восьмерки" в г. Санкт-Петербурге может привести к принятию ряда важных решений, которые будут способствовать существенному прогрессу человечества в деле борьбы с инфекциями.

Образование. Развитие образования является одной из важных тем обсуждения лидеров стран "восьмерки". Во все времена, а в настоящее время в особенности, конкурентоспособность любой страны мира во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, которые обладают знаниями и квалификацией, востребованными в современном мире.

Сегодня все страны "Группы восьми" сталкиваются с похожими проблемами, среди них: слабая связь систем образования с рынками труда и, как следствие, несоответствие уровня знаний и навыков выпускников школ и вузов требованиям современной жизни и растущая нехватка квалифицированных кадров. Такая ситуация приводит к снижению инвестиционной привлекательности образовательного сектора, что, в свою очередь, влияет на сокращение количества высококвалифицированных преподавателей, способных оперативно обновлять содержание и методы обучения в школьном и в профессиональном образовании.

Другая важная проблема - усиление разрыва в уровне образования населения и темпах роста образовательных услуг между развитыми и развивающимися странами. Такая тенденция может привести к серьезным препятствием в целом для устойчивого развития мировой экономики и социального благополучия, т.е. отставание развития образования от требований современной экономики может стать со временем глобальным вызовом.

В качестве основных мер, направленных на развитие глобального образовательного пространства, страны "восьмерки" выдвигают программы содействия развитию системы непрерывного образования, а также обеспечения доступности начального образования для всех в развивающихся странах. При этом приоритетное значение имеет содействие развитию качества образования. Расширение международных сетей академической мобильности студентов, преподавателей и научных исследователей, развитие дистанционного образования и информационно-коммуникационных технологий (ICT) в системе начального, среднего и профессионального образования также рассматриваются в качестве основных мер.

В условиях развития глобального экономического пространства одной из серьезных проблем остаются признание профессиональных квалификаций и сопоставление национальных образовательных систем. В некоторых странах квалификация учителей не отвечает даже минимальным требованиям, предъявляемым при поступлении на работу, а многие из них не в полной мере владеют учебной программой.

Среди основных документов "Группы восьми", касающихся вопросов развития образования, следует отметить Кельнскую хартию (1999 г.), предусматривающую разработку принципов и стратегии развития системы образования в течение всей жизни, а также повышение качества образования, инвестиции в граждан и развитие программ академической мобильности. В этом документе впервые была затронута проблема обеспечения доступного базового образования в развивающихся странах. Обратим внимание читателей и на принятие программы "Образование для всех" (Генуя, 2001 г.) направленной на обеспечение начального образования для всех до 2015 г., а также на реализацию "Плана действий по развивающимся странам" (2004 г., Си-Айленд), включающего поддержку программ профессионального обучения с целью расширения возможностей трудоустройства для молодежи (2005 г., Глениглс).

В период своего председательства Россия намерена выступить с инициативами как в сфере начального и среднего образования, так и в сфере профессиональной подготовки кадров. Учитывая, что Россия становится в этом году одновременно и сопредседателем программы "Образование для всех" (ОДВ), инициированной в 2000 году, предлагается сосредоточить основное внимание на повышении качества и создании механизмов оценки качества базового образования в развивающихся странах в рамках программы ОДВ.

В сфере профессионального образования важным направлением глобальных действий должно стать создание международной системы сопоставления профессиональных компетенций и оценки качества профессиональной подготовки кадров. Это позволит обеспечить свободное передвижение квалифицированных кадров, что является одним из важнейших условий развития глобальной экономики. Особое внимание планируется также уделить развитию международных программ академической мобильности и укреплению сотрудничества между университетами развитых и развивающихся стран.

Кроме того, предлагается обсудить с партнерами по "восьмерке" ряд мер, направленных на социокультурную и профессиональную адаптацию мигрантов через систему образования. Это связано с тем, что на сегодняшний день выстраивание миграционной политики является неотделимой частью политики устойчивого экономического роста как развитых, так и развивающихся стран.

Таким образом, выбор проблематики образования в качестве одного из приоритетов российского председательства обусловлен не только стремлением обеспечить интересы России на международном рынке образовательных услуг, но и задачами по взаимодействию в образовательном пространстве прежде всего со странами Содружества Независимых государств.

Следует особо подчеркнуть, что Россия, принимая председательство в "Группе восьми" исходит из того, что берет на себя серьезные обязательства по обеспечению преемственности деятельности "восьмерки". Поэтому помимо названных тем, в повестку дня встречи на высшем уровне будут включены еще семь дополнительных пунктов, среди которых:

- урегулирование основных региональных конфликтов и кризисных ситуаций, прежде всего на Ближнем Востоке, Ираке, стабилизации Афганистана;

- в экономическом блоке предстоит затронуть актуальные проблемы мировой торговли и финансов;

- в сфере борьбы с наркотрафиком, на антитеррористическом направлении планируется провести серию крупных международных мероприятий по тематике антитеррористического партнерства государств и бизнеса, организовать в Москве международную конференцию по вопросам борьбы с афганским накротрафиком ("Париж-II" - "Москва-I");

- на нераспространенческом направлении Россия будет ставить вопрос о предоставлении международных гарантий доступа неядерным государствам к благам ядерной энергетики;

- отдельный крупный блок вопросов - деятельность финансовой "восьмерки", задача которой обеспечить финансовое сопровождение принятых на саммите решений. В повестку дня заседаний "финансовой восьмерки" в этом году будут также включены такие "обязательные" для министров финансов темы, как положение в мировой экономике, противодействие финансированию терроризма и содействие международному развитию и др.

Программой российского председательства предусматривается проведение в 2006 г. более восьмидесяти различных крупных международных мероприятий. Состоятся встречи шерпов, министров иностранных дел, министров финансов, министров юстиции, генпрокуроров, министров внутренних дел и глав других заинтересованных ведомств, а также руководителей парламентов и др.

В этом году к Российской Федерации перешло председательство и в Группе контртеррористических действий. Главная задача ГКД, созданной под эгидой "восьмерки", заключается в координации содействия, оказываемого ее членами на двусторонней основе третьим странам в наращивании их антитеррористического потенциала.

Работу российского председательства в "Группе восьми" в этом году по части ГКД планируется сфокусировать на главных приоритетах международного антитеррористического взаимодействия. Среди них на первое место выходит идеологическое противодействие терроризму, которое предусматривает активизацию усилиий по предотвращению радикализации населения, необходимость проведения широкой антитеррористической пропаганды, подключение СМИ, религиозных структур к осуждению терроризма, другие идеи, касающиеся мобилизации потенциала на отпор терроризму.

Другим самостоятельным направлением работы ГКД является содействие в борьбе с финансированием терроризма. По этой проблематике в России уже имеются солидные наработки у Росфинмониторинга, прежде всего, в формате созданной при его активной роли евразийской группы по противодействию отмывания преступных доходов (по типу ФАТФ - Международной группы по борьбе с отмыванием преступных доходов).

Таковы в общих чертах основные параметры приоритетов российского председательства в "Группе восьми" в 2006 году. Как отметил Министр иностранных дел России С.Лавров на "восьмерке" лежит особая ответственность за решение актуальных политических, социально-экономических и гуманитарных проблем. В силу этого к ней приковано самое пристальное внимание международного сообщества. От Группы справедливо ожидают мощных политических импульсов, реально способствующих эффективному противодействию таким вызовам современности, как голод, нищета, болезни; загрязнение окружающей среды, терроризм и наркоугроза; мировые экономические и финансовые проблемы и многое другое.

К реализации повестки дня российского председательства подключаются и загранпредставительства, в том числе Посольство России в Узбекистане. Имеется в виду проведение регулярных встреч послов "Группы восьми" и Группы контртеррористических действий для обсуждения вопросов скоординированного содействия в плане реализации российских и других традиционных для "Группы восьми" приоритетов.

В январе с.г. в Посольстве России была проведена первая встреча послов стран "Группы восьми" и приуроченное к ней первое заседание представителей участников Локальной группы контртеррористических действий (ЛГКД). В ней приняли участие главы дипломатических миссий России, Германии, Японии, Италии, Франции, США, Великобритании, а также в рамках ЛГКД Посол Швейцарии и Глава Регионального представительства в Центральной Азии УНП ООН.

Читатели могут спросить, а что Узбекистан может привнести в обсуждение российских приоритетов в "восьмерке" и в Группе контртеррористических действий?

На эти вопросы я ответил бы, что сегодня в Республике Узбекистан ведется серьезная практическая работа в области таких приоритетов российского председательства, как здравоохранение, образование, борьба с террористической и наркоугрозой. Нынешний год определен президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, как "год благотворительства и медицинских работников". Все мы являемся свидетелями того, что в рамках заявленного приоритета года в республике уже развернулась масштабная работа, сформулированы и реализуются многочисленные государственные программы в сфере здравоохранения, направленные на повышение качества и уровня медицинского обслуживания людей.

Именно на изучении опыта Узбекистана в рамках этих приоритетов Посольство России намерено сосредоточиться в текущем году при проведении встреч послов стран "восьмерки" и заседаний Локальной группы контртеррористических действий с участием представителей заинтересованных государственных органов республики.

Я постарался пока лишь в самых общих чертах изложить основные контуры российского председательства в "Группе восьми". Еще раз подчеркну, что заявленная повестка дня саммита в Санкт-Петербурге находится в центре внимания в мире, поскольку касается как международного глобального сотрудничества, так и решения этих проблем у себя в странах.


01.03.2006

http://www.russia.uz/russian/news/briefings/article/54

Статья Посла Российской Федерации Ф.М.Мухаметшина в газете "Труд"


Док. 468051
Перв. публик.: 01.03.06
Последн. ред.: 29.07.08
Число обращений: 179

  • Мухаметшин Фарит Мубаракшевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``